Встреча в «Родительском университете» на тему: «Искусство и творчество в жизни семьи»
Цели: познакомить родителей и детей с различными видами искусства; подвести родителей к осознанию того, что искусство и творчество имеет огромный воспитательный потенциал: оно оказывает влияние на развитие личности, позволяет открыть ребенку огромный, интересный мир, развить эстетический вкус, актуализировать нравственные ориентиры.
Форма проведения: вечер – встреча.
Ход мероприятия
Предварительная работа:
1.Анкета для родителей « Искусство и творчество в жизни вашей семьи »
2. Буклет « Как помочь ребенку развить способности к рисованию и лепке»
3. Буклет «Как сделать пальчиковые куклы из бумаги для домашнего театра».
4. Выставки семейных фото, рисунков, поделок на тему « Моя замечательная семья »
Вступительная часть
1. Приветствие, настрой на предстоящую беседу.
- Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Мы рады приветствовать вас на очередной встрече в рамках Родительского Университета, тема которой «Искусство и творчество в жизни семьи».
(Короткий видеоролик «Искусство в жизни семьи»)
- Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Его возникновение не связано с добыванием пищи и нахождением укрытия. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. При этом искусство как таковое не свойственно другим представителям животного мира, самовыражаться творчески – это прерогатива людей.
В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.
2. Итоги анкетирования – раскрытие актуальности темы.
Основная часть:
1.Педагогический всеобуч.
- А сейчас мы предлагаем Вам совершить небольшой экскурс в волшебный мир искусства и определить его место в жизни современной семьи.
(Мультимедийная презентация « Виды искусств»)
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
- Это самый популярный вид искусства, с которым знаком каждый. У каждого есть свои музыкальные предпочтения, и нередко бывает, что в семье папа увлекается шансоном, мама – классической музыкой, а ребенок – тяжелым роком. Но при этом есть музыка, которая близка и знакома каждому. Она рождает в нас самые теплые воспоминания и переносит нас в беззаботное детство. Это – колыбельные песни, которые пели нам наши мамы и бабушки. Давайте же вспомним их.
(Конкурс « Угадай мелодию » - родителям и детям предлагается вспомнить и назвать знакомые из детства колыбельные песни, мелодии которых будут звучать в минусовке. После отгадываниявключается исполнение песни со словами).
ХОРЕОГРАФИЯ
- С музыкой тесно связан другой вид искусства – хореография. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец позволяет укрепить здоровье, он гармонично, равномерно и с одинаковой степенью активности развивает все группы мышц, в том числе и лицевых (мимика). Дети очень любят танцевать, ведь малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому танец, который обычно проходит под веселую музыку, кажется детям любого возраста заманчивым и привлекательным.
(Конкурс «Повторяй за мной» - всем присутствующим детям предлагается под веселую музыку повторить несложные движения)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИССКУСТВО
- Изобразительное искусство объединяет близкие друг другу живопись, графику, скульптуру, художественную фотографию. Произведения подлинного искусство – всегда чудо. Даже когда всё в нем кажется простым и ясным. Чудо потому, что и самое простое, и самое сложное в изобразительном искусстве поражает: как, по каким неведомым нам законам могли родиться в уме и сердце художника, а затем воплотиться в красках, звуках, словах эти чудесные образы? Чудо потому, что встреча с произведением большого искусства рождает в нас мысли, чувства, природу которых очень трудно объяснить. Чудо потому, что берем мы от искусства часто несравненно больше того, что дает художник.
(Видеоролик «Образы матери и ребёнка в живописи скульптуре»)
(Конкурс «Оживи картину» - командам из детей и родителей в конвертах даются картины, которые надо оживить немой пантомимой так, чтобы узнали зрители. После отгадывания картины выводятся на монитор).
ТЕАТР
- Что такое театр? Это лучшее по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств. Это чудо, которое способно развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность; способствовать гармонизации детско-взрослых отношений, объединению семей, сокращению «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.
- Любите ли вы театр, знаете ли вы знаменитых театральных актеров и режиссеров? Российский театральный олимп пестрит знаменитыми на весь мир именами. Давайте же вспомним наших прославленных театральных актеров.
(Конкурс « Угадай театрального актера» - родителям и детям предлагается вспомнить и назвать имена прославленных актеров, чьи фото они увидят на экране)
- К сожалению, расстояние, нехватка времени или финансов не позволяет нам часто посещать театральные представления. Но театр может в любой момент может постучаться в ваш дом, если только вы сами этого пожелаете. Ваша фантазия и ваше творчество может совершить чудо.
(Презентация «Виды театра на дому» - пальчиковый театр, театр теней, кукольный театр и т.п.).
- Из наших буклетов вы можете узнать, как вместе со своим ребенком не затрачивая много средств и усилий сделать сказочного героя для домашнего театра своими руками.
КИНОИСКУССТВО
- Этот вид искусства прочно поселился в каждой семье. У каждого из нас наверняка есть свои любимые кинофильмы, мультфильмы, которые мы может пересматривать множество раз. Но не каждый кинофильм можно отнести к искусству и родителям обязательно необходимо помнить об отрицательной стороне этого явления.
(Видеоролик «Польза и вред кинематографа»).
- Давайте вспомним детские фильмы, на которых выросло не одно поколение.
(Конкурс «Из какой сказки этот фрагмент» - родителям и детям предлагается вспомнить и назвать старые сказки, фрагменты которых они увидят на экране).
- И все же, даже если родители тщательно подбирают материал для детского просмотра, следует не забывать, что живое общение детей и родителей никогда не заменит никакой фильм.
ЛИТЕРАТУРА
– Все мы хорошо знакомы с этим видом искусства. Многие из нас не представляют своей жизни без чтения книг, а сказки из детства передаются нами из поколения в поколение.
(Конкурс «Продолжи сказку - родителям и детям предлагается продолжить первую фразу знакомых с детства сказок).
- Многие наши земляки являются прекрасными поэтами. Сейчас вы услышите стихотворение нашего земляка…….
- Не каждый обладает подобным талантом, но попробовать себя на этом поприще может каждый
(Конкурс « Почувствуй себя поэтом» - для родителей и детей озвучивается первые две строчки стихотворения о семье, им необходимо сочинить окончание)
ФОТОИСКУССТВО
– На сегодняшний день очень популярный вид искусства. Но согласитесь, что не так просто подобрать освещение, фон, придумать композицию, чтоб фотография получилась по – настоящему хорошей. Но для семейной фотографии, главное, как нам кажется, выбрать счастливый момент в жизни вашей семьи, чтоб спустя годы, глядя на фотографию, снова и снова переживать эти положительные эмоции. От всей души желаем, чтоб таких моментов и таких фотографий было в вашей жизни как можно больше!
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
– Как показало анкетирование, во многих семьях любят заниматься вышивкой, бисероплетением и другими видами декоративно – прикладного искусства. Сейчас очень популярным стало изготовление поделок из бросового и подручного материала. Посмотрев на поделки, которые принесли семьи, мы были по - настоящему удивлены: сколько фантазии, творчества и терпения вложено в них! А если б вы слышали, с какой гордостью дети рассказывали учителям о том, как они вместе с родителями изготавливали их! В глазах детей родители в этот момент превращаются в настоящих волшебников!
2. Подведение итогов конкурса. Объявление и награждение победителей.
3. Заключительный этап.
- Наша встреча подошла к концу и пришла пора ответить на главный вопрос - так какую же роль играет искусство и творчество в жизни ребенка?
- Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично. Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
- Но если даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности. Ведь, по мнению многих психологов, человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а некоторые психологи говорят даже о пренатальном периоде. Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.
4. Рефлексия.
- Что нового и интересного вы вынесли для себя из сегодняшней встречи?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.