Комитет Тульской области по спорту
ГПОУ «Училище (колледж) олимпийского резерва Тульской области»
Выпускная квалификационная работа
Оценка уровня физической подготовленности мальчиков 7-8 лет
к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне»
Исполнитель: Зажмилина Ольга Николаевна,
студентка 401группы, заочного отделения,
специальность «Педагог по физической
культуре и спорту».
Руководитель работы: Глазков Илья Олегович
Новомосковск
2019
Исполнитель ___________________________ /Зажмилина О.Н./
Руководитель работы ___________________ /Глазков И.О./
Председатель ПЦК: ___________________ /Крупский К.А./
Выпускная квалификационная работа
защищена «____» ______________________ 2019
г.
с оценкой ______________________________
Председатель ГАК: ______________Леонтьева М.С., доктор
педагогических наук
Оглавление
Введение -3 стр.
Глава I. Литературный обзор: -5
1. Анатомо-физиологические особенности мальчиков 7-8 лет -5
2. Особенности методики физического воспитания в школе -9
3. Современные требования к уроку ФК в школе -13
4. Методика проведения урока физической культуры в
начальных классах -14
4.1. Методика проведения отдельных частей урока физической
культуры в школе -14
4.2. Средства и методы развития физических качеств на уроке
физической культуры -18
4.2.1 Средства и методы развития силы -19
4.2.2. Средства и методы развития быстроты движений -20
4.2.3. Средства и методы развития выносливости -20
4.2.4. Средства и методы развития гибкости -21
4.2.5. Средства и методы развития ловкости -22
5. Структура комплекса ГТО -23
5.1 Характеристика комплекса норм ГТО I ступени -24
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования -27
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение -32
Выводы - 35
Список литературы -37
Приложения -41
Введение
За последние
десятилетия в связи с научно-техническим прогрессом в жизни населения планеты
резко снизилась доля физического труда в производственной деятельности и в
быту. Современный ребенок помещен в такую среду обитания, где главенствует
телевизор, компьютер. Все это привело к глобальной гиподинамии начиная с
младшего школьного возраста со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными
последствиями. Среди них: снижение уровня здоровья и физической
подготовленности подрастающего поколения.
24 марта 2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе (ВФСК) «Готов к труду и обороне» (далее – ГТО). В нем говорится о том, что для дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (далее – ВФСК) «Готов к труду и обороне» [33].
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» направлен на реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, формирование необходимых знаний, умений, навыков, приобщение к систематическим занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью обучающихся, трудящихся, лиц старшего и пожилого возраста.
Цель его возрождения и внедрения в сферу физического воспитания детей школьного возраста - попытка привить детям привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту, повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.
В настоящее время рост учебной нагрузки, значительное снижение двигательной активности школьников, снижение мотивации к посещению дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий приводит к ухудшению физических кондиций и снижению физической подготовленности учащихся, следствием чего, по мнению специалистов в сфере физического воспитания, является ухудшение здоровья детей в целом.
Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных физических качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности, ловкости и других качеств).
Привлечение школьников к занятиям физической культурой и спортом, приобщение их к участию в соревнованиях по нормам комплекса, является началом развития работы в данном направлении, но по мнению некоторых авторов низкая физическая подготовленность учащихся не позволит им справиться с требованиями нормативов ГТО. [5]
Основываясь на вышеизложенном материале, можно предположить, что многие школьники начальных классов не смогут справиться с теми требованиями и нормативами, которые предполагает внедряемый в образовательные организации комплекс ГТО и не все учащиеся готовы показать высокий уровень физической подготовленности, соответствующий одному из знаков отличия.
Объектом исследования является подготовка и выполнение школьниками 7-8 лет норм ВФСК «Готов к Труду и обороне» 1 ступени.
Предметом исследования является уровень физической подготовленности мальчиков 7-8 лет к выполнению норм ВФСК ГТО.
Глава I. Литературный обзор
1. Анатомо-физиологические особенности мальчиков 7-8 лет
В детском возрасте организм человека находится в стадии роста и быстрого развития. Спортивная тренировка может оказать сильное как положительное, так и отрицательное влияние на рост и строение тела ребенка, на органы и функции организма. Развитие детей в разные возрастные периоды происходит неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие медленнее. Непропорционально развиваются отдельные органы и функции. Поэтому для правильного планирования и проведения учебно-тренировочной работы, важно учитывать возрастные особенности развития детей: закономерности и этапы развития высшей нервной системы, костно-мышечного аппарата, вегетативных систем и т.д. [18,28]
Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма - функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.
Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр. С учетом количественных и качественных изменений в организме различают возрастные периоды. [12,22,23,24,26]
Дети рассматриваемого нами возраста 7-8 лет относятся к двум возрастным периодам: первому детству (4-7 лет) и второму детству (8-12 лет). [12,16,22,23,26,28]
В период первого детства у детей 7 лет продолжается созревание ЦНС.
В 7 лет ускоренные темпы развития корковой части двигательного анализатора создают оптимальные условия для формирования и шлифовки двигательных навыков.
Развитие физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости коррелирует с общим ростом и развитием организма, морфологическим и функциональным созреванием ЦНС, опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем. В связи с дифференцировкой двигательных нервных окончаний в мышцах к 7 годам, улучшаются процессы внутримышечной координации, что способствует повышению силовых проявлений.
Характеристика качества быстроты по времени двигательной реакции сводится к прогрессивному ее укорочению.
Качество выносливости, зависящее от биоэнергетического потенциала организма и вегетативного обеспечения, в 7 лет развито слабо. Это обусловлено менее экономичным расходованием биоэнергетического потенциала, относительно быстрым достижением при двигательной активности максимальных величин сердечного ритма, дыхания, слабой переносимостью гипоксических состояний, неспособностью к образованию значительного вентиляционного и кислородного долга, возможностью быстрого наступления перенапряжения.
В период первого детства дети отличаются выраженной гибкостью. Без тренировок в онтогенезе данное качество постепенно подвергается обратному развитию.
На этом этапе развития дети 7 лет имеют две ступени ловкости – ловкость в точности (1 ступень) и ловкость в точности и быстроте (2 ступень).
Использование средств физической культуры увеличивает темпы прироста физических качеств. Особенности адаптации детей первого детства к физической нагрузке связаны с высокой возбудимостью ЦНС и инервационных механизмов, управляющих соматическими и вегетативными функциями.
Период второго детства у мальчиков охватывает возраст от 8 до 12 лет. Его начало совладает с завершением полуростового скачка (6-8 лет). В периоде второго детства замедляются темпы роста, прогрессирует созревание ЦНС, в связи с чем, совершенствуются формы реагирования организма на воздействия биологической и социальной среды. Дети 8 лет проявляют полную мобилизационную готовность к словесной инструкции.
Начиная с 8 лет, формируется сложнокоординационный механизм управления движениями, присущий взрослому человеку. Дифференцировка двигательных нервных окончаний, прогрессирующая к 7-8 годам, совершенствование центрального механизма, программирующего движения, повышает способность к длительной динамической работе.
Параметры, характеризующие качество быстроты в период второго детства возрастают и составляют прочную основу для ее дальнейшего развития. Сокращается время двигательной реакции, время одиночного движения.
Ловкость, основу которой составляют творческие функции мозга, зависит от зрелости ЦНС, ее высшего отдела коры больших полушарий, в первую очередь лобных долей. Если ребенок в 7 лет обладает еще только двумя ступенями ловкости, то в 8 лет он имеет все ступени ловкости (ловкость в точности, в точности и быстроте, в точности и быстроте при изменяющейся ситуации).
В 8 лет увеличиваются аэробные возможности организма, отмечается прирост физической работоспособности и МПК. Величина МПК в 8 лет может достигнуть 70–73 мл/кг/мин. [2] Такие величины МПК до настоящего времени наблюдались только у спортсменов высшей квалификации. Это подтверждает сведения из литературы о высокой выносливости младших школьников к физическим нагрузкам умеренной мощности (медленный бег). У большинства мальчиков 8 лет за счет специальных упражнений в течение года можно достичь прироста выносливости на 21,4%. Достаточно высокий уровень динамической выносливости не согласуется с низкой статической выносливостью в этом возрасте.
В динамике первого и второго детства повышается уровень морфологического и функционального созревания сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Проявляется экономичность ЧСС и частоты дыхания. Средняя величина жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет – 1400 мл, у мальчиков 8 лет – 1440 мл. [28] Острота зрения, дающая возможность видеть предмет, различать его форму, окраску, размер, а также определять расстояние, на котором он находится, у детей с момента рождения постепенно возрастает и к 7 годам составляет максимально возможное значение – 0,9-1,0 усл. ед. [18]
У мальчиков 7–8 лет средний показатель высоты вертикального прыжка с места – 30 см; [24] время отталкивания при вертикальном прыжке – 352 м/с; прыжок в длину с места – 116 см; отжимание из упора лежа – 8-10 раз. [1]. Средний показатель в теппинг-тесте – максимально частое движение кистью за 10 секунд – 55 раз. [24]
При проведении тренировочного процесса у детей 7–8 лет, необходимо учитывать:
· позднее окостенение отдельных участков скелета;
· нарушение пропорциональности в отношениях отдельных элементов сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
· частое несоответствие реакций организма значимости, величине и силе раздражителя;
· слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов. [6,12]
В период первого и второго детства ребенок осваивает примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в жизни. В период интенсивного развития двигательного анализатора в коре мозга в 7 лет двигательные навыки усваиваются быстро. Чем большим объемом движений он овладевает в этот период, тем легче осваиваются элементы технического мастерства в избранной специализации.
Процесс овладения двигательными навыками зависит от типологических свойств нервной системы.
Период первого детства является сенситивным для формирования основных локомоций и координационных механизмов, чем больше двигательных навыков закладывается в этом возрасте, тем богаче и разнообразнее двигательная активность человека и возможность приспособления его к условиям жизни. [2]
2. Особенности методики физического воспитания в школе
От качества урока зависит очень многое, вплоть до состояния здоровья занимающихся. И поэтому существует необходимость в тщательной и добросовестной подготовке к нему, а особенно к его организации и проведению. Урок физической культуры возлагает большую ответственность на учителя, как очень специфичный вид деятельности педагога, и требует особого внимания к себе. [3,4,7,8,13,15,19,27,30]
Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (45 мин.). Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся.
Правильное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнения учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках. Эти задания, учащиеся выполняют дома или в секциях. Таким образом, уроки являются основой и для самостоятельных личных или групповых занятий учащихся.
Из кратких бесед учителя на уроках учащиеся узнают о задачах и значении физической культуры и спорта, о достижениях спортсменов. На уроках они знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми, у детей воспитывается интерес к гимнастике, спорту и играм. Все это содействует вовлечению детей в секции и команды, привлекает к участию в различных массовых физкультурных и спортивных мероприятиях. Следовательно, урок является основой для всей внеклассной массовой и спортивной работы с учащимися.
Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту. Задача школы состоит в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха. [36]
Всему этому дети учатся, прежде всего на уроках физической культуры.
Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках физической культуры занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурных условиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда дети неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива.
Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся.
Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры.
Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учётом возрастных особенностей занимающихся.
1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).
2. На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.
3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.
4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.
5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.
Младший школьный возраст, является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.
К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся:
1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
3) развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей;
5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет, а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется.
Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.
При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.
В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6—8 с).
Одним из направлений активизации двигательных действии учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму.
Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. культуры и здоровом образе жизни. Решать разные педагогические задачи.
Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры. [14,25]
3. Современные требования к уроку ФК в школе
Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:
а) иметь определенные задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серии уроков, и частные, выполняемые в течение одного взятого урока;
б) быть правильно методически построенным;
в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;
г) соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;
д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;
е) содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;
ж) правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня;
з) носить воспитывающий характер. [29]
4. Методика проведения урока физической культуры в начальных классах
4.1 Методика проведения отдельных частей урока физической культуры в школе
Подготовительная часть урока: хорошая организация учащихся – необходимое условие полноценного проведения урока. Поэтому подготовка школьников к уроку начинается еще на перемене.
По звонку на урок дети должны быть построены. Учитель дает указание, где и как строится, и кто из учащихся руководит построением. Все это он разъясняет на первом уроке, а на последующих добивается выполнения установленного порядка.
В начале урока лучше всего строиться по длинной стороне зала, на расстоянии 1 – 2 м. от стены спиной к окнам, в шеренгу по росту. В таком строю, дети хорошо видят учителя, а учитель – детей. Кроме того, они быстро запоминают свои места.
На первых уроках в 1 классе дети строятся под руководством учителя. После того как они научатся самостоятельно размещаться один возле другого, учитель поручает построение самим учащимся (вначале тем, кто лучше усвоил, более активен и пользуется доверием детей, затем дежурным по классу). После построения, которое начинается еще до звонка, а заканчивается одновременно со звонком или вскоре после него, дежурный в присутствии учителя подает команды «Равняйся!» и «Смирно!». После команды «Смирно!» учитель приветствует детей. Начиная с третьего класса, дежурные отдают рапорт учителю. С этого организационного момента должен начинаться каждый урок.
Вводная часть урока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчета, с упражнений типа заданий и игр. Это зависит от плана урока и состояния детей.
С учениками, пришедшими на урок в несколько возбужденном состоянии (например, после контрольной работы или очень эмоционального урока), не следует начинать занятие с перестроений, поворотов и обычной ходьбы. В этом случае лучше применить игры или упражнения типа заданий, которые отвлекают учащихся от переживаний, предшествовавших уроков физической культуры, и включает их в занятие физическими упражнениями. Наоборот если дети пришли на урок спокойными и сосредоточенными, с ними можно сразу изучать новый материал (элементы строя и перестроения).
В начале урока надо стремиться создать у занимающихся бодрое настроение и подготовить их к лучшему выполнению упражнений.
В начале вводной части учитель знакомит школьников с задачами урока.
Из перечисленных выше упражнений учитель включает в урок лишь те, которые необходимы для проведения вводной части в соответствии с задачами и содержанием урока.
Упражнения подбираются такие, которые в сумме обеспечивали бы разностороннее влияние на организм. Они должны быть достаточно знакомы детям, чтобы не затрачивать много времени на их разучивание.
Общеразвивающие упражнения применяются как средства общей подготовки и как подводящие к тем видам, которые будут изучаться в основной части. Подводящие упражнения обычно проводятся в конце вводной части урока.
Игры во вводной части урока применяются, как правило, организующие, с элементами строя, не вызывающие резкого возбуждения.
Частично вводная часть урока может быть использована для изучения нового материала, состоящего из элементов строя и гимнастических перестроений.
Построение и проведение вводной части урока в известной степени зависит от условий, в каких будут проходить занятия.
Если уроки проводятся на площадке в прохладную погоду, то перед учителем возникает еще одна, дополнительная задача – хорошо «разогреть» организм. В этом случае увеличивается количество общеразвивающих упражнений, темп выполнения предлагается более быстрый и времени на вводную часть урока затрачивается несколько больше.
Основная часть урока: резкой границы между вводной и основной частью урока нет.
Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной.
Само название, хотя и является условным, определяет значение этой части. В ней решаются основные педагогические задачи урока.
В основную часть урока можно включить любой программный материал.
Общеразвивающие упражнения применяются здесь как для достижения умеренного физиологического эффекта, так и для подготовки к другим основным видам упражнений.
Упражнения с предметами и для осанки могут быть включены для решения частной задачи – овладения этими видами движения.
Различные виды ходьбы и бега, прыжков, метаний, упражнения в лазанье, равновесии, висах, акробатические упражнения, вводятся в основную часть урока для решения конкретных педагогических задач, а также с целью значительного физиологического воздействия.
На уроках всегда проводятся подвижные игры. Они обычно включаются в основную часть урока. С учащимися 1 – 2 классов в течение урока чаще всего проводятся две игры, при этом одна обязательно в основной части, а другая может быть и в основной и других частях.
В основной части урока проводятся игры, требующие большой подвижности участников (с бегом, прыжками, метаниями, лазаньем и др.).
Для разностороннего воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большего количества движений в основную часть урока включается от двух до четырех видов физических упражнений. Для учеников 1 и 2 классов необходимо большее многообразие и более частая смена движений, поэтому в основную часть обычно включают три – четыре вида упражнений. С учениками третьих классов проводится два – три вида упражнений, так как от них требуется уже более точное выполнение движений, и они затрачивают больше времени на разучивание и освоение.
Большое значение имеет правильное расположение практического материала внутри основной части.
В начале основной части изучается новый материал и упражнения, требующие наибольшего внимания и точности выполнения (например, упражнения в равновесии предшествуют знакомым играм).
Упражнения, связанные со значительной нагрузкой на организм, проводятся после упражнений с меньшей нагрузкой. Тем самым осуществляется принцип постепенного нарастания нагрузки.
Например, если в основную часть урока включено метание в цель и игра с бегом, то в начале проводится метание, а потом игра.
Совершенствование пройденного материала проводится после изучения нового. Если новый материал не включается в основную часть урока, то совершенствование пройденного начинается с менее знакомых упражнений. Например, при совершенствовании умений в лазанье по гимнастической стенке способом, с которым учащиеся были ознакомлены на предыдущих двух – трех уроках, и в прыжках в высоту способом «согнув ноги», с которыми учащиеся знакомы значительно раньше, в начале проводятся упражнения в лазанье, а потом прыжки.
Для совершенствования двигательных навыков и воспитания волевых качеств в основной части урока практикуется усложнение условий выполнения упражнений.
Упражнения, которые быстро и сильно повышают эмоциональное состояние детей (прежде всего игры), проводятся в конце основной части урока. Это делается для того, чтобы повышенное эмоциональное состояние учащихся, вызванное играми, не отразилось на выполнении технически трудных и точных движений.
На уроках физической культуры регулярно учитывается степень усвоения учащимися пройденного материала. По большинству видов физических упражнений это делается в основной части урока. При этом в начале осуществляется подготовка к выполнению упражнений, а затем проводится учет знаний, умений и навыков.
Заключительная часть урока. Правильно проведенная основная часть урока вызывает у детей некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания.
Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности, организм школьников необходимо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окончанием урока.
Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путем применения простых построений, ходьбы, ритмических и глубоких дыхательных упражнений, спокойных игр.
В конце урока учащиеся выстраиваются, учитель подводит итоги, указывает на положительные стороны и недостатки, делает замечания отдельным учащимся и повторяет задание на дом.
Заканчивается урок организованным уходом учеников из зала (с площадки). [29,36]
4.2 Средства и методы развития физических качеств на уроках физической культуры
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
4.2.1 Средства и методы развития силы
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и относительную силу:
абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в конкретном движении.
Относительная сила – проявление абсолютной силы в пересчете на кг веса человека.
Средствами развития силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:
упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера,
упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.);
упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения: отжимания в упоре лежа, отжимания на брусьях, подтягивание; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.);
изометрические упражнения (упражнения статического характера).
Наиболее распространены следующие методы развития силы:
-метод максимальных усилий (упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений до 90% от максимально возможного; в серии выполняется 1-3 повторений, за одно занятие выполняется 5-6 серий, отдых между сериями 4-8 минут);
-метод повторных усилий (или метод «до отказа») (упражнения выполняются с отягощением до 70% от максимально возможного, которые выполняются сериями до 12 повторений, в одном занятии выполняется от 3 до 6 серий, отдых между сериями от 2 до 4 минут);
-метод динамических усилий (упражнения выполняются с отягощением до 30% от максимально возможного, в серии выполняется до 25 повторений, количество серий за одной занятие от 3 до 6. Отдых между сериями от 2 до 4 минут). [9]
4.2.2 Средства и методы развития быстроты движений
Быстрота – это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции.
Быстрота движений обусловливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена. Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом).
Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:
метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-» трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т. к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);
игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).
Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными – это легкая атлетика, бокс, вольная борьба, спортивные игры. [11]
4.2.3 Средства и методы развития выносливости
Выносливость – это способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или способность организма противостоять утомлению.
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:
в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
На практике различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость – совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью.
Специальная выносливость – способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).
Для развития выносливости применяются различные методы.
Равномерный непрерывный метод (дает возможность развитию аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения циклического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью малой и средней интенсивности);
переменный непрерывный метод (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения);
интервальный метод (дозированное повторное выполнение упражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба).
Средствами воспитания выносливости являются циклические упражнения (ходьба, бег, ходьба и бег на лыжах). [3,4,19]
4.2.4 Средства и методы развития гибкости
Гибкость – способность человека выполнять двигательные действия с большой амплитудой.
Различают две формы проявления гибкости:
-активную, величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям;
-пассивную, максимальная величина амплитуды движений, достигаемая под воздействием внешних сил (партнер, отягощение).
Одним из наиболее принятых методов развития гибкости является метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях.
Средствами развития гибкости являются: повторные пружинящие движения, активные свободные движения с постепенным увеличением амплитуды, пассивные упражнения, выполняемые с помощью партнера и т.д.
Следует всегда помнить, что упражнения на растяжку или с большой амплитудой движения следует делать после хорошей разминки и при этом не должно быть сильных болевых ощущений. [3,4,19]
4.2.5 Средства и методы развития ловкости
Ловкость – это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.
Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:
-выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
-зеркальное выполнение упражнений;
-усложнение условий выполнения обычных упражнений;
-изменение скорости и темпа движений;
-изменение пространственных границ выполнения упражнений (уменьшение размеров поля). [10]
5. Структура комплекса ГТО
В зависимости от возраста каждого человека, он становится членом определенной группы, которую еще называют «ступень». Всего их было создано одиннадцать, и они включают людей от шести до семидесяти лет. [21,37] (Приложение 1).
Для каждой такой группы организовано три уровня трудности, а именно знаки норм ГТО.
Таблица нормативов для всех возрастов [37]
Первая группа включает в себя детей от шести до восьми лет. После нее вторая ступень, к которой относятся дети возрастом от девяти до десяти. Для школьников пятого-шестого класса создана третья группа, а четвертая и шестая соответствует подросткам (7-11 класс).
Следующая группа обладает большим разбросом в возрасте и объединяет граждан, которые уже достигли совершеннолетия, но им еще нет двадцати одного года. Седьмая передается следующему десятку лет. И дальше каждая последующая группа объединяет по десятку лет.
Основные нормы ГТО в таблице нормативов для всех возрастов созданы, чтобы проверить, насколько у человека развиты его основные характеристики. Они включают следующие важные параметры:
· силу;
· ловкость;
· выносливость;
· гибкость.
Упражнения позволяют объективно оценить, насколько человек способен выполнять всевозможные упражнения, и как развита его физическая подготовка. Каждый субъект Российской Федерации имеет право на региональном уровне дополнительно включать к обязательному списку упражнений еще два вида нормативов, а также физических испытаний.
По этой причине все требования в каждой ступени разделяются на два вида:
· обязательные;
· выборочные.
5.1 Характеристика комплекса норм ГТО I ступени
Выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – комплекс ГТО) проводится в соревновательной обстановке в центрах тестирования. На этапах подготовки и выполнения нормативов комплекса ГТО осуществляется медицинский контроль.
Для того чтобы участники могли полностью реализовать свои способности, необходимо выбрать целесообразную последовательность проведения тестирования. Она заключается в необходимости начать тестирование с наименее энергозатратных видов испытаний (тестов) и предоставлении участникам достаточного периода отдыха между выполнением нормативов. [17,21]
Перед тестированием участники выполняют индивидуальную или общую разминку под руководством инструктора, педагога (тренера-преподавателя) или самостоятельно. Одежда и обувь участников – спортивная.
Во время проведения тестирования обеспечиваются необходимые меры техники безопасности и сохранения здоровья участников.
Упражнения для первой ступени
Такие требования к испытаниям подходят для самых маленьких. Дети от шести до восьми лет включительно будут демонстрировать свои физические способности благодаря наиболее простым условиям, которые соответствуют нормам ГТО.
Таблица нормативов для детей от 6-8 лет (Приложение 2)
Первым обязательным испытанием является челночный бег. Это упражнение проводится в режиме: три дистанции по десять метров. В дисциплине участвуют, как девочки, так и мальчики. Для того, чтобы первым получить золото, необходимо пробежать дистанцию за 9,5 секунды. Ради серебра достаточно будет только 10,4. А на бронзу нужно пробежать на две миллисекунды медленнее.
У мальчишек нормы ГТО строже: ради золота потребуется пробежать тридцать метров за 9,2 секунды. Для получения серебра необходимо выполнить норматив за 10,0. Бронзу получат те, кто пробежит не дольше, чем за 10,3.
Альтернативным упражнением является бег на тридцать метров. Так как подобный норматив занимает меньше времени, то и требования строже. Мальчики смогут претендовать на золото при результате в 6,0. Серебро заполучат только при достижении 6,7. Для бронзы достаточно будет и 6,9 секунд.
Для девочек нормы ГТО для получения награды существенно ниже. Золото можно получить, если пробежать за 6,2 секунды. Серебро, как это видно из таблицы, получит та девочка, которая сможет справиться с нормативом меньше, чем за 6,8 секунд. Для бронзы достаточно и 7,1.
Следующим важным упражнением является смешанное передвижение. Длина этого промежутка территории насчитывает один километр. При его выполнении мальчики, чтобы получить золотой знак должны преодолеть дистанцию за 5.20, на серебро за 6.40, на бронзу за 7.10. Девочкам дается времени больше, чтобы получить знак отличия им необходимо пробежать за 6 мин, на серебро достаточно уложиться в норму 7.05, на бронзу и того меньше 7.35.
Дальше следует подтягивание. Упражнение только для мальчиков. На золото нужно подтянуться не меньше четырех раз. Девочки выполняют подтягивание на низкой перекладине. На золотой знак им необходимо подтянуться 11 раз. Альтернативой этой дисциплине является отжимание от пола.
Для определения гибкости необходимо выполнить наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. От уровня скамьи мальчикам необходимо зафиксировать касание на уровне +7см, девочкам +9см. Тогда будет засчитано золото.
В этой группе для обоих полов по девять видов испытаний. Чтобы получить золото, требуется пройти по 7 дисциплин и выполнить нормы ГТО на «отлично». [33, 37]
Таблица нормативов позволит заранее определить, к каким требованиям готовиться.
Глава II. Цель, задачи, организация и методы исследования
Нами была выдвинута цель исследования: определить соответствие уровня физической подготовленности мальчиков 7-8 лет требованиям норм ВФСК «Готов к Труду и обороне» I-й ступени.
Для достижения намеченной в работе цели нами были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить тему работы по различным информационным источникам.
2. Определить уровень физической подготовленности мальчиков 7-8 лет используя контрольные испытания (тесты) комплекса ВФСК ГТО.
3. На основании полученных данных сделать вывод о соответствие уровня физической подготовленности мальчиков 7-8 лет требованиям норм ВФСК «Готов к Труду и обороне» I-й ступени.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1.Анализ литературных источников по теме работы.
2.Педагогический эксперимент.
3.Метод контрольных испытаний.
4.Метод математической статистики.
Эксперимент проводился на базе МБОУ «Горловская СОШ» с 24 января 2019 года по 15 марта 2019 года.
Для изучения темы работы нами были использованы следующие источники информации: по анатомии и физиологии - 11, нормативы и структура комплекса ГТО - 4, теория и методика физической культуры - 16, документы Правительства РФ – 5, интернет ресурсы – 1.
Организация исследования заключалась в формировании экспериментальной группы. Сформированная нами группа состояла из 10 испытуемых, лиц мужского пола, возраст 7-8 лет. Все испытуемые относились к основной группе здоровья. На момент проведения исследования участники экспериментальной группы не посещали ни какие секционные занятия.
Тестирование заключалось в определении уровня физической подготовленности учащихся с использованием контрольных испытаний комплекса ГТО для мальчиков I ступени (3 обязательных вида испытаний + 2 испытания по выбору). Тесты проводились в соответствии с разработанными методическими рекомендациями и Государственными требованиями к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). [37]
1. Челночный бег 3х10м (сек., координация)
Тест позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и чередованием ускорения и торможения.
В зале на расстоянии 10 м друг от друга начерчены две параллельные линии. В забеге участвуют два человека. По команде «На старт» участники выходят к линии старта. По команде «Внимание» участники, не наступая на стартовую линию, принимают положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) участники бегут до финишной линии, касаются линии рукой, возвращается к линии старта, касаются ее и преодолевает последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Во время движения не допускаются остановки; время засекается с точностью до 0,1 с. в момент пересечения линии финиша.
Челночный бег проводился на ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью.
2. Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз, сила)
Подтягивание на высокой перекладине выполнялся из исходного положения: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки и ноги прямые, ноги не касаются пола, ступни вместе. Из виса на прямых руках хватом сверху необходимо подтянуться так, чтобы подбородок оказался выше перекладины, опуститься в вис до полного выпрямления рук, зафиксировать это положение в течение 1 секунды.
Ошибки:
1) подтягивание рывками или с махами ног (туловища);
2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;
3) отсутствие фиксации на 1 сек. ИП;
3) разновременное сгибание рук.
3. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см, гибкость)
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье выполнялся из исходного положения: стоя на гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10-15 см Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком « - » , ниже – знаком «+ ».
4. Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту, скоростно-силовая выносливость мышц туловища)
Поднимание туловища из положения лежа на спине выполнялось из исходного положения: лежа на спине, на гимнастическом мате, руки за головой «в замок», лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу. После принятия занимающимися исходного положения дается предварительная команда «Готовы» и затем дается команда «Можно!»
Одновременно с командой включается секундомер. За 1 минуту надо поднять туловище максимальное количество раз.
Участник выполняет максимальное количество поднимание туловища за 1 минуту, касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в исходное положение до касания лопатками пола. По истечении 1 мин. дается команда «Стой!»
Подъем засчитывается в тест только в том случае, если все движения и положения выполнены согласно установленным правилам.
Во время сдачи теста возможны следующие ошибки:
· при подъеме участник не коснулся локтями коленей;
· неправильный возврат в исходное положение (лопатки не коснулись мата);
· во время выполнения теста таз сместился;
· на любом из этапов разомкнулись пальцы.
Во всех этих случаях выполнение упражнения не засчитывается.
5. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см, скоростно-силовые качества)
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе для горизонтальных прыжков. Место отталкивания должно обеспечивать хорошее сцепление с обувью. На площадке проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Наносится разметка с делением на 5 и 10 см. Участник принимает исходное положение (далее - ИП): ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией измерения. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками разрешен.
Измерение производится по перпендикулярной прямой от линии измерения до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.
Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.
Ошибки:
1) заступ за линию измерения или касание ее;
2) выполнение отталкивания с предварительного подскока;
3) отталкивание ногами разновременно.
При проведении контрольных испытаний условия были для всех школьников одинаковые. Приём контрольных упражнений проводился на занятиях по физическому воспитанию после 10-минутной разминки.
По таблице нормативов ГТО I-й ступени, в зависимости от возраста ученика и показанного им результата по каждому тесту выставлялся значок и определялся уровень физической подготовленности: З (золотой знак), С (серебряный), Б (бронзовый).
Результаты тестирования заносились в протоколы. (Приложение 3)
Метод математической статистики заключался в вычислении средней арифметической величины результатов тестирования по формуле:
Ʃ V
Х = ---------; где
n
Х - средняя арифметическая,
Ʃ - знак суммирования,
V - предполагаемое значение,
n - количество испытуемых.
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
Проанализировав источники информации, и изучив литературу, мы пришли к мнению, что повышенный интерес подрастающего поколения к различным электронным технологиям, компьютерам и прочим гаджетам, способствует тенденции снижения уровня физической подготовленности и как следствие здоровья детей младшего школьного возраста.
Исходя из стратегии развития физической культуры и спорта, доля населения, систематически занимающегося физическим воспитанием, должна достигнуть в 2020 году 40%, а среди обучающихся - 80%. [34,35]
Для решения этой задачи Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО должен стать современным и эффективным фундаментом государственной системы физического воспитания населения.
На сегодняшний момент происходит внедрение ГТО в школы. Цель возрождение ГТО – это попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту.
Очевидно, что на комплекс ГТО возлагают большие надежды, ожидая социальный эффект от его введения: оздоровление населения, формирование здорового образа жизни, увеличение стремления к двигательной активности и др.
В связи с вышеуказанным актуализируется педагогическая задача, по привлечению школьников к занятиям физической культурой и спортом, приобщение их к участию в соревнованиях по нормам комплекса, является началом развития работы в данном направлении.
В результате контрольного тестирования мы получили следующие данные.
В тесте челночный бег 3х10м (сек.) испытуемые показали среднее значение по группе 10.5 сек, что ниже соответствующего норматива ГТО на 0,2 сек. 70% испытуемых не выполнили норматив ГТО. Следовательно, быстрота и ловкость, связанные с изменением направления движения и чередованием ускорения и торможения у детей развиты в недостаточной степени.
В тесте наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами (от уровня скамьи - см) средний результат по группе 0 см, что ниже требования норматива на 1 см. Показатель ниже стандарта у шести испытуемых. Это свидетельствует о том, что уровень физического качества – гибкость у этих испытуемых развит недостаточно.
Особое внимание следует обратить на физическое качество – сила. Средний показатель по группе 1 раз, что ниже требования норматива на 1 раз (50%). Тест подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) показал, что результат ниже стандарта у семи испытуемых. Значит, уровень физического качества - сила развит недостаточно.
В тесте прыжок в длину с места (см) средний результат 109 см, что ниже требования норматива на 1 см. Низкий показатель отмечается у шести испытуемых группы. Следовательно, уровень комплексного проявления скоростно-силового качества (для мышц ног) развит недостаточно.
В тесте подъем туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) испытуемые показали средний результат по группе 22 раза, что выше требования стандарта на 1 раз, только 30% испытуемых не выполнили нормы ГТО в этом испытании, что говорит о достаточном уровне развития скоростно-силовой выносливости мышц брюшного пресса.
Все результаты контрольных испытаний занесены в таблицу. (Приложение 3)
Таким образом на занятиях по физическому воспитанию в режиме школьного дня с учащимися следует обратить внимание на развитие скоростно-силовых качеств и развитие гибкости. Нормативы в тестах наклон вперед и прыжок в длину с места выполнили лишь 40% испытуемых.
Особое затруднение вызвали нормативы в подтягивании из виса на высокой перекладине (всего выполнили 30%), что свидетельствует о недостаточном развитии силы мышц спины и верхнего плечевого пояса.
Такой же результат испытуемые показали в тесте челночный бег (всего выполнили 30%), значит необходимо развивать физическое качество быстрота и координационные способности.
Успешнее всего испытуемые справились с тестом подъем туловища из положения лежа (70%), мышцы брюшного пресса развиты в достаточной степени. (Приложение 5)
В среднем нормативы комплекса ГТО (3 обязательных + 2 по выбору видов испытаний) выполнили 30% мальчиков, из них 1 испытуемый сдал нормы ГТО на серебряный знак, 2 на бронзовый, на золотой знак не сдал не один из испытуемых. Оставшиеся 70% мальчиков с нормами ГТО не справились. (Приложение 4)
Выводы
1. Основными целями внедрения комплекса ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, наращивания целостного уровня знаний о истории физической культуры, побуждение населения к возникновению потребностей в самостоятельном занятии физической культурой и спортом, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Испытания (тесты) комплекса ГТО направлены на определение уровня развития скоростных возможностей человека, выносливости, силы, координационных способностей, гибкости, скоростно-силовых качеств.
Для успешной сдачи норм ГТО необходима тщательная физическая подготовка, которая бы включала упражнения, направленные на развитие вышеперечисленных качеств.
Необходимо отметить, что большинство испытаний комплекса ГТО включают в себя нормативы, входящие в школьную общеобразовательную программу по физической культуре. Следовательно, осуществлять подготовку к сдаче нормативов можно на уроках физической культуры, в соответствии с учебным материалом физического воспитания общеобразовательной школы.
2. Используя контрольные испытания (тесты) комплекса ВФСК ГТО был определён уровень физической подготовленности мальчиков 7-8 лет.
3. В результате проведенного эксперимента мы выяснили, что физическая подготовленность обучающихся, принимающих участие в исследовании, по результатам выполнения нормативов комплекса ГТО характеризуется низкими показателями.
В среднем выполнить нормативы комплекса ГТО I ступени в состоянии только 30% мальчиков. В тестах челночный бег и подтягивание из виса на высокой перекладине с нормативами справились 30%, наклон вперед с прямыми ногами и прыжок в длину с места 40%, подъем туловища из положения лежа 70%.
Таким образом, мы убедились, что гипотеза, которую мы выдвигали, до начала исследования практически полностью подтвердилась.
Литература
1. Аганянц Е.К. Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей. – учебное пособие. Краснодар,- 1999 - с.70
2. Аганянц Е.К. Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. – Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. – Учебное пособие. Краснодар, 1991 с.104
3. Ашмарина Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультета физического воспитания педагогических институтов – М.: «Просвещение», 1979. – 360 с.
4. Ашмарина Б.А. - Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов. М.: «Просвещение», 1990. – 287 с.
5. П. Виноградов. - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – путь к здоровью и физическому совершенству. – Спорт - Москва, 2016 - с. 96
6. Гончарова Ю.А. - Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. – Учебное пособие для общепрфессиональных дисциплин. – Воронеж, 2008 с.87
7. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физической культуры/. Под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Издание Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
8. Основы теории и методики физической культуры. – Учебник для техн. физ. культ. /под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986 – 352 с. ил.
9. Дешле С.А. – Развитие силовых способностей у учащихся 1-3 кл. //Физическая культура в школе.- 1982г.- № 4.-С .29-34.
10. Дешле С.А. – Развитие ловкости у младших школьников //Физическая культура в школе.- 1982г.- № 8.-С.19-21.
11. Дешле С.А. – Развитие быстроты у младших школьников //Физическая культура в школе.- 1982г.- № 11.-С.19-23.
12. Картышева С.И. – Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. – Учебно-методическое пособие. – Воронежский государственный педагогический университет, 2007 – 44с.
13. Качашкин В.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся школьных пед. Училищ. – 5-е изд., доп. – М.: «Просвещение», 1980. – 304 с.
14. Корниенко И.А. Проведение занятий по физической культуре во вторых классах общеобразовательной школы: Методические рекомендации. – М.- 1985.- 37с.
15. Курамшин Е.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник / Под ред. проф. – Е.Ф. Курамшина – М.: Советский спорт, 2003 – 464 с.
16. Лысова Н.Ф., Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялов, В.М. Ширшова – Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. – Учебное пособие. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009 – 398 с.
17. Г.И. Погадаев «Готовимся к выполнению нормативов ГТО». Учебно-метод. Пособие М.: Дрофа, 2016 - 193 с.
18. Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы// Основы морфологии и физиологии в организме детей и подростков. – М. 1969
19. Матвеев Л.П. - Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991, 543 с.
20. Осипов И.Т. Комплекс ГТО – программная и нормативная основа советской системы физического воспитания // Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции по Всесоюзному физическому комплексу «Готов к труду и обороне СССР». – М., 1974. – С. 9–11.
21. Паршикова Н.В. и др. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы/Н.В. Паршикова, В.В. Бабкин, П.А. Виноградов, В.А. Уваров/ под общей ред. В.Л. Мутко. - Министерство спорта Российской Федерации. – М.: Советский спорт, 2014,- 60 с. – ил.
22. Прищепина И.М. - Возрастная анатомия и физиология. Учебное пособие. Минск: Новое знание, 2006. – 416 с.
23. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. – Учебник для высших учебных заведений физической культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.
24. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. – Учебник 8-е издание – М.: Спорт. – 2018г. – с.620
25. Фарбер Д.А. Проведение занятий по физической культуре во вторых классах общеобразовательной школы: Методические рекомендации. – М.: 1985.
26. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания -М.: Физкультура и спорт. – 1972 - 175 с.
27. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 3-е издание, стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
28. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Файбер Д.А. – Возрастная физиология и школьная гигиена. – Учебное пособие для педагогических институтов. – М. 1990
29. И.А. Чаленко, “Современные уроки физкультуры в начальной школе”- Ростов Н/Д.: Феникс, 2003-256с
30. Шлемин А.М. Организация занятий и методика их проведения // Проведение занятий по физической культуре в первых классах общеобразовательной школы//. – Методические рекомендации. М.: 1985
31. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
32. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). – М.: ФиС, 1976. – 40 с.
33. Министерство спорта Российской Федерации
Приказ от 19 июня 2017 года N 542 Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) на 2018-2021 годы
34. "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010
37. www.gto.ru
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица №1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица №2
Государственные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)
I. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ (возрастная группа от 6 до 8 лет)
|
|
|
|
|
|
|
|
N |
Испытания |
Нормативы |
|||||
п/п |
(тесты) |
Мальчики |
Девочки |
||||
|
|
Бронзовый знак |
Сереб- |
Золотой знак |
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой знак |
Обязательные испытания (тесты) |
|||||||
1. |
Челночный бег 3x10 м (с) |
10,3 |
10,0 |
9,2 |
10,6 |
10,4 |
9,5 |
|
или бег на 30 м (с) |
6,9 |
6,7 |
6,0 |
7,1 |
6,8 |
6,2 |
2. |
Смешанное передвижение на 1000 м (мин, с) |
7.10 |
6.40 |
5.20 |
7.35 |
7.05 |
6.00 |
3. |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) |
2 |
3 |
4 |
- |
- |
- |
|
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (количество раз) |
6 |
9 |
15 |
4 |
6 |
11 |
|
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) |
7 |
10 |
17 |
4 |
6 |
11 |
4. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) |
+1 |
+3 |
+7 |
+3 |
+5 |
+9 |
Испытания (тесты) по выбору |
|||||||
5. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
110 |
120 |
140 |
105 |
115 |
135 |
6. |
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (количество попаданий) |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
7. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) |
21 |
24 |
35 |
18 |
21 |
30 |
8. |
Бег на лыжах на 1 км (мин, с)** |
10.15 |
9.00 |
8.00 |
11.00 |
9.30 |
8.30 |
|
или смешанное передвижение по пересеченной местности на 1 км (мин, с) |
9.00 |
7.00 |
6.00 |
9.30 |
7.30 |
6.30 |
________________ |
|||||||
9. |
Плавание на 25 м (мин, с) |
3.00 |
2.40 |
2.30 |
3.00 |
2.40 |
2.30 |
Примечание:
|
|
|
|
|
|
|
Участники тестирования |
Мальчики |
Девочки |
||||
Вид знака отличия |
Бронзовый знак |
Сереб- |
Золотой знак |
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой знак |
Количество испытаний (тестов) в возрастной группе |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
Количество испытаний (тестов), которые
необходимо выполнить для получения знака отличия Всероссийского физкультурно- |
6 |
6 |
7 |
6 |
6 |
7 |
Необходимо выполнить обязательные испытания (тесты) по определению уровня развития скоростных или координационных способностей, выносливости, силы, гибкости, а также необходимое количество испытаний (тестов) по выбору по определению уровня развития скоростно-силовых, координационных способностей, уровня овладения прикладными навыками. *В первой ступени по девять видов испытаний. Чтобы получить золото, требуется пройти по 7 дисциплин и выполнить нормы ГТО на отлично. На серебро и бронзу необходимо выполнить по 6 нормативов согласно требованиям. Таблица нормативов позволит заранее определить, к каким требованиям готовиться. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Таблица №3
Результаты тестирования экспериментальной группы мальчиков 7-8 лет.
№ п/п |
Ф.И. |
Быстрота, координация |
Гибкость |
Сила |
Скоростно-силовые качества (для мышц ног) |
Скоростно-силовая выносливость (для мышц туловища) |
Присвоен знак ГТО |
|||||||||||||||||||
Челночный бег 3х10м (сек.) |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами (от уровня скамьи - см) |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) |
Прыжок в длину с места (см) |
Подъем туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) |
||||||||||||||||||||||
|
Результат |
Норматив ГТО |
Разница |
Знак ГТО (%) |
Результат |
Норматив ГТО |
Разница |
Знак ГТО (%) |
Результат |
Норматив ГТО |
Разница |
Знак ГТО (%) |
Результат |
Норматив ГТО |
Разница |
Знак ГТО (%) |
Результат |
Норматив ГТО |
Разница |
Знак ГТО (%) |
|
|
||||
1 |
Ермолаев Д. |
9,1 |
10,3 |
1,2 |
З |
+3 |
+1 |
+2 |
С |
3 |
2 |
1 |
С |
125 |
110 |
15 |
С |
24 |
21 |
3 |
Б |
Б |
|
|||
2 |
Галкин И. |
10,2 |
10,3 |
0,1 |
Б |
+1 |
+1 |
0 |
Б |
2 |
2 |
0 |
Б |
115 |
110 |
5 |
Б |
21 |
21 |
0 |
С |
Б |
|
|||
3 |
Никифоров А. |
10,8 |
10,3 |
-0,5 |
- |
-3 |
+1 |
-4 |
- |
0 |
2 |
-2 |
- |
85 |
110 |
-25 |
- |
20 |
21 |
-1 |
- |
- |
|
|||
4 |
Терешин А. |
10,5 |
10,3 |
-0,2 |
- |
-1 |
+1 |
-2 |
- |
0 |
2 |
-2 |
- |
115 |
110 |
5 |
Б |
22 |
21 |
1 |
Б |
- |
|
|||
5 |
Ефремов Д. |
10,9 |
10,3 |
-0,6 |
- |
-2 |
+1 |
-3 |
- |
0 |
2 |
-2 |
- |
105 |
110 |
-5 |
- |
16 |
21 |
-5 |
- |
- |
|
|||
6 |
Тюнин М. |
9,8 |
10,3 |
0,5 |
С |
+4 |
+1 |
+3 |
С |
3 |
2 |
1 |
С |
140 |
110 |
30 |
З |
36 |
21 |
15 |
З |
С |
|
|||
7 |
Федосеев Д, |
10,7 |
10,3 |
-0,4 |
- |
-1 |
+1 |
-2 |
- |
0 |
2 |
-2 |
- |
102 |
110 |
-8 |
- |
23 |
21 |
2 |
Б |
- |
|
|||
8 |
Умаров М, |
10,6 |
10,3 |
-0,3 |
- |
+1 |
+1 |
0 |
Б |
1 |
2 |
-1 |
- |
100 |
110 |
-10 |
- |
23 |
21 |
2 |
Б |
- |
|
|||
9 |
Ушаков Д, |
11,2 |
10,3 |
-0,9 |
- |
-2 |
+1 |
-3 |
- |
0 |
2 |
-2 |
- |
95 |
110 |
-15 |
- |
16 |
21 |
-5 |
- |
- |
|
|||
10 |
Шабрин Е, |
11,0 |
10,3 |
-0,7 |
- |
0 |
+1 |
-1 |
- |
0 |
2 |
-2 |
- |
105 |
110 |
-5 |
- |
21 |
21 |
0 |
Б |
- |
|
|||
Х ср, |
10,5 |
10,3 |
-0,2 |
30 |
0 |
+1 |
-1 |
40 |
1 |
2 |
-1,1 |
30 |
109 |
110 |
-1,3 |
40 |
22 |
21 |
1,2 |
70 |
30 |
|
||||
Приложение 4
Диаграмма 1
Результативность выполнения нормативов комплекса ГТО, мальчиков I ступени 7-8 лет
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Диаграмма 2
Количество учащихся экспериментальной группы выполнивших норматив ГТО в каждом из испытаний
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.