Введение в художественное конструирование 10-11 классы
Оценка 5

Введение в художественное конструирование 10-11 классы

Оценка 5
Разработки уроков
doc
МХК
10 кл—11 кл
21.11.2020
Введение в художественное конструирование 10-11 классы
Пояснительная записка Как правило, объекты труда, на примере которых школьников обучают основам обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствия технических операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы. При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление человека к красивому. В результате этого обучение детей основам ремесла ведется на примере изделий, не имеющих эстетической ценности. А это, в свою очередь, способствует закреплению равнодушного отношения школьников к уродливому и нефункциональному. Все вышесказанное определило основную цель введения данного раздела – способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, научить их понимать основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий; в дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнении графических и объемных проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала. Знакомство школьников с художественным проектированием и выполнение ими проектов помогут скорейшему становлению новой системы современных объектов труда для учебных мастерских и будут способствовать улучшению обучения «Технологии» в целом.
Введение в художественное конструирование (10-11 классы).doc

Введение в художественное конструирование

10-11 классы

 

Автор: В.В. Ромих.

Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев (доктор физико-математических наук, профессор МГПУ), В.Д. Симоненко (член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ)

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

 

 

 

Пояснительная записка

 

Как правило, объекты труда, на примере которых школьников обучают основам обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствия технических операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы. При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление человека к красивому. В результате этого обучение детей основам ремесла ведется на примере изделий, не имеющих эстетической ценности. А это, в свою очередь, способствует закреплению равнодушного отношения школьников к уродливому и нефункциональному.

Все вышесказанное определило основную цель введения данного раздела – способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, научить их понимать основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий; в дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнении графических и объемных проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала.

Знакомство школьников с художественным проектированием и выполнение ими проектов помогут скорейшему становлению новой системы современных объектов труда для учебных мастерских и будут способствовать улучшению обучения «Технологии» в целом.

 

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

 

Х класс

 

Учащиеся должны знать:

§  общие сведения о народных ремеслах;

§  о единстве красивого и функционального в народном искусстве;

§  историю зарождения и развития дизайна;

§  принципы формообразования и композиции;

§  роль цвета.

Учащиеся должны уметь:

§  составлять эскизы несложных изделий с учетом формоо6разующих факторов;

§  выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму;

§  использовать цветовое оформление изделий.

 

XI класс

 

Учащиеся должны знать:

§  последовательность выполнения проекта;

§  технику выполнения проекта;

§  принципы объемного проектирования (макетирования).

Учащиеся должны уметь:

§  выполнять графический проект изделия, рассчитанного на изготовление в школьных учебных мастерских;

§  изготовлять проекты изделий с учетом требований художественного конструирования.

 

Тематический план

 

занятий

Тема

Количество

учебных часов

 

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

Х класс

Развитие материальной культуры и прикладного искусства

Зарождение и становление дизайна

Дизайн в России

Формообразование

Практическая работа

Композиция

Практическая работа

Цвет

Практическая работа

 

2

 

1

2

2

2

2

4

1

4

 

Итого

20

 

1

2

3

4

5

XI класс

Последовательность выполнения проекта

Техника выполнения проектной графики

Практическая работа

Объемное проектирование (макетирование)

Практическая работа

 

2

2

4

2

10

 

 

Итого

20

 

ПРОГРАММА

 

Х класс (20 ч)

 

Развитие материальной культуры и прикладного искусства (2 ч)

Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих, кузнечных, ювелирных и др.

 

Зарождение и становление дизайна (1 ч)

Развитие машинного производства и деятельность У. Морриса, Г. Земпера. Создание в Германии П. Бернсом художественно-промышленного союза.

 

Дизайн в России (2 ч)

Деятельность В.Е. Татлина. Открытие Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), преобразование их в институт (ВХУТЕИН). Первые отечественные разработки «инженерного» дизайна. Бурное развитие дизайна в послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов, одежды, транспорта, станков, строительства и др.

Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские качества и конкурентоспособность.

 

Формообразование (2 ч)

Факторы, влияющие на формообразование: социальные (развитие общества, его запросы, благосостояние, традиции), функция, выполняемая вещью, и ее формы, эргономические требования к изделию (человеческий фактор). Изменение формы изделия под воздействием выбора того или иного материала для ее изготовления.

Влияние на форму изделия технологии и последовательности производства, ремонтоспособности и др. Форма, размеры изделия и их взаимосвязь со средой, в которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие.

 

Практическая работа (2 ч)

Составление эскизов несложных бытовых изделий с учетом формоо6разующих факторов: шкатулка для рукоделия, лопата для уборки снега, настольная лампа.

 

Композиция (2 ч)

Геометрическая форма. Зрительное восприятие массивности предмета в зависимости от геометрической формы и фактуры.

Влияние текстуры на восприятие формы. Пропорции. Контраст, нюанс, тождество. Масштабность. Антропометрические данные. Ритм. Метрические, динамические ряды. Понятие о модуле.

Симметрия и ее виды. Композиция: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная. Членение и группировка элементов композиции.

 

Практическая работа (4 ч)

Выполнение эскизов предмета с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму.

Рабочий стол, корпус простого радиоэлектронного устройства, карманный фонарик, выставочный стенд для учебных мастерских и др.

 

Цвет (1 ч)

Цветовой тон, яркость. Ахроматические и хроматические цвета. Теплая гамма и холодная. Дополнительные цвета. Светотень и зрительное восприятие объема.

 

Практическая работа (4 ч)

Решение цветового оформления изделия или группы простых предметов. Используются в качестве основы удачные эскизы, уже выполненные учащимися.

 

XI класс (20 ч)

 

Последовательность выполнения проекта (2 ч)

Сбор сведений и анализ требований к проектируемому изделию. Изучение факторов, влияющих на формообразование. Изучение аналогов.

Формирование первоначальных вариантов (идей) в виде эскизов. Выбор масштаба, материала и вида проекта с целью наиболее полно представить разработанное изделие. Виды выполняемых проектов. Графические решения. Краткие сведения о перспективе. Требования к оформлению листа (планшета). Линейное изображение, монохромное или полихромное.

 

Техника выполнения проектной графики (2 ч)

Отмывка, заливка, работа по влажной бумаге. Работа акварелью, гуашью, темперой – технология наложения цвета: кистью, тампоном, валиком, набрызгом, использование трафаретов и кальки. Аппликация.

 

Практическая работа (4 ч)

Выполнение графического проекта изделия из древесины, металла, ткани или других материалов, рассчитанного на изготовление в школьных учебных мастерских. Детский стульчик, совок для уборки мусора, укладка для хранения инструмента, игрушки и др.

 

Объемное проектирование (макетирование) (2 ч)

Понятие о макетировании, классификация макетов. Достоинство объемных проектов. Выбор материалов для макета в связи с художественно-конструкторской задачей. Основные макетные материалы и технология их обработки: глина, пластилин, бумага, картон, папье-маше, фанера, древесина, газонаполненные пластики – пенопласт (ПВХ, ПС), поролон, оргстекло. Имитация макетных материалов: фактуры, цвета, текстуры, блеска и т.п. – с целью приближения их внешнего вида к реальному изделию.

 

Практическая работа (10 ч)

Изготовление макетов ручного инструмента, мебели, светильников, 6ытопых приборов, посуды, несложных механических устройств, детских игр и др.


Введение в художественное конструирование 10-11 классы

Введение в художественное конструирование 10-11 классы

Учащиеся должны уметь: § составлять эскизы несложных изделий с учетом формоо6разующих факторов; § выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую…

Учащиеся должны уметь: § составлять эскизы несложных изделий с учетом формоо6разующих факторов; § выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую…

ПРОГРАММА Х класс (20 ч)

ПРОГРАММА Х класс (20 ч)

Влияние текстуры на восприятие формы

Влияние текстуры на восприятие формы

Понятие о макетировании, классификация макетов

Понятие о макетировании, классификация макетов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2020