В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс
Оценка 4.8

В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
29.03.2018
В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс
Цель: Через исследование событий помочь осмыслить конфликт рассказа. Задачи. Образовательная: • знакомство с творчеством В. Солоухина; • самостоятельное осмысление учащимися событий в их взаимосвязи, характеров героев. Развивающая: • развитие навыков критического мышления, мотивации выбора решения; • обогащение опыта эмоциональных переживаний учащихся; • развитие устной и письменной речи учащихся, умение работать с таблицей. Воспитательная: воспитание думающих, отвечающих за свои поступки людей, умеющих радоваться победе над самим собой. Д/з: 1. В. Солоухин. Рассказ “Мститель” - не дочитывать до конца 2 абзаца. 2. Тип урока - углубление и корректировка восприятия произведения в процессе его анализа. 4. Вид - развитие критического мышления. 5. Методы обучения - аналитически – оценочный, поисковый. 6. Формы работы учащихся - работа в парах; работа с таблицей и художественным текстом, выразительное чтение, беседа. 7. Самооценка, взаимооценка. 8. Художественный программный текст, таблица “Стратегия критического мышления”. 9. “Обучение жизненно – важным навыкам”, Н. П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. С.- П., Образование – культура , 2002 год.
В.Солоухин..doc
В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс Цель: Через исследование событий помочь осмыслить конфликт рассказа. Задачи. Образовательная:   знакомство с творчеством В. Солоухина; самостоятельное осмысление учащимися событий в их взаимосвязи, характеров героев. Развивающая:    развитие навыков критического мышления, мотивации выбора решения; обогащение опыта эмоциональных переживаний учащихся; развитие устной и письменной речи учащихся, умение работать с таблицей. Воспитательная: воспитание думающих, отвечающих за свои поступки людей, умеющих радоваться победе над  самим собой. Д/з: 1. В. Солоухин. Рассказ “Мститель” ­ не дочитывать до конца 2 абзаца. 2. Тип урока ­ углубление и корректировка восприятия произведения в процессе его анализа. 4. Вид ­ развитие критического мышления. 5. Методы обучения ­ аналитически – оценочный, поисковый. 6. Формы работы учащихся ­ работа в парах; работа с таблицей и художественным текстом, выразительное  чтение, беседа. 7. Самооценка, взаимооценка. 8. Художественный программный текст, таблица “Стратегия критического мышления”. 9. “Обучение жизненно – важным навыкам”, Н. П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. С.­ П., Образование –  культура , 2002 год. План урока. 1. Вступительное слово ­ 2­3 мин. 2.Беседа с классом ­ 4 мин. 3. Аналитическая работа по тексту ­ 20­ 22 мин. 4. Выразительное чтение рассказа ­ 4 мин. 5. Рефлексия ­ 6­7 мин. 6. Вывод ­ 3 мин. 7. Итог ­ 2 мин. 8. Д/з. ­ 1 мин. Ход урока Детство не только яркая, но и очень ответственная пора. В. Солоухин Вопросы к уроку: (запись на доске) ­ На что похожа месть? ­ Почему рассказ назван “Мститель”? I. Слово учителя о писателе. (Используется вступительная статья учебника литературы ) II. Беседа с классом. ­ Какого цвета ваше настроение? / учащихся на партах цветные лепестки из бумаги, они приклеивают их на  общий лист в виде цветка. Значение цветов дети уже знают. Если нет ­ есть возможность сейчас об этом  поговорить/. (Значение цветов: Синий ­ умение сопереживать, жёлтый – изменчивость, красный – воля к победе, зелёный –  упорство, способность к критическому анализу, фиолетовый – желание нравится, коричневый – отсутствие  удовлетворённости, чёрный – болезненность переживаний, белый – ожидание изменений.) ­ Какие ассоциации вызывает у вас слова месть, мститель? (Месть ­ намеренное причинение зла с целью  отомстить за обиду) ­ Знакомо ли вам чувство, которое испытывает герой в начале рассказа? ­ Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Каким был их финал? Работа с эпиграфом ­ Согласны ли вы с высказыванием Солоухина о роли детства в жизни человека? III. Аналитическая работа по тексту (с применением таблицы “Стратегия критического мышления”) ­ работа в  парах. 1. Выделите в тексте проблему (Внутренний конфликт: желание отомстить – нежелание бить доверчивого приятеля, т.е. детская обида ­  умение прощать, принять правильное, мудрое решение). 2. Опишите проблему Вспомогательные вопросы: ­ Кто из героев вам более симпатичен? ­ Почему? Каковы герои? 1. Витька. Потому что он наблюдателен, находчив, с ним интересно, он многое умеет, доверчив. 2. Рассказчик. Потому что он, хоть и обидчив, но горд, не любит плакать, не умеет бить беззащитного,  умеет принимать правильные решения, умеет видеть красоту простых вещей.) Итак: В чём проблема героя? (Рассказчик хочет отомстить за обиду, но всё время отодвигает, оттягивает этот момент.) 3. Определение вариантов решения проблемы (А) побить Б) простить) 4. Решение проблемы Вспомогательные вопросы: ­ Какой из вариантов, на ваш взгляд, наилучший? Почему? (Простить, потому что при мысли о мести у Витьки  “под ложечкой начинает ныть и сосать”. Он радуется любой отсрочке мести.) ­ Как поступили бы вы? ­ Что лежало в основе плана мести героя? (Обман) ­ Назовите этапы решения проблемы рассказчиком. (1. Обида. 2. “Злодейский замысел”. 3. Искусственное  разжигание обиды. 4. Интерес к предложениям Витьки. 5. Общие интересы.) IV. Выразительное чтение рассказа до конца 5. Рефлексия ­ Был ли финал рассказа неожиданным для вас? ­ Что помогло тебе принять решение, близкое к авторскому? (Почему ты ошибся?) ­ Назовите подсказки автора. (Витька поверил в искренность приглашения, рассказчик дал слово. С Витькой  интересно, в лесу так красиво и хорошо, прогулка весела и приятна – жизнь хороша, в ней нет места обидам и  мести.) V. Вывод ­ Почему рассказ назван “Мститель”? (В названии звучит авторская ирония: несочетаемость грозного названия и финальной фразы: “Мне делается легко и приятно от принятого решения не бить Витьку” …) ­ Довольны ли вы таким финалом? (Выбор решения ­ важный момент в жизни каждого человека. Правильный  выбор нужно учиться делать с детства. Витька ­ молодец. Он помог разобраться в своих чувствах рассказчику,  который может теперь себя уважать.) ­ Изменился ли цвет вашего отношения к героям? Наклейте лепестки нового цветка. ­ Чем он отличается от прежнего? Почему? VI. Итог ­ Оцените свою работу на уроке. Поставьте оценку в таблицу. ­ Сделайте комплимент тому ученику, чьи ответы вам понравились больше всех (3­4 уч­ся) Д/з: Дать ответ на вопрос: На что похожа месть? или Какие уроки извлёк рассказчик из этой истории? Стратегия решения проблем (приёмы критического мышления ) Содержание работы с текстом Ша г 1. Выделите в тексте проблему (Какой главный вопрос должны решить герои?) 2. Опишите её. (Выявите суть вопроса). Какой важной информацией снабдил вас  автор? 3. Определите варианты подходов к решению проблемы. (Каковы, на ваш взгляд,  два главных способа выхода из создавшейся ситуации?) 4. Действуйте. (Предложите решение.) Какой из выбранных вами способов  наилучший? Почему? 5. Сделайте вывод: 1) Было ли у вас решение, близкое к авторскому? 2) Что помогло вам принять решение (информация в тексте, собственные  дополнительные знания)           Мои наблюдения 3) Что помешало (невнимательно читал, не проанализировал ситуацию, не хватило  фантазии, знаний, собственного опыта.)?

В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс

В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс

В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс

В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс

В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс

В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс

В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс

В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018