Представлен конспект проведения встречи в музыкальной гостиной «Золотой венок» (из цикла «Времена года»).
Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества, традиций русского народа
Задачи:
Помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение к творческому процессу пения.
Формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки.
Встреча в музыкальной гостиной (из цикла «Времена года») «Золотой венок»
Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение
произведений русского народного творчества, традиций русского народа
Задачи:
1. Помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и
красоту русских обычаев и обрядов.
2. Поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность,
развить сознательное отношение к творческому процессу пения.
3. Формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки.
Под русскую народную песню дети в русских народных костюмах свободно заходят в зал, в
руках колосья.
1 ребенок:
Говорило ядреное жито:
Не могу я в поле стояти,
Колосочки держати.
2 ребенок:
Надо житу стояти
В поле копнами,
В гумне стогами
В клети коробами,
Все:
А на стол пирогами!
Расходятся на свои места.
Ведущая: В давние времена на Руси много песен и обрядов было связано с праздником урожая.
Время, посвященное жатве, было связано с праздником урожая. Это время было для крестьян
нелегким. Но и здесь, на жатве, вокруг золотых “коп” ( так назывались снопы, связанные по
нескольку штук вместе) не умолкали песни, посвященные молодому хлебу. Хлеб поспел! В августе
крестьянам три заботы: и косить. И пахать, и сеять.
3 ребенок:
Кто пахать не ленился,
У того хлеб уродился.
4 ребенок: Пашем да сеем. Хвастать не умеем.
Звучит фонограмма песни о хлебе.
5 ребенок:
Некогда лежать, когда пора жать.
А урожай соберем, хоровод заведем.
Танец: “Колоски”
Девочка: Рожь поспела – берись за дело!
Мальчик:Эй, вы, жницы молодые, серпы золотые!
Приходите по утру раненько.
Вы сожните жито, ядреное жито.
Песня: “Урожайная – хороводная”
Ведущая: Что там за певицы песни распевают?
Мальчик: Это наши жницы нивку дожинают.
Ведущая:
Жнеи молодые, серпы золотые!
Велико ли поле сжали?
Много ли снопов нажали?
Жницы:
Поле сжали небольшое,
А снопов нажали много.
Ведущая берет заранее приготовленный веночек из колосков и подходит к жницам.
Она выбирает лучшую жницу и надевает ей на голову веночек.
Ведущая:
Ай, да наша жница, жница молодница!
Вот тебе веночек золотых колосьев…
Дети садятся на места. В это время за снопом прячется Козел.
1 жница: (подходит к снопу)
Нивка,нивка,отдай мою силку!
Я тебя жала, силку потеряла! (Обнимает стог)
2 жница: Яровая нивушка, отдай мою силушку на долгую зимушку.
В это время крадется Козел.
Ведущая:
Жницы! Убегайте поживей,
За копною прячется божество полей.
Девочки с крикомвизгом убегают. Козел пытается их поймать.
Ребенок:
Где козел ходит –
Там жито родит, (ходит по кругу)
Где козел хвостом
Там жито кустом. (вертит хвостом)
Ребенок:
Где козел ногою
Там жито копною, (топает ногой)
Где козел рогом
Там жито стогом. (вертит головой)
Игра : “Заскочил козлик в огород”
Ведущая: Кто про труд пословицы знает, пусть говорит – не зевает!
Ребенок: Кто пахать не ленился, у того хлеб и уродился.Ребенок: Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест.
Ребенок: Труд человека кормит, а лень портит.
Ведущая: А лентяев и бездельников народ не любит, высмеивают их.
Под русскую народную мелодию в зал входит мальчик Тит с большой ложкой, ложится под
стог.
Тит: Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону.
Выходят двое детей.
1 ребенок:
Не колода лодырь, а пень!
И лежит целый день!
2 ребенок: Не жнет, не косит, а обедать просит!
1 ребенок: Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит.
2 ребенок: Тит, иди кашу есть!
Тит: А где моя большая ложка? (вскакивает)
Оба ребенка: Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Игра: “Щенок Митрошка”
Ведущая: Закончилась жатва, убран хлеб на полях. И началось веселье.
Ребенок: Кончил дело – гуляй смело!
Ребенок: Делу время , а потехе час!
Дети встают в две колонны лицом друг другу
1 группа: С праздником! (кланяются)
2 группа: С праздником! (кланяются)
Вместе: С сенокосом! Жатвою!
Ведущая: У Петровских у ворот вьется, вьется хоровод!
Хоровод : “Как у наших у ворот” (р.н.п.)
Выходит ребенок и произносит считалочку.
Ребенок:
Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой,
Кто коня того поймает,
В “каравай” с нами сыграет.
Все: Раз, два, три!
Ребенок: “Караваем” будешь ты!
Игра: “Каравай”
Ведущая: А какой же праздник на Руси был без пышного каравая да сладких пирогов?
Выносит каравай, дети встают.Дети:
Свети, свети месяц нашему караваю!
Проглянь, проглянь солнце нашему караваю!
Ребенок: Хлеб на стол – и столпрестол.
Ребенок: Хлеб ногами топтать – народу голодать.
Ребенок: Хозяйку потешь – пирога поешь.
Ведущая подносит каравай гостям.
Ведущая: Кушайте, гости дорогие, поправляйтесь, здоровья набирайтесь.(Обращается к детям).
Да и мы домой пойдем,
Домато, дома
Напечено пирогов,
Наварено каши, столы накрыты. Дети под русскую народную песню уходят из зала.