Тема: «Пожарная безопасность в школе»
Цели:
1. пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа;
2. практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в условиях пожара;
3.Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения.
Оборудование: 1.презентация; 2.компьютер; 3.проектор; 4.экран; 5.прогивогаз; 6.бинты; 7.шина.
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело (слайд 2)
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А.
Заргалаева»
ВСЕРОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ
ПО «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ
УРОК
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Класс: 8а,б
Учитель: Джабраилов Дж. М.
12015 г.
Тема: «Пожарная безопасность в школе»
Цели:
1. пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие
его престижа;
2. практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в условиях пожара;
3.Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения.
Оборудование: 1.презентация; 2.компьютер; 3.проектор; 4.экран; 5.прогивогаз; 6.бинты; 7.шина.
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы собрались для очень важного и
интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам
вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная
структура МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного
характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в
кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело
(слайд 2)
II.Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.
В мощную структуру МЧС входят пожарные подразделения. На этом уроке речь пойдёт о пожарах,
о правилах поведения во время пожара, об оказании первой медицинской помощи, о защите здоровья и
жизни.
III.Основная часть урока.
1.Исторический экскурс.
Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни
человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи,
развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались
сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека.
Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.
Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это
нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям
и за это был жестоко наказан (слайд 3)
Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку
обеспечить себя светом и теплом.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям,
беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в
факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным
традициям античного мира (слайды 4,5)
Огонь враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь
сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали
эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для
достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы,
порабощавшие народы.
2тушению пожаров;
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с
людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный
город – Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга
потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги
привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через
несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина
Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его (слайд 6)
2.Законы Российской Федерации.
Так что же такое пожар? (слайд 7)
18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной безопасности. Он гласит, что в образовательных
учреждениях необходимо обучать детей пожарной безопасности по специальным программам. Этим
занимаются уроки ОБЖ (слайды 8,9)
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные
средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной
безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц
государственного пожарного надзора;
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с
действующим законодательством несут:
Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в
области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или
уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
3.Правила пожарной безопасности в школе.
Чтобы у нас в школе не случилось вот так (слайд 10), необходимо соблюдать некоторые правила и
выполнять определённые действия.
ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В ШКОЛЕ Так как в школе находится много людей,
эвакуация займет больше времени, чем эвакуация, например, из жилого дома. Поэтому при обнаружении
пожара в школе следует придерживаться другой последовательности принимаемых мер. Первое, что надо
сделать это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через
окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает
эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с
большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре
находящемуся поблизости любому взрослому работнику школы, который примет меры по немедленной
эвакуации всех людей из здания школы (слайды 11, 12).
О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно
немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.
По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком помещении
пожар; все ли эвакуированы (слайд 13)
Чтобы вы знали, как вести себя при пожаре, часто в школе проводятся учебные эвакуации
(слайды 15, 16). Давайте вспомним ваши действия при эвакуации:
главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро
эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит
вас;
3 если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно –
марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную
зону;
если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись
или ползком;
на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть
ли еще в помещении люди (слайд 14)
Прочитайте ещё раз правила поведения на случай возникновения пожара (слайды 1722).
4.Средства индивидуальной защиты при пожаре.
В учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 11,5 метра
в минуту, в коридорах – 45 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе
скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 510 минут становится смертельным.
Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование индивидуальных средств защиты (слайд 23).
Как же правильно надевать противогаз? Для надевания необходимо: снять головной убор;
вынуть противогаз; взять шлеммаску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы
большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание; закрыть глаза;
приложить нижнюю часть шлеммаски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть
шлеммаску на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз; устранить
перекос и складки, если они образовались при надевании шлеммаски, сделать полный выдох, открыть
глаза и возобновить дыхание.
Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза; снять
головной убор; достать противогаз из сумки и надеть его; сделать выдох, открыть глаза, возобновить
дыхание.
При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить раненого, учитывая его
состояние и обстановку, вынуть его противогаз из сумки и надеть на голову раненого.
5.Практическая часть – надевание противогаза.
Желающие могут продемонстрировать надевание противогаза.
6. Ожоги. Степени ожогов. Первая помощь.
Алгоритм оказания само и взаимопомощи при любых термических ожогах кожи таков:
Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью (это
приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно погасить
пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.
Успокоить пострадавшего и окружающих.
Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в ране.
Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками
тоже нельзя.
Держать в течение 1020 минут пораженную поверхность тела под струей проточной холодной воды
(можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее
углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в
ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо
имеющегося ожога, у пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение.
На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем наложить сверху сухую
стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только бинт, марлю –
тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи при ожогах и
стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку. Запрещается наносить на
обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, спиртовые растворы и прочие средства. При легких
ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку (слайд
24).
При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или подручных
средств и придать конечности возвышенное положение.
4При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость,
беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение сердечной
деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости – чистую воду. Жидкость уменьшает
интоксикацию, которая возникает изза всасывания в кровь продуктов распада обожженной кожи,
подкожной клетчатки, мышц.
При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое
обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).
7.Отравление угарным газом. Остановка дыхания и сердечной деятельности. Первая помощь.
Консультация медицинского работника.
8. Травмы и переломы при пожаре. Первая помощь.
Консультация медицинского работника.
IV.Подведение итогов.
Мы много говорили о том, как правильно вести себя во время пожара. Вы многое знаете и умеете.
Но мы всётаки надеемся, что эта ЧС в нашей школе не случится (слайд 25). Я желаю всем удачи. Спасибо
за внимание! (слайд 26)
5