САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Факультет психолого-социальной работы
Кафедра прикладной педагогики и логопедии
Самостоятельная работа
По дисциплине: Возрастная психология
Выполнила студентка 2 курса
заочной формы обучения (группа СБЗ-СРССО-У-2018-1)
Сазонова Алина Сергеевна
Проверил кандидат пед. наук,доцент
Тареева Анастасия Юрьевна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Вопрос 1. При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута гипотеза, о том что улучшение запоминания ими содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приёмов смысловой группировки материала и включении этих приёмов в процесс запоминания. Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу?
В одном и том же исследовании могут сочетаться разные виды эксперимента. Констатирующий эксперимент в процессе специально организованной (естественной) деятельности выявляет определенные психические особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества. Например, сведения об определенных особенностях памяти дают в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент организуют путем специального воздействия на ребенка для формирования у него определенного качества. На специально организованном занятии воспитатель прослеживает, как изменение в обучении влияет на особенности памяти при усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и включения этих приемов в процесс запоминания. Если формирование протекает в процессе обучения, то такой формирующий эксперимент называют обучающим. Если педагог в процессе воспитания формирует какое-либо качество личности ребенка, то такой эксперимент называют воспитывающим.
Вопрос 2. Учитель обратился к психологу с запросом, касающимся исследования межличностных отношений в классе, определения социального статуса учеников. Какими методами должен руководствоваться психолог и как он будет знакомить учащихся с результатами диагностических процедур?
Для исследования возможно применение одной из социметрических методик, н-р Дж. Морено «Социометрия», цель которой – диагностика эмоциональных связей. Исследование направлено на решение следующих задач:
1. Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
2. Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
3.Обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Результат исследования: получение среза динамики внутригрупповых отношений для последующего переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Знакомство с результатами подобного исследования целесообразнее провести только учителю и родителям. При этом учитель должен использовать полученные данные для сплочения коллектива, способствовать развитию дружеских отношений и повышению социального статуса учащихся-«пренебрегаемых», проводить с ними индивидуальную работу по их всестороннему развитию, формированию у них навыков общения со сверстниками.
Вопрос 3. Студент педагогического института подошёл к воспитаннику детского сада (4 года) во время игры и сказал ему: "Подожди минутку, мне надо с тобой побеседовать". Правильно ли поступил студент, решив воспользоваться методом беседы?
Ведущей деятельностью в данном возрасте является игровая. Поэтому вовлеченный в игру ребенок, не способен остановиться и воспринимать слова взрослого. Если студенту было необходимо, что-либо выяснить у ребенка, то необходимо было сделать это в игровой форме (например, изменив правила).
Вопрос 4.Учитель попросил понаблюдать за поведением первоклассника, нарушающего дисциплину во время уроков. Охарактеризуйте дальнейшее действие психолога по выполнению намеченной цели.
Психолог может посетить непосредственно урок и выявить, что является причиной беспокойства ребенка. Возможно, активный ребенок не может усидеть на месте или что-то является сильным раздражителем. Дети только пришедшие в школу, после детского сада ее не все могут контролировать свои эмоции и двигательную активность. Также психолог может провести беседу с малышом о школе, интересно ли ему учиться, как он проводит свободное время. Исходя из собранной методом наблюдения и беседы информации, может дать рекомендации преподавателю.
Вопрос 6. Какова роль социальной среды в развитии личности ребёнка?
Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений.
Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.
Для человека среда - это мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах.
Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
Вопрос 7. Что такое "внутренняя позиция" ребёнка и какова ее роль в развитии психики?
Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Теперь, уже в учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, навыки саморегуляции. Представления о себе—основа самооценки младших школьников. Исследования показали, что представления о себе тесно связаны с отношением к себе, т. е. с самооценкой.
Вопрос 8. Охарактеризуйте значение биологического фактора в развитии психики ребёнка?
Потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взятьиз среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.
Итак, биологический фактор имеет важное значение, он определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью.
Вопрос 9. В чём отличие между уровнем актуального и зоной ближайшего развития? Какова значимость этих понятий для управления развитием личности?
Уровень актуального развития характеризует наличные особенности психических функций ребенка, итоги развития на вчерашний день.
Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития на завтрашний день, определяемое с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослого. Понимание этих уровней позволяет правильно подобрать задачи, предлагаемые для решения ребенку на разных этапах развития, не перегружая его и в тоже время подстегивая движение вперед.
Вопрос 10. В чём отличия эмпирической и теоретической периодизаций детского развития? К какой группе можно причислить периодизацию Д.Б. Эльконина?
Два отличных подхода к периодизации развития: один основан на понимании процесса развития как стихийного процесса, происходящего под влиянием стихийных факторов. Такая периодизация не учитывает потенциальных возможностей ребенка.
Второй подход представляется нормативным, то есть таким, каков он должен быть в идеальных случаях, при полном учете всех влияющих факторов, при правильной организации обучения и воспитания.
В соответствии с этим выделяются эмпирические периодизации (от слова «эмпирика»- реально складывающийся опыт»); они не имеет соответствующего теоретического обоснования и не отвечают на такие важные вопросы, как : «в чем заключаются особенности учебно-воспитательной работы при переходе к новому возрастному периоду?» и так далее.
Существует и достаточно обоснованная теоретическая периодизация, в которой достаточно обоснованы, но не полностью реализованы возможности ребенка.
Периодизация Д.Б. Эльконина представляет собой нечто среднее между эмпирической, сложившейся в реальном жизненном опыте, и теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания.
Вопрос 11. Согласны ли вы с пониманием кризисов как "поворотных пунктов", моментов выбора между прогрессом и регрессом?
Кризисы длятся при благоприятном стечении обстоятельств сравнительно недолго (несколько месяцев) и представляют бурные стадии, революционные изменения, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и резко меняются черты ребенка. В период кризиса каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе, изменяются поведенческие реакции, падает работоспособность, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты, аффективные вспышки. На первый план выдвигаются инволюционные процессы, т.е. распадается то, что образовалось на предыдущей стадии. Теряются интересы, ранее направлявшие его деятельность, происходит отказ от прежних ценностей и норм поведения, но в то же время зарождаются новые образования в психике. То есть кризис скорее не выбор между прогрессом и регрессом, а выбор между тем, что выйдет на первый план на данном этапе развития, а что будет развиваться медленнее.
Вопрос 12. Можно ли утверждать, что периодизация Э. Эриксона связана с рассмотрением качеств личности, проявляющихся в кризисные периоды?
Эриксон считал, что личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом. Специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития приобретает более важное значение по сравнению с другим. Принимая во внимание то, что Эриксон рассматривал решаемые вопросы именно узловых точках развития, можно подтвердить, что его периодизация связана с рассмотрением качеств личности в кризисные периоды.
Вопрос 15. Стоит ли незамедлительно отвечать на плач младенца: брать его на руки, укачивать, пользоваться соской?
В течение первых трех месяцев жизни все дети много плачут. Плач для новорожденного - единственная возможность сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благоприятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть проигнорирована.
Первое и самое главное правило: если малыш заплакал, его необходимо взять на руки и дать грудь. А если он заплакал, находясь на руках, надо предложить ему грудь и покачать.
Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, а мать не может понять характер плача — постараться выяснить его причину. Для этого нужно попробовать высадить ребенка или сменить подгузник, если он уже все сделал самостоятельно, попробовать покачать малыша и уложить его спать. Если это не дает быстрого результата, необходимо проверить и устранить возможные причины раздражения кожи: проверить одежду, состояние коляски или спального места, проверить, не завернулось ли ушко малыша, нет ли опрелостей или высыпаний.
Пытаясь успокоить ребенка, мать сама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут, реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Поэтому женщине необходимо успокоиться и устранить источник раздражения.
Вопрос 16. Правы ли родители, придерживающиеся мнения, что незаменимой игрушкой ребёнка второго полугодия жизни является мягкая игрушка?
Во втором полугодии жизни определяющими психическое развитие ребенка становятся два взаимодополняющих фактора: ведущая деятельность (предметно-манипулятивная) и общение (ситуативно-деловое). Этот период характеризуется появлением хватательных движений и манипулированием с предметами. Все игрушки ребенок берет в рот, поэтому важно, чтобы они были достаточно большими, во избежании проглатывания и чистыми (что невозможно обеспечить для мягкой игрушки). Лучше если у малыша будет больше ярких, различной формы и размеров игрушек с различными поверхностями (шероховатые, гладкие, угловатые). Резиновые пищалки, погремушки, мячики и машинки, кубики, книжки.
Вопрос 17. Нужно ли изолировать десятимесячного малыша от чужих, если их присутствие вызывает у ребёнка тревогу?
Не нужно изолировать ребенка. Нужно научить его правильно взаимодействовать с окружающими. Родители могут помочь своим детям адаптироваться к чудим людям, следя за своими эмоциональными реакциями и давая ребенку время на привыкание к незнакомцам.
Вопрос 18. Для чего детей 6 – 8 месячного возраста знакомят с играми – подражаниями: "Ладушки", "Забодаю"?
Благодаря этой игре, малыши пытаются повторять точные движения и понимать речь. Развивается внимание и мелкая моторика.
Вопрос 19. Следует ли наказывать ребёнка 3-х лет за проявление в его поведении строптивости, негативизма и обесценивание взрослого?
Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это очень важный период в развитии малыша.
В период кризиса трех лет малыш осознает себя и стремится к самостоятельности. Он впервые открывает, что он — такой же человек, как и другие, например, как и его родители.
Наказывать ребенка за это нельзя. Нужно постараться выработать правильную линию поведения, стать более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширить права и обязанности малыша и в пределах разумного дать ему самостоятельности. За этими отрицательными характеристиками, родитель должен видеть попытку ребенка установить новые, более высокие формы отношений с окружающими, видеть попытки ребенка выделить свое «Я». Феномен «Я сам» означает не только внешнюю самостоятельность, самостоятельность в поведении, но и психологическое отделение ребенка от взрослого. Чем быстрее взрослый поймет необходимость перестройки отношений и пойдет на это, тем менее негативным будет поведение ребенка.
Вопрос 20. Как надо себя вести, если ребёнок 3-х лет Вас обозвал?
Когда ребенок обзывает, он не понимает как это воздействует на того к кому это обращено. Поэтому действенным методом будет обозвать его в ответ. Только почувствовав на себе, что ему неприятно, он перестанет это делать вновь.
Вопрос 21. Как Вы полагаете, правильно ли поступает мама Димы (мальчику 1 год. 1мес.), если, одевая его, говорит:”Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай её мне, дай колготки. Принеси мне сандалии.
Мама поступает правильно. Она заботится о том, чтобы ее сын понимал речь, ее звуковую сторону, ориентировался в окружающем мире предметов и выполнял действия по речевому указанию взрослого. Дима будет охотно одеваться, так как мама создает установку для развития этого действия.
Вопрос 22. Почему младший школьный возраст называют вершиной детства?
Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.
Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Вопрос 23. Верно ли поступают учителя, использующие уже на начальном этапе обучения такие приемы работы, как взаимное рецензирование, коллективное обсуждение ответов? Дают ли в начальной школе такие приемы положительный эффект и почему?
Учителя поступают верно. Эти приемы дают положительный эффект именно в начальной школе; начинать аналогичную работу в средних классах гораздо труднее, так как учебная деятельность еще недостаточно сформирована в этом оценочном звене, а подростки, ориентируясь больше на мнение сверстников, не принимают общие критерии оценки и способы ее использования с такой легкостью, как младшие школьники.
Вопрос 24. Почему для развития саморегуляции младшего школьника важна не отметка сама по себе, а содержательная оценка?
Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка - объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры - критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Как показала А.И. Липкина, младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.
Вопрос 25. Являются ли навыки чтения, письма и счета, которыми овладел ребенок к моменту поступления в школу достаточными для суждения об уровне готовности к школе?
Главное для ребенка к школе овладеть не только учебными навыками, но и сформировать коммуникативную сферу. Должны быть оценены такие критерии как: мотивы учения, зрительный анализ, способность принимать учебную задачу, вводные навыки, графический навык, произвольность регуляции деятельности, обучаемость, вербальная механическая память.
Вопрос 26. Верно ли, что период "бурь и страстей" (по Холлу), т.е. подростковый период содержит в себе противоречия, и в чём они проявляются?
Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять.
Это непримиримость ко злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратиться к взрослым. Это богатство желаний, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе. Такое поведение и отношение к тому, что подростка окружает, усиливается, а в некоторых случаях и обостряется рядом психофизиологических причин, обусловленных возрастными изменениями.
Вопрос 27. Известны случаи нервной анорексии у девочек. Объясните это явление.
Нервная анорексия - особая форма психогенного заболевания, возникающего преимущественно в пубертатном периоде и заключающегося в сознательном ограничении ребенком приема пищи в связи с убеждением в необходимости «исправить» свои физические «недостатки». Продолжительность заболевания - 3-5 лет; оно может завершиться летально.
Даже при физиологическом течении пубертатного периода для многих девочек характерен синдром дисморфофобии: неудовлетворенность своей внешностью, преувеличенное представление даже о незначительных внешних изъянах («длинные руки», «толстые бедра», «жирный живот», «утиный нос» и т. п.). Педагоги и родители должны помнить об этих особенностях психики и учитывать их.
Вопрос 28. Как понимать фразу: друг для подростка становится своеобразным психотерапевтом. Как сохранить дружеские отношения в этом возрасте?
Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях - неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».
В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник - это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя.
В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой “реакции группирования”. Но особенно важно для подростка иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.
Вопрос 29. Почему о подростках говорят, что их рассуждения гипотетико-дедуктивные? В чем это проявляется?
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретённые в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.
Вопрос 30. Почему самооценка в юношеском возрасте выше, чем в подростковом?
В 15-17 лет у школьников окончательно сформировывается познавательная сфера. Они полностью владеют своими психическими процессами, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности. Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В это время складывается устойчивых взглядов на мир и своё место в нём – мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение: профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.
Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.
Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15 лет.
Вопрос 31. С чем связаны максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения?
В подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накопление и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?» «Какое место я занимаю в нем?» «Каковы мои возможности?» «Какой я?» Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок.
Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение. Связанны с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения.
Вопрос 32. Верно ли, что юноша не всегда любит девушку к которой его влечёт и не всегда его влечёт девушка, которую он любит?
Утверждение верно. Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражено у мальчиков. Влюбляясь, они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность, и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания, эротизм. Мальчики часто преувеличивают физические аспекты сексуальности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. Обычно в таких случаях психологической защитой служат аскетизм или интеллектуализм.
Вопрос 33. Можно ли говорить об интеллектуальной зрелости старшеклассников?
К моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь.
Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер; интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление (а не интеллектуальные операции сами по себе) создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности, что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни.
Письмо 2. (из хроники жизни младенца).
«Мне уже два месяца, сегодня я увидел, что кроме меня в этом мире есть вы - другие люди. Я очень обрадовался, я смотрел им в глаза, пытался поговорить, тянулся к вам ручками и даже ножками. Я очень хотел вас любить. Я уже люблю вас...»
(Потребность в общении возникает у ребенка в 1-2 месяца. Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностью удовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении с взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи.)
«…Любовь такое сложное чувство, никогда не знаешь, как его выразить. Это от избытка чувств я укусил мамину грудь. Она ведь меня простила? Я не хотел, я не знал, что делал больно, я думал, что это тоже любовь. Когда я закрываю глаза, вы исчезаете, и мне некого любить. Я должен тут же открыть глаза, чтобы вы были. Без вас я могу любить только себя - вот мои пальцы, пятки, а это что такое во рту? Соска! Придется выбросить. Вот это уже интереснее, видимо, это мои волосы, почему-то больно… Что это упало мне на глаза? Это же мои руки!...»
(У младенцев сильно развит познавательный интерес. Они могут подолгу рассматривать предметы, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных элементов рисунка к вертикальным, особое внимание, уделяя цвету. Также у них выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое. В первый год жизни ребенка идет активное развитие памяти. Развиваются все ее генетические виды: эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты.)
«…Если попробовать убрать, то сразу видно маму, а если еще раз закрыть рукой глаза.… О, да это замечательная затея. Игра в “ку-ку”- это то, что надо, для того, чтобы обнаружить не только для себя вас, но себя для себя. Не держите мои руки, не закрывайте мои глаза надолго, а то мне страшно - вдруг я больше не найдусь.… Нашелся, я нашелся, да и вы тут…
(Ребенок может повторить какое-либо движение, появляются характерные для него жесты. Затем у младенцев начинает развиваться образная память. Развитие образной памяти влияет на его общение и формирование мотивационной сферы.)
«…Что это вы от меня хотите? Я уже показывал зайца, я уже приносил мишку. Еще раз? Ладно, принесу! Еще? Ну нет, не буду, не буду вас слушаться! Я сам себя буду слушаться, я ручки спрячу и не буду, не буду, не буду!...»
(Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинами. Внутренние причины кризиса таковы: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами.)
«…Не бойтесь, я недолго не слушался. Вот я уже снова с вами и я снова ваш, а вы мои. Я только хотел вам показать, что я –часть вас, я сам, я отдельный, у меня могут быть и есть свои желания, просто я не всегда могу их выразить…»
( Возможности кризиса все, же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Это явно выражено при конструировании предметов, которыми ребенок манипулирует. Ребенку надо раскрывать общественный способ употребления предметов. Показать это младенцу невозможно, поэтому взрослому приходится конструировать предметы самому.)
«…Что с вами происходит? Вы всегда все знаете, все можете угадать. Поразительно… Я наблюдал за этим. Сначала радует то, что все знаете, но очень быстро вы становитесь грустными, скучными. Если происходит уже известное для вас, то вы редко смеетесь. А я так люблю смеяться! Почему вы не смеетесь, ведь так не бывает. Собаки не мяукают. Поняли, заулыбались, и мне стало веселее, да и сил прибавилось. Теперь не только вы делаете то, что хотите, но и вы делаете то, что я придумываю для вас. Мы стали понимать друг друга, мы стали изменять друг друга…»
(Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение с взрослыми людьми, т.е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым. Без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершенно беспомощен. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить самостоятельно. Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностью удовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении с взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи.)
«…Но как это трудно, управлять с такими большими, как вы. С языком у меня еще плоховато, вот после двух лет, говорят, будет проще…»
(В процессе общения с взрослым у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В присутствии взрослого ребенок более активно гулит, а затем и лепечет, со второго полугодия жизни начинает подражать слогам, произносимым взрослым. Эмоционально-положительное общение взрослого с младенцем формирует у него коммуникативную потребность и стимулирует развитие речи.)
«…А пока приходится иногда и пореветь, и даже на пол упасть, чтобы вы - другие люди - поняли, что я от вас хочу. Хочу немного - любви и радости.»
(Эмоциональная реакция, выражающаяся в повороте головы, гулении, моторной реакции ребенка, плаче, смехе, обоснована привлечением внимания взрослого. Все общение с ребёнком раннего возраста должно строится с учётом ведущего вида деятельности этого периода - предметной деятельности.)
Список литературы
1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): Учеб. / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
2. Смирнова, Е.О. Детская психология [Электронный ресурс]: учебник / Е.О. Смирнова. – 3-е изд. – 304 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?producti...310&page=1
3. Гуманитарно-правовой портал [Электронный ресурс].: информ. аналит. портал. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://psyera.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.