Данный раздел предполагает не только воспроизведение, обобщение, систематизацию знаний и умений, полученных учащимися в течение трех лет обучения русскому языку, но и их углубление, совершенствование, а также ознакомление с новым материалом: «Однородные члены предложения», «Наречие».
Существенное значение придается работе по развитию связной речи, формированию умений составлять разные виды текстов.
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Данный раздел предполагает не только воспроизведение, обобщение, систематизацию
знаний и умений, полученных учащимися в течение трех лет обучения русскому языку, но и
их углубление, совершенствование, а также ознакомление с новым материалом:
«Однородные
«Наречие».
Существенное значение придается работе по развитию связной речи, формированию
умений составлять разные виды текстов.
предложения»,
члены
Язык и речь (2 ч)
с
речь
быть
должна
своими
«Русский
текста
учебником
содержание
Тема «Наша речь и наш язык» помогает учащимся воспроизвести и уточнить
представления о речи и языке, об их значении в жизни человека, о формах речи (устной,
письменной, внутренней) и о назначении каждой из них, о формулах вежливой речи, о том,
какой
человека.
У р о к 1 (1). Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык
Ц е л ь : познакомить с учебником, его содержанием и структурой; воспроизвести и
уточнить представление о речи и ее значении в жизни человека; развивать умение
передавать
словами.
1. Знакомство
язык».
2. Чтение названия раздела «Вспоминаем, повторяем, изучаем...» и первой темы
учебника «Наша речь и наш язык». Обсуждение: что ученики уже знают о формах речи
(устной, письменной, внутренней). Ответ на вопрос: когда люди пользуются этими
формами
речи?
3. Рассматривание рисунков. Составление рассказа по рисункам (ученики могут
работать в парах). (Следует обратить внимание школьников на условие задания учебника:
рассказать так, чтобы вызвать у слушателей интерес к содержанию текста.) Заслушивание
составленных текстов (учебник, ч. I, упр. 1). Запись (самостоятельно) одногодвух
предложений из составленного текста. Ответы на вопросы: какой речью вы пользовались,
когда обдумывали содержание рассказа? Когда рассказывали? Когда записывали
предложения?
4. Работа над значением и правописанием словарного слова каникулы. (Знакомство с
этимологией слова: каникулой в древности называли самую яркую и самую главную звезду
в созвездии Большого Пса — Сириус. Ежегодно она появлялась на небосводе в разгаре
лета, 26 июля по новому стилю. В июле начиналось жаркое время года, когда школьникам
давали передышку. По названию звезды эти дни и прозвали каникулярными, каникулами.
Сначала каникулами называли только летний отдых, потом слово каникулы стало
относиться ко всякому перерыву в учении. По Г. А. Юрмину.) Запись слова каникулы и
предложения с этим словом, выделение непроверяемой гласной в первом слоге слова.
Обсуждение заданий для выполнения домашнего упражнения (учебник, упр. 2).
5. Чтение пословиц (учебник, упр. 3), объяснение их смысла. Обсуждение значения
пословиц: «Язык мой — друг мой», «Язык мой — враг мой» — и соотнесение их с
определенными жизненными ситуациями. Запись по памяти первой пословицы.
6. Выразительное чтение строк из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
А. С. Пушкина. Ответы на вопросы: как речь характеризует старшего богатыря? Какая
пословица (учебник, упр. 3) подойдет для характеристики этой речи? Можно ли такую
речь
заданий.
7. И т о г у р о к а : для чего в жизни мы пользуемся разными формами речи? Какой
должна
человека?
Выполнение
красивой?
других
быть
назвать
речь8. Д о м а ш н е е
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: ч. I, упр. 1, 2.
з а д а н и е :
учебник,
ч. I
упр. 2.
2
и
речь.
(2). Язык
Формулы
У р о к
вежливости
Ц е л ь : воспроизвести представления учащихся о речи и языке, о формулах вежливой
речи; развивать умение соотносить содержание высказывания с его темой и главной
мыслью.
1. Проверка домашнего задания. Заслушивание составленных текстов (учебник, упр. 2).
Обсуждение: что можно сказать на основании текста об отношении автора к событию,
которое произошло с ним летом? Подтвердите примерами свое мнение.
2. Запись словосочетаний (летние каникулы, русский народ, богатый язык, хорошая
речь, доброе слово, вежливый человек). Объяснение их значений. Работа над значением и
правописанием
человек.
3. Выполнение заданий (учебник, упр. 5). Выразительное чтение высказывания писателя
К. Г. Паустовского. (Учитель читает данное в учебнике высказывание.) Ответы на вопросы:
что в языке вызывает восхищение К. Г. Паустовского? Какова роль языка в речи?
Чтение высказывания выдающегося ученого, академика Д. С. Лихачева. Определение
темы и главной мысли высказывания. Обобщение: чтобы наша речь стала понятной для
окружающих, выразительной, надо учиться правильно говорить. Выполнение письменного
задания.
4. Чтение (учебник, упр. 6) стихотворения В. А. Солоухина. (Учитель может прочитать
начало стихотворения: «Мне навстречу попалась крестьянка, Пожилая, Вся в платках
(даже сзади крестнакрест). Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул, По
колено увязнув в снегу».) Определение главной мысли стихотворных строк. Выполнение
заданий упражнения. (Для учителя: слово здравствуй буквально означает «будь здоров» и
представляет собой форму 2го лица единственного числа глагола здравствовать —
приветствовать,
здоровья.)
5. Чтение различных форм вежливости (учебник, упр. 7). Выполнение заданий
упражнения. Ответы на вопросы: чем отличаются разные речевые формы приветствия,
прощания, извинения, благодарности? Зачем нужно так много выражений для передачи
одного и того же смысла (Здравствуйте! Здравствуй! Доброе утро! Приветствую вас!
Привет!
пожалуйста.
6. И т о г у р о к а : какой должна быть речь человека? Какую роль в общении
выполняет язык? С какой целью мы употребляем в речи вежливые слова?
7. Д о м а ш н е е з а д а н и е : учебник, упр. 8 (подготовиться к выполнению
упражнения).
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 3—5.
Здорово!)?
словарным
Работа
над
словом
желать
слова
Текст (3 ч)
На данном этапе уточняется общее представление о тексте и его признаках, типах
текста (повествовательном, описательном, текстерассуждении); совершенствуются
умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок, составлять план,
воспроизводить содержание художественного текстаобразца, редактировать текст,
составлять свой текст, работать с лингвистическим текстом научнопознавательного
характера. Совершенствование указанных и других речевых умений проводится в течение
всего учебного года на уроках русского языка.о
1
трех
План
знаний
рисунку.
(3). Текст.
Воспроизведение
У р о к
текста
Ц е л ь : уточнить представления учащихся об особенностях текста как единицы речи.
1. Проверка домашнего задания (учебник, упр. 8). Заслушивание составленных текстов
по
диалоге.
2. Чтение главных вопросов темы. Определение задач урока. Воспроизведение знаний
об особенностях текста как единицы речи: что такое текст? Как определить его тему?
главную мысль? Как связаны между собой предложения в тексте? Можно ли озаглавить
текст?
3. Чтение текста (учебник, упр. 9). Обсуждение: составляют ли данные предложения
текст? Определение темы и главной мысли текста. Подбор заголовка к тексту. (Учитель
обращает внимание на слова, которые употребляет автор, говоря о березе (береза, она,
зеленая красавица), на то, как связаны между собой первое и второе предложения
(местоимением она).) Объяснение написания орфограмм в выделенных словах. Запись под
диктовку
предложений.
4. Выразительное чтение стихотворения (учебник, упр. 10). Определение его общей
тональности, темы, главной мысли, заголовка. Варианты письменной работы: 1) написать
стихотворение по памяти; 2) написать стихотворение под диктовку; 3) списать поэтические
строки.
5. Обобщение: что такое текст? Чтение изученных сведений о тексте (учебник, с. 7).
Воспроизведение
плане.
6. Выполнение заданий (учебник, упр. 11). Определение темы и главной мысли всего
текста: чтение предложений, в которых выражена главная мысль. Соотнесение текста и
заголовка. Обсуждение: что отражено в заголовке — тема или основная мысль? Как
выделить в тексте части? Почему части текста называют так: вводная или вступительная,
основная, заключительная? Что надо отразить в формулировках пунктов плана — тему или
главную мысль, части текста? Составление плана. (Возможный вариант плана: 1. Отцовский
приказ.
отца.)
7. И т о г у р о к а : что такое текст? Что такое план текста? Как составить план
текста?
8. Д о м а ш н е е з а д а н и е : учебник, упр. 11 (передать устно содержание каждой
части).
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 6.
2. Испытание.
3. Наказ
частях
знаний
текста
и
о
план
текста?
составляют
Для чего
(4). Текст.
План текста.
У р о к 2
Подробное изложение текста
Ц е л ь : развивать умения выделять части текста, составлять план, письменно
воспроизводить содержание текста по коллективно составленному плану.
1. Проверка домашнего задания. Обсуждение: как выделить в тексте его части? Как
составить
текста?
2. Работа с текстом (учебник, упр. 12). Определение задач работы с текстом. Чтение
текста и беседа по содержанию: почему прочитанный текст — это сказка? О ком эта
сказка? Что о них говорится? Кто наказан в сказке и за что? Как озаглавить сказку?
Выделение частей текста. Анализ содержания и языка сказки. Составление плана.
Первая часть (1—3е предложения). Вопросы для анализа: с какого предложения
начинается первая часть? Какие слова в предложении нам подсказывают, что события в
сказке происходили давно? Что означают словосочетания: жать рожь, принялась за
работу? Для чего женщина принесла кувшин с молоком? Куда она его поставила?
Догадайтесь, почему она поставила кувшин в ручей. Озаглавьте эту часть. (Возможные
варианты заголовка: «Кувшин с молоком», «Баба и кувшин».) Объясните изученные
орфограммы
части.
Вторая часть (4—5е предложения). Вопросы для анализа: о ком повествуется в этой
словах
план
этой
вв
этой
словах
изученные
орфограммы
части? Что говорится о лисе? Назовите действия лисы. (Бежит, увидела, просунула,
вылакала.) Озаглавьте эту часть. (Возможный вариант заголовка: «Лиса и кувшин».)
Объясните
части.
Третья часть (6—8е предложения). С какого предложения начинается эта часть? Как
вы его понимаете? Почему лиса не смогла вытащить голову из кувшина? Прочитайте
второе предложение этой части. К кому обращен вопрос и кто его мог произнести? Что
решила сделать лиса? Что означает слово надумала? Озаглавьте эту часть. (Возможный
вариант
быть?»)
Четвертая часть (9е предложение). Каков итог сказки? За что была наказана лиса?
Озаглавьте эту часть. (Возможные варианты заголовка: «Расплата», «Лиса наказана»,
«Кувшин утонул, да и лису за собой утянул».) Объяснение орфограмм в словах.
Письмо
написанного.
уроке?
3. И т о г
4. Д о м а ш н е е
упр. 13.
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 7.
изложения.
чему
з а д а н и е :
Проверка
учились
учебник,
заголовка:
у р о к а :
«Как
тут
на
в
3
Типы
(5). Текст.
У р о к
текстов
Ц е л ь : развивать умение распознавать повествовательный, описательный тексты и
текстрассуждение.
1. Проверка домашнего задания (учебник, упр. 13). Выполнение заданий учебника.
Письмо по памяти первого предложения. Проверка по учебнику. Работа над ошибками,
допущенными
изложении.
2. Чтение главного вопроса урока: какие бывают тексты? Воспроизведение
представлений о типах текста: повествовательном, описательном, текстерассуждении.
3. Чтение и анализ текстов (учебник, упр. 14). Определение типа текста по содержанию.
(В повествовательном тексте повествуется о чемлибо, рассказывается, что происходило с
Лебедем и Соболько; к такому тексту можно поставить вопрос: что произошло?
В описательном тексте автор описывает внешний вид Соболько, причем описывает те
детали во внешнем облике, которые больше всего привлекли его внимание; к такому тексту
можно поставить вопрос: какой Соболько? В текстерассуждении дается объяснение,
почему один из островов Светлого озера назывался Голодаем; к такому тексту можно
поставить вопрос: почему?) Выполнение других заданий к упражнению. Воспроизведение
сведений
с. 11).
4. Чтение текста (учебник, упр. 15). Определение темы, главной мысли. Обоснование,
что это описательный текст. Рисование словесной картины к тексту. Подбор заголовка.
Объяснение правописания слов с пропущенными орфограммами. Запись некоторых
предложений
диктовку.
5. Выбор темы для сочинения (учебник, упр. 16). Обсуждение тем. (Например: тема
«Как красива осенняя березка!» предполагает создание описательного текста; в
формулировке темы заключена и тема, и главная мысль. Следовательно, при создании
текста нужно не только описать осенний наряд березки, но описать его так, чтобы все
поняли, что она действительно красива и автор любуется ее красотой.) Обсуждение
содержания
сочинения.
6. И т о г у р о к а : почему в речи мы пользуемся разными видами текстов?
7. Д о м а ш н е е
задание).
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 8—10.
(письменное
упр. 16
выбранного
з а д а н и е :
учебник,
(учебник,
текста
типах
под
о
Предложение (6 ч)Данный этап дает возможность обобщить знания о предложении: школьникам
предлагается вспомнить виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные, побудительные), по интонации (восклицательные и невосклицательные),
по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные).
Воспроизводятся представления детей о предложениях с обращением, простых и сложных
предложениях (учебник, упр. 17). Совершенствуются пунктуационные навыки оформления
предложений. Уточняются знания учеников о грамматической основе предложения,
главных и второстепенных членах предложения, словосочетании как особой
синтаксической единице языка,
служащей для образования предложений.
Однако учащиеся при разборе предложения нередко вместо членов предложения
называют части речи и, наоборот, ошибочно относят предлоги к членам предложения.
Учителю нужно научить школьников различать основные грамматические единицы, а также
добиться понимания того, что предлоги не являются членами предложения (к ним нельзя
поставить вопрос). При разборе предложения следует четко разграничивать задания:
сначала найти (выписать, подчеркнуть, назвать) главные члены предложения (подлежащее и
сказуемое), а затем назвать либо выписать словосочетания. Умение выделять
словосочетания особенно важно при определении падежей, при пользовании правилами
правописания падежных, родовых и глагольных окончаний. Работа над предложением
проводится на уроках русского языка в течение всего учебного года.
как
1
что
и
составили
единица
доказательство,
(6). Предложение
У р о к
речи
Ц е л ь : воспроизвести знания о предложении как единице речи, развивать умение
распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из
деформированных слов,
правильно обозначать предложения на письме.
1. Проверка домашнего задания (упр. 16). Чтение составленных текстов.
Орфографическая минутка (запись словарных слов):
рябина, шоссе, праздник,
пожалуйста, человек, растение, восток, каникулы. Составление предложения с любым
словом
предложение.
2. Чтение темы и главного вопроса темы. Воспроизведение знаний о предложении как
единице речи. (Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают
законченную мысль.
Слова в предложении связаны по смыслу.)
3. Чтение стихотворения (учебник, упр. 17). Составление словесной картинки к
стихотворению. Обсуждение заголовка. Нахождение слов в переносном значении.
Распознавание простых предложений, объяснение, сколько в каждом из них слов,
определение главных членов предложения. Объяснение написания корня в словах:
рассветает, розовеет, вдалеке, снежинки. Запись по памяти стихотворения. Проверка
написанного и ответ на вопрос: как в устной речи и на письме выделяются предложения?
4. Составление из слов предложений (учебник, упр. 18), из предложений текста.
Определение темы текста, составление его продолжения. Письменная запись первых трех
предложений. (Учитель обращает внимание на правильность построения предложений.)
5. Чтение шуточного стихотворения (учебник, упр. 19). Нахождение в нем конца
каждого предложения и указание, где нужно поставить точки. Выполнение других заданий.
6. И т о г у р о к а : что такое предложение? Как в устной речи и на письме
оформляется
предложение?
7. Д о м а ш н е е з а д а н и е : учебник, упр. 20 (письменное задание, подготовиться
(устно) ответить на поставленные в других заданиях упражнения вопросы).
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 11, 12.
У р о к 2 (7). Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Ц е л ь : развивать умения определять повествовательные, вопросительные ии
слова
побудительное
эмоциональной
Анализ примеров (учебник,
побудительные предложения по цели высказывания, восклицательные и невосклицательные
предложения по интонации; правильно ставить в конце предложения знаки препинания;
формировать умение передавать голосом интонацию предложений, разных по цели
высказывания
окраске.
1. Проверка домашнего задания: выразительное чтение предложений. Определение,
какие предложения и с какой целью употреблены автором в тексте. По каким признакам
определили
предложение?
2. Воспроизведение знаний о предложениях, различных по цели высказывания. Чтение
сведений об этих видах предложений.
с. 15).
3. Чтение предложений (учебник, упр. 21). Нахождение среди них загадок и пословиц.
Объяснение смысла пословиц и отгадок к загадкам. Определение предложений по цели
высказывания. Выполнение других заданий. Работа над значением и правописанием
словарного
хозяин).
4. Выразительное чтение стихотворения (учебник, упр. 22). Объяснение употребления
знаков препинания в предложениях. Определение предложений по интонации: какие из них
восклицательные, а какие невосклицательные? Ответы на вопросы: что означает
восклицательное предложение? С каким чувством надо читать восклицательные
предложения в стихотворении? Письмо по памяти или запись под диктовку первого
четверостишия.
5. Воспроизведение знаний о знаках препинания, которые ставятся в конце
предложений. (Точка ставится в конце повествовательного и побудительного по цели
высказывания предложений и невосклицательных по интонации (по эмоциональной
окраске). Восклицательный знак ставится в конце повествовательных и побудительных
предложений, если они по интонации являются восклицательными. Вопросительный знак
ставится в конце вопросительного предложения.) Чтение сведений о знаках препинания в
конце предложений (учебник, с. 16). Анализ примеров предложений. Выполнение заданий
(учебник,
упр. 23).
И т о г у р о к а : какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 14, 15.
(хозяйственный,
хозяйство
с
3
предложений
( 8). Диалог.
Выполнение заданий (учебник,
У р о к
Обращение
Ц е л ь : уточнить представления учащихся о диалоге и обращении, ознакомить с
употреблением знаков препинания в предложениях с обращениями, учить выразительному
обращениями.
чтению
1. Проверка домашнего задания.
упр. 24):
преобразование вопросительных предложений в повествовательные путем изменения их
интонации и замены знака препинания на другой: Мы пойдем сегодня в театр. Около
школы есть речка. (Другое предложение преобразовать нельзя, ибо в нем заключается
вопрос.) Запись вопросительного предложения и ответа на вопрос, заключенный в этом
предложении.
2. Воспроизведение представлений о диалоге. (Диалог — это разговор двух лиц, слова
каждого лица — участника разговора пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.
Слово диалог состоит из двух греческих слов: диа — два, логос — речь.) Подготовка и
выразительное чтение диалогов (учебник, упр. 25). Объяснение употребления знаков
препинания в конце предложений.
задания.
3. Воспроизведение сведений о словахобращениях. Чтение предложений (учебник,
упр. 26). Называние в предложениях тех, к кому обращаются с речью. Наблюдение над тем,
как произносятся словаобращения: они произносятся более высоким тоном и после них
делается пауза. Произнесение предложений с нужной интонацией. Определение вида
предложений по цели высказывания. Наблюдение над употреблением знаков препинания в
Выполнение письменногопредложениях с обращениями.
Запись под диктовку трех предложений.
4. Уточнение представления об обращении (учебник, с. 18). Чтение сведений о знаках
препинания в предложениях с обращениями. Выполнение заданий (учебник, упр. 27).
5. И т о г у р о к а : что такое обращение? Какие знаки препинания ставятся в
предложениях
обращениями?
6. Д о м а ш н е е з а д а н и е : учебник, упр. 28 (письменно; устная подготовка в классе).
с
с
текста
данному
к
работы
соответственно
И. С. Тургенева
касающимся не всего текста,
У р о к 4 (9). Выборочное изложение (либо выборочное списывание) текста по
рассказу
«Воробей»
Ц е л ь : развивать умения учащихся определять тип текста, его тему и главную мысль,
подбирать заголовок, учить отбирать материал по вопросам и записывать изложение
составленного
плану.
1. Постановка задачи урока. (Слова учителя: «Сегодня мы продолжим работу с
текстом, определим его тип, тему, главную мысль, будем учиться писать выборочное
изложение по вопросам,
а его части».)
2. Чтение текста (учебник, упр. 29) и беседа по содержанию: от имени кого ведется
повествование? О ком и о чем этот текст? Как старый воробей защищал своего птенца?
Было ли ему страшно? Почему автор сказал, что воробей жертвовал собой? Что побудило
воробья, поборов свой страх, жертвовать собой? (Сила любви к своему птенцу, желание
любой ценой защитить его от опасности.) Чтение восклицательных предложений. Какое
чувство надо передать при чтении каждого их них? Определение главной мысли текста и
подбор
заголовка.
3. Порядок
вопросами.
1) Чтение первого вопроса, выбор из текста предложений для ответа на вопрос (5—6е
предложения).
неподвижно.
2) Чтение второго вопроса и нахождение ответа на него (7е предложение). (При ответе
на этот вопрос можно ограничиться только 7м предложением. Однако данная подтема
может включать и другие предложения: По аллее бежала собака. Она увидела
воробышка и стала красться. Собака раскрыла пасть и медленно приближалась к
птенцу. Учитель обращает внимание на лексическую замену слов: собака — она,
воробышек —
красться.)
3) Чтение третьего вопроса, подбор предложений для ответа на него (8—11е
предложения). (Обращается внимание на выбор слов и их значения: вдруг, камнем упал,
упал перед собакой, заслонял собою и др.) Обсуждение: каким предложением надо
закончить третью часть? (Собака остановилась и отступила.) Выяснение значения слова
отступила.
4. Выделение трудных для написания слов соответственно каждой части (вопросов):
1) воробышек,
стала.
5. Возможные варианты дальнейшей работы: 1) запись по памяти изложения по
вопросам; 2) выборочное списывание по вопросам; 3) запись ответа на один из вопросов.
6. Д о м а ш н е е з а д а н и е : придумать устно диалог, который мог бы произойти
между старым воробьем и собакой; рабочая тетрадь, упр. 17.
нему
текстом
неподвижно;
Выясняется
Выяснение
значения
значение
птенец.
аллее,
умел,
слова
слова
2) по
не
и
У р о к 5 (10). Основа предложения. Главные и второстепенные члены
предложения
Ц е л ь : воспроизвести представление о главных и второстепенных членах предложения,
основе предложения, распространенных и нераспространенных предложениях; развивать
умения разбирать предложение по членам предложения, распознавать предложения по
наличию
членов.
1. Работа
изложении.
второстепенных
ошибками,
допущенными
главных
них
над
в
и
в2. Проверка домашнего задания. Заслушивание диалогов, составленных детьми.
3. Чтение одного из главных вопросов урока: что такое основа предложения?
Воспроизведение знаний о главных членах предложения,
которые образуют
грамматическую основу предложения. (Основа предложения может состоять из
подлежащего и сказуемого или одного главного члена: Тишина. Рассветает. Розовеет
восток.) Выполнение заданий (учебник, упр. 30). Письмо по памяти или под диктовку.
4. Чтение сведений о главных и второстепенных членах (учебник, с. 20). Определение
роли главных и второстепенных членов в предложении. Запись предложения и его разбор
по членам предложения:
С берез летят на землю желтые листья.
5. Чтение текста (учебник, упр. 31). Подбор к нему заголовка. Орфографическая
минутка: ученики называют слова с пропущенными буквами (учебник, упр. 31) и объясняют
орфограммы. Определение распространенных и нераспространенных предложений
(учебник, с. 21). Запись распространенных предложений, соответствующих схемам, и
разбор
предложения.
6. И т о г у р о к а : что такое главные члены предложения? Второстепенные члены
предложения? Какие члены предложения составляют его грамматическую основу? Как
различить
предложения?
7. Д о м а ш н е е з а д а н и е : учебник на выбор, упр. 32 или 36 (устная подготовка).
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 16.
нераспространенные
распространенные
членам
по
и
6
из
(к у д а ?)
припадает
по дворам,
(11). Словосочетания
У р о к
Ц е л ь : воспроизвести представление о словосочетании,
развивать умения
устанавливать в предложении связь между словами с помощью вопросов, выделять
словосочетания
предложения.
1. Проверка домашнего задания. Воспроизведение знаний о том, как различить
распространенные и нераспространенные предложения, как определить в предложении
главные
члены.
2. Упражнение в распространении второстепенными членами предложений на тему
«Приметы дождя» (учебник, упр. 33). Запись любых трех предложений, подчеркивание
основы предложений и установление связи между сказуемым и зависящим от него словом
(садится (к у д а ?) в тучи, летают (к а к ?) низко, голосят (к а к ?) громко, голосят
(г д е ?)
и др.).
3. Воспроизведение представлений о словосочетании. (Сведения для учителя:
«Словосочетание — особая синтаксическая единица языка, служащая для образования
предложения. Словосочетание характеризуется наличием главного и зависимого слов. Та
часть словосочетания, от которой ставится вопрос, называется главной; та часть
словосочетания, которая отвечает на вопрос, называется зависимой». Главные члены не
рассматриваются в ряду словосочетаний.) Учитель дает задания: сначала найти (выписать,
подчеркнуть) главные члены предложения — подлежащее и сказуемое, а затем назвать
(выписать) словосочетания. Чтение сведений о словосочетании (учебник, с. 23).
4. Упражнение в выделении основы предложения — главных членов предложения, в
выделении словосочетаний (учебник, упр. 34, 35). (Учащиеся сначала находят главные
члены — подлежащее и сказуемое,
затем выписывают словосочетания.)
5. Работа над значением и правописанием словарного слова горизонт. (1. Видимая
граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой
границей. 2. Все видимое вокруг наблюдателя пространство.) Объяснение написания
данного слова и некоторых однокоренных ему слов: горизонт, горизонтальный. (Возможна
запись словосочетаний: далекий горизонт, горизонтальная черта, линия горизонта.)
6. И т о г у р о к а : что значит выписать из предложений словосочетания? Как это
сделать?
земле
к7. Д о м а ш н е е
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 18, 19, 20.
з а д а н и е :
учебник,
упр. 37.
Однородные члены предложения (9 ч)
а,
и,
а,
но,
и
союзами
соблюдая
интонацию
интонацией
и з у ч е н и я
З а д а ч и
т е м ы :
1) научить определять предложения с однородными членами, находить в предложении
однородные подлежащие (однородные сказуемые, однородные второстепенные члены);
2) познакомить с тем, как связаны (объединены) однородные члены в предложении
но);
(перечислительной
3) развивать умение отделять запятой однородные члены при перечислении, перед
союзами
перечисления;
4) употреблять в речи предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными подлежащими (однородными сказуемыми, однородными второстепенными
членами).
Следует обратить внимание на такие особенности однородных членов предложения:
1) выполняют одинаковую синтаксическую роль в предложении, являются равноправными
компонентами предложения, отвечают на один и тот же вопрос, выступают в предложении
в роли одного и того же члена предложения — главного или второстепенного; 2) относятся
к одному и тому же члену предложения; 3) связаны между собой сочинительной связью,
которая выражается перечислительной интонацией или интонацией и сочинительными
союзами.
Интонация перечисления характеризуется тем, что на каждом однородном члене
ставится логическое ударение, каждый однородный член произносится одинаковым тоном
и после каждого однородного члена предложения делается пауза.
В какой последовательности строится изучение данной темы? Вначале учащиеся
знакомятся с термином «однородные члены предложения», с особенностями однородных
членов предложения (главных и второстепенных), интонацией перечисления в
предложениях с однородными членами. На последующих уроках ученики учатся
определять однородные члены предложения (главные и второстепенные) в предложении,
правильно ставить к ним вопросы, находить слово, от которого они зависят в предложении,
соблюдать при чтении интонацию перечисления, учатся производить синтаксический
разбор предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными
членами
них.
В процессе проведения упражнений ученики узнают о союзах (и, а, но), которыми могут
быть соединены однородные члены предложения, и знаках препинания: если однородные
члены соединены перечислительной интонацией, а также интонацией и союзами а, но, то
запятая ставится; если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними
не ставится. Важно обратить внимание на предложения, в которых однородные члены
имеют при себе зависимые слова. (Разыгрался ветер на лесной поляне, закружил осинку
в красном сарафане. Е. Ф. Т р у т н е в а .) Наблюдение над такими предложениями должно
осуществляться в процессе коллективной работы, так как ученики затрудняются в
определении однородных членов и в постановке знаков препинания. В учебнике
представлено большое количество упражнений для формирования у школьников
необходимых и достаточных для начальной школы знаний, умений и навыков по данной
теме.
схемам
без
и
поо
слова
языке
члены
(учебник,
Выяснение
значения и написания
(12). Однородные члены предложения
У р о к 1
(общее понятие)
Ц е л ь : познакомить с особенностями однородных членов предложения, ввести термин
предложения».
«Однородные
1. Проверка домашнего задания. Запись под диктовку предложения:
Впереди
семейства ежей шел старый еж. Выделение главных членов предложения и
словосочетаний.
впереди.
2. Чтение названия и главного вопроса темы. Определение задач урока.
3. Чтение пар предложений (учебник, упр. 38), сопоставление их по смыслу и наличию
нескольких членов предложения, отвечающих на один и тот же вопрос и являющихся
одним и тем же членом предложения. Определение, каким членом предложения являются
выделенные члены предложения и почему. Наблюдение над тем, как произносятся
перечисляемые подлежащие, сказуемые, второстепенные члены предложения. Чтение
сведений
с. 25).
4. Чтение предложений с однородными членами предложения (учебник, упр. 39).
Введение термина «однородные члены предложения». Определение синтаксической роли
однородных членов предложения: выступают в роли подлежащего (сказуемого,
второстепенных членов), постановка вопроса к однородным членам и выявление их
зависимости от одного и того же члена предложения. (Учитель обращает внимание на то,
что к однородным членам предложения ставится один вопрос, а отвечать на этот вопрос
нужно не одним словом, а группой однородных членов: листочками (к а к и м и ?)
красными, желтыми. Преподаватель обучает школьников правильному интонированию
однородных членов предложения (после каждого однородного члена делается пауза, а на
каждом однородном члене ставится логическое ударение), постановке знаков препинания
между однородными членами.) Запись под диктовку предложений с однородными
подлежащими и сказуемыми. Чтение определения однородных членов предложения
(учебник,
с. 26).
5. Выявление особенностей однородных членов предложения для доказательства того,
что выделенные слова — однородные члены (учебник, упр. 40): каким членом предложения
являются эти слова, на какой вопрос они отвечают, к какому слову относятся? (Учитель
обращает внимание на предложения, в которых однородные члены имеют при себе
зависимые слова, а также на то, что однородные члены предложения могут соединяться
интонацией и союзом и.) Орфографическая минутка: объяснение написания слов с
пропущенными буквами. Запись любых двух предложений и выполнение письменного
задания.
6. И т о г у р о к а : какие члены предложения называются однородными?
7. Д о м а ш н е е з а д а н и е : выучить правило (учебник, с. 26), рассмотреть таблицу
(учебник,
вопросы.
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 21, 22.
упр. 42) и
ответить
на
и
У р о к 2 (13). Связь однородных членов предложения с помощью интонации
перечисления
союзов
Ц е л ь : развивать умения определять в предложении однородные члены предложения,
соблюдать при чтении интонацию перечисления, дать представление о видах связи
однородных
предложения.
1. Проверка домашнего задания. Работа с таблицей. Чтение предложений с
соблюдением интонации перечисления. Доказательство, что в каждом предложении есть
однородные члены. (Ученики опираются на два признака однородных членов предложения:
1) отвечают на один и тот же вопрос; 2) относятся к одному и тому же слову.) Постановка
вопроса к однородным членам от того слова, к которому они относятся: смотрят (к а к ?)
несмело,
жили (г д е ?) в кустах, в поле. Комментированная запись
неохотно;
членовпредложения с однородными членами, отвечающими на вопрос к а к и е ? Выделение
орфограмм.
2. Комментированная запись слов:
пшеница, овес, рожь, ромашка, гвоздика,
одуванчик, трактористы, комбайнеры, рабочие. Распределение (устно) слов на группы по
их лексическому значению. Составление с каждой группой слов предложения с
однородными членами.
Работа со словарным словом комбайн (комбайнер).
3. Чтение предложений (учебник, упр. 41) и нахождение в них однородных членов.
(Признаками однородности является то, что слова отвечают на один и тот же вопрос ч т о
д е л а л и ? шумели, хлопали, суетились; относятся к одному и тому же слову — птичка.)
Определение синтаксической роли однородных членов предложения (подлежащее,
сказуемое, второстепенные члены), уточнение связи между однородными членами (связаны
интонацией перечисления), наблюдение над употреблением запятой между однородными
членами. Запись предложений по вариантам: 1) с однородными подлежащими; 2) с
однородными сказуемыми;
3) с однородными второстепенными членами.
4. Выполнение заданий (учебник, упр. 44). Наблюдение за тем, что однородные
сказуемые (2е предложение) связаны перечислительной интонацией. Наблюдение за тем,
что однородные члены предложения связаны с помощью союзов (1, 3, 4, 5е предложения).
Выполнение письменного
роса.
5. Выразительное чтение поэтических строк (учебник, упр. 43). Выполнение устных
заданий. Наблюдение за тем, что однородные сказуемые могут иметь зависимые слова.
Определение
сказуемых интонацией перечисления.
6. И т о г у р о к а : по каким признакам можно определить в предложении однородные
члены? Как связаны между собой однородные члены предложения?
7. Д о м а ш н е е
задание).
упр. 43
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 24.
Звукобуквенный разбор слова
связи однородных
(письменное
з а д а н и е :
учебник,
задания.
с
а
не
задач
когда
задания
(учебник,
ставится?
домашнего
однородными
однородными
Определение
У р о к 3 (14). Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в
предложениях
членами
Ц е л ь : развивать умение распознавать однородные члены, связанные с помощью
перечислительной интонации и союзов и, а, но; ознакомить с правилом постановки запятой
членами.
между
1. Проверка
упр. 43).
2. Чтение главного вопроса урока: когда между однородными членами ставится
запятая,
урока.
3. Упражнение в установлении связи между однородными членами и в употреблении
запятой между однородными членами предложения (учебник, упр. 45). Ознакомление с
правилом. Выполнение письменного задания. Ответ на вопрос: когда между однородными
членами
нет?
4. Упражнение в определении, где нужно поставить запятую в предложении (учебник,
упр. 46). Чтение слов и выяснение их значений: багаж (упакованные для отправки
поездом, самолетом... вещи), саквояж (дорожная сумка с запором, обычно кожаная).
Написание согласной на конце этих слов. Объяснение написания непроверяемой гласной в
слове багаж. Определение однородных второстепенных членов (отвечают на вопрос
ч т о ? — диван, чемодан, ... ; относятся к сказуемому сдавала). Ответ на вопрос: как
связаны между собой однородные члены? (С помощью только интонации перечисления
связаны однородные члены диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку, а с
помощью интонации перечисления и союза и связаны однородные члены картонку и
собачонку.) Определение, где нужно поставить запятую. Письмо под диктовку
предложения.
5. Орфографическая устная минутка (учебник, упр. 47). Распределение слов по
предложении
ставится
запятая,
а
когда
влексическому значению. Составление предложения с любой лексической группой, в
котором бы два однородных члена были связаны между собой союзом и. Запись
предложения.
6. Ознакомление с постановкой знаков препинания между однородными членами, когда
они соединяются союзами а и но (учебник, упр. 48). Чтение пословиц с интонацией
перечисления, нахождение в них сходств (все предложения с однородными сказуемыми,
однородные члены объединяются интонацией перечисления и союзами) и различий
(содержание предложений разное и союзы неодинаковы). Наблюдение за постановкой
запятой перед союзами а, но. Ответ на вопрос: в каких предложениях союз а можно
заменить союзом но, а союз но можно заменить союзом а? Комментированная запись
любого предложения с союзом а или но
(обращается внимание на значение
противопоставления
предложениях).
7. И т о г у р о к а : когда между однородными членами ставится запятая, а когда не
ставится?
8. Д о м а ш н е е з а д а н и е : учебник, упр. 47 (письменное задание) или упр. 49
(подготовиться
памяти).
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 23, 25, 26.
действий
письму
по
к
в
и
между
ставить
правильно
запятую
У р о к 4 (15). Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Ц е л ь : совершенствовать навыки определения однородных членов предложения,
развивать умения на слух и зрительно распознавать связь однородных членов в
предложении
ними.
1. Проверка домашнего задания. Выполнение устных и письменных заданий (учебник,
упр. 49).
2. Работа со схемой. Ответ на вопрос: когда ставится запятая между однородными
членами? Анализ примеров предложений с однородными членами и соотнесение их со
схемами.
3. Чтение загадок. Объяснение отгадок к загадкам. Выяснение значений слова
календарь. (1. Таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке
все дни года с делением на месяцы и недели. Отрывной календарь. 2. Распределение по
времени отдельных видов деятельности. Календарь соревнований.) Написание слова
календарь (календарный). Определение в предложении однородных членов. Называние,
какими членами предложения они являются. Объяснение, как связаны между собой
однородные члены предложения и где нужна запятая между однородными членами.
Выполнение
заданий.
4. Составление предложений с однородными членами по заданным вопросам (учебник,
упр. 52) или распространение предложений однородными членами (учебник, упр. 54).
Обоснование правильности составленных предложений и необходимости или
невозможности постановки запятой между однородными членами. Варианты выполнения
заданий: составить предложение так, чтобы в нем два однородных члена были объединены:
1) союзом; 2) только перечислительной интонацией. Выполнение письменных заданий.
5. И т о г у р о к а : как распознать в предложении однородные члены? Когда между
однородными членами ставится запятая? Определение (устно) количества предложений
(учебник, упр. 53). Прочтение каждого предложения с соблюдением интонации
перечисления при однородных членах. Объяснение, где нужно поставить запятую.
6. Д о м а ш н е е з а д а н и е : учебник, упр. 53 (письменное задание); составить
сообщение на тему «Что я знаю о предложениях с однородными членами».
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 27, 28.
письменныхи
схема
текст
поможет
текста,
составлять
содержание
перечисления
У р о к 5 (16). Обобщение знаний об однородных членах предложения.
Свободный диктант или составление текста по репродукции картины И. И. Левитана
«Золотая
осень»
Ц е л ь : развивать умения употреблять в речи предложения с однородными членами,
воспроизводить
по картине.
1. Воспроизведение знаний об однородных членах предложения: что такое однородные
члены предложения? Какие члены предложения могут быть однородными? Составьте
предложения с однородными подлежащими (сказуемыми, второстепенными членами). Как
связаны между собой однородные члены? Приведите пример (из домашнего упражнения)
предложения, в котором однородные члены объединены интонацией перечисления
(интонацией
союзами).
2. Орфографическая минутка: ученики под диктовку учителя записывают
словосочетания (календарь природы, приветливый человек, осенние каникулы, впереди
трактора, багажный вагон, стороны горизонта), а затем объясняют изученные
орфограммы.
3. Составление предложений с однородными членами (учебник, упр. 56), определение в
них однородных членов, объяснение употребления знаков препинания в предложении.
(Разыгрался ветер на лесной поляне, закружил осинку в красном сарафане. И листок с
березы золотистой пчелкой вьется и летает над колючей елкой.) Запись предложения
под
диктовку.
4. Обсуждение: когда между однородными членами ставится запятая? (Ответить на
вопрос
упр. 50).)
5. Упражнение в развитии связной речи на выбор учителя: 1) выполнение заданий
(учебник, упр. 55); 2) свободный диктант (учебник, упр. 55); 3) составление текста по
репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» (учебник,
упр. 57).
С в о б о д н ы й д и к т а н т . Чтение текста. Определение темы и главной мысли.
Обсуждение заголовка: что отражено в нем — тема или главная мысль? Составление плана
(1. Птицы в опасности. 2. Крохалиная хитрость. 3. Опасность миновала.) Чтение каждой
части.
Б е с е д а п о с о д е р ж а н и ю п е р в о й ч а с т и : какая опасность грозила уткам?
Что
(ястреб)?
Б е с е д а п о с о д е р ж а н и ю в т о р о й ч а с т и : почему растерялся хищник?
Прочитайте это предложение, выделите в нем однородные сказуемые, объясните
постановку пропущенной запятой. Что означает словосочетание хищник растерялся?
Назовите другие действия крохаля. Почему между однородными сказуемыми не
поставлена запятая? Прочитайте о действиях ястреба. Надо ли ставить запятую перед
союзом но? (Ставить запятую надо, так как это — сложное предложение, в нем две
основы.) Как вы понимаете: обидчиво взмахнул крыльями? Какие слова использует автор,
чтобы
каждом предложении?
Б е с е д а п о с о д е р ж а н и ю т р е т ь е й ч а с т и : что мы узнаем из этой части о
крохале? Как же крохаль спас утиную стаю от ястреба? Чтение учителем текста по частям.
Запись
памяти.
Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и плану
(учебник, упр. 57). Возможная организация работы: 1) определение задачи работы;
2) беседа учителя о художнике Исааке Ильиче Левитане; 3) рассматривание репродукции
картины; 4) анализ содержания картины по вопросам учебника; 5) обсуждение структуры
текста: вступление (1й пункт плана), основная часть (2—4й пункты плана), заключение
(5й
части.
Обсуждение предложений, которыми можно начать вводную и другие части. («Передо
мной картина И. И. Левитана «Золотая осень». В ней художник изобразил (описал)...» Или:
повторялось
6) обсуждение
содержания
учениками
каждой
плана);
пункт
(учебник,
слово
ястреб
не
нагонял
каждой
означает
части
по
слово
в«И. И. Левитан написал замечательную картину о поре золотой осени. Он ее так и назвал
«Золотая осень»». И др. Учитель напоминает, что каждая часть текста записывается с
красной строки.) Письмо сочинения может быть осуществлено на уроке литературного
чтения
дома.
6. И т о г у р о к а : с какой целью мы употребляем в речи предложения с однородными
членами?
7. Д о м а ш н е е з а д а н и е : учебник, упр. 57 (письменное задание).
предложено
ученикам
работы
или
для
(см.
в
запятой
состав
учебник,
сложном
постановке
входящими
предложениях
в
домашнего
У р о к 6 (17). Простые и сложные предложения. Связь между простыми
предложениями,
сложного
Ц е л ь : уточнить знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения
простых предложений в сложное (при помощи интонации и при помощи интонации и
предложении.
союзов),
о
1. Проверка
задания.
2. Запись под диктовку предложений: День был прекрасный. Солнце сияло и грело, но
не пекло. Объяснение изученных орфограмм и постановки знаков препинания. Разбор по
членам предложения второго предложения. Объяснение: почему между однородными
членами предложения сияло и грело запятая не поставлена, а между грело, но не пекло —
поставлена? Выяснение значения слова прекрасный. (Древнейшее значение этого слова —
красивый. С помощью приставки пре, имеющей значение «очень», образовалось слово
прекрасный. Теперь в слове прекрасный выделяется только корень и окончание.)
3. Чтение темы и определение задач урока. Воспроизведение знаний о простых и
сложных
с. 37).
4. Выразительное чтение поэтических строк (учебник, упр. 58). Выполнение устных
заданий. (Ученики рассуждают так: «Первое предложение — простое, в нем одна
грамматическая основа — подлежащее и сказуемое (ветер гонит), второе предложение
сложное, в нем две основы (ель стонет, лес шепчет). Учитель обращает внимание на то,
что простые предложения объединяются в сложное с помощью интонации, между ними
ставится
запятая.)
5. Упражнение в произношении сложных предложений, в определении, как
объединяются простые предложения в сложные, в наблюдении над знаками препинания в
сложном предложении (учебник, упр. 59). Орфографическая минутка: обоснование
написания слов с пропущенными буквами, запись под диктовку любых двух предложений.
(Учитель может обратить внимание на то, что содержание сложного предложения более
полное, более богатое, нежели содержание простого предложения. Сравнение
предложений: 1) Осень наступила. 2) Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло
голые кусты. В одном сложном предложении говорится и о наступлении осени, и о том,
как изменяется природа с наступлением этого времени года.) Чтение сведений о сложном
предложении
с. 38).
6. Упражнение в составлении сложного предложения из двух простых. Обоснование
постановки запятой в сложном предложении (учебник, упр. 60). Запись любых двух
предложений.
7. И т о г
8. Д о м а ш н е е
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 29, 30.
как различить простое и сложное предложения?
(устно).
у р о к а :
з а д а н и е :
(учебник,
учебник,
упр. 63
У р о к 7 (18). Сложное предложение и предложение с однородными членами
Ц е л ь : учить различать предложение с однородными членами и сложное предложение,
совершенствовать навык в постановке запятой в предложениях с однородными членами и в
сложных
предложениях.других
заданий
(учебник,
Выполнение
1. Работа над ошибками, допущенными учениками при написании свободного диктанта
или сочинения по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» (см. урок 16).
2. Проверка домашнего задания (учебник, упр. 63): чтение шуточных стихотворных
строк так, как подсказывают знаки препинания, и так, чтобы был понятен смысл
предложения.
упр. 63).
3. Упражнения в различении предложений с однородными членами и сложных
предложений (учебник, упр. 61, 62). (При анализе простых предложений (учебник, упр. 61)
учитель обращает внимание на их различие: два простых предложения имеют однородные
члены, однако однородные члены в одном предложении объединены перечислительной
интонацией, а в другом — и перечислительной интонацией, и союзом и; в третьем простом
предложении нет однородных членов. При работе с упражнением 62 желательно провести
сопоставление употребления запятых в простых предложениях с однородными членами и в
сложных предложениях и еще раз напомнить школьникам, что однородные члены в
простом предложении и простые предложения в сложном предложении объединяются
но.)
перечислительной
4. Ознакомление с употреблением в сложном предложении других союзов,
объединяющих простые предложения в сложное (учебник, упр. 64) и составление сложных
предложений
устно).
5. И т о г у р о к а : как различить простое предложение с однородными членами и
сложное предложение? Как разделяются на письме простые предложения, входящие в
состав
сложного?
6. Д о м а ш н е е з а д а н и е : учебник, упр. 65 (письменное задание); учебник, упр. 67
(подготовиться к написанию изложения,
текста).
составить
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 31, 32.
интонацией
план
(учебник,
союзами
упр. 65,
или
и,
а,
и
темы
строить
составленному
их на
задачи
предложения и оформлять
У р о к 8 (19). Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по
коллективно
плану
Ц е л ь : совершенствовать умения определять тему, главную мысль текста и его частей;
озаглавливать текст, составлять план, излагать содержание текста соответственно плану,
письме.
правильно
1. Определение
урока.
2. Подготовка к изложению (учебник, упр. 67). Чтение текста, определение типа текста
(повествование), темы и главной мысли. Вопросы: о ком говорится в тексте? Что вас
особенно заинтересовало в повествовании? Чему удивился старый рыбак? Как ловил рыбу
кот? О чем самом главном рассказал нам автор? Озаглавьте текст.
3. Проверка домашнего задания: обсуждение плана текста, содержания каждой части.
Ч т е н и е п е р в о й ч а с т и и определение ее темы и главной мысли. Учитель
обращает внимание на употребление разных видов предложения: 1е предложение
включает однородные подлежащие (кот Епифан и старик); 2е предложение сложное, в
нем повествуется о распределении «ролей» на рыбалке (каждый занимается своим делом);
3е предложение простое распространенное. Учитель может задать ученикам вопрос: какие
синонимы глагола рыбачить вы знаете? (Почему в тексте используется глагол удил?)
Обсуждение
плана.
Ч т е н и е в т о р о й ч а с т и и определение ее темы и главной мысли. Подбор
заголовка. Беседа по вопросам: каким словом начинается первое предложение этой части?
Почему? Какие были действия старика? Обращается внимание на предложение с
однородными сказуемыми (определяется их роль в этом предложении), на значение
вопросительного
предложения.
Ч т е н и е т р е т ь е й ч а с т и и определение ее темы, главной мысли и содержания.
Ответы на вопросы: чему удивился рыбак? Как кот ловил рыбу? Чем интересны
пункта
1гос
есть
простое
предложение
однородными
предложения, в которых говорится об этом? (Второе предложение содержит однородные
сказуемые, которые означают одновременность действий; третье предложение сложное, в
нем
сказуемыми.)
Ч т е н и е ч е т в е р т о й ч а с т и и определение ее темы и главной мысли.
Обсуждение заголовков пункта плана. Сопоставление первого предложения этой части и
первого предложения первой части. Как теперь ловят рыбу кот и старик?
4. Словарноорфографическая работа (проводится одновременно с анализом частей).
Учитель обращает внимание на лексическую замену слов старик (рыбак, он), кот
Епифан (кот, он). Проведение орфографической минутки (обсуждение: на какие правила
тексте).
встретились
проверка.
5. Запись
6. И т о г
уроке?
7. Д о м а ш н е е з а д а н и е : учебник, упр. 66.
текста
у р о к а :
изложения
учились
слова
чему
его
на
и
в
9
( 20). Работа над ошибками.
У р о к
Проверочный диктант
Ц е л ь : развивать умения совершенствовать написанное (содержание, построение
предложений и их оформление на письме, выбор слов), писать изложения соответственно
плану, правильно оформлять на письме предложения и правильно записывать слова с
изученными
орфограммами.
1. Проверка
задания.
2. Работа над ошибками, допущенными в изложении (оценка работы, ошибки в выборе
слов, в построении предложений, их оформлении на письме, последовательности
изложения
написанного).
3. Проверочный диктант.
домашнего
орфографии
материала,
Заботливая мама
У крыльца Алеша увидел ежика. Мальчик взял его в руки, погладил по мягким иголкам.
Бабушка угостила зверька молоком. Вечером Алеша увидел ежиху и ежат. Ежиха
принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторонам. Мать искала малыша. Алеша
принес ежонка, бережно опустил на землю. Мать обнюхала малыша и устремилась в кусты.
За
ежата.
С л о в а д л я с п р а в о к : устремилась, увидел, принюхивалась, ежонок (учитель
проговаривает
слогам).
Задания: найти предложения с однородными второстепенными членами; подчеркнуть в
нем главные члены и обвести в кружок однородные второстепенные члены предложения.
Д о м а ш н е е
упр. 74.
З а д а н и я п о т е м е у р о к а в рабочей тетради: упр. 33.
з а д а н и е :
покатились
учебник,
ежихой
слова
по
У р о к 5 (46). Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в
родительном и винительном падежах, имен существительных в дательном падеже
Ц е л ь : развивать умение распознавать одушевленные имена существительные в
родительном и винительном падежах, имена существительные в дательном падеже.
1. Воспроизведение знаний о приемах распознавания падежей имен существительных.
Комментированная запись предложений: У человека должно быть доброе сердце.
Скромность украшает человека. Выделение главных членов предложения и определение,
в каком падеже стоит имя существительное, являющееся в предложении подлежащим.
(Имя существительное стоит в именительном падеже.) Ответы на вопросы: в чем трудность
определения падежа другого существительного? (Это существительное отвечает на такой
же вопрос, что и подлежащее, имеет одинаковое с ним окончание, но являетсяпо
к о г о ?
вопросам
существительного
второстепенным членом предложения.) По каким признакам можно определить падеж
этого существительного (см. таблицу на с. 91 учебника)? (Образец рассуждения:
«Существительное в родительном падеже отвечает на вопрос к о г о ? и употребляется с
предлогом у: должно быть (у к о г о ?) у человека, во втором предложении определяем
падеж
ч т о ?».)
2. Упражнение в распознавании одушевленных существительных в винительном и
родительном падежах (упр. 170) по предлогам и вопросам. Чтение пословиц, определение
главной мысли некоторых из них, распознавание падежа выделенных существительных.
(Образец рассуждения: «Бежал (о т к о г о ?) от волка, существительное волка отвечает
на вопрос к о г о ?, имеет предлог от, употреблено в родительном падеже; напал (на
к о г о ?) на медведя, существительное медведя отвечает на вопрос к о г о ?, имеет предлог
на — это винительный падеж;
нет (к о г о ?) друга, вспомогательное слово нет
употребляется с существительными в родительном падеже,
по вопросу и
вспомогательному слову определяем, что существительное друга стоит в родительном
падеже; ищи (к о г о ? ч т о ?) друга, существительное друга стоит в винительном падеже и
др.».)
3. Воспроизведение знаний о дательном падеже имен существительных (учебник,
упр. 165). Составление и запись словосочетаний (упр. 171). Выяснение значений падежной
формы имен существительных дательного падежа: в каких словосочетаниях
существительные в дательном падеже указывают на лицо, которому адресовано действие?
(Сказать (к о м у ?) товарищу...). В каких словосочетаниях существительные в дательном
падеже называют предмет, к которому направлено действие? (Подойти (к у д а ?) к
телефону...). Чтение сведений о значении падежной формы дательного падежа (учебник,
с. 95). Обобщение: как определить имена существительные в дательном падеже? Какие
значения могут иметь падежные формы дательного падежа? (1. Указывать на лицо
(предмет), которому адресовано какоелибо действие (предмет) или для которого
совершается действие (письмо другу). 2. Называть предмет, к которому направлено
движение:
лесу.)
4. Работа над значением и написанием словарного слова телефон. (1. Система
электросвязи, обеспечивающая передачу речевой информации на расстояние. 2. Аппарат
для разговора посредством телефонной связи. Этимологическая справка: слово образовано
от греческого теле, что означает «далеко», и фонэ — звук, речь, говор.) Подбор других
слов с частью теле (телеграф, телевизор, телепередача). Составление и запись
предложения со словом телефон или скороговорки. (Воробей просил ворону вызвать
волка
телефону.)
5. Упражнение в распознавании имен существительных в дательном и винительном
падежах (учебник, упр. 172). (Учитель обращает внимание на имена существительные,
отвечающие на вопрос к у д а ? (к умывальнику, в окно), но стоящие в разных падежных
формах; определяется падеж по падежному вопросу и предлогу. (Справка для учителя: во
втором предложении Стало заиньке темно падежная форма дательного падежа
употребляется
субъекта.)
6. И т о г у р о к а : как различить в тексте дательный падеж имен существительных?
7. Д о м а ш н е е з а д а н и е : рабочая тетрадь, упр. 85.
обозначения
состояния
идти
к
для
к
У р о к 6 (47). Упражнение в различении имен существительных в творительном
и
падежах
Ц е л ь : развивать умения различать имена существительные в творительном и
предложном падежах, распознавать падежные формы имен существительных, имеющих
одинаковые
предлоги.
рубить топором, альбом для
1. Комментированная запись словосочетаний:
предложном