Возраст детей-вокалистов и их психологические особенности.
Оценка 4.9

Возраст детей-вокалистов и их психологические особенности.

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
музыка
СCУЗ, ВУЗ
14.05.2020
Возраст детей-вокалистов и их психологические особенности.
Разбираются особенности голосового аппарата в трех возрастных группах обучающихся.
Возраст детей и их психологические особенности.docx

Возраст детей и их психологические особенности

 

Младший школьный возраст (5-10 лет)

Особенности голосового аппарата. В младшем школьном возрасте формируется собственно певческий аппарат гортани — появляются вокальные связки, и голос приобретает новые, но пока ещё скромные возможности. Всё более чистым и устойчивым становится интонирование мелодии голосом. Дети способны воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии. Ведётся работа по  постановке голоса, многие дети начинают петь звонко, легко. Более ярко проявляется присущий ребёнку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные особенности и достигнутый младшим вокалистом  уровень общего и музыкального развития делают возможным выразительное исполнение несложных песен,они  уверенно чувствуют себя в музыкальном движении, откликаются на музыку разного характера выразительными, естественными движениями всего тела и могут воспроизвести в них динамику развития музыкального образа; в этюдах использует язык жестов и мимики.

При работе с детьми младшей группы учитывается, что в данном возрасте  преобладает верхний резонатор, деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача педагогов – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона

Психологические особенности. Время бурного роста сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях, поэтому занятия с младшей группой проходят очень динамично.

На вокальных занятиях активно используется наглядный материал, т.к. память младших учащихся в этот период  имеет преимущественно наглядно-образный характер и восприятие отличается«созерцательной любознательностью».Их внимание  непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.

 

На занятиях подача материала сопровождается видео-, аудиоматериалами, т.к. в этом возрасте безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.

В программе учитывается, что у детей от 5 до 12 лет надо стараться предупреждать и искоренять дурные привычки в пении. Основные из них -  форсирование звука и неправильная артикуляция. Гимнастика голоса посредством пения основана,  на изучении физиологии детского голоса.

Средний школьный возраст (10 – 15 лет)

Особенности голосового аппарата. При работе с вокалистами среднего школьного возраста, которые уже обучаются основам звукоизвлечения и звуковедения  учитывается необходимость  предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат.

Особое внимание при работе с детьми среднего школьного возраста уделяется предмутационному  и мутационному периоду. К 11 годам в голосах детей появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу.

13-15 лет, мутационный (переходный) период совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача педагога  – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от вокальных  занятий. Важно, чаще прослушивать голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя реагировать на все изменения в голосе. 

Старший школьный возраст (15-17 лет)

Особенности голосового аппарата.15-17 лет, юношеский возраст. Вокальные группы этой возрастной категории состоят из двух  партий: сопрано, альты – голоса девушек. Диапазоны партий сопрано: до1 – соль2; альты: лям – ре2. В этом возрасте  важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь певческий процесс должен корректироваться физическими возможностями обучающихся  и особенностями детской психики.

У детей старшего школьного возраста постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора – ответственный период для юного певца.

Важно знать звуковысотный диапазон грудного регистра учащегося и умело его использовать.  Данная программа руководствуется принципом «от простого к сложному»  – от чистых регистров к смешанным. В зависимости от индивидуальных особенностей голоса старшего обучающегося   работа начинается с того голосового регистра, который он использует наиболее часто. Конечно, можно научить его петь в любом регистре, но большего успеха можно достичь, начиная работу с вокалистом, учитывая природу его голоса. Основные этапы формирования оптимального голосообразования у старших  вокалистов  зависят от условий занятий. На первом этапе работа педагога  направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима, к которому проявляются склонности учащегося  от природы. На втором этапе формируется навык сознательного использования регистров в соответствующем им диапазоне. На третьем этапе наряду с произвольным переключением, скачком, с одного регистра на другой, формируется умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый или постепенном тембральном обогащении его. На четвертом этапе закрепляется и совершенствуется способность обучающегося произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении. Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от педагогического воздействия, восприимчивости обучающегося, его музыкальных способностей.

 

 

Особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

 Форма набора  - свободная, в студию принимаются все желающие.

Важным условием является здоровый голосовой аппарат. На прослушивании детям предлагается исполнить одну песню (народную либо песню современных авторов), повторить ритмические фигуры, заданные педагогом, исполнить движения под музыку.

Основными требованиями, предъявляемыми к учащимся, являются:

ê  регулярное посещение занятий,

ê  трудолюбие,

ê  добросовестность,

ê  доброжелательное отношение друг к другу.

 


 

Возраст детей и их психологические особенности

Возраст детей и их психологические особенности

Особенности голосового аппарата

Особенности голосового аппарата

Конечно, можно научить его петь в любом регистре, но большего успеха можно достичь, начиная работу с вокалистом, учитывая природу его голоса

Конечно, можно научить его петь в любом регистре, но большего успеха можно достичь, начиная работу с вокалистом, учитывая природу его голоса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020