Время читать
Оценка 4.8

Время читать

Оценка 4.8
docx
20.11.2021
Время читать
время читать программа.docx

МОАУ  «Покровская сош»

 

Утверждено

на педагогическом совете

                        

Протокол №____

от «    »______ 2021 г.

Согласовано

Заместитель руководителя по ВР

 

_____________/

подпись                        ФИО

«    » ______ 2021 г.

 

Утверждено

Директор МОАУ  «Покровская сош»

___________/ Степанова В.А.

подпись                       ФИО

Протокол № ___ 

От «   »_______________ 2021 г.

 

 

 

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

(нравственно-эстетическая направленность)

 

«Время читать»

2 – 3 КЛАСС

 

 

 

АВТОР- СОСТАВИТЕЛЬ: Оплетаева А.Г.

 

2021 г.

 

         Рабочая программа внеурочной деятельности «Время читать» предназначена для обучающихся 2-3  классов и разработана на основании следующих документов:

 

        Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011 г. № 2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643; от 18.05.2015 №2015, №507; от 31.12.2015 №1576

Рабочая программа внеурочной деятельности «Время читать» соответствует нравственно-эстетическому направлению внеурочной деятельности обучающихся

            Программа «Время читать» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивиду­альных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели программы:

      создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

      расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

формирование личностных, коммуникативных, познавательных и ре­гулятивных учебных умений.

Преемственность программы с курсом литературного чте­ния позволяет от класса к классу проводить системную работу по интел­лектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятив­ными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации фа­культативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий создаёт условия для углубле­ния знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается' практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Программа рассчитана на  34 часа в год,  в неделю 1 час .

Основные методы обучения:

·        Практические

·        Рассказ педагога и рассказы детей

·        Беседы

·        Дискуссии

·        Мини-сочинения

·        Конкурсы, викторины

·        Составление презентаций Power Point

Содержание программы

История книги. Библиотеки.                      

Сказки народов мира

Система библиотечного  обслуживания: запись в библиотеку абоне­мент и читальный нал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работал: ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семи- летка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворе­ний, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом - составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон­дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Дети — герои книг

Книги о детях

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В, Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателё».

Книги зарубежных писателей

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зару­бежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчик книг.

Книги о детях войны

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чте­ние, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Газеты  и журналы для детей

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги...»

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографи­ческие справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Требования к уровню подготовки обучающихся:

·        осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

·        употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

·        читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

·        понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

·        рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

·        пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

·        осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

·        задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

·        делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;

·        находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

·        пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

обучающиеся получат возможность научиться:

·        понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

·        читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

·        пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

·        участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

·        формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

·        делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.

·        домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

·        выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

·        находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

·        готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Общая характеристика курса

Содержание программы  «Время читать» создаёт возможность для вос­питания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов дру­гих стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для само­стоятельного чтения и работы с книгой. Содержание за­нятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата1, так и из других изданий (справочных, энциклопедиче­ских).

В программу включены занятия библиографического характера, ко­торые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обо­гатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате освоения программы «Время читать» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального го­сударственного образовательного стандарта начального общего образо­вания:

      осознавать значимость чтения для личного развития;

      формировать потребность в систематическом чтении;

      использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

      уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

      пользоваться справочными источниками для понимания и полу­чения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

      уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

      уметь самостоятельно работать с новым произведением;

Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ­ной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

'уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои ре­зультаты.           

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию  из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым биб­лиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали,  формировать свою этическую позицию;

      высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

      участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.       

Универсальные учебные действия:

      писать отзыв о книге или героях книги;

      пользоваться библиографическим справочником;

      рассматривать и читать детские газеты и журналы;

      находить нужную информацию в газетах и журналах;

      собирать информацию для выпуска газеты «Мы читаем»;

      пользоваться электронными газетами и журналами.

Учебный план

Темы разделов

Кол-во часов

1.      

История книги

4 часа

2.      

По дорогам сказок

4 часа

3.      

Книги – сборники. Басни и баснописцы.

4часа

4.      

Книги о родной природе

2часа

5.      

Книги Л.Н. Толстого для детей

4 часа

6.      

Животные — герои детской литературы

4часа

7.      

Дети — герои книг

4часа

8.      

Книги зарубежных писателей

2часа

9.      

Книги о детях войны

4 часа

10.  

Газеты и журналы для детей

2 часа

Всего – 34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Основные виды деятельности

Дата

Количество часов

Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности)

Практическая часть занятия. (Форма организации деятельности)

По плану

По факту

 

Раздел 1. История книги – 4 часа

1

Книги – сборники былин, легенд, сказок

Беседа о первых книгах – сборниках

Просмотр презентации о книгах – сборниках былин

07.09

14.09

 

2

2.

Первые книги. Библия.

Беседа о библии.

Чтение библии.

21.09

28.09

 

2

Раздел 2. По дорогам сказок – 4 часа

3

Волшебный мир сказок

Беседа о сказках А. С. Пушкина

Просмотр презентации  «Сказки А. С. Пушкина»

05.10

12.10

 

2

4.

Сказки бытовые, волшебные, о животных

Беседа о бытовых , волшебных, о сказках о животных

Чтение учащимися сказок

19.10

26.10

 

2

Раздел 3. Книги – сборники. Басни и баснописцы. – 3часа

5.

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги- сборника.

Рассказ учителя об истории басни

Инсценировка басен.

02.11

09.11

 

2

6.

Герои басен. Инсценирование басен.

Беседа о героях басни

Инсценировка басен.

16.11

23.11

 

2

Раздел 4. Книги о родной природе – 2 часа

7

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

Сообщения учащихся о поэтах.

Просмотр презентации о поэтах.

30.11

07.12

 

2

 

Раздел 5. Книги Л.Н. Толстого для детей   - 4 часа

8.

Книги Л.Н. Толстого для детей.

Сообщения учащихся

Просмотр  презентации «Книги Л.Н. Толстого»

14.12

21.12

 

2

9.

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на­родных сказок.

Сообщения учащихся

Просмотр  презентации «Книги Л.Н. Толстого»

28.12

04.01

 

2

Раздел 6. Животные — герои детской литературы – 4 часа

10

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

Беседа «Книги-сборники произведений о животных. Каталог, ка­таложная карточка.»

 

Составление аннотации

11.01

18.01

 

2

11

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере­водчики рассказа. Отзыв.

Беседа «Книги-сборники произведений о животных. Каталог, ка­таложная карточка.»

 

Написание отзыва.

25.01

01.02

 

2

Раздел 7. Дети — герои книг – 4 часа

12.

Книги-сборники произведений о детях.

Беседа. Дети — герои книг. Типы книг.

Чтение произведений о детях.

08.02

15.02

 

2

13

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках».

 

Литературная игра

22.02

01.03

 

2

Раздел 8. Книги зарубежных писателей – 2 часа

14

Книги зарубежных писателей.

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях

15.03

        22.03

 

2

Раздел 9. Книги о детях войны – 4 часа

15.

Л. Воронкова «Девочка из города».

Работа с выставкой книг

Л. Воронкова «Девочка из города».Аннотация.

29.03

05.04

 

2

16.

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

Чтение рассказа.

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

12.04

19.04

 

2

Раздел 10. Газеты  и журналы для детей – 2 часа

17.

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка»

История создания журнала «Мурзилка»

Работа с электронными  периодическими  изданиями : «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

26.04

10.05

 

2

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МОАУ «Покровская сош»

МОАУ «Покровская сош»

Время читать

Время читать

Рабочая программа внеурочной деятельности «Время читать» предназначена для обучающихся 2-3 классов и разработана на основании следующих документов: –

Рабочая программа внеурочной деятельности «Время читать» предназначена для обучающихся 2-3 классов и разработана на основании следующих документов: –

Формы организации фа­культативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т

Формы организации фа­культативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией

Справочная литература. Энциклопедии для детей

Справочная литература. Энциклопедии для детей

Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева,

Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева,

Общая характеристика курса Содержание программы «Время читать» создаёт возможность для вос­питания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и…

Общая характеристика курса Содержание программы «Время читать» создаёт возможность для вос­питания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и…

Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ­ной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр

Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ­ной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр

Учебный план № Темы разделов

Учебный план № Темы разделов

Календарно – тематическое планирование № п/п

Календарно – тематическое планирование № п/п

Беседа о бытовых , волшебных, о сказках о животных

Беседа о бытовых , волшебных, о сказках о животных

Раздел 5. Книги Л.Н. Толстого для детей - 4 часа 8

Раздел 5. Книги Л.Н. Толстого для детей - 4 часа 8

Книги-сборники произведений о детях

Книги-сборники произведений о детях

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая»

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2021