Выделение критериев и параметров развития креативных способностей обучающихся на уроках музыки

  • docx
  • 10.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выделение критериев и параметров развития креативных способностей обучающихся на уроках музыки.docx

Проблема наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музыкой и окружающим миром является по своей сути равноценной проблеме обучения детей музыке и воспитанию детей музыкой.

Детскому творчеству присуща синкретическая природа, «когда отдельные виды искусства, как говорил Л. С. Выготский, - еще не «расчленены и не специализированы». «Становление школьника как творца невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать». Уровень музыкально – творческого развития проверяется с помощью традиционных методик: прежде всего, путем наблюдения (прямого и косвенного), а также бесед, интервью, изучения продуктов творческой деятельности детей (рисунков, устных рассказов, мини-композиций в музыке и т.д.). Диагностика развития творческих способностей учащихся – процесс сложный и трудоемкий. Творчество детей анализировать очень непросто, поскольку, как правило, «техническое мастерство» воплощения бывает низкого уровня, да и само творчество часто остается лишь на уровне замысла и эскизов к нему.

Тем не менее, в качестве параметров и критериев оценки можно выделить:

параметр

ы

критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Музыкальная эмоциональность

Вялое, безразличное пение. При восприятии учащийся рассеян, невнимателен, не проявляет интереса к музыке.

Поет довольно выразительно, с подъемом. К восприятию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

При исполнительстве активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения.

Учащийся «идет» традиционными путями, опробованными одноклассниками и приведенными в качестве примера учителем.

Учащийся предлагает оригинальные пути решения, но не аргументирует их.

Нетрадиционность, нестандартность, аргументированная учащимся.

Степень осознанности творческого замысла.

Ученик выполняет творческое задание по понуждению учителя.

Школьник довольно охотно участвует в творческом процессе,  но смутно представляет себе конечный результат своих действий.

Учащийся осознанно вступает в творческий процесс, имеет цель, которую хочет достигнуть.

Привлечение учеником имеющегося у него музыкального опыта.

Находясь в нетрадиционной, проблемной ситуации, учащийся не в состоянии воспользоваться своими «традиционными» умениями.

 

Выполняя творческое задание, учащийся недостаточно опирается на свои представления о музыкальных явлениях и фактах.

В процессе творчества учащийся легко оперирует своими ЗУНами.

Самостоятельность

Учащийся полностью зависим от учителя.

частичная

полная

Поиск и перебор возможных вариантов движения к цели.

Учащийся «движется» по пути, предложенном учителем.

В частичном объеме

В полном качественном виде.

Создание в процессе движения к цели нового «продукта»

Процесс не достигает конечного результата.

Процесс, направляемый учителем,частично достигает цели.

Учащийся самостоятельно доводит творческий процесс до поставленной цели.

        

Таким образом, в группе с высоким развитием творческих способностей окажутся дети, обладающие большой самостоятельностью, независимостью, активностью, стремлением к творчеству, к самовыражению. В группе со средним уровнем – дети, у которых достаточно высокий уровень самостоятельности, активности, способности ориентироваться в проблемной ситуации, у них живое воображение, эпизодическое стремление к творчеству. В последней группе – дети с недостаточным уровнем самодеятельности, редким проявлением творческой поисковой деятельности, слабой способностью ориентироваться в проблемной ситуации.