ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН. МОДЕЛЬ СООБЩЕСТВА ПРАКТИКИ «ПЕДАГОГ КАК САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ОБУЧАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА»
Оценка 4.7

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН. МОДЕЛЬ СООБЩЕСТВА ПРАКТИКИ «ПЕДАГОГ КАК САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ОБУЧАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА»

Оценка 4.7
docx
03.12.2022
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН. МОДЕЛЬ СООБЩЕСТВА ПРАКТИКИ «ПЕДАГОГ КАК САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ОБУЧАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА»
17.docx

Время перемен.

Модель сообщества практики «Педагог как самоуправляемая обучающаяся система»

Мир постоянно меняется! Если раньше у человека была постоянная работа, стабильность и предсказуемость, теперь - новые технологии и профессии, кризисы, риски потерь, усиливающаяся неопределенность, страх и неуверенность за будущее. Добавим к этому глобальную турбулентность и переход к цивилизации, построенной на принципах неустойчивого развития, толкающих человека к постоянному выбору ответов на вызовы времени. Все это заставляет каждого из нас поддерживать высочайшую скорость происходящих изменений, уметь адаптироваться к новому мировоззрению, общаться и взаимодействовать - ведь будущее «наступает» на нас быстрее, чем мы успеваем среагировать на происходящие изменения. Неготовность к жизни в новом сложном мире, снижение творческого потенциала и врожденной способности к сотрудничеству, потеря чувствительности и сострадательности не позволяют сегодня в полной мере выстраивать и развивать новую модель общества, в основе которой должна лежать коллективная мудрость. Настало время целенаправленного изменения систем образования XXI века. Как отмечает Александр Брычкин, генеральный директор корпорации «Российский учебник»: «В наше время глобальные изменения происходят настолько стремительно, что сложно предугадать, какими знаниями, навыками и компетенциями должны будут обладать сегодняшние первоклассники на выходе из школы. Зачем и чему учить человека в современном, сложном мире? Что такое навыки XXI века? Как выстроить индивидуальные образовательные траектории?» [4, с.2]. Не будет преувеличением сказать, что вопросы образования волнуют сегодня едва ли не каждого человека - от их решения зависит жизнь каждого из нас. В 2014 году группа российских исследователей и практиков из сферы инновационного образования взялась за разработку проекта «Глобальное будущее образование» (Global Education Futures). С этого времени совместно с международным сообществом проходят постоянные обсуждения вопросов образования будущего. Сегодня уже стало ясно, что происходит рождение образовательного подхода нового типа - «образование коллективности», в котором учат не отдельных людей, а команды, организации и сообщества» [3, с.8]. По словам Павла Лукши, основателя Global Education Futures и профессора Московской школы управления СКОЛКОВО, в России ощущается дефицит новых специалистов «экономики знаний» -10 миллионов человек, способных работать с творческими задачами и вызовами будущего! По его мнению, «именно люди с развитым мышлением и качественными навыками становятся самой высокой ценностью новой экономики, источником нашего богатства и процветания, его главным ограничением или возможностью» [4,с.9]. Клаус Шваб, президент Всемирного экономического форума в книге «Четвертая промышленная революция» говорит о том, что «мы стоим у истоков революции, которая фундаментально изменит то, как мы живем, работаем и общаемся друг с другом. По масштабу, объему и сложности четвертая промышленная революция не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества. Нам предстоит увидеть ошеломляющие технологические прорывы в самом широком спектре областей, включая искусственный интеллект, роботизацию, автомобили - роботы, трехмерную печать, нанотехнологии, биотехнологии и многое другое». [8, с.3]. Развитие и внедрение новейших технологий связано с все возрастающей неопределенностью будущего, предъявляющего нашему существованию как великие возможности - от обновления способов мышления, творчества до принятия решений и деятельности, так и великие потрясения - от «шестого вымирания» (исчезновение видов биосферы вследствие деятельности человека) до создания автономных машин, обладающих самосознанием. И у нас пока нет четкого представления, как будут развиваться преобразования, вызванные технологическими прорывами, какие изменения они вызовут в жизни человека, как изменят среду его обитания. В связи с этим самой большой проблемой, стоящей перед человечеством в XXI веке, является образование для «появления сложного общества и самореализации каждого человека на Земле». Специалисты Высшей школы экономики определили прорыв четвертой промышленной революции как возможность человека масштабно влиять на изменения потребностей современного общества и каждого человека в отдельности, исходя из осмысления перемен в области образования, чтобы развить глубокие компетенции, включающие актуальные современные знания. Если обратиться к сфере дошкольного образования, то закономерно встает вопрос: «Какой педагог будет нужен детскому саду лет через 10-15? Какое качественное системное образование он должен получить, какими необходимыми компетентностями и навыками реальной деятельности овладеть?». Ответы на эти и другие вопросы, связанные с образованием и воспитанием можно уже сейчас найти во многих нормативно - правовых документах. Это и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) » (приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н); федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы от 29.12.2014 № 2765-р. Сегодня педагогу уже невозможно оставаться в прежней позиции педагога - транслятора и принятые документы закономерно выводят его на уровень реализации широкого ролевого репертуара при решении воспитательно - образовательных задач, таких как фасилитатор, модератор, тьютор, коуч, консультант и др. Конечно, вряд ли стоит ожидать, что позиция воспитателя кардинально изменится на новые роли и уже совсем фантастично звучит замена его на робота, пусть даже с искусственным интеллектом. Но то, что педагогам придется осознанно принять и постараться наиболее адекватно встроиться в существующие реалии, овладев необходимыми для этого навыками и компетентностями пока еще из области завтрашнего дня - не вызывает сомнений. Уже в ближайшем будущем многим из нас придется столкнуться с необходимостью профессиональной переориентации по несколько раз за карьеру. И в этой реальности успешность педагога будет определяться не владением определенным объемом знаний, а расширением этих знаний и умением получать навыки их применения в новых быстроменяющихся ситуациях. Быть креативным, уметь критически мыслить, общаться и сотрудничать, получать новые компетенции и брать на себя новые роли, владеть способами использования новых технологий и на основе всего этого самореализоваться - это тот «универсал», который нужен меняющемуся миру. Иными словами, каждому из нас необходимо мужество, чтобы выйти из зоны комфорта существующей системы и научиться работать в условиях неопределенности. Впервые в России Московская школа управления СКОЛКОВО и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в результате которого выявили спрос на новые компетенции и выстроили образ новых профессий, в частности, в образовании. Данные исследований были собраны в «Атлас новых профессий» (2014 г.). Попробуем заглянуть в него. Первое, на что стоит обратить внимание, это овладение педагогом надпрофессиональными навыками и умениями, которые сами по себе являются универсальными. Овладение ими позволит повысить эффективность своей профессиональной деятельности, стать более сложным человеком, способным жить в новом сложном обществе, даст возможность передвижения внутри образовательной системы, сохраняя при этом свою востребованность. Это такие навыки как: - мышление (системное, критическое, проблемно-ориентированное, кооперативнотворческое); - умение управлять проектами; - клиентоориентированность, умение работать с запросами; - сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты работы и обучения - умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми); - работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем); - эмпатия (эмоциональный или межличностный интеллект), телесно- кинестетический и натуралистический интеллект; - способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса. Образование традиционно считается крайне консервативным социальным институтом, но в связи с приходом в нашу жизнь новых информационных и коммуникационных технологий оно постепенно начинает претерпевать значительные изменения. В связи с этим впервые появляется такое понятие как «новая грамотность»: понимание глобальных проблем, овладение навыками управления своим здоровьем, понимание принципов работы общества, умение заботиться об окружающей среде, финансовая грамотность и пр. В образовании начинают применяться инструменты обучения с привлечением информационных технологий и медиа: различные онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн - миры, обучающие эдьютейнмент - парки и др. Помимо привычного обучения навыкам и знаниям, новые инструменты позволяют развивать когнитивные навыки и осваивать продуктивные состояния сознания. Информационные технологии помогают сделать образование сугубо индивидуальным, когда содержание и процесс обучения подстроены под запросы обучающегося (педагога, ребенка, родителя) и его особенности (скорость обучения, предпочтение формы обучения, особенности подачи материала и др.). Кроме того, в образовании активно внедряются игровые формы обучения, в частности, геймификация, т.к. игра позволяет наиболее всесторонне и эффективно осваивать необходимый материал. За счет игры повышается адаптивность и гибкость встраивания человека в новые условия, возрастает способность учиться, разучиваться и переучиваться в течение жизни. Немаловажно и то, что образование оказывается все более предметным и практико - ориентированным - педагоги хотят учиться быстрее, компактнее. Возрастает значимость рабочей этики человекоцентрированных сервисов. Осуществляется активный переход пользователей (наиболее продвинутых педагогов, родителей) к образовательным стартапам, в частности, к EdTech с возможностью получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и формирования новых «мягких» навыков (soft skills). Это создает идеальные условия для появления открытого персонального (сетевого) образования на основе актуального и опережающего контента, создания мотивирующих образовательных сред и пространств. Как следствие, повышаются различные способы взаимодействия пользователя с обучающей средой. Все это позволяет образовательным средам становиться более гибкими, вариативными и в конечном итоге может привести систему образования и персонализированный процесс самообразования педагога не просто к оцифровке офлайн-образования (то, что уже происходит сегодня), а к появлению новых методических решений на основе искусственного интеллекта. Масштаб технологического вызова уже сегодня можно оценить даже не профессионалу в области образования. В том же «Атласе новых профессий» в образовательной системе будущего представлен ряд непривычных и пока еще не ставших в целом массовыми для образования профессий, таких как: разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайнплатформы, ментор стартапов, игромастер, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу, разработчик инструментов обучения состояниям сознания. Конечно, большинство из представленных профессий вряд ли могут быть востребованы в детском саду даже через 15-20 лет, хотя с полной уверенностью в условиях изменчивого мира это сложно утверждать: ведь вполне может измениться и само образовательное учреждение - «детский сад». Уже сейчас разрабатываются цифровые образовательные экосистемы по превращению пресловутой lifelong learning (учеба длиной в жизнь) из призыва в реальный путь пользователя. В идеальной экосистеме такого рода уже ребенок - дошкольник становится активным пользователем продуктов образования. Сегодня акцент личностного развития и педагога, и ребенка ставится на синтез овладения компетентностями в конкретных областях знания, общие представления и высокий уровень понимания поля знаний в различных сферах. Цитируя Стива Джобса, можно сказать, что «самих по себе технологий недостаточно…Технологии должны дополняться искусством и гуманитарными науками, чтобы заставить наши сердца петь». Вместе с тем, в образовании все еще присутствует исполнительский, а не творческий подход, высока доля подчинения ребенка взрослому, практически отсутствует возможность самоустраняться от сфер, которые ребенку не интересно изучать и т.д. По результатам исследований и форсайт - сессий можно с уверенностью сказать, что переход к непрерывному обучению на протяжении всей жизни является одним из самых важных в модели современного образования с включением различных форм воспитания, обучения и самообучения. Особенно это важно для педагога, его превращения в «самоуправляемого» обучающегося. Только такой «самоуправляемый» педагог способен ставить цели своего обучения, определять параметры процесса обучения, использовать и создавать необходимые для этого образовательные ресурсы, погружаться в различные образовательные опыты и, более того, может научить этому своих воспитанников. Кроме того, именно «самоуправляемый» педагог способен создать запрос на новые персонализированные образовательные форматы с использованием инновационных технологий, включая онлайн - курсы, образовательные приложения, обучение через практику и др. Педагогический профессионализм XXI века - это конструкт, объединяющий личностную и профессиональную позиции. В том же докладе Global Education Future говорится, что образовательные инновации должны обеспечить переход на такие форматы, как педагогика и андрагогика. Это позволит существенно увеличить уровень самостоятельности и самоуправляемости, «включая формирование мотивации к познанию и развитию, постановку личных целей, выбор образовательных технологий и практик, подбор / создание опережающего контента». Для того, чтобы осуществить осознанный перевод личности каждого педагога в позицию саморазвития и профессионального взаимодействия, необходимо создать образовательную среду как «систему качественных связей между пространственно - предметным и социальным компонентами» [9, с.110]. Иными словами, образовательная среда должна обеспечивать каждому педагогу комплекс возможностей для эффективного личностного саморазвития. Опираясь на теорию возможностей Дж.Гибсона - это: что среда предоставляет субъекту (педагогу), чем его обеспечивает и что ему предлагает. По В.А. Ясвину современная качественная личностно - развивающая образовательная среда должна содержать такие возможности, как: «удовлетворение физиологических потребностей (СанПин), потребность психологической и социальной безопасности, удовлетворение социальных потребностей (уважение, признание, общественное одобрение); удовлетворение в сохранении и повышении самооценки, развития познавательной потребности в особой области (интересов); развитие потребности в преобразующей деятельности в особой области (склонности) путем участия в исследовательской, конструкторской и другой деятельности; развитие потребности в эстетическом преобразовании окружающей среды». [9, с.110]. Если возможности образовательной среды комплиментарны потребностям педагога, тогда сама среда создает соответствующую мотивацию его деятельностной активности, высшим проявлением которой, согласно А.Маслоу, является потребность в самоактуализации. Педагог сложного мира всегда будет выбирать продвижение вперед, преодоление трудностей и достижение высокой цели. Для создания такой развивающей личностно - ориентированной среды необходимо определить «проблемные точки» личностного развития и профессионального взаимодействия педагогов, ориентируясь на переход от принципа «1 человек -1 задача» к распределению ответственности на уровне 1 человек или небольшая команда могут отвечать за комплексный процесс или несколько процессов разного профиля. Проблему становления самоуправляемого обучающегося педагога можно представить схемой «фишбоун». Для перехода «проблемных точек» в системную коммуникацию ценностей роста необходимо, прежде всего, целенаправленно и системно проводить широкомасштабную популяризацию ценности персонализации саморазвития и концепции обучения в течение всей жизни для каждого педагога. С этой целью можно создавать различные вариативные мини-сообщества практики как пространства саморазвития, дающие поддержку коллег и наставничество с учетом потребностей и способностей педагога Представленная модель сообщества практик базируется на следующих принципах: - командность - педагоги разрабатывают задания с коллективным решением задач; - неопределенность и адаптивность - решаются задания на умение осваивать новый материал или технологию с последующим включением в свою работу; - бережливость - оптимизация расхода ресурсов, минимизация влияния на окружающую среду, определение способа будущей утилизации (например, сбор макулатуры); - взаимодействие с субъектами воспитательно-образовательного процесса (дети, родители, коллеги) - умение грамотно коммуницировать, разрешать конфликтные ситуации; - полный цикл предоставления услуг - разработка и построение заданий как модели полного комплекса; - виртуализация - умение работать с помощью новых поколений интерфейсов, в том числе удаленно; - свобода творчеств - умение решать задания с творческими нестандартными задачами. Сообщества практики построены на основе развития навыков ХХI века (эмпатия, медиаграмотность, управление вниманием, креативность, экологическое и дизайнмышление, кооперация, способность учиться и переучиваться), где каждый педагог может самореализоваться в команде коллег и как профессионал, и как личность. Главная задача сообщества практики - обеспечение равенства возможностей при росте разнообразия удовлетворения интересов и способностей каждого педагога. У педагога есть пространство, в котором он может реализовать свой творческий поиск возможностей и достаточное время на осмысление, обсуждение с коллегами и эксперимент. В таком общении педагог нарабатывает и кооперативно приобретает образовательный опыт различной степени длительности - от часов и даже минут, до нескольких лет. Личная заинтересованность и эмпатия помогают сделать этот опыт более гибким, используя различные образовательные стили (кооперативные и конкурентные, когнитивные и эмоциональные, практико - и теоретико - ориентированные и т.д.) и создают мотивацию достижения целей. Центральным ядром сообщества практики является «ПсихеЯ», способствующая порождению интереса к саморазвитию, мотивации совместного развития в области интересов и потребностей педагога. Установка на развитие вызывает желание постоянного самосовершенствования, «это, в свою очередь, провоцирует… принимать вызовы… настойчиво преодолевать препятствия… считать усилие шагом к совершенству… учиться через критику… извлекать уроки и находить вдохновение. В результате такой установки педагог продолжает развиваться и раскрывать свой потенциал. Усиливается ощущение свободы воли» [7, с.186]. Как можно улучшить то, что педагог делает в образовательной деятельности? И здесь уместно говорить о технологии, но не как о самоцели, а как о наборе полезных инструментов для улучшения образовательного опыта и педагога, и ребенка. Сообщество практики «Театр одного актера» реализует игровые технологии, поддерживающие процессы персонального и коллективного образования, конструирование разнообразных идей их применения, как индикаторов качества развития (уровень взаимодействия, усиление творческих способностей, иммерсивность и т.д). Организация гибкости и самоуправляемости среды внутри сообщества практики «КубиКон» и «АрхиТек» обеспечивает педагогу возможность проявления творческой, преобразующей активности. При таком подходе педагог научается изменять функциональные назначения различных предметов в зависимости от конкретных условий образовательного процесса. Гибкость и управляемость позволяет ему не только вариативно использовать различные системы детских конструкторов (Лего, магнитный конструктор SMARTMAX, Тико, крупноблочный конструктор EDU-FARM BIG BLOCK и др.), но и самостоятельно разрабатывать авторские нестандартные конструкторы. Такие разработки обладают рядом уникальных достоинств: дополнительным развивающим воздействием на сенсорику и моторику руки; служат расширению и обогащению познавательного интереса, активности и самостоятельности ребенка; распределению внимания, разработке и созданию креативных и нестандартных объектов. Симуляторы, игрофикация, игровые приложения в дополненной реальности- используемые решения, усиливающие индивидуальный и коллективный образовательный процесс, в том числе за счет личных виртуальных помощников (фасилитаторы, модераторы), персонализированных интерактивных материалов, интерфейсов - площадка возможностей в «Цифре». В итоге - целостное развитие компетенций, в том числе когнитивных, социальных и психофизических качеств. «Две руки»: развитие тела, управление эмоциями, творческие способности, включая способности правого полушария и межполушарного взаимодействия, игровые достижения. Здесь индивидуальные опыты «собираются» в коллективный образовательный опыт. Как результат - возникают коллективные компетенции. Как вывести ребенка на уровень расширения своих возможностей и действий в новых ситуациях, развития символизации, собственной субъектности? Как развить гибкость в подходах к решению задач различной степени сложности? Как формировать положительное эмоциональное состояние от умственного напряжения? Ответ - взаимодействуя с коллегами в «Схематоне». В ответ на рост роботизации и цифровизации, когда все больше людей предпочитает общаться в виртуальной среде, живое общение становится едва ли не роскошью. Переход к новым ролевым ситуациям: равенство в обучении, ребенок - ребенок в позиции обучающего, интерес и мотивация, получение нового опыта, умение находить нестандартные решения в связи с изменчивостью среды, возможность проживания множества ролей и социальных ситуаций в безопасной и привлекательной образовательной среде, нарабатывается в «Вытворялках». Как следствие, начинают появляться семьи - пользователи новых форм коллективного разновозрастного обучения в городских условиях. В ХХI веке творческое мышление - наиболее важный навык, который педагоги могут применить в «Тьюторе» для разработки прогрессивных задач ДОУ, управления образовательным процессом, привлекая и создавая «мотивирующие интерактивные социо – технические образовательные системы с акцентом на социальном контексте их применения». Психологические исследования показывают, что активная вовлеченность в проектирование образовательного процесса существенно повышает профессионализм педагога. Исследуя, обсуждая, занимая разные точки зрения, создавая и пересоздавая различные конструкты образования в «Питоне» (Проектирование, Игра, Технологии, Обучение, Наука) педагоги нарабатывают опыт получения знания в условиях существования большого количества разных источников информации. Овладение и использование дизайн - мышления помогает выходить за плоскость привычных и очевидных идей. Развивающее образование требует от педагогов новых компетенций. Возможно, самой сложной задачей является создание и совместное конструирование высокоразвитых форм свободной игры детей. Овладеть таким «взрослым» умением можно в «ИграЯ». Как выстроить доверительные отношения с ребенком, помочь научиться преодолевать любые возрастные трудности? Как поддержать малыша в выстраивании отношений со сверстниками? Как учитывать потребности ребенка и предоставлять ему самостоятельность в принятии решений? Как найти безопасные способы справляться с ситуациями, когда ресурсы на исходе? Сделать общение с ребенком ресурсным - как для него, так и для педагога, общаясь и обучаясь в «АнтроПотехе». Особое внимание в развитии и переосмыслении своей личностной и профессиональной позиции уделяется повышению уровня решаемых когнитивных задач. Согласно таксономии Б.Блума, педагог «сложного мира» должен научиться решать когнитивные задачи разной степени сложности - помнить, узнавать, применять, анализировать, оценивать и, как высший уровень, создавать нечто принципиально новое. Приобретенный опыт в практической деятельности внутри сообщества практики педагоги могут успешно реализовать в условиях городских образовательных форматов, удовлетворяя тем самым растущий спрос на практико - ориентированное образование. Это позволит обеспечить гибкость в проведении самих форматов, ориентированных на развитие творческих и технических навыков участников, развитие эмоционального и системного интеллекта. Первые попытки нами уже были предприняты. Это образовательные события в Центре Досуга (изобразительно - художественное творчество) и в городском музее «Музейная педагогика»; зональный этап «Чемпионата «Школы Росатома» по футболу 5+», образовательное событие «Город чемпионов» с участием детей, родителей и педагогов из Железногорска, Зеленогорска и Северска; социальные акции «Подарок жителям города», «Красота живет в подъездах» (украшение подъездов домов рисунками детей); долгосрочное участие в краевой экологической программе «Зеленый кошелек» по сбору макулатуры; экологические акции «Подарок обитателям «Роева ручья» и «Станции юных натуралистов» (изготовление тренажеров для мелких животных и птиц); «У лукоморья» - локации для детских садов микрорайона и др. Используя технологии дополненной реальности, педагоги могут и должны продвигать идею становления города как образовательного пространства. Таким образом, может выстроиться структурный элемент связной локальной экосистемы со своими уникальными «экосистемными свойствами», в которой сосуществуют разнообразные образовательные среды для формирования «сложного человека». При достаточной проработанности воспитательно - образовательных задач локального характера сообщества практики могут выходить на уровень глобального взаимодействия - больших образовательных онлайн - платформ. Как подчеркивает Э.Н.Гусинский: «…эффект развития у каждого - свой. Нужно сказать и больше: нет никакой возможности предсказать, каким он будет у конкретного человека в данной образовательной ситуации - ни сам человек не может это сделать, ни любой, даже самый чуткий наставник. Но в активной образовательной среде весьма высока вероятность возникновения случая, который возбудит личный интерес, спровоцирует кризис компетентности, или будет способствовать стабилизации уже перестраивающейся системы моделей, или укрепит сознание собственной компетентности - словом, в зависимости от этапа цикла развития и степени зрелости личности будет продвигать развитие в том или ином отношении. Личность, находясь в активной образовательной среде, богатой плодотворными для развития случайностями (возможностями), совершает выбор, устремляясь навстречу тем из них, которые оказываются для нее наиболее значимыми» [1, с.140]. Таким образом, возникает беспрецедентная основа для сотрудничества, творчества и инноваций педагогов. Образование становится одновременно и ответом на возникающие вызовы, и основной точкой влияния для появления сложного общества и самореализации каждого педагога. Литература: 1. Гусинский Э.Н. Тренинг - семинар как средство достижения полного образовательного эффекта // Международная программа переподготовки преподавателей психологии и педагогики для педагогических учебных заведений России. М., 1994 2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988


 

Время перемен. Модель сообщества практики «Педагог как самоуправляемая обучающаяся система»

Время перемен. Модель сообщества практики «Педагог как самоуправляемая обучающаяся система»

Клаус Шваб, президент Всемирного экономического форума в книге «Четвертая промышленная революция» говорит о том, что «мы стоим у истоков революции, которая фундаментально изменит то, как…

Клаус Шваб, президент Всемирного экономического форума в книге «Четвертая промышленная революция» говорит о том, что «мы стоим у истоков революции, которая фундаментально изменит то, как…

Но то, что педагогам придется осознанно принять и постараться наиболее адекватно встроиться в существующие реалии, овладев необходимыми для этого навыками и компетентностями пока еще из…

Но то, что педагогам придется осознанно принять и постараться наиболее адекватно встроиться в существующие реалии, овладев необходимыми для этого навыками и компетентностями пока еще из…

В связи с этим впервые появляется такое понятие как «новая грамотность»: понимание глобальных проблем, овладение навыками управления своим здоровьем, понимание принципов работы общества, умение заботиться…

В связи с этим впервые появляется такое понятие как «новая грамотность»: понимание глобальных проблем, овладение навыками управления своим здоровьем, понимание принципов работы общества, умение заботиться…

Конечно, большинство из представленных профессий вряд ли могут быть востребованы в детском саду даже через 15-20 лет, хотя с полной уверенностью в условиях изменчивого мира…

Конечно, большинство из представленных профессий вряд ли могут быть востребованы в детском саду даже через 15-20 лет, хотя с полной уверенностью в условиях изменчивого мира…

Иными словами, образовательная среда должна обеспечивать каждому педагогу комплекс возможностей для эффективного личностного саморазвития

Иными словами, образовательная среда должна обеспечивать каждому педагогу комплекс возможностей для эффективного личностного саморазвития

Сообщества практики построены на основе развития навыков

Сообщества практики построены на основе развития навыков

При таком подходе педагог научается изменять функциональные назначения различных предметов в зависимости от конкретных условий образовательного процесса

При таком подходе педагог научается изменять функциональные назначения различных предметов в зависимости от конкретных условий образовательного процесса

Психологические исследования показывают, что активная вовлеченность в проектирование образовательного процесса существенно повышает профессионализм педагога

Психологические исследования показывают, что активная вовлеченность в проектирование образовательного процесса существенно повышает профессионализм педагога

Таким образом, может выстроиться структурный элемент связной локальной экосистемы со своими уникальными «экосистемными свойствами», в которой сосуществуют разнообразные образовательные среды для формирования «сложного человека»

Таким образом, может выстроиться структурный элемент связной локальной экосистемы со своими уникальными «экосистемными свойствами», в которой сосуществуют разнообразные образовательные среды для формирования «сложного человека»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2022