Всестороннее развитие личности ученика: идеи для реализации внеурочной деятельности. Система работы с родителями по воспитанию гражданской идентичности обучающихся.
«Любовь к Родине начинается с семьи»
Предстоящий 2024 год президент объявил Годом семьи в целях сохранения «традиционных семейных ценностей».
Осознание своего возраста как истории целого народа (тысяча лет назад, тысяча лет вперед) – это и есть та структура идентичности сознания, которая обеспечивает то, что люди живут в российской традиции и осознают себя ее носителями. В каком–то смысле это ключевой показатель наличия мировоззрения: можешь ли ты своим сознанием дотянуться до своих предков и до своих потомков. Это и есть ценность, которую российское образование в настоящее время должно культивировать. Почему сегодня мы начали об этом говорить? В последние десятилетия наше общество очень сильно изменилось. Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. Однако без взаимодействия и сотрудничества с семьей, эффективное воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире не могут быть реализованы в полном объеме. От матери и отца, от старших сестер и братьев ребенок получает первоначальные сведения об окружающем мире, о нормах взаимоотношений. Многочисленные семейные традиции и обычаи, благодаря своей эмоциональной окрашенности, являются эффективным средством нравственного воспитания ребенка. Ценностные ориентиры, жизненные установки человека закладываются именно в семье, в этом состоит ее уникальная и невосполнимая роль в формировании личности на ранних этапах ее развития. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют базу гражданского поведения человека в современной социокультурной реальности. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:
-общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;
-самоназвание гражданской общности;
- общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
-общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная- на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;
-переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.
Что подразумевается за этими словами «российская гражданская идентичность»? Некоторые отечественные авторы в своих текстах пишут идентичность как identity, подразумевая непереводимость и непереносимость последнего в русский язык и контекст. Это не так. У нас есть русское слово, которое весьма точно передает смысл английского identity, восходящего к позднелатинскому identicus – причастность. Быть причастным – значит быть частью чего–то большего, чем ты сам: семьи, друзей, школы, Родины, Вселенной, Бога. Вне идентичности, причастности (разумеется, свободной, а не навязанной) человека захлестывает его «самость», он погружается в самомнение и самодовольство. Идентичность является результатом понимания человеком себя «как такового», устанавливаемого через выделение им для себя «значимых других». Гражданская (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город».
Формирование гражданской идентичности осуществляется различными институтами социализации (школы, общественные организации, учреждения дополнительного образования, культура и спорт, средства массовой информации и т.д.).
В начальной школе на занятиях по внеурочной деятельности
закладываются основы гражданской идентичности личности. Одна из проблем современного
воспитания состоит в том, что в процессе воспитания нарушена преемственность
поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в
прошлом, не знают, как их предшественники решали свои проблемы. Они теряют
ощущение непрерывной связи поколений своего народа. Существующую проблему можно
решить, если во внеурочной деятельности ввести занятия по
краеведению.
Школе N 55 г. Липецка «Лингвист» присвоен статус инновационной площадки ГАУДПО
ЛО «ИРО» по теме «Реализация программы воспитания через сетевое сообщество:
проектирование модели взаимодействия». Мы решили сотрудничать с экологическим центром
«ЭкоСфера». Уже тогда кафедра понимала, что гражданская идентичность должна
стать сквозной линией нашей программы. Программа курса «Наши истоки» имеет туристско-краеведческую
направленность и состоит из 16 модулей разного уровня.
1год обучения модули: «Моя малая родина»,
«Природа родного края», «Наша родина –
Россия», «Экологическая азбука здоровья» -
стартового уровня.
2,3 год обучения «Моя малая родина», «Природа
родного края», «Наша родина – Россия»,
«Экологическая азбука здоровья» - базового
уровня.
4год обучения: «Моя малая родина», «Природа
родного края», «Наша родина – Россия»,
«Экологическая азбука здоровья» - продвинутого
уровня.
У каждого дерева есть корни. Если повредить корни, то погибнут ствол и крона. Воспитывая наших детей, мы часто заботимся только о кроне, забывая о корнях. А ведь корни — это наши традиции, опыт поколений, без которых сложно двигаться вперед. Краеведческая работа поможет ребятам почувствовать непрерывную связь поколений, ощутить себя частью большого целого, которое называется Родиной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.