ВРОЖДЕННАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ЭССЕ
Из педагогического опыта
Вы не задумывались над тем, почему дети даже из благополучных семей, материально обеспеченных, не владеют в достаточной мере грамотной литературной речью? Вроде бы и в школах престижных обучаются, и педагоги с соответствующим уровнем профессионализма. А речь у подростков с целыми завалами слов, значение которых даже им самим мало понятен.
Ни для кого не секрет, что грамотность в большей степени формируется в живой языковой среде. Дошло до того, что выражаться вне литературных норм стало правилом хорошего тона. Чтобы в этом убедиться, достаточно только прислушаться к их речи на молодежных тусовках. Впору начинать заниматься сбором просторечных слов для создания нового толкового словаря.
Еще совсем недавно в метро была привычной картина, когда большинство пассажиров коротали время за чтением книг. А сейчас? Абсолютное большинство безотрывно находятся под воздействием телефонов-гаджетов. Реальный же мир, живой и насыщенный, оказался за кулисами внимания подростков.
Они перестали замечать даже то, что происходит в природе. К примеру, голосистое пение птиц весной, или свежесть воздуха после летнего дождя. Все их движения доведены до автоматизма.
Может ребенок, находясь в своем мирке, написать проникновенное сочинение, к примеру, в жанре эссе? Отнюдь. Для этого нужно обладать живой информацией об окружающем мире, позволяющей приобрести ощущения и понимание того, что происходит рядом с ними.
Кто-то возразит, мол, и врожденную грамотность никто не отменял. Это так. Только для начала нужно взять за правило разговаривать с подростком на литературном языке. И следующее. Необходимо прививать ребенку потребность в чтении классической (а не современной с жаргонными выражениями) русской литературы. Значимость ее стремительно снижается, учебные программы сокращаются. А ведь именно русская литература несет в себе красоту слова. Именно в русской литературе сохранена духовная культура и сконцентрирована мудрость веков. Именно красивая речь позволяет ребенку пополнять собственный словарный запас, учит размышлять и, что очень важно, грамотно и аргументированно отстаивать собственную позицию, авторские дипломные проекты и т.д.
В связи с этим, приведу пример о Надежде Яковлевне Мандельштам, жене Осипа Эмильевича, великого поэта. Все знают, что талантливый автор погиб. Так вот, Надежд Яковлевна, перед тем, когда рукописи были изъяты, она выучила все стихи мужа наизусть. К сожалению, ее тоже арестовали и отправили в лагерь. Стихи она не забыла, так как ежедневно про себя их повторяла в уме. Она выжила. И только благодаря ей, мы имеем возможность наслаждаться творениями Осипа Эмильевича. Поступок Надежды Яковлевны, сродни подвигу.
К чему веду? В последующие годы после возвращения из лагеря она написала проникновенную книгу воспоминаний, ставшую образцом советской прозы прошлого столетия. Именно выученные наизусть стихи мужа стали для нее прекрасной школой по формированию безукоризненного владения литературным словом. Это бесценный дар. Плохо писать она уже просто не умела. Так вот, грамотность может быть не только врожденной, но и приобретенной, что мы увидели на жизненном примере Надежды Яковлевны Мандельштам. Жаль только, что о подобных примерах в современной школе вспоминают все реже и реже.
Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.