Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение
Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
математика +2
Взрослым
26.02.2018
Родительское собрание
по теме: «Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение»
Вопросы для обсуждения:
Самоопределение и выбор жизненного пути.
Подготовка девятиклассников к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования.
Влияние семьи на выбор профессии и стремление подростка продолжить образование. Альтернативность получения среднего образования.
Форма проведения – консультативный пункт
Поиск смысла жизни очень сложен. Это большой труд души и мысли. Но каждому человеку необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без этого нельзя сделать свою сегодняшнюю жизнь осмысленной. Исследования показывают, что у школьников, у которых нет четкого осознания смысла и цели своей жизни, как правило, нет и профессионального намерения.
Смысл жизни определяет и нравственный облик человека. Вопрос о смысле жизни возникает у людей неоднократно в течение их жизни. Фактически на каждом важном жизненном этапе человек задумывается о смысле жизни. Но у подростков вопрос этот возникает впервые в силу развития самосознания. И в этом особая трудность, ибо опыта ответа на него еще нет. Конечно, каждый человек приходит к пониманию смысла своей жизни по-своему. Общих рецептов нет. Но некоторые советы своим детям могут и должны дать родители:
Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение.doc
Родительское собрание
по теме: «Выбор профессии и социальнонравственное самоопределение»
Вопросы для обсуждения:
Самоопределение и выбор жизненного пути.
Подготовка девятиклассников к осознанному выбору профессии и пути продолжения
образования.
Влияние семьи на выбор профессии и стремление подростка продолжить образование.
Альтернативность получения среднего образования.
Форма проведения – консультативный пункт
Поиск смысла жизни очень сложен. Это большой труд души и мысли. Но каждому человеку
необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без этого нельзя сделать свою
сегодняшнюю жизнь осмысленной. Исследования показывают, что у школьников, у которых нет
четкого осознания смысла и цели своей жизни, как правило, нет и профессионального намерения.
Смысл жизни определяет и нравственный облик человека. Вопрос о смысле жизни возникает у
людей неоднократно в течение их жизни. Фактически на каждом важном жизненном этапе человек
задумывается о смысле жизни. Но у подростков вопрос этот возникает впервые в силу развития
самосознания. И в этом особая трудность, ибо опыта ответа на него еще нет. Конечно, каждый
человек приходит к пониманию смысла своей жизни посвоему. Общих рецептов нет. Но некоторые
советы своим детям могут и должны дать родители:
– остановитесь, задумайтесь, всмотритесь в себя: кто вы есть, что для вас важно, что вы хотите, не
пора ли вам поразмыслить о смысле и цели своей жизни;
– оглянитесь, как живут ваши близкие, друзья, какие у них проблемы, чем вы можете им помочь;
– подумайте о своих родителях, учителях, сколько раз вы их обижали, в чем помогали,
советовались с ними;
– подумайте о нашей Отчизне, как ей сейчас тяжело, чем вы можете ей помочь.
Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Конституции
РФ. Профессиональное самоопределение включает в себя нравственную, психологическую и
практическую подготовку к профессии, это длительный процесс, который завершается актом
реализации профессионального намерения.
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития
личности. Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека.
Предлагаем для подростков ситуацию выбора профессии:
При выборе профессии необходимо учитывать:
– желания, интересы и склонности личности – «хочу»;
– человеческие возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности,
состояние здоровья – «могу»;
– потребности рынка труда в кадрах – «надо».
П р а в и л а в ы б о р а п р о ф е с с и и:
1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в
регионе, где вы живете.
2. С помощью учителей и других специалистов изучить самого себя (интересы, склонности,
способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память,
внимание, мышление, здоровье, самооценка).
3. Избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
4. Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу
профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить
возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.
5. Найти возможность практически попробовать свои силы в этой профессии.
6. Сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями,
посоветоваться с родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную
профконсультацию.
7. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой
профессии осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению. 8. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
9. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в реализации профессионального
намерения и овладении профессией в совершенстве.
Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные
особенности, но и иметь как можно больше сведений о избираемой профессии. (Источником таких
знаний могут быть учебные экскурсии, занятия, беседы со специалистами, изучение литературы и т.
д.). Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы.
Профессиограмма – документ, в котором описаны особенности профессии или специальности.
Профессиограмма позволяет быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой новой
специальности и определить свою пригодность к ней.
Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание
требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к психическим свойствам человека,
включенного в данную деятельность (мышление, внимание, восприятие и т. д.). С ними родители со
своими детьми могут познакомиться в специальных службах профессиональной ориентации молодежи
города или района.
Выбор жизненного пути во многом определяет интересы человека, его увлечения и склонности.
Интересы и склонности являются побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии.
Особую ценность при этом представляют устойчивые, содержательные, глубокие интересы,
стимулирующие активный выбор трудового пути. Только в том случае, когда с интересами связаны
жизненные и профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.
Интересы и склонности характеризуют личность со стороны ее устремленности в том или ином
направлении, расположенности к какойлибо деятельности; качество же выполнения этой
деятельности, ее успешность и уровень достижений зависят от того, как эта деятельность
выполняется, т. е. способностей человека.
Способности человека не являются врожденными, их формирование происходит в процессе
определенной деятельности на основе задатков; успешность выполнения любой деятельности
определяется не какойлибо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей,
своеобразных у каждого человека и характеризующих его как личность.
Предлагаем таблицу «Свойства специальных способностей» (по Е. А. Климову):
ЛИТЕРАТУРНЫЕ
Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение
распределить работу между людьми, быть добросовестным исполнителем,
критическое отношение к своим действиям и т. п.
ТЕХНИЧЕСКИЕ
Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах,
станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ
Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение
распределить работу между людьми, быть добросовестным исполнителем,
критическое отношение к своим действиям и т. п.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого
к обратному ходу мыслей, логическое мышление
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче
знаний
Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти,
способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических
чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые
качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность
Методические рекомендации В качестве дополнительного материала и в качестве обсуждения можно использовать
рекомендации по выбору профессии.
Ошибки при выборе профессии
Ваш выбор: могу + хочу + надо
Упражнениеразминка.
Называется профессия, все обдумывают, кому из товарищей она более всего подходит. По сигналу
все показывают рукой на выбранного человека.
Итак, вашим детям предстоит сделать выбор: из десятков тысяч профессий и специальностей
выделить одну – свою, которая, вопервых, может приносить удовлетворение, радость; вовторых,
доступна и посильна; втретьих – нужна людям, обществу.
В таком выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Яхочу, Ямогу, Янадо.
«Хочу» – это желания, интересы, склонности личности. «Могу» – это человеческие возможности
(физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
«Надо» – это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и
т. д.
Выбор профессии – это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причём задачи со
многими неизвестными, а иногда – приближёнными, неверными данными. Поэтому не исключена
ошибка. Но чем серьёзнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее
вы достигнете цели.
Первое, что надо решить, – это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее
образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально
техническое училище, суворовское или нахимовское училище, курсы на производстве). В этой части
выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социальноэкономических условиях
первостепенное значение имеют:
– социальный заказ, положение на рынке труда;
– уровень материального обеспечения семьи;
– возможности получения помощи в обучении;
– условия оплаты труда в данной сфере;
– местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных
заведений).
Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок,
определить её тип, класс, отдел («Яхочу»). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной
специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
И третья часть выбора – учесть возможности ребенка («Ямогу»):
– интересы, склонности;
– успехи в учёбе и потенциальные способности;
– свои сильные и слабые стороны;
– состояние здоровья.
Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Яхочу»: оно должно быть
адекватно «Ямогу» и учитывать требования социальной среды «Янадо». Рисунок иллюстрирует
ситуацию: оптимальный выбор должен быть заключён в площади перекрытия всех трёх факторов.
Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается :
– на знаниях о мире профессий;
– знаниях о выбираемой конкретной профессии;
– изучении своих интересов;
– изучении своих способностей;
– знании своих сильных и слабых качеств;
– состоянии своего здоровья;
– учёте материальных условий семьи;
– учёте ситуации на рынке труда. Профессиональное самоопределение – сложный и длительный процесс.
Вашему
профессиональному самоопределению помогают изучение основ наук, внеурочная деятельность,
трудовое и производственное обучение. Но окончательное решение предстоит принять вам самим.
По окончании родительского собрания можно предложить родителям памятки или обсудить их в
группах:
1. Рекомендации по выбору профессии:
– Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках;
советы нужно слушать, а решать и поступать посвоему.
– Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с
ней связано.
– Сориентируйтесь в конкретной социальноэкономической ситуации (потребность, престижность,
зарплата и др.).
– Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
– Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными
целями (личностными, семейными, досуговыми).
– Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
– Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного
пути.
– Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас
вид деятельности.
– Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
– Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
– Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
– Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
– Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
– Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного рефлексивного анализа
своей жизнедеятельности.
Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают – в
третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.
2. Ошибки при выборе профессии:
– увлечение внешней или частной стороной профессии;
– незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
– неумение разбираться в своих способностях;
– неумение разбираться в мотивах выбора и т. д.;
– незнание пути получения профессии;
– неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
– перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой
профессии;
– отождествление школьного учебного предмета с профессией;
– устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.
Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение
Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение
Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение
Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.