«Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатика. Информация и информационные процессы неживой природы
Оценка 4.8

«Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатика. Информация и информационные процессы неживой природы

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
информатика
8 кл
03.04.2020
«Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатика. Информация и информационные процессы неживой природы
Цель: повторить правила техники безопасности; дать представление о том, что информационные процессы происходят в системах различной природы; научить приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами; сформировать информационный взгляд на окружающую действительность; познакомить (напомнить) с основными правилами ввода текста с клавиатуры. Задачи: обучающие • познакомить учащихся с представлением информации в живой и неживой природе; • дать представление о том, как информационные процессы протекают в окружающем мире. развивающие • развивать мышление, внимание, память; • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. воспитательные • воспитывать интерес у учащихся к практическому познанию явлений окружающего мира; • прививать культуру поведения в компьютерном классе; • воспитать умение работать в коллективе. Тип урока - изучение нового материала
ТБ, Информация и информационные процессы .doc

Урок 1. 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: _____________________

Тема урока «Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатика. Информация и информационные процессы неживой природы».

Цель: повторить правила техники безопасности; дать представление о том, что информационные процессы происходят в системах различной природы; научить приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами; сформировать информационный взгляд на окружающую действительность; познакомить (напомнить) с основными правилами ввода текста с клавиатуры.

Задачи:

обучающие 

·        познакомить учащихся с представлением информации в живой и неживой        природе;

·        дать представление о том, как информационные процессы протекают в окружающем мире.

развивающие  

·        развивать мышление, внимание, память;

·        развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

воспитательные 

·        воспитывать интерес у учащихся к практическому познанию явлений окружающего мира;

·        прививать культуру поведения в компьютерном классе;

·        воспитать умение работать в коллективе.

Тип урока  - изучение нового материала

Ход урока

1.     Организационный момент

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих, сообщение темы и целей урока. Требования к уроку (общая тетрадь, тонкая тетрадь).

2.     Изучение нового материала

Рассмотрим  тему нашего урока, цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и информационные процессы неживой природы.

Рассмотрим  презентацию «Техника безопасности» или файл «Правила работы за компьютером». Пройдем тест.

Слайд 1:  «Техника безопасности и организация рабочего места».

Слайд 2: Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны.

Слайд 3:Не размещайте на рабочем столе посторонние предметы.

Слайд 4: Не включайте и не выключайте компьютер без разрешения учителя.

Слайд 5:Не трогайте повода и разъёмы соединительных кабелей.

Слайд 6: Не прикасайтесь к экрану монитора.

Слайд 7: Работайте на клавиатуре и с мышкой чистыми и сухими руками.

Слайд 8: Избегайте резких движений, не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

Слайд 9: Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе компьютера – немедленно сообщите о них учителю.

Слайд 10: Вот наилучший способ посадки за компьютером: Экран монитора находится на расстоянии 50-70 см от глаз. Обе ступни стоят на полу. Плечи расслаблены. Локти слегка касаются туловища. Предплечья находятся на той же высоте, что и клавиатура. Спина расположена вертикально. Придерживайтесь этих рекомендаций, и тогда работа за компьютером не окажется вредной для здоровья.

Прохождение теста по ТБ.

Подписи в журнале по технике безопасности.

Переходим к новому материалу:

Что такое информатика?

Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, обработки, передачи и использования информации.

Цель нашего урока познакомится с понятием информация в живой и неживой природе, с действиями над информацией.

Тема нашего урока: Информация и информационные процессы.

Понятие информации – одно из самых фундаментальных понятий в современной науке.

Что нам стоит дом построить?

А для того, чтобы построить дом:

-         Нам нужны различные строительные материалы – вещество;

-         Энергия машин и людей;

-         Чертежи, знания и опыт строителей – информация.

То есть вещество, энергия и информация – это фундаментальные сущности всех явлений нашего мира.

Сегодня  мы поговорим об информации.

 К слову «информация» люди привыкли очень давно.

Скажите мне, что для вас означает слово «информация»?

Термин «информация» происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».

Информация – это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и житейских ситуациях.

Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды.

 Информация в неживой природе.

В неживой природе информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос – порядок».

Рассмотрит замкнутый сосуд.

 

 

 

 


Поместим в одну половину сосуда газ. Что произойдет через некоторое время? В результате хаотического движения молекулы газа равномерно заполнят весь сосуд. Если, в начале все было упорядоченно, молекулы газа находились только в левой части сосуда, то через некоторое время молекулы газа перемешаются с молекулами воздуха и «порядка не будет». Информация при этом уменьшается.  Значит, в замкнутой системе при переходе от порядка к хаосу информация уменьшается.

Но Вселенная является открытой динамически развивающейся системой, в которой происходят процессы усложнения структуры. Из Большого взрыва образовалась наша вселенная, т.е из хаоса гигантских облаков  пыли и газа сформировались сложные структуры – галактики. Информация при этом увеличилась.

Х                            П                И               

 

Итак, в неживой природе информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос – порядок».

Информация для человека.

Человек существует в «море» информации. Что же такое информация для человека?

Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников и во многих формах.

Способы восприятия информации:

Поведение человека, так же как и животных, строится на основе анализа информационных сигналов из окружающего мира с помощью органов чувств.

Какие органы чувств есть у человека?

Виды информации

Органы чувств

По способам восприятия

По форме представления

По общественному значению

Зрение – 90%

Зрительная

Текстовая (сочинение)

Личная (знания, умения, опыт конкретного человека)

Слух – 9%

Звуковая

Числовая (счет в матче)

Массовая (ТВ, газеты, журналы, театр, музеи, выставки)

Обоняние

Обонятельная

Графическая (фото)

Специальная (научная, производственная, техническая, управленческая)

Вкус             1%

Вкусовая

Музыкальная (песня)

 

Осязание

Тактильная

Комбинированная  (компьютерные игры)

 

Наибольшее количество информации обычный человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств.

Полученную информацию человек хранит в памяти, обрабатывает ее с помощью мышления и использует для управления своим поведением и достижения целей.

Например, при переходе дороги человек видит сигналы светофора и движущиеся автомобили, анализирует полученную информацию и выбирает безопасный вариант перехода.

Информационные процессы.

Что человек может делать с информацией, т.е. со своими знаниями?

Действия, выполняемые с информацией называются информационными процессами. Это: хранение, передача и обработка информации.

Хранение информации имеет огромное значение для развития человечества, для сохранения знаний и передачи их поколениям.

Для хранения информации служат различные сооружения: библиотеки, архивы, музеи, храмы и т.д.

И различные носители: глиняные таблички, берестяные грамоты, книги, фильмы, пластинки, дискеты, диски и др.

Теперь возьмите информационную карту и на первой странице  прочитайте  про хранение информации.

Где еще можно хранить информацию?

(Причем хранить информацию человек может и в собственной памяти, в уме. Это сведения, которые мы всегда помним, они всегда нам доступны. Например, таблица умножения, домашний адрес и т.д.)

Какую память можно назвать внутренней (оперативной), а какую внешней?

(Память человека можно назвать оперативной памятью (быстрой). Заученные знания воспроизводятся человеком мгновенно. Её еще можно назвать внутренней памятью. Записные книжки, справочники, энциклопедии назовем внешними хранилищами  информации. Книги, записи можно рассматривать как расширение памяти, как внешнюю память. Чтобы воспользоваться информацией из книги, надо найти книгу, нужную страницу, прочитать. Т.е. внешняя память медленная, но надежная, т.к. оперативную информацию человек может забыть).

Сравните оперативную и внешнюю информацию: в чем их достоинства и недостатки?

Внутренняя (оперативная) память – маленькая по объему, быстрая.

Внешняя память – большая по объему, медленная.

Передача информации.

Теперь вторую страницу информационной карты и прочитайте  про передачу информации.

Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации, приемником информации. Какую роль за сегодняшний день вам чаще приходится выполнять?

(При передаче информации всегда есть источник информации, приемник информации. Между источником и приемником есть канал связи, по которому информация передается в виде сообщения).

 

 

 


Давайте рассмотрим пример. Вы получили телеграмму. В ней одно слово «Еду».

Назовите источник, приемник, сообщение, канал связи?

(Источник – отправитель, приемник – вы, канал связи – телеграф (по проводам), сообщение – тест телеграммы.)

Но сможете ли вы понять это сообщение, если у вас нет предварительной информации: кто едет, когда, на каком поезде и т.д?

Значит, для того, чтобы понять полученное сообщение, надо, чтобы оно было на понятном языке и у вас была предварительная (априорная) информация.

априорная информация - предварительная

Обработка информации.

Человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информации.

Обработка информации – это процесс изменения информации, который осуществляется в живой или искусственной системе.

Здесь различают входную и выходную информацию.

Пример: решение математической задачи.

Входная информация – условие задачи;

Обработка информации – решение задачи;

Выходная информация – ответ.

Компьютер – это универсальное средство для хранения, передачи и обработки информации.

3.     Закрепление материала.

Карточки с таблицей.

Заполните таблицу. В каждом из приведенных примеров вещество, или Энергия, или информация либо передаются, либо хранятся, любо обрабатываются. Причем эти процессы происходят или в природе, или в обществе,  или в технике.

Таблицу вносят в тетрадь

Процесс

В — вещество

Э — энергия

И — информация

П — передача

X — хранение

О — обработка

П — природа

О — общество

Т — техника

1

2

3

4

5

1

Идет дождь.

В

П

П

2

Именинник получает подарки.

В

П

О

3

Нефть течет по нефтепроводу.

В

П

Т

4

Запасы газа находятся под землей.

В

Х

П

5

На складе находится неприкосновенный запас продуктов.

В

Х

О

6

Каждая ступень ракеты имеет свои баки с топливом.

Э

Х

Т

7

Птица вьет гнездо.

 

 

 

8

Горшечник лепит горшок.

 

 

 

9

Автомат штампует пластмассовые пуговицы.

 

 

 

10

Светит солнце.

 

 

 

11

ЛЭП (линия электропередач) в действии.

 

 

 

12

В начале осени море по-прежнему теплое.

 

 

 

4.     Домашнее задание.

Доделайте пожалуйста эту таблицу дом. Как ее заполнять вы уже знаете.

5.     Рефлексия.

Ребята, с какими понятиями вы сегодня познакомились?

«Кто владеет информацией – тот владеет миром».

Как вы понимаете эту поговорку?

Спасибо за внимание. Мне было с вами интересно работать. Урок закончен.


 



Урок 1. 8 класс Учитель: Брух

Урок 1. 8 класс Учитель: Брух

Слайд 10: Вот наилучший способ посадки за компьютером :

Слайд 10: Вот наилучший способ посадки за компьютером :

Информация при этом увеличилась

Информация при этом увеличилась

И различные носители: глиняные таблички, берестяные грамоты, книги, фильмы, пластинки, дискеты, диски и др

И различные носители: глиняные таблички, берестяные грамоты, книги, фильмы, пластинки, дискеты, диски и др

Обработка информации – решение задачи;

Обработка информации – решение задачи;

«Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатика. Информация и информационные процессы неживой природы

«Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатика. Информация и информационные процессы неживой природы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020