Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"
Оценка 4.6

Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"

Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
20.06.2018
Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"
Люди с ограниченными возможностями ставят на первое место по важности освоение бытовых навыков. Наверное, это потому, что обретение независимости для них – это не быть обузой для окружающих его людей, это умение самому организовать свой быт( приготовить пищу, навести порядок в квартире, отремонтировать одежду). Поэтому обучение самостоятельности в быту является одним из важнейших направлений в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Приобретенные знания, умения и навыки самообслуживания обеспечат им после окончания школы психологическую уверенность в себе, и повлияют на успешность социальной интеграции.
Социально – бытовая адаптация.docx
«Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы­интерната» «Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволяю детям приобретать собственный опыт». (Т. Л. Лендрет) Пояснительная записка Люди с ограниченными возможностями ставят на первое место по важности освоение бытовых навыков.   Наверное,   это   потому,   что   обретение   независимости   для   них   –   это   не   быть   обузой   для окружающих его людей, это умение самому организовать свой быт( приготовить пищу, навести порядок в квартире, отремонтировать одежду).   Поэтому обучение самостоятельности в быту является одним из важнейших направлений в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Приобретенные знания, умения и навыки самообслуживания обеспечат им после окончания школы психологическую уверенность в себе, и повлияют на успешность социальной интеграции. Одним из способов улучшения качества жизни ребенка со сложной структурой дефекта  является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.  Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение личности социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.    Дети,   со   сложной   структурой   дефекта     воспитывающиеся   в   школе­интернате     значительно отстают     от   своих   сверстников.   Прежде   всего,   в   силу   тяжести   интеллектуального   нарушения,   дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.    Создание   оптимальных   условий   для   социализации   детей   с   ограниченными   возможностями   в условиях   специализированного   учреждения   является   первоочередной   задачей   всего   коррекционно­ воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях.  Специальные   коррекционные   занятия   по   социально–бытовой   ориентировке   направлены   на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития детей. На   первое   место   выходит   задача   социальной   адаптации   умственно   отсталого   выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия   целей,   ценностей,   норм,   правил   и   способов   поведения,   принятых   в   обществе,   является универсальной   основой   для   личного   и   социального   благополучия   любого   человека.   Ребенок, ограниченный   в   умственном   развитии,   не   в   состоянии   сам   выделить,   осознать   и   усвоить   те   звенья социальных   структур,   которые   позволяют   личности   комфортно   поддерживать   существование   в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного,   благополучного   существования   в   сложном   современном   социуме.   Поэтому социальная   адаптация   является   не   только   важнейшей   задачей   обучения   и   воспитания   умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. Поэтому,   перед   собой   поставила   задачу,     используя   все   возможности     своих   воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать,   выполнять   в   быту   и   в   специальных   производственных   условиях   несложные   трудовые операции и ориентироваться в окружающем.    Известно,   что   дети   с   ограниченными   возможностями   с   большим   трудом   обучаются   умению ориентироваться   в   окружающем,   усваивают   общепринятые   нормы   поведения,   овладевают   навыками общения.  Работа по социально­бытовой  адаптации( СБО) ведется по разделам "Личная гигиена", "Культура поведения",   "Одежда,   обувь",   "Жилище",   "Транспорт",   "   Предприятия   торговли",   "Средства   связи", "Медицинская помощь", "Питание". Работа в этом направлении ведется в повседневной жизни,   на занятиях по социально­бытовой ориентировке, на специально организованных экскурсиях, в процессе которых воспитанники получают знания  о  разнообразных   сферах   жизни   и  деятельности  человека,  приобретают  практические   умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей, так и людей, оказывающих им помощь и поддержку.  Организация социально­бытовой ориентировки (СБО) в стенах школы­интерната – это только начало пути направленное на практическую подготовку воспитанников к решению различных жизненных задач.  Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей   в   процессе   игры.   Одним   из   условий   освоения   первого   этапа   социально­бытовой   ориентации является овладение всеми навыками самообслуживания и правил поведения в быту, а именно:   гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела; навыки   культуры   еды   и   питания;   (Это   умение   сервировать   обеденный   стол,   убирать   стол   после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно – гигиенических правил и техники безопасности. Большую работу провожу  по привитию культуры поведения в столовой, при приёме пищи, учу готовить не сложные блюда, пользоваться ножом и вилкой) навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования; (   «Одежда и обувь». Формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских.) навыки содержания порядка в окружающей обстановке; навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений    В свободных играх со сверстниками развиваются усвоенные способности. Если ребенок не умеет играть   —   его   надо   учить.   Оптимальные   результаты   могут   быть   достигнуты   только   в   специально организованных играх. В процессе обучения должно обеспечиваться постоянное развитие. Наиболее эффективными формами работы считаю:       индивидуальные занятия,  групповые мероприятия,  работа в парах (педагог ­ воспитанник),  работа в мини­группах,  поручения,  совместная деятельность.  Методами работы:  беседы  с вопросно – ответной  формой (Из каких продуктов  готовят винегрет? Что произойдёт с кожаной обувью, если её сушить на батарее? Почему на зиму надо утеплять дом? ), Тематические   беседы   помогают   готовить   воспитанников   к   выходу   их   в   трудовую   жизнь.   «Я устраиваюсь на работу», «Общество и деятельность человека»,  «Как заполнить  анкету?». Большую   роль   в   выработке   у   детей   умений   ориентироваться   и   лучше   приспособиться   к окружающей жизни играют экскурсии. Они организовываются таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых.   В   процессе   экскурсии   учащиеся   накапливают   определённый   объём   знаний   о   различных профессиях, знакомятся с предметами окружающей   действительности, расширяют коммуникативные навыки,   развивают   наблюдательность,   внимание,   расширяют   свои   знания   и   представления   об окружающем, учатся действовать в новых условиях. Так  ознакомительные экскурсии позволяют детям получить   представление   о   назначении   учреждения   (   магазин,   почта   ,вокзал   и   т.д.),     о   действиях работающих   там   людей   и   посетителей.   Итоговые   –провожу   как   практическое   занятие   (например, покупка в магазине, отправление письма, приобретение билета). Ценность этого метода заключается в том, что учащиеся в реальных , естественных условиях наблюдают за   объектом   окружающего мира, уточняют  и   расширяют  свои   представления  о  них,  закрепляют   знания  и  умения,   учатся   общаться  с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсии формируется и обогащается опыт  детей. Например,     прошу   детей   на   экскурсии   понаблюдать,   как   люди   выходят   из     автобуса,   как переходят улицу, какой стороны придерживаются , сделать вывод о правилах поведения на улице. Одним словом, учу детей переносить знания и умения со знакомых ситуаций в новую обстановку, применять в повседневной жизни, постоянно анализировать, сравнивать, обобщать. Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных ситуаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения. Разыгрывая   и   разбирая   различные   бытовые   ситуации,   учащиеся   развивают   навыки   общения,   учатся строить   свои   отношения   с   другими   людьми,   формируется   навык   общественного   поведения   детей   в реальной  жизни.    Так же в своей работе использую всевозможные  конкурсы, праздники, развлечения, диагностики,  тренинговые  упражнения,  трудовую деятельность.   Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта воспитанников   и   облегчению   процесса   интеграции   их   в   общество.   Дети   учатся   приемам   работы   с инвентарем при уборке помещения (подметание и мытье пола, вытирание пыли, дежурство в столовой и группе,   поливка   комнатных   цветов)   и   территории   учреждения:   (уборка   сухих   листьев,   подметание дорожек, чистка снега). Они осваивают приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладевают  навыками пользования бытовой техникой. Для поддержания интереса детей,   введён постоянно действующий конкурс на «лучшую спальню», спальни проверяются каждую неделю  итоги подводятся на линейках, «Лучшие спальни» награждаются.  Формируя   навыки   самообслуживания,   дети     учатся   правильно   одеваться   и   раздеваться, самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет (умываться, чистить зубы, вытираться полотенцем, расчесывать волосы расческой), есть ложкой и пить из кружки, ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи), убирать свои вещи на место. Большая роль в подростковый период отводиться допрофессиональной подготовке (работа в мастерских). Значительное внимание уделяю   развитию индивидуальных творческих способностей детей     и организации   досуговой     деятельности   (календарные   и   спортивные   праздники,   выступление   на фестивалях,   участие   в   конкурсах,   занятия   в   кружках,   посещение   выставок   и   театра,   прогулки, подвижные игры и т. д.).  В   процессе   работы   осуществляются   тесные   взаимодействия   со   специалистами   учреждения (социальный   педагог,   педагог   –   психолог,   инструкторы   ЛФК,   музыкальный   работник,   логопед, дефектолог,   учитель   физкультуры,   руководитель     компьютерного   класса).   Сотрудничество   всех специалистов   способствует   успешной   работе   по   формированию   у   детей   умений   и   навыков   для социализации их в общество.  Таким   образом,  формирование  у  детей   с  ограниченными   возможностями   здоровья  социально­ бытовых   и   трудовых   знаний,   умений   и   навыков   возможно   лишь   при   правильной   организации коррекционно­воспитательной работ. Необходимо     в   процессе   повседневной   практической   жизни   детей   повторять,   закреплять   и расширять   знания,   полученные   в   ходе   учебного   процесса,   автоматизировать   имеющиеся   умения   и организовать   приобретение   новых,   формировать   у   воспитанников   полезные   привычки,   эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям. Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности.  «Безопасность жизни». Дети усваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами,  получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя в близи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар» ­через  инструктажи по технике безопасности; Таким   образом,   учащиеся     обретают   навыки   приготовления   пищи,   личной   гигиены,   ухода   за одеждой   и   обувью.   Дети   учатся   ухаживать   за   жилищем,   планировать   свой   бюджет.   Они   усваивают морально­этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художественный вкус. Главное,   чтобы   каждый   ребёнок   овладел   жизненно   необходимыми   знаниями   и   умениями   – познавательными коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми. В   систему   воспитательных   занятий   входят   разнообразные   виды   практической   деятельности, которые формируют знания и умения; помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций. Вся жизнь человека от момента его рождения есть процесс восхождения от опыта предыдущих поколений   к   рождению   своего   опыта.   Социализация   на   каждом   этапе   возрастного   развития осуществляется,   с   одной   стороны,   на   основе   уже   сформировавшегося   жизненного   опыта   (знаний, практических успехов и неудач) а с другой ­ на фоне изменяющегося социального окружения. В процессе повседневной практической жизни детей  стараюсь повторять, закреплять и расширять знания,   полученные   в   ходе   учебного   процесса,   автоматизировать   имеющиеся   умения   и   организовать приобретение новых, формировать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям. Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности.  Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработать у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. Главное,   чтобы   каждый   ребёнок   овладел   жизненно   необходимыми   знаниями   и   умениями   – познавательными коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми. Для себя я сделала вывод, что не теоретическая, а практическая подготовка к жизни является целью социально­бытовой адаптации и диктует необходимость использования в своей работе следующих продуктивных форм и методов:  ­ игры ­ путешествия; ­ виртуальные экскурсии; ­ дидактические игры и ролевые ; ­ просмотр кино и диафильмов; ­ использование компьютерных программ и работы с компьютером; ­ моделирование ситуаций, сценки – задачи, развитие сюжета по заданной теме; ­ упражнения, тренинги, деловые игры и т.д.; ­ тест ­ викторины. Сегодня  в   центре   внимания   ­   ученик,   его   личность,  неповторимый   внутренний   мир.   Поэтому основная цель современного воспитателя ­ выбрать методы и формы организации воспитательной работы с учащимися, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности, учащихся с ограниченными возможностями здоровья.  Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность.  Психологи доказали: ­ в игре интенсивно развивается психика, ­ в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, ­ в игре  ребёнок проявляет больше  произвольности, он больше  запоминает, лучше выполняет задание. ­ в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире. Значение   игры   в   воспитательном     процессе   не   возможно     исчерпать     и   оценить   только развлекательными возможностями. В том и состоит  ее феномен что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение и творчество.  Игра ­ школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений.    В   игре   нет   легко   опознаваемого   источника   знаний,   нет   обучаемого   лица.   Процесс   обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра преследует следующие цели: ­ дидактические: расширение кругозора, развитие учебных умений и навыков; ­   воспитывающие:   воспитание   самостоятельности,   воли,   сотрудничества,   коллективизма, общительности; ­   развивающие:   развитие   внимания,   памяти,   речи,   умение   сравнивать,   сопоставлять,   развитие мотивации учебной деятельности; ­ социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества. Выбор   игры   определяется   учебно­воспитательными   целями   мероприятия.   Кроме   того,   игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Вывод:  ­ в игре активно обогащается и развивается словарь школьника с ОВЗ. формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира;  ­   систематизирует   и   углубляет   знания   о   людях   разных   профессий   и   национальностей, представление о трудовой деятельности; ­ игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.  ­ Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями Занятия   по   социальной   адаптации   помогают   детям   получить   элементарные   представления   о жизни, труде и быте людей, то есть,  способствуют  их интеграции в общество. Главное помнить – нельзя увлекаться длительными беседами, поучениями, так как дети их не поймут. Обучение  будет успешнее, если  использовать  такую характерную  для таких детей черту, как склонность к подражанию. Не забывайте поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Быт человека, любой семьи тесно связан с выполнением повседневных домашних дел. Виды труда в домашнем хозяйстве разнообразны: покупки в магазинах, приготовление пищи, уход за жильем и т.д.  В процессе выполнения заданий в специально подготовленных условиях у учащихся формируются новые   потребности   и   интересы,   которые   со   временем   возрастают,   развивая   личность.   Проявляется осознание полезности своей работы, что в свою очередь вызывает положительный эмоциональный фон и побуждает к активной деятельности. Активное отношение ребенка к действительности развивает его любознательность.   При   создании   благоприятных   условий   дети   овладевают   прочными   и   глубокими знаниями, приобретают умения практического их применения. К числу практических методов, как известно, относятся упражнения, моделирование реальных ситуаций.   Эти   методы   широко   применяю   на   занятиях   по   социально­бытовой   ориентировке.   Так,   с помощью упражнений формирую двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ. Большую трудность для моих ребят представляют   занятия, где   дети должны   знакомиться   с   порядком   приобретения   покупок,   исходя   из   семейного   бюджета,   закреплять знания об основных статьях расходов, формировать умение планировать крупные семейные покупки, осуществлять финансовые расчеты. Периодически учащихся   знакомлю   с ценами на товары во время экскурсий в магазины, на рынки. По возможности (если у детей есть карманные деньги) планируем вместе с учащимися расходы, учу рационально тратить деньги.  Практикую постановку перед учащимися проблемных ситуаций: типа –      проблемные задания, связанные с осуществлением выбора;  прогнозирование возможных последствий какого­то сюжета; несоответствие имеющихся знаний и новых факторов; столкновение с жизненными явлениями, требующими теоретического объяснения; ситуации морально­этического плана и др. Например   у нас было   занятие «Покупаем мебель»» ученики должны решить простую задачу следующего содержания: Диван стоит 100 долларов. Сколько нужно заплатить за этот диван в рублях, если 1 доллар равен приблизительно 30 рублям? (100X30=3000 рублей). При   знакомстве с платёжками за коммуналку прошу подсчитать   сколько нагорело киловатт и сколько это будет стоить? Упражняю в расчетах стоимости израсходованной воды, газа, электроэнергии. Осведомленность в текущих ценах  проверяю следующим образом: Укажи цены (перечисляется перечень товаров первой необходимости), что можно купить на  300 рублей? И т.д. Воспитывая у учащихся культуру потребления, напоминаю о важном принципе: использовать не больше, чем нужно, так как одна из основ культурного потребления – это умеренность. Потребительский выбор связан не только с полезностью, но и с денежными возможностями. Чтобы проверить, насколько ребята  соотносят полезность товара  с  его необходимостью, провожу анкету: «Что нужно учитывать, совершая покупку?»  1. Что из предложенного ты считаешь необходимо иметь?  2. Что полезно иметь, а без чего и вовсе не обойтись?  3. Есть ли смысл в покупке товаров по такой цене? 4. Если нет – отметь это в графе «Не нужны» Выбери товары по своему усмотрению, которые нужны тебе зимой. Обрати внимание на цены!    Необходимы (и перечисляются товары с указанием стоимости)  Учащихся знакомлю   с организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.            Могут быть полезными                          Не нужны Проводимая   во   внеурочное   время   воспитательная   работа   дополняет   занятия   по   социально­ бытовой  ориентации.  Основное  внимание  уделяется  воспитанию   положительных  качеств  личности,  а также   повторению,   закреплению   и   расширению   полученных   знаний,   автоматизации   умений, приобретению новых и формированию полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к различным жизненным ситуациям. Формированию необходимых в быту знаний и умений способствует также участие школьников в кружках по   шитью,  в работе ремонтной бригады.  В   заключении     хотелось   бы   сказать,   что   работу   в   данном   направлении,     стараюсь   вести последовательно и систематично, что думаю, позволит моим выпускникам получить опыт полноценной жизни человека, способного занять достойное место в обществе.  Литература: Воронкова   В.В.,   Казакова   С.А.   Социально­бытовая   ориентировка   учащихся   5­9   классов   в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. ­ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Воспитание   и   обучение   детей   во   вспомогательной   школе:   Кн.   Для   учителя/под   ред.   В.В. Воронковой. – М., 1994. Гладкая   В.В.   Социально­бытовая   подготовка   воспитанников   специальных   (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.­ М.: Изд­во НЦ ЭНАС, 2003.  Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально­ бытовая   ориентировка   в   специальных   (коррекционных)   образовательных   учреждениях   VIII   вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Львова С.А. Практический материал к урокам социально­бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. ­ М.: Гуманит.   изд. центр ВЛАДОС, 2005. Новая модель  обучения  в  специальных  (коррекционных) общеобразовательных   учреждениях  8 вида: Новые учебные программы и методические материалы. ­ Кн. 1,2/ под ред. А.М. Щербаковой. ­ М.: Изд­во НЦ ЭНАС, 2001.  Программы   специальной   (коррекционной)   школы   VIII   вида:   5­9   кл.:   в   2   сб.   /   Под   ред.   В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Сб.1. Хилько   А.А.   и   др.   Преподавание   социально­бытовой   ориентировки   в   специальных (коррекционных)   образ.   учрежд.   VIII   вида:   Пособие   для   учителя.   (Серия   «Учителю   коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006

Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"

Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"

Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"

Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"

Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"

Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"

Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"

Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"

Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"

Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"

Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"

Вуступление на тему "Социально – бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2018