Второстепенные члены предложения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 34.docx
Второстепенные члены предложения Дата:21.10.18   Урок 36 Тема: Цель: познакомить учащихся с основами лингвистических знаний, с основным положениями науки о языке. Задачи:  знакомство  с второстепенными   членами,   их функцией,  видами;  введение  понятий  «распространенное предложение»   и   «нераспространенное   предложение»;   отработка   умения   выписывать   из   предложений словосочетания задавая вопрос от главного слова к зависимому. Оборудование: опора «распостраненное и нераспостраненное предложения» Характеристика деятельности учащихся: Наблюдать за функцией слов, не входящих в грамматическую основу. Знакомиться с понятиями  «нераспространённое предложение», «распространённое предложение». «второстепенные члены предложения».  Задавать вопросы по предложенному алгоритму. Находить предложения по заданному основанию, устанавливать  связь слов в предложении. Использовать алгоритм нахождения второстепенных членов предложения при решении  практических задач. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его  выполнения. Группировать сочетания слов по заданным основаниям. Восстанавливать деформированные предло­ жения.  Задавать вопросы к второстепенным членам предложения Х о д   у р о к а I. Чистописание. Бб бо бл             Вв ве ву вм Барбос забрался в будку. Весело в лесу поют малиновки. II. Работа над новым материалом. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Рубрика «Давай подумаем»  ­ наблюдение за функцией слов не входящих в грамматическую основу Примерный полны и ответ на вопрос рубрики: «Оставшиеся слова нужны для того чтобы пояснить, уточнить главные члены предложения. Предложение выражает законченную мысль, оставшиеся слова по­ зволяют выразить эту мысль более полно. С помощью оставшихся слов предложение передает больше сведений, содержит больше информации». В лесу проворные ежи шуршали сухими листьями. У ч и т е л ь .  Найдите главные члены предложения. – Как вы думаете, для чего нужны оставшиеся слова? Упражнение 1 ­ распространение предложения с помощь предложенных слов, отработка умения ставить вопрос   от   главных   членов   к   второстепенным.   Выполняется   фронтально   письменно.   Учитель одновременно вызывает троих учеников к доске, каждый из них составляет и записывает по одному предложению:  «Вчера   выпал   пушистый   снег»;  «Грустные   берёзы  стоят   у  дома»;   «Весело   шелестит молодая   листва».   Вопросы   от   главных   членов   к   второстепенным   задаются   устно.   В   результате сравнения предложений, данных в учебнике, с предложениями, записанными в тетради и на доске, учащиеся   приходят   к   выводу,   что   последние   содержат   более   полную   информацию.   Это   позволяет осознанно усвоить обобщающий материал последующей рубрики. Запись н а   д о с к е : Выпал снег  Березы стоят Шелестит листва грустные, у дома весело, молодая, пушистый вчера ­ Найдите предложения и выделите подлежащее и сказуемое. ­ Дополните каждое предложение словами из правого столбика. Запишите, что получилось. Вчера выпал пушистый снег. 1У дома стоят грустные березы. Шелестит молодая листва. ­ Выделите грамматическую основу. Сравните эти предложения. В каких содержится более полная информация?  ­ Для чего нужны слова правого столбика? Как они называются? ­ Чему мы будем учиться сегодня на уроке? Рубрика   «Тайны   языка»  вводит   новые   термины   ­   «второстепенные   члены   предложения», «распространенные   предложения»,   «нераспространенные  предложения»,   обобщает   высказывания учащихся о роли второстепенных членов предложения (поясняют, уточняют, дополняют предложение). Вывод:  Предложения бывают распространенные и нераспространенные.  ­   Какие   предложения   в   наших   примерах   являются   распространенными   и   нераспространенными? Аргументируйте свои ответы.    Ф и з к у л ь т м и н у т к а Упражнение  2  ­   различение   распространенных   и   нераспространенных   предложений,   отработка умений вычленять из предложения словосочетания и задавать вопросы от главного слова к зависимому. Выполняется фронтально. Учащиеся читают предложение, выясняют, является ли оно распространен­ ным, и, если является, записывают его в тетрадь. Учитель записывает предложение на доске, оставляя место   для   того,   чтобы   во   время   последующей   устной   работы   вписать   в   пробелы   вопросы   к второстепенным членам (учащиеся выполняют в своих тетрадях обычную запись). После того как пять предложений будет записано, следует перейти к отработке умения задавать вопросы к второстепенным членам   предложения.   Сначала   актуализируются  известные   учащимся   знания:   что  нужно сделать, чтобы найти второстепенные члены? (Найти и подчеркнуть главные члены, оставшиеся слова будут   второстепенными   членами   предложения.)   Затем   организуется   тренировка   в   поиске   слов,   от которых задается вопрос, и в  постановке   вопроса:   учитель   вписывает   вопрос   и   проводит стрелки от главного   слова   к   зависимому   ­   это очень важно, чтобы учащиеся видели, от какого слова к какому задавался вопрос. Обратите внимание. Опора на зрительное восприятие помогает  предотвратить  нередко возни­ кающее   у младших школьников ошибочное мнение: вопрос всегда задается от идущего ранее слова к следующему за ним. Образец выполненной работы на доске.  Росла  (где?) в лесу дикая (какая?)  яблоня.   Осенью (когда?)  упало  (откуда?) с неё яблоко. Птицы склевали (что?) яблоко.   Зёрнышко  спряталось (куда?) в землю.   Весной (когда?)  солнышко  пригрело (что?) мокрую (какую?) землю. – Какие вопросы вы задавали к второстепенным членам? – От каких членов предложения вы задавали вопросы к второстепенным членам?  Сделайте  в ы в о д .  Сравните его с правилом в учебнике. III. Закрепление изученного материала.  Для закрепления новых знаний и проверки их усвоения учитель просит назвать: 1) словосочетания, в которых   главным   словом   является   сказуемое,   а   зависимым   ­   один   из   второстепенных   членов;   2) словосочетание, в котором главным словом является подлежащее, а зависимым ­ один из второсте­ пенных   членов;   3)   словосочетание,   в   котором   главным   словом   является   второстепенный   член предложения, а зависимым ­ другой второстепенный член этого предложения. 2Рубрика «Обрати внимание» ­ обобщение наблюдений, проведенных при выполнении упр. 2. Алгоритм нахождения второстепенных членов предложения разбирается с опорой на вынесенный на доску языковой материал учебника, после чего учащиеся самостоятельно формулируют порядок при решении этой поисковой задачи, а затем читают памятку в учебнике (с. 70). Упражнение 3 ­ отработка умения находить в предложении словосочетания. Выполняется фронтально письменно в классах с высоким темпом работы, в остальных классах может быть разобрано только одно предложение. Учитель по очереди вызывает учащихся к доске. Сначала записывается все предложение, затем определяются и подчеркиваются его главные члены, после этого выписываются словосочетания в заданной последовательности. Образец выполненного упражнения.  Нежные цветы появляются в русских лесах в мае.  цветы (какие?) нежные;  появляются (где?) в лесах,  появляются (когда?) в мае;  в лесах (каких?) русских. Маленькая девочка прекрасно играла на рояле.  девочка (какая?) маленькая;  играла (как?) прекрасно, играла (на чём ?) на рояле 2. Коллективная работа по усвоению алгоритма «Как найти второстепенные члены предложения» (учебник).  IV. Итог урока. – Чему вы учились на уроке? Домашнее задание: упражнение 4 (учебник, ч. I).  3

Посмотрите также