Приучая
детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем
у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье.
Постоянный режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями
детей, — одно из существенных условий нормального физического развития ребенка
Основное требование к режиму — это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими.
Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать
Сон.- это неотъемлемая составляющая режима дошкольника. Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3—4 лет спят 14 часов в сутки, 5—6 лет — 13 часов, 7—8 лет — 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна. Дети должны ложиться не позднее 8—9 часов вечера, что обеспечит достаточное время на восстановление и отдых всех функциональных систем организма ребенка
Суточная потребность дошкольника во сне составляет 12-13 часов. Ослабленные и больные дети могут спать больше, поскольку длительный сон имеет лечебное воздействие. Если ребенок посещает детский сад, то его домашний режим должен быть максимально приближен к режиму в детском саду.
Важно отметить, что соблюдение режима дня, выполнение всех его элементов в одно и тоже время рождает привычку, облегчающую переход от одной деятельности к другой, что немаловажно для подготовки ребенка к школьному обучению. Организм ребенка в каждый отрезок времени, как бы готовиться к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии.
Нарушение режима дня его последствия:
Снижается работоспособность, появляются головные боли
Ребенок становится капризным и раздраженным, теряется интерес в любой деятельности
Постоянная усталость создает условия возникновения новых и прогрессирования уже имеющихся заболеваний
Здоровый сон.
Сон одна из важнейших функций организма. Чрезвычайно важно, не допустить дефицит сна. При недостаточном сне у детей замедляется рост и общее развитие, страдает нервная система, снижаются многие способности. Укладывать спать ребёнка надо в одной и той же ситуации, в спокойной обстановке, регулярно в одно и то же время с таким расчётом, чтобы никогда не приходилось его будить. Если ребёнок спит меньше, чем полагается в его возрасте, необходимо устранить все мешающие факторы и укладывать с каждым разом хотя бы на 10-15 минут раньше, чем накануне, чтобы суммарное время сна довести до суточной нормы. Спать ребёнку лучше на открытом воздухе, а если в помещении, то - при непрерывном максимальном проветривании. Важно отметить, что в закрытом помещении сон менее глубокий и менее продолжительный. Длительность сна в дошкольном возрасте должна составлять в среднем 10 часов в сутки. Временная норма засыпания – 30 минут.
Как выработать у ребенка рефлекс быстрого засыпания
Включите расслабляющую фоновую музыку, имитирующую шум морского прибоя или дождя, колыбельную песенку.
Помогает заснуть нежное поглаживание волос, бровей, головы ребенка, пошёптывание ласковых слов, предназначенных только для вашего ребенка.
Как избавить ребенка от бессонницы.
Придумайте ежевечерний ритуал:
в определенное время душевный разговор;
ванна или душ, успокаивающий массаж;
стакан теплого молока или напиток из мяты;
засыпание с любимой игрушкой;
рассказывание сказки…
Чем грозит ребенку недосыпание
Недосыпание пагубно сказывается на детском организме:
Вызывает нервозность;
Ослабляет сопротивление организма заболеваниям;
Замедляет физическое развитие
Самым главным на протяжении дошкольного детства остается голос мамочки.
Преодоление утомляемости
Упражнения
для нормализации мозгового кровообращения:
1. «Колесо» И.и. - стоя
или сидя. 1 - руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад. 2 -
повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп
средний.
2. «Маятник» И.п. - стоя
или сидя, руки в стороны. 1-3 - три рывка согнутыми руками внутрь: правой перед
телом, левой за телом. 4- и.п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз.
Темп быстрый.
3. «Неваляшка» И.п. - сидя. 1 - голову наклонить вправо. 2 - и.п. 3 голову наклонить влево. 4 - и.п. 5 - голову повернуть направо. 6 - и.п. 7 - голову повернуть налево. 8 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1.
«Незнайка» И.п. – основная стойка (о.с.) 1 - поднять плечи. 2 - опустить
плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса.
Темп медленный.
2.
«Пружинка» И.п. - руки согнуты перед грудью. 1-2 - два пружинящих рывка
назад согнутыми руками. 3-4 - то же прямыми руками. Повторить 4-6раз. Темп
средний.
3.
«Мельница» И.п. - стойка ноги врозь. 1-4 - четыре последовательных круга
руками назад. 5-8 - то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать.
Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.
Упражнение
для снятия утомления с туловища и ног:
«Насос» И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 - и.п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Психофизическая гимнастика.
Цель. Активизирует деятельность головного мозга, стимулирует интеллектуальное развитие, снижает утомляемость
1. «Попьем водичку». Употребление воды способствует повышению физиологической активности головного мозга и соответственно активизации умственной деятельности.
2. «Буратино». Перекрестное упражнение (1 мин). Учащимся предлагается делать попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте. Сначала прикасаться руками к разноименным коленям перед собой (левая рука — к правому колену, правая рука — к левому колену), затем к разноименным пяткам за спиной.
3. «Мишка проснулся». Растягивающее упражнение (1 мин). Предлагается напрячь все тело, затем расслабить. После проводится напряжение и расслабление по осям:
- верх-низ (напряжение и расслабление верхней половины тела, затем напряжение и расслабление нижней половины тела);
- лево- и правостороннее (напряжение и расслабление правой и затем левой стороны тела);
- перекрестное (напряжение и расслабление левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги).
4. «Воздушный шарик». Дыхательное упражнение (0,5 мин). Учащимся предлагается сделать вдох, «надувая в животе шарик», например, красного цвета (цвета необходимо менять), расслабить мышцы живота. Пауза (задержка дыхания) 2 с. Выдохнуть, втянуть живот как можно сильнее. Пауза 2 с. Сделать вдох.
5. «Белочка собирает орешки». Глазодвигательное упражнение (1 мин). Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отработка движений глаз по направлениям: вверх, вниз, вправо, влево.
6. «Гуси травушку щипали». Энергетизирующее упражнение (0,5 мин). Предлагается помассировать пальцами одноименных рук мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
7. «Кнопка внимания». Активизация внимания. Предлагается нажать большим пальцем правой руки на середину ладони левой руки, где находится точка внимания (10 с). То же самое сделать для правой руки (10с).
«Гимнастика мозга».
Предлагаем вашему вниманию еще одну гимнастику для активизации деятельности мозга и снижения утомляемости. Применение данного метода в начальной школе показало, что в результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.
Маленький совет. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Это не только полезно, но и весело!
1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
3. Кулак-ребо-ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
4. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
5. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
7. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Кинезиологические упражнения.
Цель: оптимизация мышечного тонуса, развитие произвольности, самоконтроля, активизация головного мозга.
Замок. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. По сигналу ведущего двигать тем пальцем, который он назовёт. Палец должен двигаться чётко и точно, не допуская синкинезий (содружественных движений рядом расположенных пальцев). Стараться выполнять в быстром темпе, можно парами: один ребёнок говорит и контролирует правильность выполнения, другой – выполняет.
Перекрёстные шаги. Выполняется перекрёстно-латеральная ходьба на месте (осознанная ходьба). Соединить правое колено с левым локтем и наоборот. Шаги должны выполняться очень медленно, сохраняя равновесие, на счёт “1-10”-соединить колено и локоть, за такое же время вернуться в исходное положение. Это задействует максимально большое количество мышц тела и развивает, активизирует лобную долю мозга, ответственную за мышление.
Колечки. 1 вариант: прямые колечки.
Смыкать большой палец руки поочерёдно со всеми остальными пальцами, двигаясь вперёд, затем – назад. Выполнять сначала на одной, затем на другой руке, затем на обеих руках одновременно.
2 вариант: обратные колечки.
И. П.: левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая - большой и мизинец.
В такт счёту левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочерёдно со средним, безымянным и мизинцем, а правая одномоментно начинает смыкать большой палец, двигаясь в обратном направлении, т.е. с мизинцем, безымянным, средним. Затем следуют движения в противоположном направлении
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.