Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение
Оценка 4.7

Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
математика +2
Взрослым
26.02.2018
Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение
Родительское собрание по теме: «Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение» Вопросы для обсуждения: Самоопределение и выбор жизненного пути. Подготовка девятиклассников к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования. Влияние семьи на выбор профессии и стремление подростка продолжить образование. Альтернативность получения среднего образования. Форма проведения – консультативный пункт Поиск смысла жизни очень сложен. Это большой труд души и мысли. Но каждому человеку необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без этого нельзя сделать свою сегодняшнюю жизнь осмысленной. Исследования показывают, что у школьников, у которых нет четкого осознания смысла и цели своей жизни, как правило, нет и профессионального намерения. Смысл жизни определяет и нравственный облик человека. Вопрос о смысле жизни возникает у людей неоднократно в течение их жизни. Фактически на каждом важном жизненном этапе человек задумывается о смысле жизни. Но у подростков вопрос этот возникает впервые в силу развития самосознания. И в этом особая трудность, ибо опыта ответа на него еще нет. Конечно, каждый человек приходит к пониманию смысла своей жизни по-своему. Общих рецептов нет. Но некоторые советы своим детям могут и должны дать родители:
Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение.doc
Родительское собрание по теме: «Выбор профессии и социально­нравственное самоопределение» Вопросы для обсуждения: Самоопределение и выбор жизненного пути. Подготовка   девятиклассников   к   осознанному   выбору   профессии   и   пути   продолжения образования. Влияние   семьи   на   выбор   профессии   и   стремление   подростка   продолжить   образование. Альтернативность получения среднего образования. Форма проведения – консультативный пункт Поиск смысла жизни очень сложен.  Это большой труд души и мысли.  Но каждому человеку необходимо   найти  собственный  ответ  на  вопрос  о  смысле  жизни.  Без  этого  нельзя  сделать   свою сегодняшнюю   жизнь   осмысленной.   Исследования   показывают,   что   у   школьников,   у   которых   нет четкого осознания смысла и цели своей жизни, как правило, нет и профессионального намерения. Смысл жизни определяет и нравственный облик человека. Вопрос о смысле жизни возникает у людей неоднократно в течение их жизни. Фактически на каждом важном жизненном этапе человек задумывается  о смысле  жизни. Но у подростков вопрос этот возникает  впервые  в силу  развития самосознания.   И  в   этом   особая   трудность,   ибо   опыта   ответа   на   него  еще   нет.  Конечно,   каждый человек приходит к пониманию смысла своей жизни по­своему. Общих рецептов нет. Но некоторые советы своим детям могут и должны дать родители: – остановитесь, задумайтесь, всмотритесь в себя: кто вы есть, что для вас важно, что вы хотите, не пора ли вам поразмыслить о смысле и цели своей жизни; – оглянитесь, как живут ваши близкие, друзья, какие у них проблемы, чем вы можете им помочь; –   подумайте   о   своих   родителях,   учителях,   сколько   раз   вы   их   обижали,   в   чем   помогали, советовались с ними; – подумайте о нашей Отчизне, как ей сейчас тяжело, чем вы можете ей помочь. Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Конституции РФ.   Профессиональное   самоопределение   включает   в   себя   нравственную,   психологическую   и практическую   подготовку   к   профессии,   это   длительный   процесс,   который   завершается   актом реализации профессионального намерения. Профессиональное   самоопределение является   начальным   звеном   профессионального   развития личности. Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека. Предлагаем для подростков ситуацию выбора профессии: При выборе профессии необходимо учитывать: – желания, интересы и склонности личности – «хочу»; –   человеческие   возможности:   уровень   знаний,   способности,   психологические   особенности, состояние здоровья – «могу»; – потребности рынка труда в кадрах – «надо». П р а в и л а   в ы б о р а  п р о ф е с с и и: 1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете. 2.   С   помощью   учителей   и   других   специалистов   изучить   самого   себя   (интересы,   склонности, способности,   темперамент,   черты   характера,   ощущение,   восприятие,   представление,   память, внимание, мышление, здоровье, самооценка). 3. Избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию. 4.   Подробно   изучить   эту   профессию,   ознакомиться   с   профессиограммой,   уточнить   формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. 5. Найти возможность практически попробовать свои силы в этой профессии. 6.   Сравнить   полученные   знания   о   профессии   со   своими   профессиональными   возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную профконсультацию. 7.   При   соответствии   своих   профессиональных   возможностей   требованиям   предпочитаемой профессии осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению. 8. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант. 9.   Выбрав   для   себя   будущую   профессию,   быть   настойчивым   в   реализации   профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве. Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о избираемой профессии. (Источником таких знаний могут быть учебные экскурсии, занятия, беседы со специалистами, изучение литературы и т. д.).   Одним   из   важнейших   источников   информации   о   профессиях   являются   профессиограммы. Профессиограмма   –   документ,   в   котором   описаны   особенности   профессии   или   специальности. Профессиограмма позволяет быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней. Ядром   профессиограммы   является   психограмма   профессии.   Психограмма   включает   описание требований,  предъявляемых  профессиональной  деятельностью к психическим  свойствам  человека, включенного в данную деятельность (мышление, внимание, восприятие и т. д.). С ними родители со своими детьми могут познакомиться в специальных службах профессиональной ориентации молодежи города или района. Выбор жизненного пути во многом определяет интересы человека, его увлечения и склонности. Интересы и склонности являются побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии. Особую   ценность   при   этом   представляют   устойчивые,   содержательные,   глубокие   интересы, стимулирующие активный выбор трудового пути. Только в том случае, когда с интересами связаны жизненные и профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах. Интересы и склонности характеризуют личность со стороны ее устремленности в том или ином направлении,   расположенности   к   какой­либо   деятельности;   качество   же   выполнения   этой деятельности,   ее   успешность   и   уровень   достижений   зависят   от   того,   как   эта   деятельность выполняется, т. е. способностей человека. Способности   человека   не   являются   врожденными,   их   формирование   происходит   в   процессе определенной   деятельности   на   основе   задатков;   успешность   выполнения   любой   деятельности определяется   не   какой­либо   отдельной   способностью,   а   комплексом,   сочетанием   способностей, своеобразных у каждого человека и характеризующих его как личность. Предлагаем таблицу «Свойства специальных способностей» (по Е. А. Климову): ЛИТЕРАТУРНЫЕ Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить   работу   между   людьми,   быть   добросовестным   исполнителем, критическое отношение к своим действиям и т. п. ТЕХНИЧЕСКИЕ Интерес   к   технике,   техническому   творчеству,   стремление   работать   на   машинах, станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения ОРГАНИЗАТОРСКИЕ Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить   работу   между   людьми,   быть   добросовестным   исполнителем, критическое отношение к своим действиям и т. п. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ Педагогический   такт,   наблюдательность,   любовь   к   детям,   потребность   в   передаче знаний Особенности   творческого   воображения   и   мышления,   свойства   зрительной   памяти, способствующие   созданию   и   сохранению   ярких   образов,   развитие   эстетических чувств, проявляющихся  в эмоциональном  отношении  к воспринимаемому,  волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность Методические рекомендации В   качестве   дополнительного   материала   и   в   качестве   обсуждения   можно   использовать рекомендации по выбору профессии. Ошибки при выборе профессии Ваш выбор: могу + хочу + надо Упражнение­разминка. Называется профессия, все обдумывают, кому из товарищей она более всего подходит. По сигналу все показывают рукой на выбранного человека. Итак,  вашим   детям  предстоит   сделать   выбор:   из   десятков  тысяч  профессий   и  специальностей выделить одну – свою, которая, во­первых, может приносить удовлетворение, радость; во­вторых, доступна и посильна; в­третьих – нужна людям, обществу. В таком выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я­хочу, Я­могу, Я­надо. «Хочу» – это желания, интересы, склонности личности. «Могу» – это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности). «Надо» – это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д. Выбор профессии – это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причём задачи со многими   неизвестными,   а   иногда   –   приближёнными,   неверными   данными.   Поэтому   не   исключена ошибка. Но чем серьёзнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели. Первое, что   надо   решить,   –   это какой   путь   избрать   после   9   класса: продолжать   общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально­ техническое училище, суворовское или нахимовское училище, курсы на производстве). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально­экономических условиях первостепенное значение имеют: – социальный заказ, положение на рынке труда; – уровень материального обеспечения семьи; – возможности получения помощи в обучении; – условия оплаты труда в данной сфере; –   местная   инфраструктура   профессионального   образования   (местная   конъюнктура   учебных заведений). Вторая часть   задачи   – выбрать   ту   профессию   и   специальность,   которую   хочет   ребенок, определить её тип, класс, отдел («Я­хочу»). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку. И третья часть выбора – учесть возможности ребенка («Я­могу»): – интересы, склонности; – успехи в учёбе и потенциальные способности; – свои сильные и слабые стороны; – состояние здоровья. Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я­хочу»: оно должно быть адекватно   «Я­могу»   и   учитывать   требования   социальной   среды   «Я­надо».   Рисунок   иллюстрирует ситуацию: оптимальный выбор должен быть заключён в площади перекрытия всех трёх факторов. Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается : – на знаниях о мире профессий; – знаниях о выбираемой конкретной профессии; – изучении своих интересов; – изучении своих способностей; – знании своих сильных и слабых качеств; – состоянии своего здоровья; – учёте материальных условий семьи; – учёте ситуации на рынке труда. Профессиональное   самоопределение   –   сложный   и   длительный процесс.   Вашему профессиональному   самоопределению   помогают   изучение   основ   наук,   внеурочная   деятельность, трудовое и производственное обучение. Но окончательное решение предстоит принять вам самим. По окончании родительского собрания можно предложить родителям памятки или обсудить их в группах: 1. Рекомендации по выбору профессии: – Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по­своему. – Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано. – Сориентируйтесь в конкретной социально­экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). – Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах. –   Выделите дальнюю профессиональную   цель   (мечту),   соотнесите   её   с   другими   жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми). – Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. – Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути. – Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности. – Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков. – Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. – Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям. – Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей. – Для приближения мечты надо много работать, читать, думать. – Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного рефлексивного анализа своей жизнедеятельности. Многие   выпускники   школы   мечтают   об   одной   профессии,   выбирают   другую,   а   работают   –   в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению. 2. Ошибки при выборе профессии: – увлечение внешней или частной стороной профессии; – незнание мира профессий, выбор «за компанию»; – неумение разбираться в своих способностях; – неумение разбираться в мотивах выбора и т. д.; – незнание пути получения профессии; – неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора; – перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии; – отождествление школьного учебного предмета с профессией; – устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.

Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение

Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение

Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение

Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение

Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение

Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение

Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение

Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018