ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 277
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ ФИЛИАЛ № 4 ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 277
Методическая разработка
урока учебной практики
по теме «Введение в профессию»
Выполнила: мастер производственного обучения:
Михеева Елена Минигалиевна
Пояснительная записка
Настоящая методическая разработка урока учебной практики по теме «Введение в профессию» разработана применительно к программе, предусматривающей подготовку учащихся к выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий обучающихся профессии «Швея». Материал урока соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования в области освоения видов деятельности и формирования компетентностей. Различные формы работы на уроке и задания разного уровня сложности помогают в мотивировать обучающихся в освоении новой профессии, повышению у обучающихся интереса к занятиям. Успешная деятельность обучащихся на уроке зависит от своевременной индивидуальной и дифференцированной помощи и направляющей деятельности мастера.
Данная методическая разработка поможет мастерам производственного обучения в определении подходов в эффективной организации процесса обучения, повышения активной самостоятельной деятельности, формирования более прочных умений и навыков, направленных на освоение профессиональных компетенций, развитию и корректированию восприятия, мышления, памяти обучающихся.
на уровне обучающихся:
· развивает мышление,
· способность к пространственному анализу,
· расширение словарного запаса;
· ориентирования в задании;
· освоения профессиональных навыков;
на уровне мастеров производственного обучения:
· - систематизации учебного материала, обобщения знаний;
· - коррекции недостатков развития
· - стимулирования развитие высших психических функций (память, мышление речь и т. д.);
· -осуществлению контроля за уровнем знаний, умений и навыков
План урока
Тема программы: «Введение в профессию»
Тема урока: «История швейного дела».
Цель урока: Ознакомление с историей швейного дела.
Задачи урока:
- научить учащихся творчески мыслить
- воспитывать аккуратность с помощью проверки качества выполненной работы
Оборудование и материалы: видеопроектор, компьютер,
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- историю появления швейного дела
- появление первых инструментов и оборудования для швейного ремесла .
Методы обучения:
словесные – рассказ, объяснение;
наглядные – видеоматериалы и презентация урока «Введение в профессию»
практические – заполнение анкеты, обучающимися.
Методы обучения направлены на расширение знаний и умения творчески мыслить обучающимися..
Место проведения: учебная мастерская – класс.
Ход урока
1. Организационная часть
- выявление отсутствующих обучающихся (по журналу);
- проверка внешнего рабочего вида обучающегося (соответствие одежды требованиям техники безопасности);
2. Вводный инструктаж
- сообщение темы урока (тема написана на доске);
- ознакомление с целью урока;
- инструктирование (показ презентации, объяснение приемов, способов работы).
Сегодняшний урок мы посвятим истории возникновения профессии, которая своими корнями уходит в далёкое прошлое нашей планеты…..
В самом начале урока я раздам анкеты, которые Вы заполните, и мы в конце урока подведём итог.
Мы живём в больших серых городах, вокруг нас ездят большие серые машины, стоят большие серые здания, мимо ходят люди в серых одеждах, и мы порой не замечаем, какими яркими красками природа старается разнообразить наш серый мир…… (видео
« Серый город») а ведь для того, чтобы увидеть эти краски, нужно просто немного мыслить не как все…..СЕРО.
Возникновение шитья и вышивки сложно обозначить определенной датой. Ткани и нитки - материалы недолговечные. Их и в музеях хранить сложно (требуются определенные световые и температурные характеристики помещений-хранилищ), что уж говорить о сохранности тканей, которые находятся при археологических раскопках. Многие из них просто рассыпаются в прах, стоит попытаться только дотронуться до них. И все-таки кое-какие факты дошли и до нас. О стилях и моде разных времен во многом можно судить и по живописи. ( фото костюмов в картинах)
История швейного производства насчитывает уже более 20 тысяч лет. Первые одежды были созданы из шкур животных, соединенных сухожилиями животных. Наши предки - первобытные люди – прокалывали шкуры острыми обтесанными камнями, острыми костями крупных рыб или большими шипами, а затем продевали через эти отверстия сухожилия. А в Африке в то время люди в качестве тканей использовали крупные листья растений, в качестве иголок – заостренные ветки и шипы растений, а в качестве ниток-шнурков – волокна растений. ( фото картин первобытных людей)
Первые железные иглы были найдены в Манчинге, в Баварии, и датируются 3 веком до н.э. Не исключено, правда, что это были "импортные" образцы. Ушка (дырочки) в то время еще не знали и просто загибали тупой кончик маленьким колечком. ( фото первой иглы) В античных государствах тоже знали железную иглу, а в Древнем Египте уже в V веке до н.э. активно применялась вышивка.(фото вышивки старинной античной) Иглы, найденные на территории Древнего Египта, по внешнему виду практически не отличаются от современных. Первую же стальную иглу нашли в Китае, датируется они примерно Х веком н.э. Считается, что в Европу иглы были завезены примерно в VIII веке н.э. мавританскими племенами, которые жили на территориях современного Марокко и Алжира. (фото золотого пути карта и иглы из Китая) По другим сведениям, это сделали арабские купцы в XIV веке. В любом случае, там стальные иглы знали намного раньше, чем в Европе. С изобретением дамасской стали иглы начали делать из нее. Случилось это в 1370 году. В тот год и появилось в Европе первое цеховое сообщество, а в дальнейшем швейное производство. (фото с гравюр первых цехов швейного производства) Первого прадеда современных ножниц нашли в руинах Древнего Египта. Сделанные из цельного куска металла, а не из двух скрещенных лезвий, эти ножницы датируются XVI веком до нашей эры. А ножницы в том виде, в котором они известны сейчас, изобрел Леонардо да Винчи.(ножницы фото)
В России ремесленники – портные и портнихи для населения выполняли всевозможные заказы. Шили мужскую, женскую, верхнюю одежду, костюмы, платья, нижнее бельё, детскую одежду, изготавливали головные уборы: шляпы, шапки, картузы, кепки, капоры. (фото с готовыми изделиями из России старинные) Ремесленники работали в основном в одиночку или семьями в своих домах. Затем начали появляться частные швейные мастерские с наемной рабочей силой. В частных мастерских происходила « выучка» детей швейному и портняжному делу. ( швейная мастерская где работали дети) Во многих домах девочек уже с 3-х-5-и лет приучали к работе за прялкой , шитью, вышивке и вязанию, к 7-и годам многие, обучаясь в приглядку прекрасно шили и вышивали. Владельцы швейных мастерских охотно брали детей на «выучку» и широко использовали детский труд. Большинство, прошедших « выучку», продолжали работать на хозяев мастерской.
Такая мастерская была у Латышева Александра Аристарховича в Великом Новгороде, у него при магазине торговавшем тканями был закройно-пошивочный цех, где принимали заказы на пошив верхней одежды и легкого платья. Портные работали часто в маленьких тесных помещениях при свете керосиновых ламп и без свежего воздуха. Основными орудиями труда были иголка, ножницы и жаровой утюг. В середине Х1Хвека появились бумажные выкройки. (фото манекен, сантиметровая лента)Тогда же появляются система кройки в настил , но в основном только верхней объемной одежды, бюст – манекен и гибкая сантиметровая лента.
Первыми, где-то в четырнадцатом веке, следует считать голландцев, в чьих швейных мастерских по пошиву парусов впервые была применена колесная машина, стачивающая длинные полотна. К великому сожалению неизвестно имя автора сего изобретения, известно лишь, что машина была очень громоздкой и занимала много места. Ручные машинки появились около двухсот пятидесяти лет назад и не представляли собой механизм внешне похожий на современный. Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи, но так и остался невоплощенным.
Многим известна история, как предприимчивый Зингер (фото Зингера) запатентовал не машинку для шитья, а только одно устройство: иглу с ушком внизу, что несомненно оказалось предприимчивым ходом. И еще много не менее известных имен стоит у основ создания швейной машины. Но сегодня мы поговорим не об истории прогресса. Сегодня я хочу окунуть вас в мир тех, многими забытых, вещиц, которые помогали рукодельницам прошлых веков, делали их работу более эстетичной и удобной. Ведь когда вокруг тебя красота, то и работа идет легче. Хочу показать фотографии вещиц, которые удалось сохранить несмотря на время и вписать вещи с историей в современный интерьер. Недавно мне на глаза попались современные фотографии старых швейных машин и предметов швейного искусства. Фото были сделанны с налетом старины погружая нас в мир прошлых столетий.
С этих кадров началось мое путешествие, куда приглашаю я и вас:
История возникновения манекена уходит корнями в Древний Египет и Рим.
Первые варианты манекенов, которые появились к началу XVIII века, не были похожи на современные манекены, и всего лишь сохраняли суть своего существования.
Вывел манекен в свет законодатель высокой моды Чарльз Фредерик Ворт — англичанин по происхождению, но более известный как французский кутюрье XIX века. Он первым использовал манекен для своих показов. Конструкция состояла из болванки на опорной стойке, сделанной из дерева или папье-маше, у которой кроме торса больше ничего не было. Немного позже Париж стал первым городом, где манекены начали изготавливать в натуральную величину. Появились первые фирмы, занимавшиеся производством магазинных кукол-манекенов, например, Wickenwork, производящие безголовые фигуры из соломы, проволоки и кожи. Привычный для нас вид они приобрели в Нью-Йорке в 30-х годах прошлого столетия, после того как американцы изобрели технологию изготовления больших витринных стекол. А одной их первых компаний, выпускающих манекены огромным количеством, стала фирма GemsWaxModels.
Хочу показать, как старинные манекены стали удачным элементом декора в современном дизайне, легко создавая в нем винтажный стиль. (фото старых манекенов)
Старинные швейки, которые крепились к столу, а к подушечке прикалывалась ткань, чтобы было удобнее шить или вышивать. Как правило, делались они из латуни или серебра, кости и конечно же, дерева. Такие красивые и изящные предметы сопровождали работу женщин из обеспеченных семей. Вот несколько примеров: (фото швеек)
Не могу пройти мимо брошей-шатлен. Ювелиры используют слово «шатлен» для определения украшения, состоящего из крупного, плоского крючка, зацепляемого за пояс, и еще цепи или нескольких цепочека с кольцами для подвешивания часов, ключа, печатки и других мелочей. Такие наборы стали выпускать в начале XIX для рукодельниц — и они тоже назывались сhatelaine. Шатлен выглядел как цепочка, к которой подвешивались самые разнообразные инструменты, в том числе и ножницы в изящном футляре, наперстки — часто тоже в футляре, лупы для особо тонких работ, игольницы, булавочницы, сумочки-монетницы и прочие. (фото брошей – шатлен)
Швейные наборы не прекращают восхищать многих ценителей старины:
И конечно же, катушки различных форм и размеров, сегодня многие мастера берут их не только в работу, но и в свои фотосессии.(фото катушек швейных)
Фарфоровые куклы-игольница (pincushiondolls) вошли в моду в конце 19 века и оставались популярными вплоть до середины прошлого века. Особенное место среди них занимали игольницы с куколками из знаменитого Мейсенского фарфора. Сейчас такие игольницы стали предметом коллекционирования или винтажным элементом декора. Состоит этот элегантный аксессуар для рукодельниц из фарфоровой половинки куклы (halfdolls), снабженной отверстиями по нижнему краю. Именно к этим отверстиям пришивается игольница, которая сверху закрывается красивой юбкой. Иногда к игольнице пришиваются изящные фарфоровые ножки. (фото куклы-иголницы).
Не обойду вниманием антикварные рекламные открытки швейных машинок и швейных нитей от 1880 годов и позднее.(фото открытки швейных машинок и швейных нитей)
Я позволила себе соединить несколько рекламных-открыток с фотографиями из той же тематики. Так сказать сравним рекламу и реальность. (фото открытки и фото белошвеек)
Изящные фотографии рукодельниц прошлого Фото с посещения модных салонов и модисток, хоть бы «одним глазком» посмотреть.И конечно же, наши дни, украшенные дошедшими до нас станинами от швейных машинок. И история, и память, и изумительный предмет интерьера. (фото дизайн станинами швейных машин)
Наш сегодняшний урок подходит к концу и хотелось бы подвести итоги занятия.
ü Что нового Вы для себя узнали сегодня?
ü Какими знаниями Вы смогли бы поделиться со своими друзьями и знакомыми?
ü И теперь мы подведём итог по Вашим анкетам. У кого же из Вас есть перспектива стать дизайнером одежды в будущем?
Итог урока
Общая оценка работы группы:
Выставление оценок учащимся:
Мастер производственного обучения _____________________Михеева Е.М.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.