МОАУ «Покровская сош»
Утверждено на педагогическом совете
Протокол №____ от « »______ 2021 г. |
Согласовано Заместитель руководителя по ВР
_____________/ подпись ФИО « » ______ 2021 г.
|
Утверждено Директор МОАУ «Покровская сош» ___________/ Степанова В.А. подпись ФИО Протокол № ___ От « »_______________ 2021 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
(нравственно-эстетическая направленность)
«Время читать»
2 – 3 КЛАСС
АВТОР- СОСТАВИТЕЛЬ: Оплетаева А.Г.
2021 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Время читать» предназначена для обучающихся 2-3 классов и разработана на основании следующих документов:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011 г. № 2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643; от 18.05.2015 №2015, №507; от 31.12.2015 №1576
Рабочая программа внеурочной деятельности «Время читать» соответствует нравственно-эстетическому направлению внеурочной деятельности обучающихся
Программа «Время читать» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность программы с курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается' практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Программа рассчитана на 34 часа в год, в неделю 1 час .
Основные методы обучения:
· Практические
· Рассказ педагога и рассказы детей
· Беседы
· Дискуссии
· Мини-сочинения
· Конкурсы, викторины
· Составление презентаций Power Point
Содержание программы
История книги. Библиотеки.
Сказки народов мира
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку абонемент и читальный нал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работал: ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семи- летка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом - составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Дети — герои книг
Книги о детях
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В, Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателё».
Книги зарубежных писателей
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчик книг.
Книги о детях войны
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Газеты и журналы для детей
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги...»
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
· осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
· употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
· понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
· рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
· пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
· осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
· задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
· делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
· находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
· пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
обучающиеся получат возможность научиться:
· понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
· пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
· участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
· формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
· делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
· домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
· выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
· находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
· готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Общая характеристика курса
Содержание программы «Время читать» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата1, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоения программы «Время читать» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
'уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
—соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для выпуска газеты «Мы читаем»;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Учебный план
№ |
Темы разделов |
Кол-во часов |
1. |
История книги |
4 часа |
2. |
По дорогам сказок |
4 часа |
3. |
Книги – сборники. Басни и баснописцы. |
4часа |
4. |
Книги о родной природе |
2часа |
5. |
Книги Л.Н. Толстого для детей |
4 часа |
6. |
Животные — герои детской литературы |
4часа |
7. |
Дети — герои книг |
4часа |
8. |
Книги зарубежных писателей |
2часа |
9. |
Книги о детях войны |
4 часа |
10. |
Газеты и журналы для детей |
2 часа |
Всего – 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Основные виды деятельности |
Дата |
Количество часов |
||||||
Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности) |
Практическая часть занятия. (Форма организации деятельности) |
|||||||||
По плану |
По факту |
|||||||||
|
Раздел 1. История книги – 4 часа |
|||||||||
1 |
Книги – сборники былин, легенд, сказок |
Беседа о первых книгах – сборниках Просмотр презентации о книгах – сборниках былин |
07.09 14.09 |
|
2 |
|||||
2. |
Первые книги. Библия. |
Беседа о библии. |
Чтение библии. |
21.09 28.09 |
|
2 |
||||
Раздел 2. По дорогам сказок – 4 часа |
||||||||||
3 |
Волшебный мир сказок |
Беседа о сказках А. С. Пушкина |
Просмотр презентации «Сказки А. С. Пушкина» |
05.10 12.10 |
|
2 |
||||
4. |
Сказки бытовые, волшебные, о животных |
Беседа о бытовых , волшебных, о сказках о животных |
Чтение учащимися сказок |
19.10 26.10 |
|
2 |
||||
Раздел 3. Книги – сборники. Басни и баснописцы. – 3часа |
||||||||||
5. |
История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги- сборника. |
Рассказ учителя об истории басни |
Инсценировка басен. |
02.11 09.11 |
|
2 |
||||
6. |
Герои басен. Инсценирование басен. |
Беседа о героях басни |
Инсценировка басен. |
16.11 23.11 |
|
2 |
||||
Раздел 4. Книги о родной природе – 2 часа |
||||||||||
7 |
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. |
Сообщения учащихся о поэтах. |
Просмотр презентации о поэтах. |
30.11 07.12 |
|
2 |
||||
|
Раздел 5. Книги Л.Н. Толстого для детей - 4 часа |
|||||||||
8. |
Книги Л.Н. Толстого для детей. |
Сообщения учащихся |
Просмотр презентации «Книги Л.Н. Толстого» |
14.12 21.12 |
|
2 |
||||
9. |
Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок. |
Сообщения учащихся |
Просмотр презентации «Книги Л.Н. Толстого» |
28.12 04.01 |
|
2 |
||||
Раздел 6. Животные — герои детской литературы – 4 часа |
||||||||||
10 |
Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». |
Беседа «Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.»
|
Составление аннотации |
11.01 18.01 |
|
2 |
||||
11 |
Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. |
Беседа «Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.»
|
Написание отзыва. |
25.01 01.02 |
|
2 |
||||
Раздел 7. Дети — герои книг – 4 часа |
||||||||||
12. |
Книги-сборники произведений о детях. |
Беседа. Дети — герои книг. Типы книг. |
Чтение произведений о детях. |
08.02 15.02 |
|
2 |
||||
13 |
Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках». |
|
Литературная игра |
22.02 01.03 |
|
2 |
||||
Раздел 8. Книги зарубежных писателей – 2 часа |
||||||||||
14 |
Книги зарубежных писателей. |
Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. |
Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях |
15.03 22.03 |
|
2 |
||||
Раздел 9. Книги о детях войны – 4 часа |
||||||||||
15. |
Л. Воронкова «Девочка из города». |
Работа с выставкой книг |
Л. Воронкова «Девочка из города».Аннотация. |
29.03 05.04 |
|
2 |
||||
16. |
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». |
Чтение рассказа. |
Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). |
12.04 19.04 |
|
2 |
||||
Раздел 10. Газеты и журналы для детей – 2 часа |
||||||||||
17. |
Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» |
История создания журнала «Мурзилка» |
Работа с электронными периодическими изданиями : «Детская газета», журнал «Антошка» и др. |
26.04 10.05 |
|
2 |
||||
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.