Выпускная квалификационная работа.
Оценка 5

Выпускная квалификационная работа.

Оценка 5
Исследовательские работы +4
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.06.2018
Выпускная квалификационная работа.
Публикация является частью публикации:
ВКР.docx
Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Содержание Введение ………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретико­методические основы социально­профилактической  работы с детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей, в условиях детского дома…………………………………………6 1.1. Социально­психологическая характеристика детей­сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях  детского  дома……………………………………………………………….6 1.2. Организация социально­профилактической работы с детьми­ сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях  детского  дома……………………………………………………………...12 1.3. Характеристика инновационных форм в организации социально­ профилактической работы с детьми­сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, в условиях детского дома…………………17 Глава 2. Социальный проект социально­профилактической работы с  детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей………………………………………………………………………..25 2.1. Исследование необходимости социально­профилактической  работы с детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей………………………………………………………………...25 2.2. Социальный проект детской кулинарной смены для детей­сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, интернатных учреждений  Верхнекамья «Мастер­шеф»……………………………...30 Заключение……………………………………………………………………...39 Список литературы…………………………………………………………….42 Приложение……………………………………………………………………..44 2 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Введение В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения  родителей, возрастает с каждым годом. Это означает, что сиротство как  социальное явление становится проблемой не одного человека, даже не части  огромного населения, а всего общества в целом. Дети­сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или  единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в  возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя  или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими,  недееспособными, объявлением их умершими, установлением судом факта  утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в  учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением  в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от  защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из  образовательных организаций, медицинских организаций, организаций,  оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный  родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей  оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.  (Определение дано в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N159­ФЗ «О  дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей­сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей» в ред. от 07.03.2018 г.). [2] 3 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста  остаются без попечения родителей. Статистика в России демонстрирует, что  за три последних года, число сирот, чьи данные размещены в федеральной  базе данных, сократилось с 87 до 71 тысячи, по итогам 2016 года эксперты  прогнозируют 57 тысяч детей, которые ищут родителей. На данный момент в  государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей  находится 50 тысяч детей, что на 17% меньше, чем в 2015 году. Все это диктует необходимость выработки и реализации подходов,  различных форм и методов социальной работы с детьми­сиротами. Изучение проблемы социального сиротства второй половины 19 века  современной исторической наукой проводится по двум направлениям: 1)  изучение вопросов социальной помощи и поддержки детства; 2) изучение  социальных аномалий в детской среде. Социальная работа и социальная защита детей­сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей – одна из важнейших задач государства  и социума. В настоящее время активно формируется на всех уровнях  общественной жизни и государственного управления понимание, что каждый  сирота нуждается в помощи, которая не должна ограничиваться лишь  помещением его в специализированное детское учреждение, где есть еда,  медицинская помощь, одежда, опека и попечение. Ведь каждый ребенок имеет право на качественную жизнь и полноценное детство в семейных условиях.   Проблемами социализации детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей в детских домах и интернатах занимались такие ученые:  Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева, П.Д. Павлюк, Е.И.  Холостова, В.П. Мельников и другие. Перед системой социальных служб стоит нелегкая задача – смягчить  для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей остроту  проблем, вызываемых отсутствием родителей. Поэтому в социальной работе с 4 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома детьми­сиротами особое внимание уделяется поиску возможностей создания  для детей условий жизни, близких к семейным. Важность этого аспекта  социальной помощи детям­сиротам обусловила выбор темы данной работы. На основании вышеизложенного темой нашего исследования является:  «Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­ сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях  детского дома».  Объектом данной работы выступает социально­профилактическая  работа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предмет исследования – инновационные формы в процессе  профилактической работы детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей. Целью данной работы является реализация практических подходов в  рамках социально­проектной деятельности в решении проблемы социально­ профилактической работы детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей. Задачи: 1. Изучить литературу по теме исследования. 2. Дать социально­психологическую характеристику детей­сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Раскрыть содержание социально­профилактической работы с  детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. 4. Провести социологическое исследование для обоснования  необходимости разработки социального проекта для детей­сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей. 5. Разработать социальный проект детской кулинарной смены для  детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  интернатных учреждений Верхнекамья « Мастер­шеф». 5 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Для решения поставленных задач требуются следующие методы  исследования: теоретические (изучение литературы по теме исследования,   систематизация изученного) и эмпирические (анкетирование,  социологический опрос, проектирование). Глава 1. Теоретико­методические основы социально­ профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях  детского дома 1.1. Социально­психологическая характеристика детей­сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей,  воспитывающихся в условиях детского дома Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества  личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные  ориентации, жизнеспособность целеустремленность. Эти духовные качества  личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной  родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть  преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести  ответственность за себя и других, стремление научиться самому. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане,  необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его личные  успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети­ сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная.  Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям  хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую  жизнь. 6 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома В последнее время интерес ученых направлен на проблемы социально­ психологического развития детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей. Изучаются особенности социально­психического развития ребенка в условиях материнской депривации, при помещении в учреждения  интернатного типа, различные аспекты социального сиротства, практические  аспекты социально­трудовой адаптации, подготовки к семейной жизни,  жизненному и профессиональному самоопределению, социально­ педагогической адаптации в учреждениях профессионального образования. Традиционно формой устройства детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, являются учреждения интернатного типа. В  интернатных учреждениях не созданы условия для полноценного  формирования личности, не имеются основы для оптимального включения  воспитания в общественную жизнь страны. [7, 30]Поэтому все больше в  России начало появляться детских домов семейного типа. В таких домах  существует определенный воспитательный процесс, который позволяет  развивать детей, каждого ребенка в целом, в новых условиях жизни.  Воспитание максимально приближено к условиям семейного воспитания, при  этом каждого ребенка включают в различные виды деятельности. Другими  словами, детские дома семейного типа – это качественно новая развивающая  система воспитания, гуманистическое устройство которой создает  оптимальный фон и основу для саморегуляции, как воспитанников, так и  воспитателей в их повседневном взаимодействии, обеспечивающие развитие у  каждого ребенка – сироты способности самостоятельно строить жизнь,  достойного человека. [9, 12] Однако система такого воспитания не решает многих социально­ психологических проблем детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей. Воспитанники таких воспитательных учреждений имеют  специфические и различные комплексы социально­психологических черт:  слабая ориентированность на будущее; сниженная самооценка;  7 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома несформированность избирательности в отношении к миру, взрослым и  сверстникам; несамостоятельность поведения и ситуативность мышления;  ослабленное здоровье, как физиологическое, так и психологическое, высокий  уровень заболеваемости; достаточно низкое, по сравнению с детьми,  воспитывающимися в семье, интеллектуальное развитие из­за нарушения  работы центральной нервной системы. Как одну из главных возникновения  эмоциональной напряженности и отклоняющегося поведения, педагоги  рассматривают депривацию. Открытие феномена депривации оказалось  настолько важным, что породило целое направление в науке, существующее и  развивающееся и в настоящее время. [16, 231] Депривация – общее значение обозначение для всех случаев  эмоционального состояния и поведения, в основе которых лежит  неудовлетворенность человека его жизнью. Чехословацкие исследователи И.  Лангмейер и З. Матейчик депривацией называют состояние, возникшее в  результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект лишен  возможности удовлетворять свои человеческие потребности в достаточной  мере и достаточно долгое время. Психолог Д. Хэбба считает, что депривация  – это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически  недостаточной средой. [13, 347] Все негативные черты необходимо менять и уделять огромное внимание данной проблеме, которая является актуальной в современном мире.  Зарубежные и отечественные специалисты: Н.П. Иванова, П. Котли, Н.Н.  Максимов, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбакова считают, что дети­ сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют своеобразную и  иную картину социально­психологического развития, чем дети,  воспитывающиеся в семье. Подростковый возраст – последний период пребывания большинства  детей в учреждении интернатного типа. Трудный и критический, для любого  человека, от таит особые опасности для воспитания детских домов. В  8 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников  детских домов и интернатов проявляются в первую очередь в системе их  взаимоотношения с окружающими людьми. Эти отношения связаны с  устойчивыми и определенными свойствами личности таких детей. Подростки  лишены важного для их психологического благополучия переживания своей  необходимости и ценности для других, спокойной уверенности в себе,  лежачей в основе формирования полноценной личности, переживаний  ценности другого человека, глубокой привязанности к людям. [15, 144] Регламентированная жизнь детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, в детском доме не способствует свободному  поведению. Жизненный цикл каждого ребенка в таком учреждении расписан  педагогами, что препятствует формированию самостоятельности и  ответственности у детей­сирот. [10, 37] Также более важным становится  поиск смысла жизни, выбора будущей профессиональной деятельности. Для  детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поиск себя и  своего места в обществе становится затруднительным. Это связано с  однообразием межличностных контактов, ограниченного социального  пространства и отсутствием реального примера. Каждый период жизни человека связан с определенным видом  деятельности, которое соответствует психологическому развитию. Данные  виды деятельности называют ведущими. Термин был выдвинут А.Н.  Леонтьевым для обозначения деятельности с которой связано важнейшие  психические новообразования:  Младенчество – эмоциональное общение со взрослым;  ранний возраст – предметно­эрудированная деятельность;  дошкольный возраст – игра;  младший школьный возраст – учебная деятельность;  подростковый возраст – формирование взаимоотношений со  сверстниками и с обществом в целом;  юношеский возраст – профессиональное обучение или трудовая  деятельность. 9 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Каждая ведущая деятельность соответствует определенной форме  воспитания и обучения. У детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все виды  деятельности происходят с искажением. Когда воспитанники начинают  самостоятельную жизнь, то оказываются не готовы к ней. Воспитанники  детского дома часто оказываются в условиях недостаточности или  специфичности социальных контактов, несоответствующих возрасту  индивидуальной особенности детей. Дети, в закрытых учреждениях, часто  отличаются от своих сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему  миру. Тяжесть последствий социальной депривации и трудностей  компенсации зависит от возраста, в котором ребенок лишился полноценных и  устойчивых социальных отношений, а также от продолжительности и глубины нарушения контактов. [13, 37]  Ребенок, который в первые годы своей жизни получил достаточно  внимания, является эмоционально уравновешенным, доверяет людям, умеет  устанавливать социальные контакты. У детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, существует негативный опыт, который не дает им  установить прочные социальные связи. (с. 32 8). Также у ребенка отсутствует  чувство безопасности и защищенности, которое связано с привязанностью к  матери. Привязанность – это устойчивые эмоционально­психологические связи  ребенка с любящими людьми. Она проявляется по отношению к людям,  которые заботятся о ребенке, удовлетворяют его потребности и обеспечивают ему эмоциональную комфортность. [14, 55] Способность к любви и  привязанности – фундаментальная характеристика нормального развития,  которую называют в качестве критерия психического здоровья все крупные  ученые и психотерапевты, начиная с Фрейда. 10 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Недостаток материнской любви искажает привязанность. У детей  можно наблюдать боязливость, высокую тревожность, сниженную самооценку. У детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тревожность  является условием пережитой психологической травмы. Также дети,  пережившие насилие, отличаются повышенным уровнем тревожности,  появляется депрессия, неумение устанавливать эмоциональные и физические  границы в общении. Этой же причиной вызваны неуверенность в себе и  трудности в преодолении сложных ситуаций. [18, 171] Данные негативные факторы можно изменить с помощью  воспитательного подхода, который перестраивает отношения взрослых и  детей.  Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том. Что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и  у него  формируются специфические черты характера, поведения, личности, про  которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие. Таким образом, проблема психологической помощи детям­сиротам и  детям, оставшимся без попечения родителей, требует объединения усилий  социальных работников, психологов и педагогов в разработке  индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в детском  доме, приюте, социальной гостинице, интернате и так далее. Подводя итоги выше сказанному, необходимо отметить следующее, что  большинству брошенных детей не хватает личного внимания и  эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у  таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и  интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что  эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент  отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю  жизнь. В связи с этим очень важно, чтобы ребенок, оказавшийся в трудной  11 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома жизненной ситуации, попал в атмосферу доброжелательности, соучастия, к  специалистам, готовым помочь ему справиться со всеми трудностями,  преодолеть последствия своего одиночества и вступить во взрослую жизнь  полноценным членом общества. 1.2. Организация социально­профилактической работы с  детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей, в условиях детского дома Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед  нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста  безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального  сиротства и повышения эффективности их профилактики. Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства.  Своевременная профилактическая деятельность способствует значительному  снижению издержек социальной работы с уже имеющими место,  «состоявшимися» девиациями. [8] Согласно точки зрения авторов энциклопедического словаря  социальной работы: Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского, под  профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно  предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных  физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных  индивидов группы риска, сохранение, содействие им в достижении  поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.  Часто первичная профилактика требует комплексного подхода,  который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить 12 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая  деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер  повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска,  создание условий для реализации принципа социальной справедливости,  называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает необходимый фон, на котором более  успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая,  медицинская и социально­педагогическая. В литературе исследователи Р.Н. Войтлев и О.Н. Чалова, выделяют  несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:  Общесоциальный уровень (общая профилактика)  предусматривает деятельность государства, общества, их  институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно­духовной сфере;  Специальный уровень (социально­педагогическая, социально­ психологическая) состоит в целенаправленном воздействии на  негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;  Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика)  представляет собой профилактическую деятельность в  отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты  отклонений или проблемности. Помимо этого, Л.С. Стракулина выделяет следующие виды  профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная. Первичная   профилактика   ­   комплекс   мер,   направленных   на предотвращение   негативного   воздействия   биологических   и   социально­ психологических   факторов,   влияющих   на   формирование   отклоняющегося поведения.   Следует   отметить,   что   именно   первичная   профилактика   (ее своевременность,   полнота   и   постоянность)   является   важнейшим   видом 13 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома превентивных   мероприятий   в   области   предотвращения   отклонений   в поведении детей и подростков. Вторичная   профилактика   ­   комплекс   медицинских,   социально­ психологических,   юридических   и   прочих   мер,   направленных   на   работу   с несовершеннолетними,   имеющими   девиантное   и   асоциальное   поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления. Под  третичной  профилактикой   понимается  комплекс  мер  социально­   имеющих   целью психологического   и   юридического   характера, предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное   учреждение   для   несовершеннолетних,   нуждающихся   в социальной реабилитации. Основная   цель   профилактической   деятельности   в   социальной   работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально­экономических, правовых, организационно­   В воспитательных, профилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее   психолого­педагогических   мер   воздействия. значение   имеет   умение   правильно   и   гибко   ориентироваться   в   каждой конкретной   ситуации,   объективно,   с   научной   достоверностью   обобщать фактический   материал,   тщательно   изучив   все   причины   установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.  В   соответствии   с   вышесказанным,   под   профилактикой   понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: 14 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома  предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и   условий,   вызывающих   социальные   отклонения   негативного характера;  предотвращение   возможных   физических,   психических   и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;  сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.  Профилактические   мероприятия   варьируются   в   зависимости   от характера   и   причин   социальных   отклонений.   В   обобщенном   виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств ведущих к социальным   отклонениям;   устраняющие   эти   обстоятельства;   мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. Из этого следует,   что   профилактика   должна   проводиться   в   форме   программы запланированных   действий,   направленных   на   достижение   желаемого результата,   предотвращение   возможных   проблем   и   наблюдение   за последующим состоянием социального объекта. Эффективность   осуществления   социальной   профилактики   во   многом определяется   профессионализмом   субъекта   воздействия   и   комплексным характером   профилактического   применения.   Социальная   профилактика создает   предпосылки   для   процесса   нормальной   социализации   личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали, тем самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения авторов «Российского   энциклопедического   словаря   по   социальной   работе»,   что   в профилактике   нуждается   все   население,   однако   есть   и   приоритетные 15 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома направления ее применения, имеются категории населения, нуждающиеся в ней   в   большей   мере.   К   таким   социальным   группам   можно   отнести   детей, подростков,   инвалидов,   пожилых,   лиц,   отличающихся   антисоциальным образом жизни, а также испытывающих временные трудности, и другие. С учетом   социального   положения,   статуса   данных   категорий   населения, потребностей   общества   в   предотвращении   многих   социальных   проблем   и строится профилактическая работа. [12, 137] Профилактика   семейного   неблагополучия   как   фактора   социального сиротства   относится   к   важнейшим   видам   профилактики,   используемых   в практике социальной работы. Различные литературные источники указывают два   этапа   профилактической   работы.   Первый   связан   с   выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В процессе   профилактики   должна   быть   обеспечена   полнота   выявления профилактируемого   контингента.   Это   будет   возможно   лишь   в   том   случае, если   в   данном   процессе   будут   участвовать   все   обозначенные   в   законе субъекты профилактики. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие органы   и   учреждения,   которые   работают   с   семьей   на   ранних   этапах формирования   личности   несовершеннолетнего   ­   учреждения   социальной   дошкольные   и   школьные защиты   населения   и   здравоохранения, образовательные   учреждения.   Согласно,   Федеральному   закону   Российской Федерации   «Об   основах   системы   профилактики   безнадзорности   и правонарушений   несовершеннолетних»   индивидуально­профилактическая работа, проводится как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В отношении тех и других разрабатываются   специальные   программы,  включающие   специфические   для каждого профилактируемого субъекта мероприятия. Следующим этапом профилактической работы являются мероприятия по   реабилитации   профилактируемого   лица.   Успех   реабилитации   зависит, 16 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома прежде   всего,   от   полноты   изучения   личности   профилактируемого, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учебе, к родителям,   состоянием   здоровья, труду, отклоняющегося поведения и его причин.    включая   и   психическое,   характера На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:  профилактика   социального   сиротства   ­   это   реальная необходимость,   важна   общая   организация   профилактической работы   на   определенной   территории   применительно   ко   всему контингенту несовершеннолетних и их семей;  профилактика   социального   сиротства   включает   в   себя   систему мероприятий,   связанных   с   изучением   и   прогнозированием безнадзорности,   беспризорности   и   социального   сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности;  работу   по   профилактике   социального   сиротства   в   подготовке подрастающего   поколения   к   ответственному   родительству необходимо   начать   с   формирования   позитивных   родительских установок   через   разработку   и   реализацию   программ,   которые способствовали   бы   формированию   правильного   подхода   к созданию семьи у молодых людей. 1.3. Характеристика инновационных форм в организации  социально­профилактической работы с детьми­сиротами и  детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях  детского дома Одной из острейших социально­экономических и психолого­ педагогических проблем в нашей стране является проблема социального  сиротства – явления, при котором дети остаются без родительской опеки при  живых родителях. 17 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Кроме того, сложившаяся система государственных учреждений  интернатного типа (дома ребенка, детские дома и школы­интернаты)  находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на  семью. В систему государственных мер по реализации права ребенка на  воспитание в семье входит создание альтернативных форм устройства детей­ сирот. Это такие формы, как усыновление, опекунские и приемные семьи,  Детские дома семейного типа, Детские деревни и городки, замещающая  семья. Начиная с 1990 года ориентиром гуманного, нравственного подхода к  детям во многих странах мира стала Конвенция о правах ребенка. Едва ли не  первоочередными среди важнейших прав детей в ней были названы право  ребенка на семью и на нормальные условия для полноценного умственного,  физического и духовного развития. В связи со сложившейся ситуацией остро встал вопрос устройства  детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Существующие  формы устройства детей­сирот (школы­интернаты, детские дома) выявили в  себе ряд проблем и противоречий:  Отсутствие контактов в социально­культурной сфере, прочных  связей с внешним миром, сотрудничества с различными социальными  институтами, закрытость, замкнутость воспитанников на специфических  внутренних проблемах, что затрудняет их постинтернатную социальную  адаптацию. Недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми,    страдающими от последствий материнской депривации. Разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе  воспитанников по мере взросления из одного учебно­воспитательного  учреждения в другое. 18 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Самым страшным последствием воспитания в детских домах становится отсутствие у воспитанников умений создать собственную семью и  воспитывать своих детей. Исследования ученых свидетельствуют, что,  несмотря на очень сильное желание создать нормальную семью, войти в  родную семью своего избранника или избранницы, бывшие воспитанники  интернатов почти всегда терпят неудачи на этом пути. [15, 71] Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей жизни. Семья способствует  самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую  активность, развивает индивидуальность. Именно в семье закладываются  нравственные нормы поведения, раскрываются внутренний мир и  индивидуальные качества личности. Масштабы социального сиротства потребовали принятия новых  конкретных мер. Ученые всего мира единодушны в одном: спасением для этих детей может быть только семья или условия, приближенные к семейным. Итак, рассмотрим инновационные формы для усыновления детей:  Детский городок или деревня ­ социально­педагогическое учреждение образования, созданное на основе двух и более воспитательных групп, в  рамках которых супруги или отдельные граждане (родители­воспитатели)  выполняют обязанности по воспитанию детей­сирот, детей, оставшихся без  попечения родителей. [6] Данная форма устройства детей отличается тем, что она  запрограммирована на сохранение и поддержание контактов ребенка с  биологическими родителями, что в полной мере соответствует основному  направлению политики государства в области поддержки и защиты детства.  Эта политика заключается в создании оптимальных условий для обеспечения  каждому ребенку­сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей,  19 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома гарантированных прав на воспитание в семье, уровень жизни, необходимый  для полноценного физического, умственного и духовного развития. Основной целью работы коллектива является формирование навыков  семейной жизни воспитанников, создание условий для их успешной  социальной адаптации и интеграции в общество, подготовка воспитанников к  самостоятельной жизни в обществе, а также воспитание гражданских и  нравственных качеств личности.  Целями деятельности Детского городка (деревни) являются:  объединение детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, для реализации права каждого ребенка на проживание и  воспитание в семье в атмосфере любви, счастья, заботы и взаимопонимания; создание необходимых условий для полноценного развития,  обучения и воспитания, подготовки к самостоятельной и трудовой  деятельности, социальной адаптации и реабилитации детей­сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей; осуществление государственной и общественной помощи детям­ сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей; защита прав и законных интересов воспитанников; профилактическая работа по предупреждению асоциального  поведения и правонарушений воспитанников. Практическими задачами функционирования Детского городка  (деревни) как семейной формы устройства детей­сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, являются:  Создание комфортных условий для проживания и воспитания  детей, их всестороннего индивидуально­личностного развития. Развитие положительных качеств личности каждого ребенка. Помощь каждому ребенку, подростку в познании культуры         семейных отношений. Привитие нравственных и этических норм, воспитание культуры  здорового образа жизни. 20 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома  Обучение нормам и правилам общежития, общению и  социальному взаимодействию. Осуществление социально­психологической реабилитации детей,    прибывших из неблагоприятной социальной среды. Осуществление развития гражданских и патриотических качеств  воспитанников. В Детский городок принимаются дети­сироты и дети, оставшиеся без  попечения родителей, в возрасте от 1 года до 12 лет.  Детский городок состоит из 12 воспитательных групп (семей),  размещенных в квартирных условиях. Во главе воспитательной группы  («семьи») – родитель­воспитатель, постоянно проживающий с детьми,  надежный и заботливый взрослый, создающий атмосферу тепла и уюта в доме, формирующий тесные семейные связи между опекаемыми детьми. В Детском городке (деревне) проводится внеклассная, внешкольная  работа с воспитанниками, организуется работа кружков, спортивных секций,  которая способствует физическому развитию детей, развитию склонностей и  способностей. Опыт показывает, что такая форма устройства детей­сирот  действительно является одной из приоритетных наряду с опекунскими,  приемными семьями и усыновлением. Следующая форма – это: Детский дом семейного типа ­  форма   воспитательного   учреждения, являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом. Детский  дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять   из   супругов,   брак   которых   зарегистрирован.   Для   организации детского дома семейного типа необходимо  желание  обоих  супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, а также если в семье есть родные или   усыновленные   дети,   достигшие   10   лет,  то   необходимо   и   их   согласие. Супруги являются организаторами детского дома семейного типа.  21 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Общее   количество   детей   в   детском   доме   семейного   типа,   включая родных   и   усыновленных   (удочеренных)   детей   не   должно   превышать   12 человек. Организаторами   детского   дома   семейного   типа   не   могут   быть следующие лица:  находящиеся  в кровном  родстве  с принимаемыми  на воспитание детьми;  имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на  воспитание;  лишенные   родительских   прав   или   ограниченные   судом   в родительских правах;  признанные   в   установленном   порядке   недееспособными   или ограниченно дееспособными;  отстраненные   от   обязанностей   опекуна   (попечителя)   за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;  являющиеся   бывшими   усыновителями,   если   усыновление отменено  судом по их вине. Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа   является   юридическим   лицом   в   виде   воспитательного   учреждения (некоммерческая   организация),   учредителями   которого   являются   органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления. В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского   дома   семейного   типа   организаторы   (супруги)   кроме   документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании.   Предпочтение   при   организации   детского   дома   отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, 22 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями). Как   и   при   усыновлении   при   организации   детского   дома   необходимо заключение органа опеки и попечительства об условиях жизни супругов. В последующем орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома   семейного   типа   осуществляет   контроль   за   условиями   жизни   и воспитания   детей,   охраной   их   прав   и   законных   интересов,   а   также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание. Передача   ребенка   на   воспитание   в   детский   дом   семейного   типа  осуществляется с учетом его мнения (а с 10­летнего возраста только с его согласия)   и   с   согласия   администрации   образовательного   или   лечебно   ­ профилактического  учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия   воспитателей   этого   детского   дома   семейного   типа   в   целях обеспечения психологической совместимости. Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся   ему   алименты,   пенсии   (по   случаю   потери   кормильца, инвалидности), другие социальные льготы. Следующая форма усыновления детей, которую мы рассмотрим, это: Замещающая   семья   ­  это   форма   семейного   устройства   детей   вне кровной семьи. Специалисты называют замещающей любую семью, которая взяла на воспитание ребёнка из сиротского учреждения, вне зависимости от формы устройства: усыновление, опека, приемная или патронатная семья. При создании любой замещающей семьи Семейный кодекс Российской Федерации   предусматривает   общий   перечень   требований.   В   замещающую семью   могут   быть   переданы   только   дети,   оставшиеся   без   попечения родителей,   с   учётом   этнического   происхождения,   принадлежности   к определенной религии и культуре, родному языку, возможностью обеспечения 23 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома преемственности в воспитании и образовании. При устройстве детей старше 10   лет   необходимо   их   письменное   согласие.   Кандидаты   на   создание замещающей   семьи   должны   быть   совершеннолетними   дееспособными гражданами и соответствовать требованиям к здоровью и моральному облику, установленным в ст. 146 и ст. 127 Семейного кодекса Российской Федерации.  Усыновление призвано закрепить сложившиеся между усыновителем и усыновленным   отношения,   наиболее   близкие   к   отношениям   между родителями   и   родными   детьми,   а   в   правовом   отношении   усыновленный ребёнок   полностью   приравнивается   к   биологическим   детям   усыновителя. Биологические родители, соответственно, с момента усыновления утрачивают свои   родительские   права   и   обязанности   полностью,   а   усыновители приобретают   всю   полноту   родительских   обязанностей   и   прав, предусмотренных   российским   законодательством.   Ребёнок   же   приобретает любящую семью, впитывает в себя семейные традиции и культурные ценности, что   в   будущем   служит   почвой   для   создания   собственной   семьи.   Но   на усыновление решаются немногие. Это большая моральная ответственность и серьёзные   материальные   обязательства.   Ежегодно   только   1­2   ребёнка приобретают такую семью. В России  государство  всесторонне  поддерживает  замещающие  семьи. Одна   из   граней   поддержки,   безусловно,   является   материальная.   Согласно Федеральному закону Российской Федерации  "О государственных пособиях гражданам,   имеющим   детей"   от   19   мая   1995   года   №   81­ФЗ   приёмным родителям,   организовавшим   приемную   семью   на   договорных   основаниях выплачиваются следующие виды пособий (2014г.):  единовременное пособие при передаче детей в приёмную семью (13 087 руб. 61 коп);  пособие   на   содержание   детей   ­   40%   от   заработной   платы усыновителя в отчётном периоде; 24 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома  денежные   компенсации   затрат   на   приёмного   ребёнка, произведенных в отчётном периоде;  зарплата   приёмного   родителя   (ее   размер   зависит   от   региона проживания приемной семьи). Таким   образом,   замещающая   семья   в   отношении   приёмного   ребёнка   обучающую, выполняет   многообразные   функции   (развивающую, воспитывающую,   социализирующую,   реабилитирующую)   и   призвана   решать задачи   восполнения   недостатка   его   эмоциональной,   сенсорной,   социальной информации,   ликвидации   его   отставания   в   развитии   от   сверстников   и нуждается в активной поддержке и стимулировании государства. Глава 2. Социальный проект социально­ профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей 2.1. Исследование необходимости социально­ профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей Разработку проекта предваряло социологическое исследование,  позволяющее оценить необходимость его разработки для конкретной целевой  25 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома группы (дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) и  населения города Соликамска. Цель: изучение отношения целевой группы, населения города,  специалистов детского дома к необходимости разработки социального  проекта. Задачи: 1. Подобрать инструментарий для проведения социологического  исследования. 2. Определить необходимость разрабатываемого проекта для  целевой группы в конкретном социальном учреждении. 3. Проанализировать результаты проведенного опроса для  разработки проекта с учетом предпочтений и ожиданий целевой группы. Для решения поставленных задач был проведен социологический опрос  и анкетирование. В исследовании принимали участие специалисты детского  дома города Соликамска, население города Соликамска и дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – целевая группа социального проекта  «Мастер­шеф». 1. Для проведения анкетирования специалистов учреждения и  населения города Соликамск были предложены следующие вопросы. Каждый  из предлагаемых вопросов предполагает ответы «да» или «нет». 1) Как вы считаете, число детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей будет расти? 2) Достаточно ли мер, которые предпринимаются для устранения  проблем детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей и принимаются ли они вообще? 3) Нужно ли специально разрабатывать проект для решения  проблем сиротства? 4) Можно ли посредством реализации проекта частично решить  проблему сиротства? 5) Можно ли проектом привлечь внимание общественности к  проблеме сиротства? 26 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома 6) Может ли проект дать положительный общественный резонанс  для решения проблемы сиротства? В анкетировании приняли участие 43 человек (22 человека –  специалисты учреждения, 21 человек – население города Соликамск). На  вопрос «Как вы считаете, число детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей будет расти?»  43 респондента ответили «да», 0 ­ «нет».  На вопрос «Достаточно ли мер, которые предпринимаются для устранения  проблем детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и  принимаются ли они вообще?» 10 респондентов ответили «да», 33 – «нет». На  вопрос «Нужно ли специально разрабатывать проект для решения проблем  сиротства?» 43 респондента ответили «да», 0 ­ «нет».. На вопрос «Можно ли  посредством реализации проекта частично решить проблему сиротства?» 15  респондентов ответили «да», 28 – «нет». На вопрос «Можно ли проектом  привлечь внимание общественности к проблеме сиротства?» 31 респондент  ответили «да», 12 – «нет». На вопрос «Может ли проект дать положительный  общественный резонанс для решения проблемы сиротства?» 9 респондентов  ответили «да», 34 – «нет». Итак, по результатам проведенного анкетирования мы выяснили, что  число детей­сирот и детей, оставшихся без попечения будет расти. Что, если  разработать проект кулинарной смены «Мастер­шеф», то он будет  пользоваться спросом. Но посредством реализации проекта будет только  частично решена проблема, поэтому нужно привлечь общественность. 2. В социологическом опросе приняли участие дети­сироты и дети,  оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет. Для них были предложены следующие вопросы: 1) Что в Вас изменилось, когда вы попали в детский дом? a) Характер b) Стал(а) замкнутым c) ничего 27 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома 2) Кто вам помогал адаптироваться к детскому дому после  родительского дома? a) Работники учреждения b) Новые друзья c) Никто  3) В чем Вы находите смысл жизни для себя? a) Друзья b) Увлечения c) Учеба d) Мысли о взрослой жизни, что будет дальше 4) В чем Вы больше всего испытываете недостаток? e) В семье и родителях f) В общении и друзьях g) В проведении досуга 5) Какие чувства Вы чаще всего испытываете? a) Тревогу b) Уверенность c) Никому не нужный d) Злость, агрессию  6) Увлекаетесь ли Вы чем­нибудь? a) Нет b) Спортивные игры c) Чтение d) Различные кружки 7) Хорошо ли Вы подготовлены к жизни вне детского дома? a) Хорошо b) Плохо c) Вообще не подготовлен(а) Интерпретация результатов: У 88% участвующих в анкетировании детей­сирот изменился характер  после того, как попали в детский дом, 12% из них стали замкнутыми в себе. 59 % работники учреждения помогли адаптироваться к детскому дому  после родительского дома, 23 % ­ новые друзья, а 18% ­ никто. На вопрос «В чем Вы находите смысл жизни для себя?» 41%  респондентов ответили  ­ «мысли о взрослой жизни», 29% ­ «увлечения», 18%  ­ «друзья» и 12% респондентов ответили, что «учеба». На вопрос «В чем Вы больше всего испытываете недостаток?»: 28 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома ­ в семье и родителях – 82%; ­ в общении и друзьях – 12%; ­ в проведении досуга – 6%. Следующий вопрос касался чувств, которые испытывает респондент.  70% опрошенных испытывают злость и агрессию, по 12% испытывают  уверенность и то, что никому не нужны, остальные 6% испытывают тревогу. На вопрос по поводу увлечения были получены следующие ответы: 53% ­ любят спортивные игры, 35% опрошенных ничем не увлекаются, по 6%  любят чтение и различные кружки. На вопрос «Хорошо ли Вы подготовлены к жизни вне детского дома?»  82% ответили, что вообще не подготовлены, 12% ­ «плохо», 6% ­ «хорошо». Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать  вывод, что для большей части детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей в возрасте от 14 до 18 лет с поступлением в детский дом жизнь  меняется кардинально, особенно это касается подготовка к взрослой жизни  вне детского дома. Это свидетельствует о том, что детям­сиротам нужна  особая поддержка, а также они нуждаются в помощи адаптироваться в  обществе. Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни   любого  молодого  человека, и  того, кто  покидает  учреждение   интернатного  типа, и, того, кто  уходит из родительской  семьи во взрослую   жизнь. Этот переход к независимой  жизни  связан  с серьёзными  стрессами.  Воспитанники детского  дома, интерната выходя за  его порог, умеют «быть  сиротой». Они  надеются на покровительство, обладают     «выученной  беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои   собственные  ресурсы. Поэтому очень важным является тщательное  планирование работы в этом направлении каждой службы педагогического  учреждения. 29 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Результаты исследования показали, что дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в регионе испытывают наибольшую потребность в  семье и родителях, в помощи и поддержке, в проведении досуга, в помощи  для вступления во взрослую жизнь. Опираясь на результаты проведенного исследования, мы убедились, что  детей­сирот нужно подготавливать во вступление к взрослой жизни, их  активном участии в жизни общества при условии вовлечения в кулинарную  школу и при условии успешного прохождения для того, чтобы знать, что  нужно для взрослой жизни. 2.2.  Социальный проект детской кулинарной смены для детей­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  интернатных учреждений Верхнекамья «Мастер­шеф» В настоящее время в детском доме реализуются различные программы и мероприятия, но, тем не менее, не в полной мере  присутствуют  кулинарные способности. Проект «Мастер­шеф» (полный текст документа представлен в  приложении 1) направлен на развитие кулинарного потенциала у  воспитанников детского дома, привлечение внимания общественности к их  проблемам, формирование позитивного настроя по отношению к детям­ сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оказания поддержки  им. 30 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Цель: создание условий для самореализации детей­сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей посредством вовлечения в деятельность  кулинарной смены. Задачи: 1. Организовать деятельность кулинарной смены для детей­сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей на базе Государственного  казенного образовательного учреждения Пермского края «Детский дом»  города Соликамска; 2. Сформировать группу детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей для их последующей самореализации в условиях  кулинарной смены; 3. Способствовать развитию социальной активности, навыков  социального взаимодействия детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей посредством вовлечения в совместную деятельность; 4. Развивать адаптивные навыки детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей посредством организации кулинарной деятельности. На сегодняшнее время в Соликамске создается много проектов по  кулинарии для детей. Но забывается тот факт, что есть и те дети, которым  нужна помощь – это дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей. Именно это и сподвигло на создание проекта «Мастер­шеф». Проект направлен на преодоление пассивности у воспитанников  детского дома, развитие кулинарных способностей и желание действовать,  изменять жизнь вокруг себя. Подготовка к самостоятельной жизни – одно из основных задач  процесса обучения курсов кулинарии, воспитанников детского дома, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное  развитие этих навыков необходимо в первую очередь. Проблема бесконфликтной интеграции воспитанников детского дома в  социум в настоящее время стоит очень остро. Часто дети­сироты оказываются 31 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома не приспособлены к самостоятельному проживанию, не имеют навыков  ведения домашнего хозяйства, не владеют знаниями приготовления пищи. Для решения этой проблемы в детском доме был создан кабинет кулинарии. Кулинария – искусство приготовления пищи. Важно не только  правильно готовить, но и правильно питаться. Умение вкусно готовить  хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки –  воспитывает эстетический вкус. Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку  для дальнейшей жизни. Дело в том, что дети, воспитывающиеся в детских домах, как правило,  получают готовую пищу, не зная, как и из каких продуктов она готовится, не  имея практического опыта, элементарных знаний и умений, присущих детям  из обычных семей.  Вот поэтому возникла идея о необходимости  проводить в  основном практические занятия  по кулинарии, дающие основы знаний и  умений готовить  пищу, соблюдать гигиену, культуру питания, как одного из  основных направлений решения проблемы социальной адаптации детей­сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей.   Безусловно, детский дом даже в лучшей его форме не может полностью компенсировать утрату семьи, но  наиболее эффективно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни в  обществе возможно.                       Владение кулинарией требует большого  объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы  соответствовать современным требованиям. Полученные на занятиях знания  помогут детям не только накормить в будущем свою  семью, гостей, но и  сделать, быть может, первый шаг в выбранной специальности. Подготовка к  самостоятельной жизни – одна из основных задач процесса обучения  кулинарных курсов воспитанников детского дома, которым в связи с  объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие  этих навыков необходимо в первую очередь. Весь курс обучения построен  32 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям  предлагается и интересный информационный материал, способствующий  расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию.  Актуальность проекта «Мастер­шеф» в том, что обучение детей   направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию,  являющихся важными этапами на пути социализации личности.  На занятиях по кулинарии воспитанники учатся искусству  приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам,  готовить разные закуски, салаты, первые и вторые блюда, десерты и торты. Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития  практических навыков детям­сиротам предлагается и интересный материал,  способствующий расширению кругозора детей­сирот, облегчающий их  дальнейшую социализацию. Для проведения занятий в детском доме выделено помещение, а также  созданы все условия для обучения.  Кабинет кулинарии является для детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей образцом современной кухни, где имеется современная  бытовая техника, инструменты, мебель, посуда, приборы и  специализированная литература.                                                                               Данный проект рассчитан на 1 год и 1 месяц: с декабря  2017 года по  январь 2018 года. Проект будет реализовываться под руководством  городской администрации и руководством детского дома. Непосредственными участниками проекта станут дети­сироты и дети,  оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет. Комплексная программа по обучению кулинарии проходит в несколько  этапов: 1 этап. Из истории кулинарии 33 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома 2 этап. «Разновидности блюд» состоит из нескольких направлений  (практикумы): a) Мой любимый рецепт; b) Русская кухня; c) Кулинарные журналы; d) Меню моего дня рождения; e) Кулинарные передачи; f) Великие повара; 3 этап. Игра. Отчетный ланч. Дегустация. Участие детей­сирот в  конкурсе на празднике Всемирный день повара. Перед началом реализации проекта согласуются организационные  моменты с детским домом, поскольку целевая группа будет набираться  посредством взаимодействия учреждения с детьми­сиротами. Совместно с  преподавателем кулинарных курсов информируют участников о создании  кулинарной кухни. Продолжительность одного занятия 2 – 2,5 часа. Количество блюд на  занятиях – 2­3 блюда. Выдается рецептура для приготовления блюд  участникам. В разработке и реализации проекта предполагается активное участие  социальных партнеров, которые войдут в состав  творческой группы и будут  вносить посильный вклад в развитие проекта: Социальные партнеры Супермаркет «Магнит» Сеть магазинов «Формула мебели» Возможности Организует спонсорскую помощь в  закупке продуктов  Организует спонсорскую помощь в  закупке мебели Сеть магазинов «Анкер» Сеть магазинов «Корпорация Центр» Организует спонсорскую помощь в  закупке бытовой техники и посуды Организует спонсорскую помощь на  различные праздники (подарки).  Занимается транспортировкой  участников Занимаются оформлением брошюр,  программ с выступлениями, ведут  ОАО Транспорт  Волонтеры  34 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома социальную страницу в сети  Интернет, расклеивают объявления и  так прочее Руководитель кулинарных курсов взаимодействует с социальными  партнерами, спонсорами. ОАО «Транспорт» осуществляет транспортировку участников; сеть  магазинов «Магнит» и «Анкер» организуют благотворительную помощь  участникам в виде подарков, призов, наград; сеть магазинов «Формула  мебели» организует благотворительную помощь в закупке мебели; сеть  магазинов «Корпорация Центр» организует благотворительную помощь в  закупке бытовой техники и посуды.  В классе кулинарных курсов будут проходить обучение 3 группы.  Группы будут делиться в зависимости от возраста, способностей. Работа с  группами строится в соответствии со следующими этапами. Первым этапом является формирование групп. Вторым этапом работы будет выступать проведение занятий с  участниками проекта. Подготовка реквизитов, презентаций, продуктов и так  далее. Третий этап включает уже плодотворную работу над занятиями для  участия групп в приготовлении пищи. Все мероприятия направлены на общение в группе со сверстниками,  преодоление стеснительности перед группой, развитие творчества, и, в  конечном итоге, более высокую степень адаптации в социуме. Ресурсная база проекта  Кадровые ресурсы:  ­ Руководитель проекта (разрабатывает положение проекта «Мастер­ шеф», определяет задачи, составляет график работы и расчет бюджета  проекта, составляет план выполнения задач проекта, определяет состав  участников, обеспечивает выполнение поставленных задач в пределах  35 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома обозначенных сроков и выделенных средств, осуществляет контроль за  соблюдение плана и отвечает за оперативное решение возникающих проблем). ­ Руководитель детского дома (предоставляет базу для реализации  проекта, согласовывает режим работы специалистов, участвует в  планировании совместной работы и осуществлении контрольных  мероприятий). ­ Преподаватель кулинарных курсов (организует кулинарные уроки для  детей, участвует в подготовке и распространении раздаточного материала). Материальные и финансовые ресурсы: Данный проект будет финансироваться из бюджета полученного гранта,  а также с помощью средств спонсоров (супермаркет «Магнит», сеть магазинов Корпорация Центр, сеть магазинов «Анкер», сеть магазинов «Формула  мебели»). Название Нормативно­ правовая база Мотивационная  Организационная Методическая  Материально­ техническая Кадровая Документы, методы работы ФЗ №273 «О дополнительном образовании от 29  Конвенция о правах ребенка 1989 год; Конституция РФ 2014 год;  ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по  1. 2. 3. социальной поддержке детей­сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. 4. декабря 2012 г. Развитие творческого потенциала Использование социально­адаптационной концепции  воспитания. ­ Инновационный проект;  ­ Методические разработки занятий. ­ Музыкальный центр;  ­ Ноутбук; ­ Проектор; ­ Помещение для кулинарных курсов; ­ Посуда; ­ Мебель; ­ Канцелярские товары. ­ Преподаватель кулинарных курсов. 36 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Весь ход реализации проекта отражается на сайте детского дома и в  других источниках массовой информации (радио, реклама) По завершении проекта будет реализован отчетный праздник,  посвященный Всемирному дню повара, на который будут приглашены все  желающие. Будет  игра «Мой лучший рецепт», где можно продегустировать  блюдо, приготовленное участниками. А члены жюри выберут лучший рецепт.  Кулинарные курсы предполагают численный охват участников проекта  – не менее 17 человек. Количество показательных выступлений – не менее 10,  участие в конкурсах различного уровня – не менее 5, по итогам проекта 1  отчетный игра с приготовлением своего лучшего рецепта, посвященная  всемирному дню повара.  Проект кулинарные курсы «Мастер­шеф» позволит  воспитанникам детского дома почувствовать себя нужными и интересными  обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты во взрослой  жизни после выхода из детского дома. В ходе реализации проекта комплексы,  психологические проблемы, вызванные потерей родителей, будут хоть на  немного забыты, а может даже, преодолены, что очень важно в адаптации  детей­сирот. Все воспитанники детского дома – участники проекта получат  помощь в осмыслении прожитой жизни и преодолении комплекса  «ненужности» путем повышения значимости жизненного опыта через  совместную деятельность. Благодаря проекту более успешно будет  происходить процесс социальной адаптации детей­сирот через организацию  кулинарных курсов. Благодаря проекту будут вовлечены в  благотворительную деятельность (для оказания материальной помощи детям­ сиротам) коммерческие и некоммерческие организации.  Полученные на занятиях знания помогут детям­сиротам не только  накормить в будущем свою семью, гостей, но и способствовать при выборе  будущей профессии. Подготовка к самостоятельной жизни – одна из  основных задач деятельности проекта, воспитанников детского дома,  37 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации  усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь. Обучение воспитанников детского дома направлено на их  самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными  этапами на пути социализации личности. После окончания проекта кулинарных курсов «Мастер­шеф» должна  действовать на 30% самостоятельно из средств на обучение, а 70% ­ за счет  спонсорских средств. Проект будет продолжать свою деятельность и после  завершения финансирования проекта. Предполагается развивать деятельность в социально­культурном направлении детей­сирот. Все оборудование, приобретенное в рамках проекта, будет  использоваться в дальнейшем на эту деятельность. Организация будет искать  дополнительные источники финансирования (благотворители, бюджетные  организации, администрация города Соликамска и так далее). По окончании деятельности в рамках проекта кулинарных курсов  «Мастер­шеф» предполагается, что его участники продолжат развивать  добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров. Дети­ сироты  осознают в процессе деятельности социальную значимость проекта,  так как научатся общаться, готовить и помогать друг другу. На период реализации проекта он станет востребованным и достаточно  популярным. В дальнейшем опыт реализации данного проекта может быть  распространен в других детских домах на территории Пермского края и за его пределами. Мы предполагаем, что наш проект «Мастер­шеф» заинтересует детские  дома других городов. Поэтому можно будет провести конкурс между  детскими домами на лучший рецепт года. 38 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Заключение Профилактика сиротства является одной из самых актуальных проблем  современной социальной работы. Неуклонный рост числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с одной стороны вызывает увеличение  внимания к каждому из них независимо от его возможностей, с другой  39 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома стороны вызывает стремление общества повышения ценности личности и  необходимости защищать ее права.  Подготовка   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения  родителей,   к  самостоятельной  жизни всегда  была острой  государственной  проблемой. Система государственного   попечения охватывает   практически  всех детей, нуждающихся   в опеке, и создаёт   материальные   предпосылки  для  их полноценного развития  и подготовки  к взрослой  жизни. Переход  к  самостоятельной   жизни   –   важный   момент   в   жизни   любого   молодого  человека, и  того, кто  покидает  учреждение  интернатного  типа, и, того, кто  уходит   из   родительской   семьи   во   взрослую   жизнь.   Этот   переход   к независимой  жизни  связан  с серьёзными  стрессами. Иными   словами, воспитанники детского   дома, интерната выходя за  его   порог,   умеют   «быть   сиротой».   Они   надеются   на   покровительство, обладают      «выученной   беспомощностью»,   не   подозревая,   что   можно  опереться   на   свои   собственные   ресурсы. Поэтому очень важным является тщательное   планирование   работы   в   этом   направлении   каждой   службы педагогического учреждения. На  Западе дети­сироты, которые воспитываются  в семейных детских домах,  обязаны   проходить   курсы   независимого   проживания   и   получать   по выходу из воспитательного учреждения сертификат об их окончании. Обычно с  детьми   занимаются   педагоги,  обучающие   их   домоводству,   планированию семейного   бюджета   и   другим   необходимым   вещам,   и   психологи,   которые помогают детям справляться с собственной агрессией, общаться с друзьями, учителями, коллегами, прививают им чувство ответственности. Международный   опыт   решения   проблемы   сиротства   будет способствовать   скорейшему   созданию   новой   системы.   Конечно,   не   все западные формы социальной адаптации детей­сирот применимы в России, но именно благодаря им у российских сирот появляются возможности вырасти 40 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома не в государственном специальном учреждении, а в семье. В Росси можно выделить такие формы, как программы социальной адаптации «Ступеньки», проект по социализации «Дружная кухня», программа «Готовим сами». Ощущение   сиротства   сопровождает   человека   на   протяжении   всей жизни, как бы она не сложилась. Все свои проблемы дети­сироты заслужено или не заслужено видят как  результат одиночества, воспитания  в детском доме или предвзятого отношения окружающих.   Дети­сироты   и   дети,   оставшиеся   без   попечения   родителей,   и   не получившие   положительного   опыта   семейной   жизни   не   могут   создать   Воспитываясь   в   государственных здоровую   полноценную   семью. учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым они расширяют поле социального сиротства. Кто­то после выхода из детского   дома   становится   преступником,   кто­то   наркоманом   или алкоголиком, а кто­то и вообще заканчивает жизнь самоубийством. Лишь одна десятая часть способна к полноценной самостоятельной жизни. Именно для решения задач организации социально­профилактической  работы с детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей и  был разработан социальный проект детской кулинарной смены «Мастер­ шеф», который может стать хорошей стартовой площадкой для развития  данного опыта в городе Соликамск, а затем и в крае. Жизнь в семье позволяет ребенку­сироте восполнить то, чего ему  недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации,  наблюдения за образцами детско­родительских и супружеских отношений,  развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты, а главное –  это получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, тот  набор статусов, которые помогут, получив приличное образование, хорошо  трудоустроиться и сделать карьеру. 41 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Настоящая работа имеет теоретическую и практическую значимость.  Систематизированный теоретический материал, разработанный социальный  проект может быть использован в работе специалистов по социально­ профилактической работе детей­сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей при стационарных учреждениях, на базе общественных  учреждений. Список литературы 1. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. N223 ­ ФЗ (в  ред. от 29.12.2017 г.) 2. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей­сирот и детей, Федеральный закон от 21.12.1996 г. N159­ ФЗ (в ред. от 07.03.2018 г.)  оставшихся без попечения родителей» Дорохова Т.С. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения  3. родителей, к замещающей семье: Инновационная направленность обучения и  воспитания в системе образования Екатеринбурга: материала XVII городских  42 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома педагогических чтений: под общ. ред. А.А. Симоновой, Н.А. Лопанюк. – Е.:  МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя», 2011 – 77 с. 4. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите  женщин, детей и семьи: учебное пособие для студентов средних  профессиональных учебных заведений. 2­е издание. – М.: издательский центр  «Академия», 2004 – 224 с. 5. детей, оставшихся без попечения родителей: Сборник. – М.: ГосНИИ семьи и  Инновационные модели семейных форм устройства детей­сирот и  воспитания, 2007 Митяев Л. Детская деревня: 2003 6. 7. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети­сироты: Советы воспитателя и  опекунам. 2­е издание, стереотип. – М.: издательский центр НЦ ЭНАС, 2005 – 56 с. 8. интернатных учреждениях: Воспитание и развитие детей в детском доме. –  Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в Одинцова А.Н., Шамахова Н.Н. Детский дом семейного типа: под ред.  М.: 1996 – 11 с. 9. Коробейниковой А.А. – В.: ВИРО, 2010 – 112 с. 10. Павлова М.А. Социально­педагогические технологии работы с  «трудными» детьми. – В.: Учитель, 2014 – 232 с. 11. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. Дети без семьи. – М.: 2005, 400 с. 12. Ракитский Б.В. Социальная политика: Толковый словарь. – М.:  Издательство Российской академии государственной службы, 2002 – 200 с. 13. Степанова Е., Федонина Н. От депривации – к социализации: Проблема  социализации детей как основная проблема образовательных учреждений  интернатного типа. – М.: ВЛАДОС, 2003 – 177 с. 14. Сулейманова  Г.В. Основы социально­психологической защищенности  детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ­ М.: Издательство Дашков и Ко, 2002 ­ 448 с. 15. книга для приемных родителей. – У.: 2015 – 200 с.  Трофимова Е.В., Хахлова О.Н. Успешное замещающее родительство:  43 Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного  Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома 16. ребенка.Пособие для психологов и педагогов. – М.: Владос, 2009 – 357 с. 17. Холостова Е.И. Социальная работа. – М.: 2004 ­  18.  Шипицина Л.М. Психология детей­сирот. – СПб.: 2005 – 627 с. 44 Колинко К.Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Приложение  45

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2018