МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Луганской народной республики
Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования»
Отдел методики преподавания
учебных дисциплин
Методика обучения учащихся элементам конструирования и моделирования на уроках технологии
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Прищепы Натальи Викторовны,
слушателя курсов повышения квалификации
учителей технологии (технический)
учителя ГОУ ЛНР «Алчевская средняя
школа № 17»
Луганск
2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Современное состояние и особенности курса графики на уроках технологии 7
1.1 Цели и задачи основ графической грамоты. 7
ГЛАВА II. Методика обучения учащихся элементам конструирования и моделирования на уроках технологии 10
2.1. Методика формирования начальных элементов графической грамотности 10
2.2. Методика обучения конструированию и моделированию на уроках технологии 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
ВВЕДЕНИЕ
...Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда ».К.Д. Ушинский.
Изменения социально-политической и экономической обстановки в республике ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Именно школы в первую очередь, обеспечивают жизненное и социально-трудовое становление молодежи, создание новых ценностей, что соответствует потребностям развития общества в новой молодой республике.
В достижении этой цели ведущую роль играет трудовая подготовка, которая направлена на воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду, развитие практических умений и навыков, расширение политехнического кругозора, введение в мир профессий. Накопленный в общем образовании опыт трудового обучения, сложившаяся материально-техническая база и подготовленные педагогические кадры обеспечивают возможность развития на более высоком уровне содержания подготовки молодежи к труду средствами образовательной области "Технология", которая в системе общего образования представляет главенствующую составляющую общественной практики [9, с. 8].
Достижения цели трудового обучения, формирование технологически грамотной личности, подготовленной к жизни и активной трудовой деятельности в условиях современного высокотехнологичного, информационного общества, обеспечивается содержанием трудового обучения, который разработан в соответствии с Государственными стандартами образовательной области «Технология».
Каждый ребенок любит конструировать и моделировать, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Работа учащихся по конструированию и моделированию содействует развитию у них технологического мышления. Анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция - вот те умственные операции, с помощью которых учащиеся усваивают технико-технологические знания. Поэтому педагогу важно (на каждом уроке технологии) учить детей сравнивать изделия по разным параметрам, обобщать их в группы, соотносить свою работу с образцом, логически рассуждать, делать выводы. Значение конструирования и моделирования состоит еще и в том, что в процессе изготовления изделий дети практически уточняют и расширяют свои представления о внешних признаках и принципах действия, о назначении и устройстве, об использовании в жизни натуральных технических объектов и сооружений – и как результат происходит формирование технического мировоззрения, практических навыков творческой деятельности, творческого и критического мышления[2, с. 123].
Большой объем графических умений формируется на уроках технологии при изучении таких разделов как «Технология обработки конструкционных материалов», «Технологии ремонта деталей интерьера», «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» [1, с. 87].
Процесс поиска дидактических средств повышения качества графической подготовки учащихся, разработка ее нового содержания это общепедагогическая проблема, а полученные учащимися теоретические основы элементов конструирования и моделирования на уроках технологии, делает возможным формирование у учащихся обобщенных приемов графической деятельности, используемых как при изучении других школьных дисциплин, так и в практической работе, в этом и состоит актуальность выбранной мною темы для выпускной работы.
Целью работы является раскрытие методики обучения основ графической грамоты на уроках трудового обучения, показать, что моделирование и конструирование – это неотъемлемые части всей системы трудового обучения и воспитания.
Для раскрытия темы, достижения поставленной цели, мною были определены следующие задачи:
ü Рассмотреть цели и задачи основ графической грамотности, формирование графических навыков на уроках технология.
ü Рассмотреть основные методики, применяемые при обучении элементам конструирования и моделирования на уроках технологии.
ü Разработать методические материалы, позволяющие реализовать графическую грамотность в процессе уроков трудового обучения(поурочные планы);
Моя работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В введении мною была показана актуальность выбранной темы, определены цели и задачи работы, для более полного раскрытия темы, что графическая грамота является основой вообще любой проектной деятельности, так как кроме грамотной подачи графического материала она является базой и для развития пространственных и графических представлений у учащихся. Введение также содержит обзор использованной литературы.
Первый раздел посвящен рассмотрению целей и задач основ графической грамотности.
Во втором разделе я раскрыла методику формирования графических навыков: элементам конструирования и моделирования. Более подробно мною была показана в работе методика обучения учащимися 5-7 классов элементов графической грамоты на уроках технического труда.
В последней части сделаны выводы, в которых определены значение методики формирования графических навыков на уроках трудового обучения и значимость их всего курса «Технологии».
При написании работы была использована литература:
1. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников; Науч.- исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. Пед. Наук СССР.- М.: Педагогика, 1979.-256с.
В данной книге раскрыты научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников в изучении трудового обучения.
2. Обучение конструированию на уроках труда В. И. Качнев. – М.: Просвещение, 1975. – 158 с.
Пособие раскрывает формы и приемы обучению конструирования и моделирования на уроках трудового обучения.
3. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. — 240 с
В исследованиях В.С. Мухиной высказывается мысль о том, что продуктивная деятельность детей является конструирование и моделирование.
1. Современное состояние и особенности курса графики на уроках технологии
1.1. Цели и задачи основ графической грамоты
Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Луганской народной Республики основывается на том, что отечественная школа выступает в роли института общества, удовлетворяющего потребность в подготовке молодежи к жизни и реальной трудовой деятельности. Одной из граней такой подготовки всегда являлась графическая грамотность. Расширение требований к технологической культуре общества, выдвигаемых окружающей техносферой, еще более подтвердило значимость “языка техники” для углубления знаний о технологическом мире. При отсутствии предмета «Черчение» можно констатировать, что фактически основы графической грамотности школьников закладываются на занятиях технологии.
В конструировании и современном производстве чертеж используется как средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является лаконичным документом, четко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую для его изготовления, и одновременно уникальным средством и прямым источником производства во всех отраслях промышленности.
Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей - задача республиканского масштаба. Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень графической грамотности и подготовки ее выпускников[6, с. 58].
Цель обучения основам графической грамотности на уроках трудового обучения конкретизируется в основных задачах:
- сформировать основные знания о правилах оформления чертежей и требованиях ГОСТов;
- научить учащихся аккуратно и рационально работать, правильно применять чертежные инструменты и принадлежности;
- обучить основным правилам и приемам графических построений;
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, способах построения изображений на чертежах (эскизах);
- развивать статические и динамические пространственные представления и воображения, пространственное, образное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
- содействовать привитию школьникам графической культуры;
- развивать политический кругозор путем ознакомления учащихся с основами технологии изготовления деталей, элементами деталей, изучения роли чертежа в современном производстве, процесса проектирования;
- научить учащихся самостоятельной работе со справочной и специальной литературой, учебными материалами;
- сформировать эстетический вкус, аккуратность;
- сформировать умения применять графические знания в новых ситуациях;
- сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству;
- развивать глазомер, умение на глаз определять размеры деталей;
- научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями в процессе чтения и выполнения чертежей и эскизов[6, с. 116].
Для осуществления указанных задач программа трудового обучения 5-9 классов содержит темы и разделы по проектированию изделий, изучению конструкционных материалов, изучение и выполнение изделий по основам техники и технологии, где учащиеся имея базу графической грамотности сумеют проанализировать форму и конструкцию предметов, их графические изображения, с легкостью прочитают условности чертежа, выполнят эскизы и чертежи деталей, а также простейшие электрические и кинематические схемы.
Вывод: Изучение основ графической грамотности поможет учащимся:
· подготовиться е непосредственной практической деятельности;
· поможет глубже познать технику и технологию современного производства, разбираться в устройстве и пространственных отношениях предметов, а также процессов, не поддающихся непосредственному наблюдению;
· в содействии развития технического мышления и познавательных способностей, их пространственных представлений, склонности к усовершенствованию и созданию новых моделей, приспособлений, устройств, что особенно важно для развития творческих качеств личности школьников;
· быть более внимательными и наблюдательными, аккуратными, точными и более самостоятельными в работе, что является важнейшими элементами общей культуры труда;
· обеспечит приобретение умения читать чертежи и развивать у них точность движений;
· ориентироваться в чрезвычайно большом объеме графических информационных средств, применение их не только на уроках технологии, но и в повседневной жизни, облекать в графическую форму свои творческие замыслы, возникающие в процессе обучения.
На уроках по конструированию изделий у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Учащиеся выполняют эскизы, знакомятся с типами линий. При моделировании изделия учащиеся изучают закономерности цвета, пропорции модели, закономерности композиции. Конструирование и моделирование изделий- это одна из наиболее трудных для усвоения тем программы «Технология».
2. Методика обучения учащихся элементам конструирования и моделирования на уроках технологии
2.1. Методика формирования начальных элементов графической грамотности
Графическая грамотность является той частью раздела «Технологии», при изучении которой учащиеся овладевают процессами оперирования различными видами графических изображений и графической деятельности.
Известно, что в технике чертеж является наиболее экономичным средством передачи информации, конкретной и четкой. Она будет таковой и в понимании учащихся, если при изучении технологических вопросов будет достигнута теснейшая увязка с информацией, заключенной в чертеже изделия (детали). Следовательно, учитель технологии должен быть подготовлен к ознакомлению школьников с элементами графической грамотности. Эта проблема выдвигает на передний план несколько методических проблем.
Во-первых, графические понятия (выраженные в международном стандарте) одинаковы для вуза и школы, следовательно, необходимо учитывать возрастной фактор. Учитель технологии должен владеть методикой простого и доступного изложения сложных для восприятия детьми вопросов.
Во-вторых, необходимо помнить, что у учащихся 5-х классов еще недостаточно развито пространственное воображение. Это также важное направление работы учителя технологии. Многие пятиклассники еще неорганизованны, нетерпеливы, а техническое черчение очень специфичный предмет. Он содержит относительно небольшой объем теоретического материала, который важно уметь реализовать в прикладном, практическом варианте.
В пятом классе практическими работами могут стать упражнения по выполнению эскизов, с тем чтобы у детей выработалось осмысленное сочетание теоретических знаний с практическими. Неукоснительным методическим требованием этого периода учебы является обязательное использование эталонной детали (изделия) с целью развития пространственного воображения школьников. Прикладывая деталь к проекциям, можно пояснять детям, какие линии определяют изображение тех или иных элементов детали, создавая у школьников более четкое представление. (Приложение № 4 . Поурочный план в 5 классе. Тема: Элементы графической грамоты)
Понимание через сравнение с натуральным образцом — вот методическое правило, которое должно обязательно выполняться на первых занятиях по технологии.
Именно так легче достигнуть деятельностно - параметрического подхода, предусмотренного программой. Параметры качества (шероховатость, степень приближения к заданной форме, размеры) легче всего воспринимаются в комплексе, когда учащиеся уясняют технологические пути их достижения.
Может показаться, что на занятиях технологии чтение и составление чертежей неразделимы. В действительности же необходимость в чтении чертежей возникает раньше, так как пятиклассникам нужно представить уже для самого первого изделия его внешний вид, форму, определить заданные размеры (рис. 1).
Рис.1
Школьникам полезно объяснять еще и происхождение терминов. Термины «эскиз» и «профиль» в переводе с французского означают соответственно «набросок», «вид сбоку», а слово, от которого образован термин «шип», в переводе с немецкого имеет несколько значений, одно из них — «средняя часть».
Такое переплетение графических и технических понятий более понятно школьникам.
Вот почему учитель технологии должен понимать, что при формировании элементов графической грамотности необходим глубокий, хорошо продуманный подход, учитывающий возраст и уровень развития учеников[7, с. 26].
Вместе с тем учитель технологии должен отдавать себе отчет, что стандарты постоянно совершенствуются, обновляются и за этими изменениями профессионал должен следить. Особенно не допустимо, если «по-старинке» начерчены элементы изображений, условные знаки для уточнения формы изделия и сокращения количества изображений, изменения масштаба и т. п. К сожалению, школьная учебная литература, изданная в прошлые годы, не всегда может достаточно правильно ориентировать учащегося в этом мире условностей, поэтому учителя технологии и черчения должны непременно учитывать эти аспекты в своей работе.
Переходя из класса в класс учитель поэтапно дополняет сведения об элементах графической грамотности, где дает понятие:
l Что такое чертеж, технический рисунок, масштаб.
На этом этапе обучения желательно использовать параллельно с эскизом детали ее технический рисунок. Дети, которые не сразу воспринимают проекционное изображение, легко уясняют элементы наглядного изображения.
Здесь очень важно согласовать рассказ о линиях чертежа с обязательным соблюдением при выполнении эскизов на классной доске соотношений по толщине и начертанию. Выработанная привычка обводить контуры сплошной толстой основной, а размерные линии — сплошной тонкой исключит ошибки при изображении видимых контуров изделия.
Чертеж детали - это графическое изображение детали и данные, необходимые для ее изготовления (рис. 2)
Рис.2
Технический рисунок – это наглядное изображение, выполненное от руки и на глаз без точного соблюдения размеров предмета (рис. 3)
Рис.3
Масштабом называют число, которое показывает во сколько раз изображение на чертеже больше или меньше самой детали.
Масштабы уменьшения М 1:2; М 1:5 и т.п. (рис. 4)
Масштаб увеличения М 2:1; М 5:1 и т.п. (рис. 5 )
Рис. 4Рис. 5
Какие инструменты необходимы для построения чертежей
Чертежные инструменты:
Линейки служат для проведения линий. Все линии на чертежах должны быть четкими.
Угольники вместе с линейкой служат для проведения перпендикулярных и параллельных линий, а также для построения некоторых углов. Есть угольники с углами 90°, 45°, 45°, а есть с углами 90°, 30°, 60°
Циркули служат для выполнения дуг и окружностей. Концы иглы и пишущего стержня при работе располагают на одном уровне.
Карандаши бывают разной твердости: Т или Н (твердые), М или В (мягкие), ТМ или НВ (средней твердости). Чем больше число, стоящее рядом с буквой, тем тверже или мягче карандаш. Правильно подготовленный к работе карандаш должен быть хорошо заточен.(рис. 6)
Рис.6 Рис.7
Резинка должна стирать карандаш, не повреждая бумаги (Рис. 7)
l Какие бывают линии. (Рис.8)
Рис.8
l Как наносятся размеры
Размерные линии ограничивают стрелками, которые остриём должны касаться выносных линий (размеры 110, 30, 15, 0 20 и другие на рис. 9), линий контура (размер Ø40) или осевых линий. Размерную линию следует проводить параллельно отрезку, размер которого указывают по возможности вне контура изображения. Расстояние между параллельными размерными линиями и от размерной линии до параллельной ей линии контура берут от 6 до 10 мм.
Нельзя допускать, чтобы размерные линии пересекались с выносными или являлись продолжением линий контура, осевых, центровых и выносных. Запрещается использовать линии контура, осевые, центровые и выносные в качестве размерных.
Рис.9
Изучив понятия «чертежа», его выполнения, построения технических рисунков необходимо рассмотреть с учащимися правила графического построения, дать понятия проецирования.
l Понятие проецирования
В зависимости от направления проецирующих лучей проецирование бывает центральным и параллельным. Если проецирующие лучи выходят из одной точки (центра), проецирование называется центральным. Если проецирующие лучи параллельны друг другу, проецирование называется параллельным. Если при параллельном проецировании проецирующие лучи направлены перпендикулярно плоскости проекций (т. е. под углом 90°), проецирование называется прямоугольным или ортогональным, если не под углом 90° - косоугольным. Прямоугольное проецирование является основным. Оно используется для построения чертежей.(Рис. 10)
Рис.10
l Понятие видов.
Вид — это изображение обращенной к наблюдателю видимой поверхности предмета.
Вид спереди (главный вид) размещается на месте фронтальной проекции. Вид сверху размещается на месте горизонтальной проекции (под главным видом). Вид слева располагается на месте профильной проекции (справа от главного вида).(Рис.11)
Рис.11
При формировании начальной графической грамотности у учащихся задачей учителя является выработка у них определенной последовательности мыслительных действий при чтении чертежа, т.е. выработка системы чтения чертежа. При таком подходе очень важно точно ставить вопросы перед классом. Они должны служить средством либо проверки правильности последовательности рассмотрения чертежа, проверки при этом знаний учащихся, либо средством направления их внимания на особенности оформления рассматриваемого чертежа или формы изображенного на нем предмета. Чтение чертежей лучше осуществлять с применением презентаций, так как изображения на экране получаются большего размера и хорошо видны со всех мест класса. Так легко показать школьникам удаление припусков при обработке или последовательность действий при сборке изделий[6, с. 214].
Вывод: Полученные знания по изучению методики формирования начальных элементов графической грамотности в подготовке выпускной работы позволят мне еще более успешно справиться с задачей формирования начальных элементов графической грамотности у школьников на занятиях по технологии. Успех во многом будет зависеть от знания методики и глубокого, хорошо продуманного подхода, учитывающего возрастные особенности и уровень развития обучаемых.
2.2. Методика обучения конструированию и моделированию на уроках технологии
Постоянно возникающие перед современным производством сложнейшие технические задачи требуют неординарного подхода к их решению. Новаторы производства, рационализаторы и изобретатели, обладающие творческим мышлением, получают, как правило, первый толчок к данной деятельности ещё в детстве, в техническом кружке, в школьной мастерской. Следовательно, развитие и формирование технических способностей, подготовку к творческой деятельности, к выбору профессии, нужно начинать ещё в школах[4, с. 24].
Творческая деятельность учащихся, связанная с самостоятельным поиском правильных технических решений, отвечает индивидуальным и возрастным особенностям детей младшего, а особенно, среднего подросткового возраста. У школьников в возрасте 12-14 лет ярко выражено стремление к самостоятельности, в которой они видят возможность самоутверждения как личности. Это стремление способствует активизации мыслительной деятельности и совершенствованию потребностно-мотивационной сферы учащихся.
Развитие творческих умений и навыков в процессе формирования технических способностей учащихся, предполагает включение их в продуктивную эвристическую деятельность, при выполнении которой учащиеся самостоятельно или с некоторой помощью учителя должны решать следующие вопросы:
- анализ технического задания;
- ознакомление с прототипами и аналогами решения конструкции данного объекта;
- изложение замыслов в виде технических рисунков;
- выбор оптимальной схемы конструкции объекта;
- оформление эскизов и чертежей изделия;
- определение основных размеров конструкции;
- определение размеров деталей и их элементов;
- определение размеров заготовок для изготовления деталей;
- выбор формы и материала деталей;
- поиск способов соединения деталей;
- подбор необходимых для выполнения работы инструментов, оборудования и приспособлений;
- определение последовательности изготовления деталей, а также сборки объекта;
- определение способов отделки поверхностей деталей и изделия в целом;
- изготовление изделия и контроль качества работы;
- испытание технического устройства;
- доработка модели, конструкции, технического устройства и т.п.;
- использование технического устройства с учётом всех рекомендаций по его эксплуатации.
Реализация перечисленных элементов творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе разработки схемы конструкции объекта и его изготовления.
Развитие творческих способностей у юных техников есть педагогически управляемый и стимулируемый процесс, успешность которого зависит от форм, методов и приёмов организации творческой деятельности учащихся на учебных и внеклассных занятиях в школьных мастерских. При этом учителю необходимо:
1) учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников;
2) развивать потребностно-мотивационную сферу учащихся в области технического творчества;
3) создавать обстановку, при которой каждый учащийся смог бы проявлять самостоятельный подход к решению поставленных перед ним технико-технологических задач;
4) формировать устойчивый интерес детей к технике, к вопросам рационализации и изобретательства на основе посильно выполняемых работ;
5) ознакомить учащихся с основами научно-технического творчества;
6) разрабатывать эффективные формы, методы и приёмы включения учащихся в проектировочно-конструкторскую деятельность;
7) сочетать индивидуальную и коллективную творческую деятельность школьников при организации непрерывного процесса обучения во взаимосвязи учебных и внеклассных занятий;
8) учитывать единую психологическую основу творческого процесса детей и взрослых, придавая значимость результатам труда.
При этом следует понимать, что школьное конструирование, в отличие от инженерного, опирается не столько на профессиональную деятельность конструктора, сколько на общую структуру разработки технических устройств (уяснение и принятие задачи - определение основных характеристик изделия и требований к нему; поиск путей решения задачи – предложение конструктивных вариантов; анализ вариантов – выбор оптимального решения; реализация принятого решения – разработка технологического процесса; изготовление и сборка объекта конструирования; испытание устройства; доработка изделия и чертежей; использование технического устройства). Данные задачи могут быть решены на занятиях по техническому моделированию и конструированию с помощью различных методов обучения учащихся 5-8 классов. Чем сложнее занятие и обширнее деятельность педагога и обучаемых, тем разнообразнее методы творческой деятельности[9, с. 89].
Сведения о процессе, принципах и правилах конструирования педагог даёт в виде объяснения, рассказа и беседы. Для наглядности применяются методы демонстрации. Формированию рационализаторских и изобретательских умений и навыков учащихся способствуют следующие методы конструирования технических устройств:
1. Метод самостоятельной работы учащихся(выполнение технического задания на моделирование или конструирование).
2. Метод коллективного обсуждения(вариантов будущего технического устройства - структурно-функциональных характеристик, последовательности изготовления и др.).
3. Метод решения технико-технологических задач(конструкторских и технологических, типовых и творческих и др.).
4. Метод макетирования(изготовление макета).
5. Метод доконструирования изделия (по технологической документации с неполными данными, по технологической карточке-заданию).
6. Метод творческого проектирования(разработка, изготовление и защита индивидуальных или коллективных творческих проектов).
Выбор методов и их сочетаний зависит от содержания и целей занятий. Охарактеризуем каждый из вышеуказанных методов с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся[8, с. 194].
Основным видом метода самостоятельной работы учащихся является выполнение технических заданий на моделирование и конструирование. При этом учащимся приходится самостоятельно работать с технической литературой, решать графические (эскизы, чертежи, схемы), технико-технологические и организационные задачи, делать различного рода расчёты, изготавливать детали и собирать из них техническое устройство или модель, испытывать их в работе и вносить коррективы.
Педагогическая эффективность самостоятельной работы учащихся во многом зависит от качества руководства ею на всех этапах выполнения задания со стороны учителя. Он должен заранее продумать порядок выполнения технического задания на каждом его этапе, обучить рациональным приёмам умственного труда, инструктировать перед выполнением очередной работы, наблюдать за её ходом, своевременно оказывать учащимся помощь в преодолении возникающих трудностей, в исправлении допущенных ошибок и т.п.
При изготовлении моделей или технических устройств учащимся приходится выполнять незнакомые им ранее операции или виды работ. Чтобы постоянно не отвлекаться для сообщения теоретических сведений и проведения инструктажа по выполнению практических работ, полезно иметь краткие методические указания. Основой их могут быть либо инструкционно-технологические карты на выполнение наиболее распространённых операций или изготовление деталей, встречающихся в моделях или технических устройствах, либо справочные таблицы, графики, расчётные формулы.
Кроме того, нужны руководства и пособия по использованию на занятиях приспособлений, механизированного инструмента, станков. Всё это облегчит работу учителя, ускорит приобретение технических знаний и практических умений учащимися, создаст благоприятные условия для развития самостоятельности и инициативы.
Наряду с основными занятиями необходимо организовать дополнительные в форме консультаций. Они особенно важны при разработке учащимися задания в графической форме и в процессе изготовления объекта. Консультации могут быть общими и индивидуальными и проводиться по графику или плану и без плана, по просьбе кружковцев. К проведению консультаций целесообразно привлекать специалистов – учителей физики, математики, черчения, а также родителей. Родители могут оказать помощь в приобретении недостающих материалов, инструментов, подсказать темы для рационализаторской и изобретательской деятельности учащихся.
Наблюдая за самостоятельной работой каждого ученика на всех этапах разработки технического устройства, педагог делает записи в своём дневнике или журнале о затруднениях ученика в выполнении той или иной работы, о пробелах в знаниях, намечает меры по оказанию ему помощи, пути стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития их самостоятельности, волевых качеств и вносит коррективы в ход занятий.
В связи с этим, после каждого занятия необходимо анализировать результаты работы: выявлять отступления от намеченных планов, устанавливать причины и определять пути устранения недостатков, вносить коррективы в план работы.
Сущность метода коллективного обсуждения схемы конструкции и последовательности её изготовления заключается в том, что учитель вначале ставит перед школьниками технико-технологические задачи на планирование, а затем, в ходе беседы, подводит их наводящими вопросами, консультациями и дополнениями к правильному решению.
Таких задач, стоящих в определённой последовательности и охватывающих ряд основных характеристик разрабатываемого изделия, бывает несколько. Это относится и к разработке технологического процесса на изготовление данного объекта труда.
В ходе коллективного обсуждения конструкции выявляются его формы, зависящие от функционального назначения данного изделия. Затем определяются размеры всего объекта и составляющих его деталей. Способ соединения деталей связывается со свойствами материала, из которого они будут изготовлены. Определяется также способ отделки деталей и изделия в целом.
В продолжение беседы, направленной на выяснение этих вопросов и их решения, все выдвигаемые школьниками предложения анализируются учителем для последующего выбора оптимального варианта. При этом на доске вычерчиваются схемы конструкции объектов: самостоятельно учащимися или с некоторой помощью учителя, записываются цифры, характеризующие размеры объекта, его деталей или отдельных элементов данной конструкции.
В качестве критериев при отборе лучших вариантов целесообразно взять такие, как совершенство конструкции, воспитательное воздействие, функциональность, технологичность. Более совершенной при прочих равных качествах считается простая в изготовлении конструкция с меньшим числом деталей и подвижных соединений и большим – унифицированных деталей и сборочных единиц. Воспитательное воздействие конструируемого объекта зависит от его общественно полезной и политехнической значимости, посильности изготовления в данных условиях, возможности приобретения новых знаний и практических умений. Функциональность характеризуется соответствием конструкции её назначению, работоспособностью (предположительно), основными характеристиками и др. Технологичность определяется оптимальностью и эффективностью разработанного технологического процесса на изготовление изделия.
В 5-6 классах для выбора оптимальной схемы конструкции объекта достаточно иметь 3-4 её варианта. При большем количестве вариантов внимание учащихся рассеивается и они теряют возможность охватить все признаки анализируемых предметов. В 7-8 классах количество анализируемых вариантов может быть больше.
В результате применения метода коллективного обсуждения схемы конструкции объекта и последовательности его изготовления учащиеся усваивают взаимосвязи между назначением, формой и размерами объекта, материалом для деталей, а также зависимость способов обработки и соединения деталей от свойств материала, из которого они изготавливаются. При этом выясняются возможности вариантного решения конструкторской задачи и необходимость определённой последовательности в ходе разработки конструкции и её воплощения в материале.
После усвоения школьниками этого круга первоначальных понятий возможен переход к другим уровням творческой деятельности. Особенностью метода является то, что учитель не может предложить школьникам единовременно весь комплекс вопросов, связанных с выполнением задания на конструирование и последующее изготовление даже несложного объекта. Он включает их поэтапно. Например, на одном занятии решаются вопросы, связанные с определением назначения объекта, его эксплуатационными характеристиками, формой и размерами, выбором материала для отделки деталей, определением размеров заготовок, способов изготовления этих деталей, их отделки и т. д. На других занятиях возникают и рассматриваются вопросы, относящиеся к технологической последовательности изготовления отдельных деталей и сборки объекта, его отделки в целом и др.
В результате у школьников ещё не создаётся цельного представления о конструкторской разработке объекта. Кроме того, специфика данного приёма даёт возможность некоторым учащимся не участвовать в разработке конструкции. Даже в 5-6 классах, где коллективное конструирование даёт лучшие, по сравнению с другими классами результаты, имеются ученики, не проявляющие активность. В 7, особенно в 8-9 классах, в силу возрастных особенностей, таких учащихся становится значительно больше.
Наиболее распространённым в школьной практике способом творческой деятельности учащихся на учебных и внеклассных занятиях по технологии является метод решения технико-технологических задач. Данные задачи разнообразны как по содержанию, так и по дидактическим целям. Их можно классифицировать по различным признакам: степени трудности, способу решения, по дидактическим целям, по способу задания, по условию задачи и др. Положив в основу способ решения, Э.Ф.Зеер выделят следующие технической задачи: качественные (задачи-вопросы), количественные (расчётные), графические, технологические, конструкторские.
Качественные задачи-вопросы требуют объяснения технического явления, принципа работы технического устройства (конструкции) и т.д. без выполнения расчётов, схем и чертежей. Решаются они, чаще всего, устно. Количественные задачи предполагают выполнение расчётов в ходе их решения. Графические задачи требуют от учащихся выполнения чертежей, эскизов, схем. Технологические задачи, а также задачи на планирование и организацию труда, чрезвычайно разнообразны. К ним относятся задачи, содержанием которых является:
- выбор материала для изготовления детали;
- определение последовательности операций и способов обработки заготовок;
- выбор способов соединения отдельных деталей и заготовок;
- определение последовательности изготовления детали;
- определение способа отделки деталей и всего объекта;
- определение последовательности сборки объекта;
- определение необходимого для выполнения работы контрольно-измерительного и рабочего инструмента, а также приспособлений и оборудования.
Технологические задачи получили наибольшее распространение среди других задач, применяемых учителями технологии и руководителями технических кружков.
Разновидностью технических задач являются конструкторские задачи, которые приходится решать учащимся в процессе доработки или изменения конструкции объекта, а также при создании оригинальных технических устройств. В процессе конструирования и последующего изготовления объекта учащиеся решают ряд технических задач: графических, расчётных, конструкторских, технологических. Эти задачи могут иметь и самостоятельное значение, так как их решение на занятиях по труду расширяет возможности формирования конструкторско-технологических знаний, умений и навыков учащихся.
Обучение школьников решению технических задач начинается с наименее сложных. К ним относятся качественные, количественные и графические задачи. Учащиеся постепенно подводятся к технологическим, а также к задачам, связанным с планированием и конструированием. Место для решения технических задач можно найти в ходе каждого практического занятия. Задания на их решение ставятся перед всей группой или выдаются учащимся в индивидуальной форме[10, с. 8].
Следующий метод школьного конструирования – это метод макетирования, в ходе которого применяются различного рода "конструкторы" или всевозможные легкообрабатываемые подручные материалы, такие как плотная бумага, куски картона и фанеры, мягкая проволока, пластилин и др. С их помощью создаётся макет конструируемого объекта, который служит важным ориентиром для уточнения формы и размеров как отдельных деталей и узлов, так и объекта в целом. Изготовив макет, уточняют эскизы и, продолжая конструирование, вносят изменения и дополнения в чертежи.
Макетирование активизирует мыслительную деятельность школьников, все усилия которых, как в умственном, так и в практическом планах, направляются на решение конструкторской части задачи. Они освобождаются от действий, связанных с проектированием объектов, в первую очередь, от графических, малодоступных для большинства учащихся.
Эффективность решения задачи зависит от гармонического сочетания теоретического и практического компонентов деятельности. Первоначальный замысел, возникнув на основе анализа воспринимаемых действий, корригируется в процессе манипулирования ими, что служит предметом теоретического анализа и способствует конкретизации идеи. Соотношение практических и мыслительных действий на разных этапах неодинаково, так как решение задачи начинается чаще в умственном плане, заканчивается же оно - в практическом.
Практические и мыслительные действия, выполняя разные функции, взаимосвязаны и составляют единство, так как мыслительные действия уже в ходе ориентировки в условиях задачи нуждаются в чувственной опоре. Кроме того, одновременность зрительного и осязательного восприятия, характерная для метода макетирования, даёт значительно больший эффект, чем каждый из этих видов восприятия в отдельности.
Макетирование из легкообрабатываемых материалов применимо в 5-9 классах. Объектами его в 5-6 классах являются различные однодетальные изделия, такие как кронштейны для кашпо из проволоки, укладочные коробки из картона и тонкого листового металла, а также объекты, состоящие из небольшого количества деталей: декоративные полочки, укладочные ящики из древесины и фанеры, сувениры и т.д. В 7-9 классах данный метод используется для уточнения конструктивной схемы объекта, оптимальной компоновки деталей, а также для выполнения формы отдельных, наиболее сложных деталей при разработке конструкций различных приспособлений и других сложных объектов.
Другой вид макетирования опирается на использование наборов различного рода "конструкторов". Для разработки конструкции моделей учащимися выдаются письменные инструкции. Их содержание, в зависимости от периода обучения, может быть различным. Инструкция для первоначального этапа обучения содержит рисунок объекта, иногда - отдельных его узлов, список деталей и инструментов, последовательность сборки объекта и некоторые методические указания, относящиеся к сборке и регулировке моделей. Такое содержание инструкции обеспечивает тренировку внимания, способствует формированию таких качеств личности, как аккуратность и точность в работе.
Деятельность по образцу, в котором указаны все необходимые элементы для её осуществления, необходима на самом первом этапе обучения. Но довольно скоро такой вид деятельности перестаёт удовлетворять ребёнка. После сборки нескольких моделей, когда школьники приобретут определённый опыт, содержание инструкции становится обобщённым. Работая по такой инструкции, учащиеся самостоятельно составляют в умственном плане алгоритм решения поставленной перед ними задачи. Содержание такой обобщённой инструкции может быть, примерно, следующим:
1. Рассмотри рисунок модели (следует название модели).
2. Подумай, как будет действовать модель, какие части её будут подвижными, какие неподвижными.
3. Подбери из набора все необходимые для сборки модели детали.
4. Собери модель.
5. Испытай модель.
Подобные краткие инструкции дают школьникам только общие указания, относящиеся к разработке конструкции и последующей сборке объекта. К тому же в процессе этой деятельности учащиеся развивают умения планировать свою работу, а затем выполнять её в соответствии с намеченным планом. В свою очередь, полные инструкции, в которых перечислены все операции, ориентируют школьников на пунктуальное их исполнение. За длинным рядом перечисляемых операций от них ускользают такие элементы умственной деятельности как представление о взаимодействии деталей модели, принцип её действия и др.
Кроме того, определённая содержанием инструкции установка на конкретную практическую деятельность не стимулирует активной умственной деятельности (при наличии подробной инструкции, перечисляющей в нужной последовательности все операции, отпадает необходимость самостоятельного обдумывания задания). Самостоятельное же решение предложенной технической задачи в сочетании с последующим разъяснением допущенных учащимися ошибок приносит значительно большую пользу, вооружая школьников конкретными, относящимися к содержанию данного типа задач знаниями и умениями.
В зависимости от возраста и подготовленности учащихся им могут предлагаться различные по сложности задачи на конструирование из деталей "конструкторов". Самостоятельное решение школьниками таких задач способствует формированию некоторых умений обобщённого характера, таких как умение анализировать конструктивные особенности технического материала (в данном случае деталей наборов), обнаруживать общие принципы действия конструируемого устройства, изображать модель в схематическом рисунке, рассматривать один и тот же объект с нескольких точек зрения и т. д.
Рассмотрим метод доконструирования изделий по технической документации с сокращёнными (неполными) данными. Этот метод применяется учителями-практиками, главным образом, в 6-9 классах в процессе работы по изготовлению инструментов, приспособлений, приборов, оборудования и других, аналогичных по сложности технических объектов[11, с. 46].
Технической документацией с сокращёнными (неполными) данными в педагогической и специальной литературе принято считать такую, в которой отсутствуют некоторые размеры деталей или изделия; указания о способе соединения деталей; нет принципиального решения конструкции детали или узла (сборочной единицы). Могут быть сокращены также и некоторые другие данные, касающиеся конструкции объекта, например, сведения о материале для некоторых деталей или об их отделке и т. д.
Объекты труда, изготавливаемые учащимися в школьных мастерских с использованием данного метода, различные по степени сложности. При подготовке технической документации подобного рода необходимо учитывать то, что разработка заданий не должна требовать от школьника в профессиональном смысле каких-либо специальных (специфических) конструкторско-технологических знаний, умений и навыков.
Задание на доработку конструкции объекта выдаётся, как правило, фронтально - одно для всех учеников группы. На доске изображается чертёж и записываются необходимые для решения поставленной задачи данные, которые учащиеся переносят в свои тетради.
Этот способ выдачи задания удобен на начальных этапах конструкторской деятельности учащихся, когда он сочетается с коллективным обсуждением схемы конструкции и технологического процесса на изготовление будущего объекта труда. Школьникам, имеющим некоторый опыт работы с такой технической документацией, задание выдаётся в виде заранее подготовленной карточки с записанными на ней необходимыми сведениями. Такая технологическая карточка-задание чаще выдаётся на одну подгруппу школьников, состоящую из 2-4 человек. Использование её в индивидуальном плане происходит реже.
Выдача технологических карточек-заданий на подгруппу или каждому ученику группы требует от учителя значительно большей затраты времени при подготовке занятия и осложняет его деятельность непосредственно в ходе занятия. Но данный метод заметно активизирует самостоятельную конструкторско-технологическую деятельность учащихся, пробуждая у них устойчивый интерес к техническому творчеству; вырабатывая способность целенаправленного поиска нового решения в узких пределах, определённых заданием.
В тоже время, творческая деятельность учащихся ограничена разработкой, чаще всего каких-то отдельных элементов детали или деталей. Значительно реже разрабатывается более сложная, входящая в конструктивную схему данного объекта, деталь. Такая узость задания частично сковывает инициативу школьников, особенно когда выполнение творческой части работы берёт на себя один человек в подгруппе, а остальные выполняют репродуктивную деятельность под его руководством.
Доконструирование по технической документации с сокращёнными (неполными) данными применимо, начиная уже с 5 класса. Лучшие результаты получаются 6-7 классах, когда учащиеся накопили некоторый опыт, имеют определённый объём знаний и сформировали конкретные умения и навыки. Для восьмиклассников доконструирование некоторых элементов деталей (установочные отверстия, различные выступы, пазы и т.п.) или отдельных деталей, входящих в данный объект, но отсутствующих в технической документации, не представляет трудности.
Работа по технической документации с сокращёнными (неполными) данными, особенно, при индивидуальной форме выдачи задания, готовит школьников к более сложной деятельности - реализации технических заданий на конструирование отдельных деталей или несложных объектов. Эти задания должны соответствовать возможностям учащихся по степени трудности, способам вовлечения и выполнения творческой работы и т.д.
По мнению П.Н.Андрианова, И.И.Баки, Э.Ф.Зеера, Т.В.Кудрявцева и других учёных, технические задания должны служить включению учащихся от начала до конца в творческий технологический процесс изготовления конкретного объекта труда. В данном случае проявляется наиболее полная связь: объект – деталь, т.е. между творческим решением конструкции всего объекта и решением составляющих его отдельных деталей.
Наиболее приемлемым творческим техническим заданием для учащихся 7-8 классов является технологическая карточка-задание следующего содержания: сведения об объекте (технические условия), основные этапы последовательности разработки конструкции и содержание операций технологического процесса по изготовлению объекта, общие требования к конструкции изделий. Объём карточки не должен превышать одной страницы машинописного текста, а содержание – иметь необходимые сведения для выполнения поставленной задачи с самостоятельной творческой деятельности учащихся.
В общем виде технологическая карточка-задание выглядит следующим образом (Приложение № 2, Технологическая карточка-задание)
Вывод: Исходя из выше изложенного следует, что использование различных методов обучения элементам конструирования и моделирования обусловлена не только её исключительным значением в современной жизни, но и огромной ролью графической деятельности в развитии пространственных представлений и познавательных способностей учащихся, в приобретении ими знаний и умений, необходимых как для производственной, так и для познавательной деятельности.
Внедряя в практику работы конструирование и моделирование я пришла к выводу, что его использование позволяет:
• создать и поддержать высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
• экономит и целесообразно расходует время урока;
• применять разнообразный арсенал методов и средств обучения;
• формировать и тренинговать способы умственных действий учащихся (СУД);
• •формировать и развивать личностные качества школьника, в частности самоуправляющих механизмов личности (СУМ);•создать высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; получить высокий объём и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания работы было проанализированы и рассмотрены методики обучения учащимся элементам конструирования и моделирования на уроках технологии, а также большое количество учебной и учебно-методической литературы.
В работе рассмотрены важность, цели и задачи изучения курса; цели и задачи основ графической грамоты при формировании графических навыков на уроках технология.
В основном разделе работы были раскрыты методики преподавания элементам конструирования и моделирования. Показано, что основа графической грамотности - это та часть программы, которая является основой при изучении всего курса трудового обучения в любом классе, и что изучения методологии основ графической грамотности в 5-8 классах, закрепление, расширение теоретических знаний графической грамотности и углубление умений могут быть использованы в решении конкретных учебно-воспитательных задач методического характера.
Работая над развитием творческой активности учащихся, я заметила, что у ребят появляется устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальность. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличивался объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.
Таким образом, широко используя различные методы и приемы в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики «Технология» для V-VIII классов (базовый уровень), утвержденная Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ от 09.10.2017 № 687)
2. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников; Науч.- исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. Пед. Наук СССР.- М.: Педагогика, 1979.-256с.
3. Занятия по трудовому обучению в 5 классе: Кн. Для учителя.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: Просвещение,1990. - 143с.
4. Изготовление объектов общественно – полезного производительного труда в учебных мастерских./ В. П. Савинкин, Т. В. Харитонова, А. А. Шатсков, М. В. Гимранов и др.- Коломна, 1991. – 86 с.
5. Использование рисунка и чертежа на уроках труда. Указания и материалы по организации и методике научно – исследовательской работы, изучению и обобщению передового педагогического опыта. А. Д. Ботвинников./ Под. ред. М. Н. Скаткина. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1957. – 28 с.
6. Инженерная графика: Учебник для сред. проф. образования / А.М. Бродский, Э.М. Фазлулин, В.А. Халдинов. – М.: ИРПО: Издательский центр «Академия», 2003. – 400 с.
7. Курина В. А., Симоненко В. Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика И. Г. Петровского, 1997. – 190 с.
8. Методика трудового обучения с практикумом: учеб пособие для студентов пед. инс-тов / Д. А. Тхоржевский, А. И. Бугаев, Б. И. Бухалов и др.;Под ред. Д. А. Тхоржевского. – М.: Просвещение 1987. – 447с.: ил.
9. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин: учеб. Пособие для студентов пед. инс-тов по спец. №2120 «Общетехн. дисциплины и труд» /А. С. Лында, Е. И. Бланк, А. Г. Дубов и др.; Под. ред. Д. А. Тхоржевского. – М.: Просвещение, 1982. – 286с., ил.
10. Методические основы технологической подготовки учащихся к труду в сфере сервиса. Автореферат./ Л. А. Белогорцева. – М.: Издательство Института общего среднего образования РАО, 2001. – 23 с.
11. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. — 240 с
12. Обучение конструированию на уроках труда В. И. Качнев. – М.: Просвещение, 1975. – 158 с.
13. СимоненкоВ.Д. Технология. 8 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
14. СимоненкоВ.Д. Технология. Технический труд. 7 кл. / В.Д. Симоненко. – М., Вентана - Граф, 2012.
15. Технология: метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / под редакцией И.А. Сасовой. –М.: Вентана-Граф, 2010.
Приложение № 1
Тема. Элементы графической грамоты. (5 класс)
Цель. Знакомство с элементами графической грамоты.
Задачи урока.
1. Ознакомить учащихся с элементами графической грамоты, научить читать чертежи; выполнять эскизы, чертежи, технические рисунки деталей.
2. Развивать мышление (анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы), пространственное воображение, память, структурные элементы деятельности (целеполагание, саморегуляция).
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, технологическая культура, ответственность за результаты своего труда, бережное отношение к оборудованию и материалам.
Объекты: брусок для пиления, варианты работ (скворечник, кормушка для птиц, разделочная доска).
Оборудование: образцы изготовляемых изделий для демонстрации, чертежные инструменты, модель трехгранного угла, набор деталей, таблица с техническим рисунком изготовляемого изделия, таблица «Оборудование основных видов проекций», таблицы с техническими рисунками, чертежами и эскизами деталей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
III. Формирование новых знаний.
1. Изображение деталей.
Объяснение нового материала начинается с демонстрации образца изделия, которое будет изготавливаться.
- Что нужно знать, чтобы изготовить данное изделие? (обобщаю ответы учащихся и подчеркиваю, что для изготовления любого изделия нужно знать его устройство, форму, размер, способы соединения деталей между собой, материала из которого они сделаны.)
- Все эти сведения мы можем узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.
- Что такое чертеж, эскиз, технический рисунок? (Ученики дают определение этих понятий.)
Чертеж – это изображение детали изделия с указанием их размеров, масштаба, названия, материала. Чертеж выполняется с помощью чертежно-измерительных инструментов – линейки, угольника, циркуля, транспортира. На чертеже в правом нижнем углу в виде небольшой таблицы указаны: название детали, материал, масштаб изображения. Чертеж также можно выполнить на компьютере.
Эскиз – это изображение выполненное от руки (без чертежных инструментов) с выдержанными на глаз пропорциями с указанием размеров. Эскиз выполняется в том случае, если надо быстро перенести на бумагу замысел нового изделия. Эскиз лучше выполнять на бумаге в клеточку, тогда легче выдержать пропорции деталей.
Технический рисунок –это объемное изображение, выполненное от руки без чертежных инструментов в котором примерно выдержанны пропорции детали, и где видны сразу три стороны детали или изделия. По техническому рисунку легко представить форму детали или изделия.
- Для того, чтобы создать наиболее полное представление о форме детали на чертеже, показывают несколько ее видов. Для этого на деталь нужно посмотреть с разных сторон, они показаны стрелками:
спереди – А;
слева – Б;
сверху – В.
Затем увиденное переносят на лист бумаги, получится три различных вида этой детали.
|
|
- Что такое «вид»? (Вид – это изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.)
- Изображение, полученное на виде спереди, называют главным видом. При выполнении чертежа деталь нужно располагать так, чтобы главный вид давал наибе полное, отчетливое представление о его форме и размерах, а количество видов на чертеже было наименьшим.
Контрольные вопросы:
1. Что такое эскиз и технический рисунок, чертеж? Что общего и в чем разница.
2. Назовите виды изображений детали на чертеже?
3. Какой вид называют главным видом?
2. Линии чертежа.
- Для того чтобы изображение было всем понятно, при выполнении чертежей, применяют линии различной толщины и начертания, которые устанавливает государственный стандарт. Их используют для всех чертежей промышленности и строительства. Перечислим все линии чертежа представленные в таблице.
|
|
|
1. Сплошная толстая - основная линия выполняется толщиной, обозначаемой буквой S, в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от сложности и величины изображения на данном чертеже, а также от формата чертежа. Сплошная толстая линия применяется для изображения видимого контура предмета. Выбранная толщина S линии должна быть одинаковой на данном чертеже.
2. Сплошная тонкая линия применяется для изображения размерных и выносных линий, штриховки сечений, линии контура наложенного сечения, линии выноски. Толщина сплошных тонких линий берётся в 2-3 раза тоньше основных линий.
3. Штриховая линия применяется для изображения невидимого контура. Длина штрихов должна быть одинаковая, от 2 до 8 мм. Расстояние между штрихами берут от 1 до 2 мм. Толщина штриховой линии в 2-3 раза тоньше основной.
4. Штрихпунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий, линий сечения, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. Длина штрихов – должна быть одинаковая и выбирается в зависимости от размера изображения от 5 до 30 мм. Расстояние между штрихами от 2 до 3 мм. Толщина штрихпунктирной линии от S/3 до S/2, Осевые и центровые линии концами должны выступать за контур изображения на 2-5 мм и оканчиваться штрихом, а не точкой.
5. Штрихпунктирная с двумя точками тонкая линия применяется для изображения линии сгиба на развёртках. Длина штрихов от 5 до 30 мм, и расстояние между штрихами от 4 до 6 мм. Толщина этой линии такая же, как и у штрихпунктирной тонкой, то есть от S/3 до S/2 мм.
6. Сплошная волнистая линия применяется, в основном как линия обрыва в тех случаях, когда изображение дано на чертеже не полностью. Толщина такой линии от S/3 до S/2.
- Обратите внимание, что толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже.
Контрольные вопросы:
1. Каково назначение сплошной тонкой основной линии?
2. Какая лини называется штриховой? Где она используется? Какова толщина этой линии?
3. Где используется на чертеже штрихпунктирная тонкая линия? Какова ее толщина?
4. В каких случаях на чертеже используют сплошную тонкую линию? Какой толщины она должна быть?
5. Какой линией показывают линию сгиба?
3. Масштаб.
- В практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей, например деталей самолета, корабля, автомашины, и очень мелких – деталей часового механизма, некоторых приборов и т.д. Изображения очень крупных деталей могут не поместиться на листах стандартного формата. Мелкие детали, которые еле заметны невооруженным глазом, невозможно вычертить в натуральную величину. Как можно поступить в данном случае? (при вычерчивании большие детали уменьшают, а малые увеличиваю по сравнению с реальными размерами).
|
|
Масштаб - это отношение размеров изображенного на чертеже предмета к его действительным размерам.
- При выполнении чертежа обязательно применение масштаба. Стандарт предусматривает следующие масштабы:
Масштабы уменьшения |
1:2, 1:2,5; 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000 |
Натуральная величина |
1:1 |
Масштабы увеличения |
2:1, 2,5:1, 4:1, 5:1, 10:1, 20:1, 40:1, 50:1, 100:1 |
- Следует помнить, что, в каком бы масштабе не выполнялось изображение, размеры на чертеже наносятся действительные, т.е. те, которые должна иметь деталь в натуре. Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.
IV. Закрепление изученного.
- Решим задачу. Рассмотрите изображение детали. На нем цифрами отмечены различные линии. Составьте в рабочей тетради следующую таблицу и заполните ее.
№ линии на изображении |
Название линии |
Назначение линии на чертеже |
Толщина обводки |
|
|
|
|
Работа в группе (по 3-4 человека)
- Прочитайте чертежи, данные в таблице по следующему плану:
а. Название детали.
б. Материал, из которого изготовлена деталь.
в. Масштаб.
г. Виды детали.
д. Представьте форму детали.
е. Реальные размеры детали.
|
а. Название детали – Брусок. б. Материал, из которого изготовлена деталь – Сосна. в. Масштаб – 1:1 г. Виды детали – главный и вид слева. д. Представьте форму детали – четырехгранная призма. е. Реальные размеры детали – длина, ширина, высота 80х20х40. |
- По техническому рисунку бруска для пиления, который будем изготавливать на следующем уроке, выполните эскиз в тетрадях.
После выполнения работы учащиеся, сравнивают эскизы между собой и эскизом учителя, который показывается на доске для контроля и самопроверки.
|
|
V. Итог урока.
- Что вы узнали нового?
- Почему эскиз или чертеж начинаем строить тонкими линиями? (Легче будет исправить, работа будет выглядеть чище и аккуратней)
- Какие линии чертежа запомнили?
- Зачем нужно указывать масштаб чертежа?
Д/з. 1. Прочитать записи в тетраде.
2. Пользуясь готовым изделием, выполнить чертеж, нанести все необходимые обозначения. (По желанию учащихся)
Литература
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С.. Черчение.
2. Тхорнявский Д.А. Занятия по техническому труду.
3. Коваленко В.И., Кулененок В.Е. Объекты труда.
Приложение №2
Технологическая карточка-задание
на разработку конструкции и изготовление изделия
Назначение объекта:…………………………………………...
Схематический Габариты:…………………………………
Материал: рисунок ……………………………………………..
Способы соединения основных деталей: объекта
Способы соединения неосновных деталей:..………………………………………
Отделка деталей и изделия в целом:…..
Дополнительные требования к объекту:
1. Уточнить схему конструкции, определить размеры изделия, количество деталей, их форму и размеры, материал для деталей.
2. Оформить чертежи деталей.
3. Определить размеры заготовок для деталей.
4. Наметить последовательность изготовления деталей и сборки объекта.
5. Определить необходимые для изготовления объекта инструмент: рабочий и контрольно-измерительный.
При разработке конструкции и изготовлении изделия необходимо:
- отдавать предпочтение простым цилиндрическим формам по сравнению с коническими и сферическими;
- избегать острых углов, снимая фаски, делая скругления;
- выполнять плавные переходы от одной поверхности к другой;
- предусматривать одинаковую и равномерную толщину стенок изделий;
- делать приливы, бобышки с целью усиления слабых мест;
- на одной высоте располагать поверхности обработки;
- для облегчения ремонта поверхности трения выполнять на отдельных, легко заменяемых деталях, а не на корпусах;
- заменять где возможно, механизмы с прямолинейным поступательно-возвратным движением более выгодными механизмами с вращательным движением;
- избегать открытых механизмов и передач, заключая их в корпуса;
- сокращать объём механической обработки или заменять её более производительными способами обработки без снятия стружки;
- разрабатывать сначала отдельные детали, входящие в сборочные единицы, а потом корпусные детали;
- экономить дорогостоящие и дефицитные материалы, применяя их полноценные заменители;
- соблюдать требования технической эстетики, улучшая внешнюю отделку конструкции.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.