Время перемен.
Модель сообщества практики «Педагог как самоуправляемая обучающаяся система»
Мир постоянно меняется! Если раньше у человека была постоянная работа, стабильность и предсказуемость, теперь - новые технологии и профессии, кризисы, риски потерь, усиливающаяся неопределенность, страх и неуверенность за будущее. Добавим к этому глобальную турбулентность и переход к цивилизации, построенной на принципах неустойчивого развития, толкающих человека к постоянному выбору ответов на вызовы времени. Все это заставляет каждого из нас поддерживать высочайшую скорость происходящих изменений, уметь адаптироваться к новому мировоззрению, общаться и взаимодействовать - ведь будущее «наступает» на нас быстрее, чем мы успеваем среагировать на происходящие изменения. Неготовность к жизни в новом сложном мире, снижение творческого потенциала и врожденной способности к сотрудничеству, потеря чувствительности и сострадательности не позволяют сегодня в полной мере выстраивать и развивать новую модель общества, в основе которой должна лежать коллективная мудрость. Настало время целенаправленного изменения систем образования XXI века. Как отмечает Александр Брычкин, генеральный директор корпорации «Российский учебник»: «В наше время глобальные изменения происходят настолько стремительно, что сложно предугадать, какими знаниями, навыками и компетенциями должны будут обладать сегодняшние первоклассники на выходе из школы. Зачем и чему учить человека в современном, сложном мире? Что такое навыки XXI века? Как выстроить индивидуальные образовательные траектории?» [4, с.2]. Не будет преувеличением сказать, что вопросы образования волнуют сегодня едва ли не каждого человека - от их решения зависит жизнь каждого из нас. В 2014 году группа российских исследователей и практиков из сферы инновационного образования взялась за разработку проекта «Глобальное будущее образование» (Global Education Futures). С этого времени совместно с международным сообществом проходят постоянные обсуждения вопросов образования будущего. Сегодня уже стало ясно, что происходит рождение образовательного подхода нового типа - «образование коллективности», в котором учат не отдельных людей, а команды, организации и сообщества» [3, с.8]. По словам Павла Лукши, основателя Global Education Futures и профессора Московской школы управления СКОЛКОВО, в России ощущается дефицит новых специалистов «экономики знаний» -10 миллионов человек, способных работать с творческими задачами и вызовами будущего! По его мнению, «именно люди с развитым мышлением и качественными навыками становятся самой высокой ценностью новой экономики, источником нашего богатства и процветания, его главным ограничением или возможностью» [4,с.9]. Клаус Шваб, президент Всемирного экономического форума в книге «Четвертая промышленная революция» говорит о том, что «мы стоим у истоков революции, которая фундаментально изменит то, как мы живем, работаем и общаемся друг с другом. По масштабу, объему и сложности четвертая промышленная революция не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества. Нам предстоит увидеть ошеломляющие технологические прорывы в самом широком спектре областей, включая искусственный интеллект, роботизацию, автомобили - роботы, трехмерную печать, нанотехнологии, биотехнологии и многое другое». [8, с.3]. Развитие и внедрение новейших технологий связано с все возрастающей неопределенностью будущего, предъявляющего нашему существованию как великие возможности - от обновления способов мышления, творчества до принятия решений и деятельности, так и великие потрясения - от «шестого вымирания» (исчезновение видов биосферы вследствие деятельности человека) до создания автономных машин, обладающих самосознанием. И у нас пока нет четкого представления, как будут развиваться преобразования, вызванные технологическими прорывами, какие изменения они вызовут в жизни человека, как изменят среду его обитания. В связи с этим самой большой проблемой, стоящей перед человечеством в XXI веке, является образование для «появления сложного общества и самореализации каждого человека на Земле». Специалисты Высшей школы экономики определили прорыв четвертой промышленной революции как возможность человека масштабно влиять на изменения потребностей современного общества и каждого человека в отдельности, исходя из осмысления перемен в области образования, чтобы развить глубокие компетенции, включающие актуальные современные знания. Если обратиться к сфере дошкольного образования, то закономерно встает вопрос: «Какой педагог будет нужен детскому саду лет через 10-15? Какое качественное системное образование он должен получить, какими необходимыми компетентностями и навыками реальной деятельности овладеть?». Ответы на эти и другие вопросы, связанные с образованием и воспитанием можно уже сейчас найти во многих нормативно - правовых документах. Это и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) » (приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н); федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы от 29.12.2014 № 2765-р. Сегодня педагогу уже невозможно оставаться в прежней позиции педагога - транслятора и принятые документы закономерно выводят его на уровень реализации широкого ролевого репертуара при решении воспитательно - образовательных задач, таких как фасилитатор, модератор, тьютор, коуч, консультант и др. Конечно, вряд ли стоит ожидать, что позиция воспитателя кардинально изменится на новые роли и уже совсем фантастично звучит замена его на робота, пусть даже с искусственным интеллектом. Но то, что педагогам придется осознанно принять и постараться наиболее адекватно встроиться в существующие реалии, овладев необходимыми для этого навыками и компетентностями пока еще из области завтрашнего дня - не вызывает сомнений. Уже в ближайшем будущем многим из нас придется столкнуться с необходимостью профессиональной переориентации по несколько раз за карьеру. И в этой реальности успешность педагога будет определяться не владением определенным объемом знаний, а расширением этих знаний и умением получать навыки их применения в новых быстроменяющихся ситуациях. Быть креативным, уметь критически мыслить, общаться и сотрудничать, получать новые компетенции и брать на себя новые роли, владеть способами использования новых технологий и на основе всего этого самореализоваться - это тот «универсал», который нужен меняющемуся миру. Иными словами, каждому из нас необходимо мужество, чтобы выйти из зоны комфорта существующей системы и научиться работать в условиях неопределенности. Впервые в России Московская школа управления СКОЛКОВО и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в результате которого выявили спрос на новые компетенции и выстроили образ новых профессий, в частности, в образовании. Данные исследований были собраны в «Атлас новых профессий» (2014 г.). Попробуем заглянуть в него. Первое, на что стоит обратить внимание, это овладение педагогом надпрофессиональными навыками и умениями, которые сами по себе являются универсальными. Овладение ими позволит повысить эффективность своей профессиональной деятельности, стать более сложным человеком, способным жить в новом сложном обществе, даст возможность передвижения внутри образовательной системы, сохраняя при этом свою востребованность. Это такие навыки как: - мышление (системное, критическое, проблемно-ориентированное, кооперативнотворческое); - умение управлять проектами; - клиентоориентированность, умение работать с запросами; - сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты работы и обучения - умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми); - работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем); - эмпатия (эмоциональный или межличностный интеллект), телесно- кинестетический и натуралистический интеллект; - способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса. Образование традиционно считается крайне консервативным социальным институтом, но в связи с приходом в нашу жизнь новых информационных и коммуникационных технологий оно постепенно начинает претерпевать значительные изменения. В связи с этим впервые появляется такое понятие как «новая грамотность»: понимание глобальных проблем, овладение навыками управления своим здоровьем, понимание принципов работы общества, умение заботиться об окружающей среде, финансовая грамотность и пр. В образовании начинают применяться инструменты обучения с привлечением информационных технологий и медиа: различные онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн - миры, обучающие эдьютейнмент - парки и др. Помимо привычного обучения навыкам и знаниям, новые инструменты позволяют развивать когнитивные навыки и осваивать продуктивные состояния сознания. Информационные технологии помогают сделать образование сугубо индивидуальным, когда содержание и процесс обучения подстроены под запросы обучающегося (педагога, ребенка, родителя) и его особенности (скорость обучения, предпочтение формы обучения, особенности подачи материала и др.). Кроме того, в образовании активно внедряются игровые формы обучения, в частности, геймификация, т.к. игра позволяет наиболее всесторонне и эффективно осваивать необходимый материал. За счет игры повышается адаптивность и гибкость встраивания человека в новые условия, возрастает способность учиться, разучиваться и переучиваться в течение жизни. Немаловажно и то, что образование оказывается все более предметным и практико - ориентированным - педагоги хотят учиться быстрее, компактнее. Возрастает значимость рабочей этики человекоцентрированных сервисов. Осуществляется активный переход пользователей (наиболее продвинутых педагогов, родителей) к образовательным стартапам, в частности, к EdTech с возможностью получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и формирования новых «мягких» навыков (soft skills). Это создает идеальные условия для появления открытого персонального (сетевого) образования на основе актуального и опережающего контента, создания мотивирующих образовательных сред и пространств. Как следствие, повышаются различные способы взаимодействия пользователя с обучающей средой. Все это позволяет образовательным средам становиться более гибкими, вариативными и в конечном итоге может привести систему образования и персонализированный процесс самообразования педагога не просто к оцифровке офлайн-образования (то, что уже происходит сегодня), а к появлению новых методических решений на основе искусственного интеллекта. Масштаб технологического вызова уже сегодня можно оценить даже не профессионалу в области образования. В том же «Атласе новых профессий» в образовательной системе будущего представлен ряд непривычных и пока еще не ставших в целом массовыми для образования профессий, таких как: разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайнплатформы, ментор стартапов, игромастер, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу, разработчик инструментов обучения состояниям сознания. Конечно, большинство из представленных профессий вряд ли могут быть востребованы в детском саду даже через 15-20 лет, хотя с полной уверенностью в условиях изменчивого мира это сложно утверждать: ведь вполне может измениться и само образовательное учреждение - «детский сад». Уже сейчас разрабатываются цифровые образовательные экосистемы по превращению пресловутой lifelong learning (учеба длиной в жизнь) из призыва в реальный путь пользователя. В идеальной экосистеме такого рода уже ребенок - дошкольник становится активным пользователем продуктов образования. Сегодня акцент личностного развития и педагога, и ребенка ставится на синтез овладения компетентностями в конкретных областях знания, общие представления и высокий уровень понимания поля знаний в различных сферах. Цитируя Стива Джобса, можно сказать, что «самих по себе технологий недостаточно…Технологии должны дополняться искусством и гуманитарными науками, чтобы заставить наши сердца петь». Вместе с тем, в образовании все еще присутствует исполнительский, а не творческий подход, высока доля подчинения ребенка взрослому, практически отсутствует возможность самоустраняться от сфер, которые ребенку не интересно изучать и т.д. По результатам исследований и форсайт - сессий можно с уверенностью сказать, что переход к непрерывному обучению на протяжении всей жизни является одним из самых важных в модели современного образования с включением различных форм воспитания, обучения и самообучения. Особенно это важно для педагога, его превращения в «самоуправляемого» обучающегося. Только такой «самоуправляемый» педагог способен ставить цели своего обучения, определять параметры процесса обучения, использовать и создавать необходимые для этого образовательные ресурсы, погружаться в различные образовательные опыты и, более того, может научить этому своих воспитанников. Кроме того, именно «самоуправляемый» педагог способен создать запрос на новые персонализированные образовательные форматы с использованием инновационных технологий, включая онлайн - курсы, образовательные приложения, обучение через практику и др. Педагогический профессионализм XXI века - это конструкт, объединяющий личностную и профессиональную позиции. В том же докладе Global Education Future говорится, что образовательные инновации должны обеспечить переход на такие форматы, как педагогика и андрагогика. Это позволит существенно увеличить уровень самостоятельности и самоуправляемости, «включая формирование мотивации к познанию и развитию, постановку личных целей, выбор образовательных технологий и практик, подбор / создание опережающего контента». Для того, чтобы осуществить осознанный перевод личности каждого педагога в позицию саморазвития и профессионального взаимодействия, необходимо создать образовательную среду как «систему качественных связей между пространственно - предметным и социальным компонентами» [9, с.110]. Иными словами, образовательная среда должна обеспечивать каждому педагогу комплекс возможностей для эффективного личностного саморазвития. Опираясь на теорию возможностей Дж.Гибсона - это: что среда предоставляет субъекту (педагогу), чем его обеспечивает и что ему предлагает. По В.А. Ясвину современная качественная личностно - развивающая образовательная среда должна содержать такие возможности, как: «удовлетворение физиологических потребностей (СанПин), потребность психологической и социальной безопасности, удовлетворение социальных потребностей (уважение, признание, общественное одобрение); удовлетворение в сохранении и повышении самооценки, развития познавательной потребности в особой области (интересов); развитие потребности в преобразующей деятельности в особой области (склонности) путем участия в исследовательской, конструкторской и другой деятельности; развитие потребности в эстетическом преобразовании окружающей среды». [9, с.110]. Если возможности образовательной среды комплиментарны потребностям педагога, тогда сама среда создает соответствующую мотивацию его деятельностной активности, высшим проявлением которой, согласно А.Маслоу, является потребность в самоактуализации. Педагог сложного мира всегда будет выбирать продвижение вперед, преодоление трудностей и достижение высокой цели. Для создания такой развивающей личностно - ориентированной среды необходимо определить «проблемные точки» личностного развития и профессионального взаимодействия педагогов, ориентируясь на переход от принципа «1 человек -1 задача» к распределению ответственности на уровне 1 человек или небольшая команда могут отвечать за комплексный процесс или несколько процессов разного профиля. Проблему становления самоуправляемого обучающегося педагога можно представить схемой «фишбоун». Для перехода «проблемных точек» в системную коммуникацию ценностей роста необходимо, прежде всего, целенаправленно и системно проводить широкомасштабную популяризацию ценности персонализации саморазвития и концепции обучения в течение всей жизни для каждого педагога. С этой целью можно создавать различные вариативные мини-сообщества практики как пространства саморазвития, дающие поддержку коллег и наставничество с учетом потребностей и способностей педагога Представленная модель сообщества практик базируется на следующих принципах: - командность - педагоги разрабатывают задания с коллективным решением задач; - неопределенность и адаптивность - решаются задания на умение осваивать новый материал или технологию с последующим включением в свою работу; - бережливость - оптимизация расхода ресурсов, минимизация влияния на окружающую среду, определение способа будущей утилизации (например, сбор макулатуры); - взаимодействие с субъектами воспитательно-образовательного процесса (дети, родители, коллеги) - умение грамотно коммуницировать, разрешать конфликтные ситуации; - полный цикл предоставления услуг - разработка и построение заданий как модели полного комплекса; - виртуализация - умение работать с помощью новых поколений интерфейсов, в том числе удаленно; - свобода творчеств - умение решать задания с творческими нестандартными задачами. Сообщества практики построены на основе развития навыков ХХI века (эмпатия, медиаграмотность, управление вниманием, креативность, экологическое и дизайнмышление, кооперация, способность учиться и переучиваться), где каждый педагог может самореализоваться в команде коллег и как профессионал, и как личность. Главная задача сообщества практики - обеспечение равенства возможностей при росте разнообразия удовлетворения интересов и способностей каждого педагога. У педагога есть пространство, в котором он может реализовать свой творческий поиск возможностей и достаточное время на осмысление, обсуждение с коллегами и эксперимент. В таком общении педагог нарабатывает и кооперативно приобретает образовательный опыт различной степени длительности - от часов и даже минут, до нескольких лет. Личная заинтересованность и эмпатия помогают сделать этот опыт более гибким, используя различные образовательные стили (кооперативные и конкурентные, когнитивные и эмоциональные, практико - и теоретико - ориентированные и т.д.) и создают мотивацию достижения целей. Центральным ядром сообщества практики является «ПсихеЯ», способствующая порождению интереса к саморазвитию, мотивации совместного развития в области интересов и потребностей педагога. Установка на развитие вызывает желание постоянного самосовершенствования, «это, в свою очередь, провоцирует… принимать вызовы… настойчиво преодолевать препятствия… считать усилие шагом к совершенству… учиться через критику… извлекать уроки и находить вдохновение. В результате такой установки педагог продолжает развиваться и раскрывать свой потенциал. Усиливается ощущение свободы воли» [7, с.186]. Как можно улучшить то, что педагог делает в образовательной деятельности? И здесь уместно говорить о технологии, но не как о самоцели, а как о наборе полезных инструментов для улучшения образовательного опыта и педагога, и ребенка. Сообщество практики «Театр одного актера» реализует игровые технологии, поддерживающие процессы персонального и коллективного образования, конструирование разнообразных идей их применения, как индикаторов качества развития (уровень взаимодействия, усиление творческих способностей, иммерсивность и т.д). Организация гибкости и самоуправляемости среды внутри сообщества практики «КубиКон» и «АрхиТек» обеспечивает педагогу возможность проявления творческой, преобразующей активности. При таком подходе педагог научается изменять функциональные назначения различных предметов в зависимости от конкретных условий образовательного процесса. Гибкость и управляемость позволяет ему не только вариативно использовать различные системы детских конструкторов (Лего, магнитный конструктор SMARTMAX, Тико, крупноблочный конструктор EDU-FARM BIG BLOCK и др.), но и самостоятельно разрабатывать авторские нестандартные конструкторы. Такие разработки обладают рядом уникальных достоинств: дополнительным развивающим воздействием на сенсорику и моторику руки; служат расширению и обогащению познавательного интереса, активности и самостоятельности ребенка; распределению внимания, разработке и созданию креативных и нестандартных объектов. Симуляторы, игрофикация, игровые приложения в дополненной реальности- используемые решения, усиливающие индивидуальный и коллективный образовательный процесс, в том числе за счет личных виртуальных помощников (фасилитаторы, модераторы), персонализированных интерактивных материалов, интерфейсов - площадка возможностей в «Цифре». В итоге - целостное развитие компетенций, в том числе когнитивных, социальных и психофизических качеств. «Две руки»: развитие тела, управление эмоциями, творческие способности, включая способности правого полушария и межполушарного взаимодействия, игровые достижения. Здесь индивидуальные опыты «собираются» в коллективный образовательный опыт. Как результат - возникают коллективные компетенции. Как вывести ребенка на уровень расширения своих возможностей и действий в новых ситуациях, развития символизации, собственной субъектности? Как развить гибкость в подходах к решению задач различной степени сложности? Как формировать положительное эмоциональное состояние от умственного напряжения? Ответ - взаимодействуя с коллегами в «Схематоне». В ответ на рост роботизации и цифровизации, когда все больше людей предпочитает общаться в виртуальной среде, живое общение становится едва ли не роскошью. Переход к новым ролевым ситуациям: равенство в обучении, ребенок - ребенок в позиции обучающего, интерес и мотивация, получение нового опыта, умение находить нестандартные решения в связи с изменчивостью среды, возможность проживания множества ролей и социальных ситуаций в безопасной и привлекательной образовательной среде, нарабатывается в «Вытворялках». Как следствие, начинают появляться семьи - пользователи новых форм коллективного разновозрастного обучения в городских условиях. В ХХI веке творческое мышление - наиболее важный навык, который педагоги могут применить в «Тьюторе» для разработки прогрессивных задач ДОУ, управления образовательным процессом, привлекая и создавая «мотивирующие интерактивные социо – технические образовательные системы с акцентом на социальном контексте их применения». Психологические исследования показывают, что активная вовлеченность в проектирование образовательного процесса существенно повышает профессионализм педагога. Исследуя, обсуждая, занимая разные точки зрения, создавая и пересоздавая различные конструкты образования в «Питоне» (Проектирование, Игра, Технологии, Обучение, Наука) педагоги нарабатывают опыт получения знания в условиях существования большого количества разных источников информации. Овладение и использование дизайн - мышления помогает выходить за плоскость привычных и очевидных идей. Развивающее образование требует от педагогов новых компетенций. Возможно, самой сложной задачей является создание и совместное конструирование высокоразвитых форм свободной игры детей. Овладеть таким «взрослым» умением можно в «ИграЯ». Как выстроить доверительные отношения с ребенком, помочь научиться преодолевать любые возрастные трудности? Как поддержать малыша в выстраивании отношений со сверстниками? Как учитывать потребности ребенка и предоставлять ему самостоятельность в принятии решений? Как найти безопасные способы справляться с ситуациями, когда ресурсы на исходе? Сделать общение с ребенком ресурсным - как для него, так и для педагога, общаясь и обучаясь в «АнтроПотехе». Особое внимание в развитии и переосмыслении своей личностной и профессиональной позиции уделяется повышению уровня решаемых когнитивных задач. Согласно таксономии Б.Блума, педагог «сложного мира» должен научиться решать когнитивные задачи разной степени сложности - помнить, узнавать, применять, анализировать, оценивать и, как высший уровень, создавать нечто принципиально новое. Приобретенный опыт в практической деятельности внутри сообщества практики педагоги могут успешно реализовать в условиях городских образовательных форматов, удовлетворяя тем самым растущий спрос на практико - ориентированное образование. Это позволит обеспечить гибкость в проведении самих форматов, ориентированных на развитие творческих и технических навыков участников, развитие эмоционального и системного интеллекта. Первые попытки нами уже были предприняты. Это образовательные события в Центре Досуга (изобразительно - художественное творчество) и в городском музее «Музейная педагогика»; зональный этап «Чемпионата «Школы Росатома» по футболу 5+», образовательное событие «Город чемпионов» с участием детей, родителей и педагогов из Железногорска, Зеленогорска и Северска; социальные акции «Подарок жителям города», «Красота живет в подъездах» (украшение подъездов домов рисунками детей); долгосрочное участие в краевой экологической программе «Зеленый кошелек» по сбору макулатуры; экологические акции «Подарок обитателям «Роева ручья» и «Станции юных натуралистов» (изготовление тренажеров для мелких животных и птиц); «У лукоморья» - локации для детских садов микрорайона и др. Используя технологии дополненной реальности, педагоги могут и должны продвигать идею становления города как образовательного пространства. Таким образом, может выстроиться структурный элемент связной локальной экосистемы со своими уникальными «экосистемными свойствами», в которой сосуществуют разнообразные образовательные среды для формирования «сложного человека». При достаточной проработанности воспитательно - образовательных задач локального характера сообщества практики могут выходить на уровень глобального взаимодействия - больших образовательных онлайн - платформ. Как подчеркивает Э.Н.Гусинский: «…эффект развития у каждого - свой. Нужно сказать и больше: нет никакой возможности предсказать, каким он будет у конкретного человека в данной образовательной ситуации - ни сам человек не может это сделать, ни любой, даже самый чуткий наставник. Но в активной образовательной среде весьма высока вероятность возникновения случая, который возбудит личный интерес, спровоцирует кризис компетентности, или будет способствовать стабилизации уже перестраивающейся системы моделей, или укрепит сознание собственной компетентности - словом, в зависимости от этапа цикла развития и степени зрелости личности будет продвигать развитие в том или ином отношении. Личность, находясь в активной образовательной среде, богатой плодотворными для развития случайностями (возможностями), совершает выбор, устремляясь навстречу тем из них, которые оказываются для нее наиболее значимыми» [1, с.140]. Таким образом, возникает беспрецедентная основа для сотрудничества, творчества и инноваций педагогов. Образование становится одновременно и ответом на возникающие вызовы, и основной точкой влияния для появления сложного общества и самореализации каждого педагога. Литература: 1. Гусинский Э.Н. Тренинг - семинар как средство достижения полного образовательного эффекта // Международная программа переподготовки преподавателей психологии и педагогики для педагогических учебных заведений России. М., 1994 2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.