Проблема наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музыкой и окружающим миром является по своей сути равноценной проблеме обучения детей музыке и воспитанию детей музыкой.
Детскому творчеству присуща синкретическая природа, «когда отдельные виды искусства, как говорил Л. С. Выготский, - еще не «расчленены и не специализированы». «Становление школьника как творца невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать». Уровень музыкально – творческого развития проверяется с помощью традиционных методик: прежде всего, путем наблюдения (прямого и косвенного), а также бесед, интервью, изучения продуктов творческой деятельности детей (рисунков, устных рассказов, мини-композиций в музыке и т.д.). Диагностика развития творческих способностей учащихся – процесс сложный и трудоемкий. Творчество детей анализировать очень непросто, поскольку, как правило, «техническое мастерство» воплощения бывает низкого уровня, да и само творчество часто остается лишь на уровне замысла и эскизов к нему.
Тем не менее, в качестве параметров и критериев оценки можно выделить:
параметр ы |
критерии |
||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Музыкальная эмоциональность |
Вялое, безразличное пение. При восприятии учащийся рассеян, невнимателен, не проявляет интереса к музыке. |
Поет довольно выразительно, с подъемом. К восприятию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес. |
При исполнительстве активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. |
Оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения. |
Учащийся «идет» традиционными путями, опробованными одноклассниками и приведенными в качестве примера учителем. |
Учащийся предлагает оригинальные пути решения, но не аргументирует их. |
Нетрадиционность, нестандартность, аргументированная учащимся. |
Степень осознанности творческого замысла. |
Ученик выполняет творческое задание по понуждению учителя. |
Школьник довольно охотно участвует в творческом процессе, но смутно представляет себе конечный результат своих действий. |
Учащийся осознанно вступает в творческий процесс, имеет цель, которую хочет достигнуть. |
Привлечение учеником имеющегося у него музыкального опыта. |
Находясь в нетрадиционной, проблемной ситуации, учащийся не в состоянии воспользоваться своими «традиционными» умениями.
|
Выполняя творческое задание, учащийся недостаточно опирается на свои представления о музыкальных явлениях и фактах. |
В процессе творчества учащийся легко оперирует своими ЗУНами. |
Самостоятельность |
Учащийся полностью зависим от учителя. |
частичная |
полная |
Поиск и перебор возможных вариантов движения к цели. |
Учащийся «движется» по пути, предложенном учителем. |
В частичном объеме |
В полном качественном виде. |
Создание в процессе движения к цели нового «продукта» |
Процесс не достигает конечного результата. |
Процесс, направляемый учителем,частично достигает цели. |
Учащийся самостоятельно доводит творческий процесс до поставленной цели. |
Таким образом, в группе с высоким развитием творческих способностей окажутся дети, обладающие большой самостоятельностью, независимостью, активностью, стремлением к творчеству, к самовыражению. В группе со средним уровнем – дети, у которых достаточно высокий уровень самостоятельности, активности, способности ориентироваться в проблемной ситуации, у них живое воображение, эпизодическое стремление к творчеству. В последней группе – дети с недостаточным уровнем самодеятельности, редким проявлением творческой поисковой деятельности, слабой способностью ориентироваться в проблемной ситуации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.