Введение понятия «слог»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 43.docx
Дата:29.10.15 Урок:43 Тема:   Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Введение понятия «слог». Задачи: Обучающие:               Введение понятия «слог»     1) научить делить слова на слоги, познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков; Развивающие:        2)   создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно­аналитических способностей, умения осознавать правильность/ошибочность своих действий; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса; Воспитательные:                      3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка;   формирование   качества   взаимовыручки,   аккуратности   при   выполнении   заданий,   ответственности, любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету, создать условия для воспитания любви и бережного отношения к окружающему миру. Планируемые результаты обучения. Предметные:  знают  понятия ударения,  слога как минимальной произносительной единицы; слогообразующую роль гласных звуков;  умеют  проводить  различие между словом и слогом; выполнять деление слов на слоги (без стечения согласных) и слоговый анализ слов, то есть установление количества слогов в слове; получат возможность научиться делить слова на слоги. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – деление слов на слоги; уяснение слогообразующей функции гласных звуков; определение места ударения в слове; логические – осуществление слогового анализа слов; составление классификации слов по количеству слогов и месту ударения. Р е г у л я т и в н ы е :  умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу; вносить изменения в процесс действий с учетом возникших трудностей; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. К о м м у н и к а т и в н ы е :  умеют  участвовать   в   учебном   диалоге;   учитывать   разные   мнения  и   стремиться   к координации   позиций   в   деловом   сотрудничестве;   продумывать   ответы   перед   их   озвучиванием   вслух;   соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи. Л и ч н о с т н ы е :  выражают положительное отношение к учебному процессу; проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений; контролируют собственные действия. Тип урока: урок открытия нового знания. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Оборудование: запись на доске. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. – Сегодня у нас в гостях передача «В мире животных». Звучит музыка из передачи. II. Сообщение темы урока. – Землю населяют разные живые существа, от мельчайших микробов до таких великанов, как слоны или киты. Но только человек обладает способностью говорить. Он бывает тихим, громким. А ещё – глухим и звонким. – Кто догадался, что это? (Звук.) 1– Что ещё вы знаете о звуках? (Ответы детей.) – Разнообразен растительный и животный мир нашей планеты. Смотрите, кто это? – А это кто? В ярком платье модница, Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомится – отдыхает.  Долгорукий старичок В уголке сплёл гамачок. Приглашает: «Мошки! Отдохните, крошки!»   (Бабочка.) (Паук.) Учитель читает стихотворение «Кто как считает» М. Карима. – Я всех умней! – кричит петух. – Умею я считать до двух! – Подумаешь! – ворчит хорёк. – Могу считать до четырёх! – Я – до шести! – воскликнул жук. – Я – до восьми, – шепнул паук. Тут подползла сороконожка: – Я, кажется, умней немножко Жука и даже паука – Считаю я до сорока! – Ах, ужас! – ужаснулся уж. – Ведь я не глуп, но почему ж Нет у меня ни рук, ни ног, А то и я считать бы мог! – А вы умеете считать? – Сегодня вы научитесь делить слова на части и определять количество частей в слове. III. Работа по теме урока. – Сколько ног у петуха? Произнесите хором слово «петух». – Послушайте, как это слово произнесу я: пе­тух. – Произнесите так же. Сколько частей в этом слове? –   З а п о м н и т е : части, на которые делится слово при произнесении, называются слогами. Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей. – Определите, сколько гласных в слове. Произнесите ещё раз по слогам. Есть ли гласные звуки в каждом из слогов? –   З а п о м н и т е : в каждом слове столько слогов, сколько в этом слове гласных звуков. Чтобы слоги посчитать, Надо гласные узнать. С каждой гласной связан слог. Вот и весь о них урок. – Сколько лап у хорька? Произнесите слово, разделяя его на слоги. Выделите гласные в каждом слоге. (Хо­рек.) – Сколько лап у жука? А сколько слогов в слове «жук»? – А у кого больше всех ног? (У сороконожки.) 2– А по количеству слогов  она  тоже рекордсменка? Сколько  слогов в слове  «сороконожка»?  Приведите  еще примеры слов – названий животных с большим количеством слогов. (Но­со­рог, кро­ко­дил, гип­по­по­там.) Н а   д о с к е  иллюстрация. – Кто это? (Синица.)  Произнесите хором. Послушайте, как это слово произнесу я:  си­ни­ца. Прочитайте слово «синица» по схеме, выделяя голосом каждый гласный звук. – Назовите самую большую птицу. (Показ изображения страуса.) – Страус – выше человека. Произнесите слово страус, разделяя на слоги. – Назовите самую маленькую птицу. (Показ изображения колибри.) – Колибри не больше конфеты. Она целый день летает без отдыха. Даже нектар она пьет, повиснув в воздухе как вертолёт. Произнесите слово колибри, разделяя на слоги. – Сколько слогов в слове страус и в слове колибри? – От чего зависит количество слогов?  Аналогичная работа с каждой картинкой в учебнике. – Посчитайте количество гласных звуков в слове. Произнесите слово, разделяя на слоги. Выделите гласные в каждом слоге. В названиях каких животных только один слог? два слога? Произнесите эти же слова, деля на слоги. – В названиях каких животных три слога? Произнесите эти слова, деля на слоги. 2. Работа по странице букваря. – Рассмотрите картинки. Назовите предметы, которые на них изображены. Назовите слова, в которых только один слог. – Прочитайте слова первого столбика; среднего столбика; третьего столбика. –   Прочитайте   слова   по   строчкам.   На   какие   две   группы   можно   разделить   все   эти   слова?  (Односложные   и двусложные.) – Прочитайте предложения. Сколько слов в каждом из них? ПТИЧКИ Птички в гнездышке сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонько все летят. (Учащиеся выполняют упражнения за учителем.) 3. Работа в прописи. Учитель напоминает правила посадки. 1) Запись слов по образцу. 2) Составление слов из данных букв. 3) Запись предложений по образцу. 4) Соединение больших и маленьких согласных букв. 5) Списывание с печатного текста. 6) Работа в прописи по резервной странице. 7) Деление слов на слоги. – Прочитайте слова, деля их на слоги вертикальной линией. – Проверьте себя, подчеркнув гласные буквы. Прочитайте правило. Запишите слова рядом с нужной схемой. – Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. – Объясните, почему так произошло. – Подчеркните в каждом слове гласные буквы.  8) Выборочное письмо. – Прочитайте имена. Подчеркните имена мальчиков. – А девочек давайте «позовём» и определим количество слогов в их именах. 3– Прочитайте задание. (Выписать имена девочек, состоящие из двух слогов.) 9) Отработка навыка деления на слоги.  – Представьте, что мы на стадионе. Идут соревнования. На старт вышли Роман, Ирина, Марина, Лёня, Рая, Яна. Давайте произнесём их имена как болельщики и запишем письменными буквами, разделяя на слоги. IV. Итог урока. И г р а  «Посели слово». На доске рисунки: дом, замок и избушка. (Или изображения животных.) – Назовите слова – названия животных. Определите в них количество слогов и «поселите» их в соответствующие домики. 4

Посмотрите также