Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Второстепенные члены предложения
Дата:21.10.18
Урок 36
Тема:
Цель: познакомить учащихся с основами лингвистических знаний, с основным положениями науки о языке.
Задачи: знакомство с второстепенными членами, их функцией, видами; введение понятий «распространенное
предложение» и «нераспространенное предложение»; отработка умения выписывать из предложений
словосочетания задавая вопрос от главного слова к зависимому.
Оборудование: опора «распостраненное и нераспостраненное предложения»
Характеристика деятельности учащихся:
Наблюдать за функцией слов, не входящих в грамматическую основу. Знакомиться с понятиями
«нераспространённое предложение», «распространённое предложение». «второстепенные члены предложения».
Задавать вопросы по предложенному алгоритму. Находить предложения по заданному основанию, устанавливать
связь слов в предложении. Использовать алгоритм нахождения второстепенных членов предложения при решении
практических задач. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его
выполнения. Группировать сочетания слов по заданным основаниям. Восстанавливать деформированные предло
жения. Задавать вопросы к второстепенным членам предложения
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Бб бо бл Вв ве ву вм
Барбос забрался в будку. Весело в лесу поют малиновки.
II. Работа над новым материалом.
Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».
Рубрика «Давай подумаем» наблюдение за функцией слов не входящих в грамматическую основу
Примерный полны и ответ на вопрос рубрики: «Оставшиеся слова нужны для того чтобы пояснить,
уточнить главные члены предложения. Предложение выражает законченную мысль, оставшиеся слова по
зволяют выразить эту мысль более полно. С помощью оставшихся слов предложение передает больше
сведений, содержит больше информации».
В лесу проворные ежи шуршали сухими листьями.
У ч и т е л ь . Найдите главные члены предложения.
– Как вы думаете, для чего нужны оставшиеся слова?
Упражнение 1 распространение предложения с помощь предложенных слов, отработка умения ставить
вопрос от главных членов к второстепенным. Выполняется фронтально письменно. Учитель
одновременно вызывает троих учеников к доске, каждый из них составляет и записывает по одному
предложению: «Вчера выпал пушистый снег»; «Грустные берёзы стоят у дома»; «Весело шелестит
молодая листва». Вопросы от главных членов к второстепенным задаются устно. В результате
сравнения предложений, данных в учебнике, с предложениями, записанными в тетради и на доске,
учащиеся приходят к выводу, что последние содержат более полную информацию. Это позволяет
осознанно усвоить обобщающий материал последующей рубрики.
Запись н а д о с к е :
Выпал снег
Березы стоят
Шелестит листва
грустные, у дома
весело, молодая, пушистый
вчера
Найдите предложения и выделите подлежащее и сказуемое.
Дополните каждое предложение словами из правого столбика. Запишите, что получилось.
Вчера выпал пушистый снег.
1У дома стоят грустные березы.
Шелестит молодая листва.
Выделите грамматическую основу. Сравните эти предложения. В каких содержится более полная
информация?
Для чего нужны слова правого столбика? Как они называются?
Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Рубрика «Тайны языка» вводит новые термины «второстепенные члены предложения»,
«распространенные предложения», «нераспространенные предложения», обобщает высказывания
учащихся о роли второстепенных членов предложения (поясняют, уточняют, дополняют предложение).
Вывод: Предложения бывают распространенные и нераспространенные.
Какие предложения в наших примерах являются распространенными и нераспространенными?
Аргументируйте свои ответы.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Упражнение 2 различение распространенных и нераспространенных предложений, отработка
умений вычленять из предложения словосочетания и задавать вопросы от главного слова к зависимому.
Выполняется фронтально. Учащиеся читают предложение, выясняют, является ли оно распространен
ным, и, если является, записывают его в тетрадь. Учитель записывает предложение на доске, оставляя
место для того, чтобы во время последующей устной работы вписать в пробелы вопросы к
второстепенным членам (учащиеся выполняют в своих тетрадях обычную запись). После того как пять
предложений будет записано, следует перейти к отработке умения задавать вопросы к второстепенным
членам предложения. Сначала актуализируются известные учащимся знания: что нужно
сделать, чтобы найти второстепенные члены? (Найти и подчеркнуть главные члены, оставшиеся слова
будут второстепенными членами предложения.) Затем организуется тренировка в поиске слов, от
которых задается вопрос, и в постановке вопроса: учитель вписывает вопрос и проводит
стрелки от главного слова к зависимому это очень важно, чтобы учащиеся видели, от какого
слова к какому задавался вопрос.
Обратите внимание. Опора на зрительное восприятие помогает предотвратить нередко возни
кающее у младших школьников ошибочное мнение: вопрос всегда задается от идущего ранее слова к
следующему за ним.
Образец выполненной работы на доске.
Росла (где?) в лесу дикая (какая?) яблоня. Осенью (когда?) упало (откуда?) с неё яблоко. Птицы
склевали (что?) яблоко. Зёрнышко спряталось (куда?) в землю. Весной (когда?) солнышко пригрело
(что?) мокрую (какую?) землю.
– Какие вопросы вы задавали к второстепенным членам?
– От каких членов предложения вы задавали вопросы к второстепенным членам?
Сделайте в ы в о д . Сравните его с правилом в учебнике.
III. Закрепление изученного материала.
Для закрепления новых знаний и проверки их усвоения учитель просит назвать: 1) словосочетания, в
которых главным словом является сказуемое, а зависимым один из второстепенных членов; 2)
словосочетание, в котором главным словом является подлежащее, а зависимым один из второсте
пенных членов; 3) словосочетание, в котором главным словом является второстепенный член
предложения, а зависимым другой второстепенный член этого предложения.
2Рубрика «Обрати внимание» обобщение наблюдений, проведенных при выполнении упр. 2.
Алгоритм нахождения второстепенных членов предложения разбирается с опорой на вынесенный
на доску языковой материал учебника, после чего учащиеся самостоятельно формулируют порядок при
решении этой поисковой задачи, а затем читают памятку в учебнике (с. 70).
Упражнение 3 отработка умения находить в предложении словосочетания. Выполняется фронтально
письменно в классах с высоким темпом работы, в остальных классах может быть разобрано только одно
предложение. Учитель по очереди вызывает учащихся к доске. Сначала записывается все предложение,
затем определяются и подчеркиваются его главные члены, после этого выписываются словосочетания в
заданной последовательности.
Образец выполненного упражнения.
Нежные цветы появляются в русских лесах в мае.
цветы (какие?) нежные;
появляются (где?) в лесах,
появляются (когда?) в мае;
в лесах (каких?) русских.
Маленькая девочка прекрасно играла на рояле.
девочка (какая?) маленькая;
играла (как?) прекрасно,
играла (на чём ?) на рояле
2. Коллективная работа по усвоению алгоритма «Как найти второстепенные члены предложения»
(учебник).
IV. Итог урока.
– Чему вы учились на уроке?
Домашнее задание: упражнение 4 (учебник, ч. I).
3