ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательного интереса младших школьников»

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 06.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ходе исследования была определена сущность познавательного интереса, под которым понимается сложное отношение человека с окружающей действительностью, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. Познавательный интерес появляется у человека с первого года жизни и сопровождает его практически всю жизнь. В анализе психолого-педагогической литературы нами выявлена сущность понятия «игровая технология». Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии являются ценным средством активизации познавательного интереса младших школьников, они активизируют психические процессы, вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания. С помощь них учащиеся охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игровые технологии помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у учеников глубокое удовлетворение, создают на уроке радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Но из-за того что сейчас век информационных технологий детей заинтересовать гораздо сложнее. В этом помогут информационные технологии.
Иконка файла материала статья.docx

Игровые технологии  на уроках математики как средство активизации познавательного интереса младших школьников

Ковалева Жанна Александровна, преподаватель колледжа;

Едышева Валерия Александровна, студентка колледжа

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А. П. Раменского» (г. Соликамск)

Аннотация. В статье проанализированы аспекты игровых технологий как средства активизации познавательного интереса. Рассмотрена технология проектной задачи, как средство формирования финансовой грамотности младших школьников на уроках математики.

Ключевые слова и словосочетания: интерес, познавательный интерес, игровые технологии, сюжетно-ролевая игра.

В современном образовании встает проблема выбора методики обучения, но не все методики являются эффективными в активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. На данный момент у большинства обучающихся низкий уровень познавательного интереса к предмету, всё чаще встречаются дети с активным нежеланием учиться. Поэтому главной задачей учителя выступает поиск наиболее эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, цель которых является активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Для этого необходимо разрабатывать новые образовательные программы, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых обучаются дети. [2].

То есть задача педагогов - сформировать всесторонне развитую личность обучающегося. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках игровых технологий, что способствует созданию у учащихся эмоционального настроя на весь урок, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.

Познавательный интерес является особой и важной областью общего феномена “интерес”. В сферу этого интереса входят: приобретение школьником знания; процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес изучается с различных сторон педагогами и психологами. Сущностью познавательного интереса и его роль в воспитании личности рассматривают множество психологов и педагогов.

Чтобы обучение младших школьников было эффективным, учителю необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения младшего школьника. Так как обучение в школе, достаточно сложный вид деятельности для ребёнка, учитель должен учитывать специфику учебной и игровой деятельности, чтобы лучше организовать учебную деятельность и правильно построить урок.  В данном возрасте происходит много психологических изменений. Интенсивно развиваются все познавательные процессы, появляются новые отношения с взрослыми и сверстниками. В характере выделяется много особенностей,  влияющих на формирование познавательного интереса.

Педагогами и наукой накоплен большой арсенал методов и приемов, направленных на формирование познавательного интереса. Ведущую роль в стимулирующих методах, как отмечает Ю.И. Турчанинова, играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.

 Группу методов стимулирования можно условно разделить на четыре подгруппы:

ü     Методы эмоционального стимулирования;

ü     Методы развития познавательного интереса;

ü     Методы формирования ответственности и обязательности;

ü     Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, относятся игровые технологии.

Чаще всего игровые технологии в педагогике –  это действие, состоящее из нескольких основных этапов. Это планирование целей, составление планов, за которым следует выполнение поставленной задачи. При правильном продвижении работы, обязательным пунктом будет разбор и анализ всего процесса. 

Приведем наиболее интересную игру для учащихся начальной школы направленную на развитие познавательного интереса.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой определенный вид игры, которая направлена на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта, развитие познавательного интереса и т.д. Сюжет - главный компонент сюжетно- ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

В настоящее время изучение основ математики остается существенным элементом школьного образования в силу того, что математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит прежде всего от желания учащихся овладеть основами науки.

Очень четко и точно организован подход к изучению математики по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей младшего школьного возраста (в познании, общении разнообразной продуктивной деятельности), учитывать технологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

В данной программе используются различные игровые технологии, но век современных технологий детей заинтересовать гораздо сложнее. Для этого стоит использовать информационные технологии. Нынешние школьники гораздо более нуждаются в визуализации информации.

Актуальность использования ИКТ в обучении математике обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они дают широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей.

Список литературы

1.                 Федеральный государственный стандарт начального общего образования //– М.: 2019. – 99 с.

2.                 Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — М. : Молодой ученый, 2014 — 244 с.

3.                 Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Академия, 2013

4.                 Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л.М. Орлова – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.

5.                 Григорьева, М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации / М. В. Григорьева. – С. :2009 – 52 с