ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательного интереса младших школьников»
Оценка 4.7

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательного интереса младших школьников»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
математика
Взрослым
06.06.2023
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА  «Игровые технологии  на уроках математики как средство активизации познавательного интереса младших школьников»
В ходе исследования была определена сущность познавательного интереса, под которым понимается сложное отношение человека с окружающей действительностью, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. Познавательный интерес появляется у человека с первого года жизни и сопровождает его практически всю жизнь. В анализе психолого-педагогической литературы нами выявлена сущность понятия «игровая технология». Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии являются ценным средством активизации познавательного интереса младших школьников, они активизируют психические процессы, вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания. С помощь них учащиеся охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игровые технологии помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у учеников глубокое удовлетворение, создают на уроке радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Но из-за того что сейчас век информационных технологий детей заинтересовать гораздо сложнее. В этом помогут информационные технологии.
статья.docx

Игровые технологии  на уроках математики как средство активизации познавательного интереса младших школьников

Ковалева Жанна Александровна, преподаватель колледжа;

Едышева Валерия Александровна, студентка колледжа

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А. П. Раменского» (г. Соликамск)

Аннотация. В статье проанализированы аспекты игровых технологий как средства активизации познавательного интереса. Рассмотрена технология проектной задачи, как средство формирования финансовой грамотности младших школьников на уроках математики.

Ключевые слова и словосочетания: интерес, познавательный интерес, игровые технологии, сюжетно-ролевая игра.

В современном образовании встает проблема выбора методики обучения, но не все методики являются эффективными в активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. На данный момент у большинства обучающихся низкий уровень познавательного интереса к предмету, всё чаще встречаются дети с активным нежеланием учиться. Поэтому главной задачей учителя выступает поиск наиболее эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, цель которых является активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Для этого необходимо разрабатывать новые образовательные программы, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых обучаются дети. [2].

То есть задача педагогов - сформировать всесторонне развитую личность обучающегося. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках игровых технологий, что способствует созданию у учащихся эмоционального настроя на весь урок, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.

Познавательный интерес является особой и важной областью общего феномена “интерес”. В сферу этого интереса входят: приобретение школьником знания; процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес изучается с различных сторон педагогами и психологами. Сущностью познавательного интереса и его роль в воспитании личности рассматривают множество психологов и педагогов.

Чтобы обучение младших школьников было эффективным, учителю необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения младшего школьника. Так как обучение в школе, достаточно сложный вид деятельности для ребёнка, учитель должен учитывать специфику учебной и игровой деятельности, чтобы лучше организовать учебную деятельность и правильно построить урок.  В данном возрасте происходит много психологических изменений. Интенсивно развиваются все познавательные процессы, появляются новые отношения с взрослыми и сверстниками. В характере выделяется много особенностей,  влияющих на формирование познавательного интереса.

Педагогами и наукой накоплен большой арсенал методов и приемов, направленных на формирование познавательного интереса. Ведущую роль в стимулирующих методах, как отмечает Ю.И. Турчанинова, играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.

 Группу методов стимулирования можно условно разделить на четыре подгруппы:

ü     Методы эмоционального стимулирования;

ü     Методы развития познавательного интереса;

ü     Методы формирования ответственности и обязательности;

ü     Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, относятся игровые технологии.

Чаще всего игровые технологии в педагогике –  это действие, состоящее из нескольких основных этапов. Это планирование целей, составление планов, за которым следует выполнение поставленной задачи. При правильном продвижении работы, обязательным пунктом будет разбор и анализ всего процесса. 

Приведем наиболее интересную игру для учащихся начальной школы направленную на развитие познавательного интереса.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой определенный вид игры, которая направлена на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта, развитие познавательного интереса и т.д. Сюжет - главный компонент сюжетно- ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

В настоящее время изучение основ математики остается существенным элементом школьного образования в силу того, что математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит прежде всего от желания учащихся овладеть основами науки.

Очень четко и точно организован подход к изучению математики по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей младшего школьного возраста (в познании, общении разнообразной продуктивной деятельности), учитывать технологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

В данной программе используются различные игровые технологии, но век современных технологий детей заинтересовать гораздо сложнее. Для этого стоит использовать информационные технологии. Нынешние школьники гораздо более нуждаются в визуализации информации.

Актуальность использования ИКТ в обучении математике обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они дают широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей.

Список литературы

1.                 Федеральный государственный стандарт начального общего образования //– М.: 2019. – 99 с.

2.                 Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — М. : Молодой ученый, 2014 — 244 с.

3.                 Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Академия, 2013

4.                 Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л.М. Орлова – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.

5.                 Григорьева, М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации / М. В. Григорьева. – С. :2009 – 52 с

 

 


 

Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательного интереса младших школьников

Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательного интереса младших школьников

Познавательный интерес является особой и важной областью общего феномена “интерес”

Познавательный интерес является особой и важной областью общего феномена “интерес”

Методы эмоционального стимулирования; ü

Методы эмоционального стимулирования; ü

В данной программе используются различные игровые технологии, но век современных технологий детей заинтересовать гораздо сложнее

В данной программе используются различные игровые технологии, но век современных технологий детей заинтересовать гораздо сложнее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2023