Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Оценка 4.7

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Оценка 4.7
Исследовательские работы +4
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.06.2018
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
курсач 4 курсс.docx
Содержание Введение…………………………………………………………. Глава 1.Теоретические аспекты организации социальной защиты ВИЧ­ инфицированных лиц……………………………………………………………. 1.1. Особенности социально­правового статуса ВИЧ­инфицированных лиц… 1.2. Общие подходы организации социальной защиты ВИЧ­инфицированных  лиц…………………………………………………………………………… 1.3. Нормативно­правовые основы социальной защиты ВИЧ­инфицированных  лиц…………………………………………………………… Глава 2. Практические аспекты социальной защиты ВИЧ­инфицированных  лиц………………………………………………………………………………… 2.1. Порядок и условий предоставления социальных льгот и гарантий ВИЧ­ инфицированных лиц…………………………………………………… 2.2. Опыт социальной защиты ВИЧ­инфицированных лиц…………………………….. Заключение…………………………………………………………. Список литературы……………………………………………….. Приложение…………………………………………………………. Введение. Вич инфекция представляет собой хроническое заболевание человека,  которое вызывается вирусом иммунодефицита человека. При попадании в  кровь человека инфекция медленно разрушает иммунитет и он перестает  бороться с опухолями и заболеваниями. ВИЧ инфицирован почти 1% населения земного шара более 30 млн. человек.  Из них 2 млн. составляют дети. Безусловно, дети с ВИЧ ­ проблема в  обществе, которую необходимо брать под контроль. Но сделать это можно  только сообща, реально понимая масштабы этой беды. Социальная работа ­мощное оружие в борьбе с ВИЧ/СПИДом, адекватное  последствиям пандемии здесь и сейчас. В этом отношении социальная работа  приобретает двойной смысл: указывая направление в борьбе с эпидемией  ВИЧ, она подразумевает не только использование практических методов и  профессиональной подготовки, но и социальный ответ: угроза ВИЧ не может  рассматриваться только как личная или медицинская проблема ­ВИЧ/СПИД  должны стать предметом обсуждения в личных взаимоотношениях, семье,  общине, обществ. Актуальность данного исследования заключается в том, что в нашем  обществе, к сожалению, существует целый ряд социальных проблем,  связанных с ВИЧ, и большинство из них возникает из­за нехватки информации о самом вирусе, о дискриминации ВИЧ­положительных людей в обществе и  из­за недостаточной государственной поддержки. ВИЧ­положительные живут  в обществе, имеют семьи, работают по различным специальностям. Дети с  ВИЧ ходят в школы, ездят в летние лагеря, а некоторые дети, из числа  зараженных в больницах еще в конце 80­х  начале 90­х, уже подросли и  создают собственные семьи. Естественно, что в такой ситуации требуются  дополнительные усилия по просвещению населения, чтобы, с одной стороны,  дать возможность каждому человеку жить нормально и пользоваться всеми  правами гражданина своей страны, а с другой стороны предотвратить новые  заражения. На начало 2017 года общее число случаев ВИЧ­инфекции среди граждан  России достигло 1 114 815 человек (в мире — 36,7 миллионов ВИЧ­ инфицированных, в т.ч. 2,1 млн. ДЕТЕЙ). Из них умерло по разным причинам  (не только от СПИДа, а от всех причин) 243 863 ВИЧ­инфицированных (по  данным формы мониторинга Роспотребнадзора «Сведения о мероприятиях по  профилактике ВИЧ­инфекции, гепатитов В и С, выявлению и лечению больных ВИЧ»). В декабре 2016 г. 870 952 Россиян, жили с диагнозом ВИЧ­ инфекция. На 01 июля 2017 года число ВИЧ­инфицированных в России  составило 1 167 581 человек, из них умерли по разным причинам 259 156  человек (в 1­ом полугодии 2017 года уже умерло 14 631 ВИЧ­ инфицированных, что на 13,6% больше, чем за 6 месяцев 2016 года.).  Показатель пораженности населения РФ ВИЧ­инфекцией в 2017 году  составил 795,3 зараженных ВИЧ на 100 тысяч населения России. В 2016 г.  было выявлено 103 438 новых случаях ВИЧ­инфекции среди граждан России  (в мире 1,8 млн.), что на 5,3% больше, чем в 2015 г. С 2005 г. в стране  регистрируется рост количества новых выявленных случаев заражения ВИЧ, в 2011­2016 годах ежегодный прирост составлял в среднем 10%. Показатель  заболеваемости ВИЧ­инфекцией в 2016 г. составил 70,6 на 100 тыс.  населения. За 1­ое полугодие 2017 года в России выявлено 52 766 ВИЧ­инфицированных  граждан РФ. Показатель заболеваемости ВИЧ­инфекцией в 1­ом полугодии  2017 г. составил 35,9 случаев ВИЧ­инфекции на 100 тыс. населения. Больше  всего новых случаев в 2017 году выявлено в Кемеровской, Иркутской,  Свердловской, Челябинской, Томской, Тюменской областях, а также в  Ханты­Мансийском автономном округе.  Федеральный закон №38 «О предупреждении распространения в Российской  Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека  (ВИЧ­инфекции)» был принят Госдумой РФ 24 февраля 1995 года. Вступил в  силу ФЗ­38 30 марта того же года. Последние изменения в закон вносились 1  января 2017 года.  ФЗ­38 был принят для:  общественного признания, что ВИЧ­ инфекция приобретает массовое  распространение на территории РФ, и переходит заболевание в СПИД;  устранения тяжелых социально­демографических и экологический  последствий для населения Российской Федерации;  предотвращения угрозы здоровью нации;  законной защиты прав и интересов населения РФ. Объектом исследования являются: социальная защита ВИЧ­инфицированных  лиц. Предметом исследования: порядок и условий предоставления социальных  льгот и гарантий ВИЧ­инфицированных лиц Цель исследования: теоретическое обоснование особенностей социальной  защиты ВИЧ­инфицированных лиц Задачи исследования: 1. Изучить социальную и нормативно­правовую литературу по теме  исследования; 2. Дать характеристику социально­правового статуса ВИЧ­инфицированных  лиц; 3. Охарактеризовать организацию системы социальной защиты ВИЧ­ инфицированных лиц; 4. Охарактеризовать систему социального обеспечения льготами и гарантиями ВИЧ­ инфицированных лиц. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и  приложения. Основными методами исследования стали: изучение социальной и  нормативно­правовой литературы по теме исследования и систематизации  изученного. Глава 1.Теоретические аспекты организации социальной защиты ВИЧ­ инфицированных лиц 1.1. Особенности социально­правового статуса ВИЧ­инфицированных лиц Все мы знаем о существовании заболевания, вызываемого вирусом  иммунодефицита человека. Иногда нам кажется, что вопросы, связанные с  ВИЧ/СПИДом, нас не касаются, но действительно ли это так? Эта глобальная эпидемия достигла ужасающих масштабов в России и за  рубежом. Вследствие этого возникает необходимость ликвидации проблемы –  профилактики, информационного обеспечения, изучения заболевания и, что  особо важно, закрепления на законодательном уровне статуса ВИЧ­ инфицированных граждан. Основой дискриминации людей, инфицированных ВИЧ/СПИД, является  страх, и этот страх исходит в основном от неверной искаженной информации.  А где преобладает неправильная информация, табу, предубеждение и страх  относительно ВИЧ/СПИД, там постоянно нарушаются основные права  человека. Социальная защита людей, диагностированных как "ВИЧ­инфицированные",  регулируется радом законодательных актов РФ, касающихся прав граждан и  пациентов: Конституцией РФ; Основами Законодательства РФ об охране  здоровья граждан; некоторыми положениями Трудового, Жилищного,  Семейного Кодекса, Кодекса об административных правонарушениях,  Законом РФ "О занятости населения"; Федеральным законом "О  предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания,  вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ­инфекции)". Эти и  другие законы обязательны для исполнения государственными,  общественными и частными органами и организациями. Центральное место занимает Федеральный закон от 30 марта 1995 года № 38­ ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого  вирусом иммунодефицита человека», который закрепляет положения о  медицинском освидетельствовании ВИЧ­инфицированных граждан. Согласно  статье 5 закона о ВИЧ, «ВИЧ­инфицированные – граждане Российской  Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут  обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации,  законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов  Российской Федерации». Ключевыми антидискриминационными составляющими в законе о ВИЧ  служат статьи 14 и 17. Согласно последней, «не допускаются увольнение с  работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные  учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также  ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ­инфицированных на  основании наличия у них ВИЧ­инфекции, равно как и ограничение жилищных  и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ­инфицированных, если  иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом». В соответствии со статьей 14 закона «ВИЧ­инфицированным оказываются на  общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим  показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными  законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан». Закон о ВИЧ обязывает государство оказывать социально­бытовую помощь  ВИЧ­инфицированным, гарантирует им право на образование,  трудоустройство, при необходимости – переквалификацию (ст. 4). Статья 5 Семейного кодекса РФ гласит: если одно из лиц, вступающих в брак,  скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ­инфекции,  последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака  недействительным. За сокрытие источника заражения ВИЧ­инфекцией предусмотрена  административная ответственность. В уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за заражение  ВИЧ­инфекцией. Знание и использование населением и медицинскими работниками  существующих правовых норм позволит сделать работу по предупреждению  распространения ВИЧ­инфекции более реалистичной. Очень важно, что закон  устанавливает гарантии государства, в том числе связанные с регулярным информированием населения о доступных мерах профилактики ВИЧ­ инфекции, производстве средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ­ инфекции, доступность медицинского освидетельствования, в том числе  анонимного. Важно отметить, что практически все правовые нормы закона не противоречат моральным нормам. Для закона, регулирующего отношения в такой сложной  сфере, как профилактика ВИЧ­инфекции, сделать это было непросто.  Подобная ориентация призвана способствовать формированию более  гуманного правосознания и отношения населения и медиков к носителям  ВИЧ­инфекции и заболевшим СПИД. В этой ситуации важной проблемой является ответственность самих людей за  свое поведение и здоровье окружающих. Конечно, в рамки закона не вместить  сложнейшие социальные, нравственные и другие аспекты, имеющие отношение к профилактике ВИЧ­инфекции. Это проблемы культуры общества, культуры и нравственности конкретного человека, условий его формирования.  Современная социально­экономическая жизнь в России усиливает такие  явления, как безработица, нищенство, бродяжничество, проституция,  наркомания и многие другие, которые являются благоприятной средой для  эпидемии ВИЧ­инфекции. Таким образом, современная ситуация в нашей  стране связана с расширением сферы действующего законодательства по  предупреждению распространения ВИЧ­инфекции. Проблема СПИДа в нашей стране остается одной из самых актуальных на  данный момент и поэтому социальный контроль в сфере здравоохранения за  данным контингентом больных особенно важен. Актуальность правовой безграмотности, социальной незащищенности ВИЧ­ положительных граждан в настоящее время очевидна ­ все большее  количество людей, столкнувшихся с проблемой СПИДа, чьи права нарушены,  обращается в ГУЗ РЦПБ со СПИДом и ИЗ за помощью. По всем проблемам, описанным выше, можно получить дополнительную  информацию и помощь. У социальных работников — они располагают информацией о различных  правилах и инстанциях; могут сами оказать помощь (например, при  заполнении различного рода документов) или направят в другие инстанции. В юридической консультации — здесь ответят на вопросы юридического  характера. За более полной информацией стоит обратиться в палату  адвокатов. 1.2. Общие подходы организации социальной защиты ВИЧ­инфицированных  лиц  Хроническое заболевание, связанное с вирусом иммунодефицита человека  (ВИЧ­инфекция), приобретает массовое распространение во всем мире,  вызывает тяжелые социально­экономические и демографические последствия  для Российской Федерации. безопасности, а также угрозу существованию человечества, возникла  необходимость защиты прав и законных интересов населения. В соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения  в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ­ инфекции), принятым Государственной Думой Федерального Собрания РФ 24  февраля 1995 года, государством гарантируются: ­производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ­инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических  жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных  целях; ­доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ­ инфекции, в том числе и анонимного, с предварительным и последующим  консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского  освидетельствования как для свидетельствуемого, так и для лица,  проводящего освидетельствование; ­предоставление медицинской помощи ВИЧ­инфицированным ­ гражданам РФ в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам  Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; ­социально­бытовая помощь ВИЧ­инфицированным ­ гражданам РФ,  получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство; ­обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ­инфекции в  амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских  учреждениях в порядке, установленном уполномоченным Правительством  Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в  учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, в  порядке, установленном органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. ВИЧ­инфицированные ­ граждане РФ обладают на ее территории всеми  правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией  Российской Федерации и действующим законодательством РФ. Права и свободы граждан РФ могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ­инфекции только федеральным законом. Данный закон запрещает ограничение прав ВИЧ­инфицированных. Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в  приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие  медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов  ВИЧ­инфицированных на основании наличия у них ВИЧ­инфекции, равно как  и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей  ВИЧ­инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным  законом. Родители, дети которых являются ВИЧ­инфицированными, а также иные  законные представители ВИЧ­инфицированных ­ несовершеннолетних имеют  право на: ­совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре  учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время  пособий по государственному социальному страхованию; ­сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным  законным представителем ВИЧ­инфицированного ­ несовершеннолетнего в  возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии  поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста; время ухода за ВИЧ­инфицированным ­ несовершеннолетним  включается в общий трудовой стаж; Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской  Федерации могут устанавливаться и другие меры социальной поддержки  ВИЧ­инфицированных и членов их семей. Статьей 19 закона установлена социальная поддержка ВИЧ­инфицированных  ­ несовершеннолетних. Так, ВИЧ­инфицированным ­ несовершеннолетним в возрасте до 18 лет  назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются меры социальной поддержки, установленные для детей­инвалидов законодательством  Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ­ инфицированными ­ несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу  за ребенком­инвалидом в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации. Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом  иммунодефицита человека в результате ненадлежащего исполнения своих  служебных обязанностей медицинскими работниками учреждений,  оказывающих медицинскую помощь, производится в порядке, установленном  гражданским законодательством Российской Федерации. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы  здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ­ инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами,  содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в  особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с  законодательством Российской Федерации. Постановлением Минтруда РФ от 08.08.1996 N 50 утвержден Порядок  предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов  в неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36  рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в  опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций  здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ­ инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с  материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы  здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ­ инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами,  содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежат: ­обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или  смерти при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации; ­обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на  производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации. 1.3. Нормативно­правовые основы социальной защиты ВИЧ­инфицированных  лиц В связи с массовым распространением в мире заболевания, вызванного  вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ­инфекция), которое остается  неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу, вызывает  тяжелые социально­экономические и демографические последствия для РФ,  создает угрозу личной, общественной и государственной безопасности, угрозу  существования человечества, ­ все это вызвало необходимость защиты прав и  законных интересов населения и применения современных эффективных мер  комплексной профилактики ВИЧ­инфекции. За прошедшие десятилетия эпидемии многие страны мира прошли трудный  путь по формированию нормативно­правовой базы, регламентирующей  положение ВИЧ­инфицированных лиц, включающей систему льгот и  ограничений, защиту от дискриминации. Одним из первых нормативных правовых актов, касающихся проблемы  распространения ВИЧ, в нашей стране был Приказ Минздрава СССР N 776 от  10 июня 1985 г. «Об организации поиска больных СПИД и контроле доноров на наличие возбудителя СПИД». Следует отметить, что данный Приказ был  издан еще до появления первого инфицированного ВИЧ гражданина СССР и  предусматривал ряд превентивных мер в системе здравоохранения. В 1987 г. после появления первого больного вышел Приказ Минздрава СССР  N 1002 от 4 сентября 1987 г. «О мерах профилактики заражения вирусом  СПИД». Данный нормативный правовой акт вводил ряд норм, направленных  на предотвращение распространения инфекции среди населения. Указанные  нормы носили преимущественно административный характер и были связаны  с ограничением прав лиц различных групп в интересах общества в целом. В продолжение совершенствования законодательства у нас в стране 23 апреля  1990 г. был принят Закон СССР «О профилактике заболевания СПИД»,  рассматривающий ситуацию распространения ВИЧ­инфекции как социальное  явление и впервые в СССР вводящий систему правовых гарантий и льгот.  Декларировалось право на медицинскую и социальную помощь. Кроме того, в  Законе были сохранены нормы об обязательном освидетельствовании,  уголовной ответственности за заведомое поставление в опасность заражения и заражение СПИДом лицом, знавшим о наличии у него ВИЧ­инфекции,  выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства при отказе от  освидетельствования. Вводилась норма об обязательном профилактическом  наблюдении за ВИЧ­инфицированными. В ключе демократических  преобразований, происходивших в обществе в то время, Закон  предусматривал применение медицинских мер принудительного характера  лишь с санкции прокурора. Была предусмотрена и возможность  административного либо судебного обжалования. Основным нормативно­правовым актом, регламентирующим оказание медико­ социальной помощи лицам, затронутым ВИЧ в РФ является принятый в 1995  году и действующий по настоящее время Федеральный закон от 30.03.1995 г.  «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания,  вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ­инфекции)». В ст. 4  гл. 1 «Гарантии государства» определены следующие гарантии: • регулярное информирование населения, в том числе через СМИ, о  доступных мерах профилактики ВИЧ­инфекции; • эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ­инфекции на  территории РФ; • производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ­ инфекции; • доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ­ инфекции; • бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и  специализированной медицинской помощи ВИЧ­инфицированным гражданам  РФ; • развитие научных исследований по проблемам ВИЧ­ инфекции; • включение в учебные и образовательные программы учреждений  тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию; • организация и пропаганда мер профилактики ВИЧ­ инфекции и СПИДа  среди населения; • социально­бытовая помощь ВИЧ­инфицированным гражданам РФ,  получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство; • оказание помощи в решении социально­правовых и реабилитационных  вопросов в отношении носителей ВИЧ и больных СПИДом. Кроме этого закона, на современном этапе организация медико­социальной  помощи ВИЧ­инфицированным и больным СПИДом осуществляется в  соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране  здоровья граждан (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30­ФЗ, от  20.12.1999 N 214­ФЗ, от 02.12.2000 N 139­ФЗ, от 10.01.2003 N 15­ФЗ, от  27.02.2003 N 29­ФЗ, от 30.06.2003 N 86­ФЗ, от 29.06.2004 N 58­ФЗ, от  22.08.2004 N 122­ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288) и Федеральным законом от 30.03.95 N 38­ФЗ «О предупреждении  распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом  иммунодефицита человека (ВИЧ­инфекции)» (в редакции Федеральных  законов от 12.08.96 N 112­ФЗ, от 09.01.97 N 8­ФЗ, от 07.08.2000 N 122­ФЗ, от  22.08.2004 N 122­ФЗ), Постановлениями Правительства Российской  Федерации: от 28.07.2005 N 461 «О программе государственных гарантий  оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи  на 2005 год»; от 01.12.2004 N 715 «Об утверждении перечня социально  значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»; от 27.12.2004 N 856 «Об утверждении Правил обеспечения  бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ­инфекции в амбулаторных  условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях», а  также ведомственными нормативными документами. Таким образом, социально­медицинская работа с ВИЧ­инфицированными и  больными СПИДом основывается на нормативно­правовой базе, которая определяет социальный статус, права и обязанности данного контингента.  Расширение перечня нормативно­правовых актов и уточнение их содержания  связано с ростом численности заболевания, а так же осознанием  необходимости оказания социальной и медицинской помощи ВИЧ­ инфицированным и больным СПИДом лицам. Глава 2. Практические аспекты социальной защиты ВИЧ­инфицированных  лиц 2.1. Порядок и условий предоставления социальных льгот и гарантий ВИЧ­ инфицированных лиц Гарантии и социальные льготы, связанные с ВИЧ­инфекцией. Предоставляемые льготы гражданам, больным ВИЧ­инфекцией не связаны  именно с наименованием данного заболевания. Болезнь, вызванная вирусом  иммунодефицита человека находится в одном ряду с другими заболеваниями, наличие которых дает право на получение социальных льгот. В случае установления инвалидности уполномоченным учреждением в связи с  каким­либо заболеванием (не только ВИЧ­инфекция) государство  гарантирует предоставление ряда социальных льгот, которые могут  отличаться в зависимости от субъекта Российской Федерации. Определение степени утраты трудоспособности при любых заболеваниях,  либо функциональных расстройств здоровья является полномочием Главного  бюро медико­социальной экспертизы. Степень, тяжесть расстройств здоровья  (в том числе и в связи с ВИЧ­инфекцией) определяется в соответствии с  приказом Приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико­социальной  экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико­ социальной экспертизы»: Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) Бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом иммунодефицита  человека (ВИЧ) Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ], проявляющаяся в  виде инфекционных и паразитарных болезней Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ], проявляющаяся в  виде злокачественных новообразований Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ], проявляющаяся в  виде других уточненных болезней Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ], проявляющаяся в  виде других состояний Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ], неуточненная  С января 2015 года вступили в силу изменения в федеральный закон  от  30.03.1995 № 38­ФЗ «О предупреждении распространения в Российской  Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека  (ВИЧ­инфекции)», которые изменили  редакцию некоторых положений   указанного федерального закона, а именно статью 18: «Права родителей, дети  которых являются ВИЧ­инфицированными, а также иных законных  представителей ВИЧ­инфицированных – несовершеннолетних. Родители, дети которых являются ВИЧ­инфицированными, а также иные  законные представители ВИЧ­инфицированных ­ несовершеннолетних имеют  право на: совместное пребывание с ребенком в возрасте до 18 лет в медицинской  организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях с выплатой за это время пособий в соответствии с законодательством  Российской Федерации об обязательном социальном страховании; сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным  законным представителем ВИЧ­инфицированного ­ несовершеннолетнего в  возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии  поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного  возраста; время ухода за ВИЧ­инфицированным ­ несовершеннолетним  включается в общий трудовой стаж». (Ранее указывался возраст до 15 лет). Названным законом также предусмотрены меры социально поддержки  несовершеннолетних (в возрасте до 18): социальная пенсия, пособие и иные  меры социальной поддержки, установленные для детей­инвалидов, также  лицам, осуществляющим уход за ВИЧ­инфицированными ­  несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком­ инвалидом. Основным законом, регламентирующим данный вид социальной поддержки  является федеральный закон  от 24.11.1995 года № 181­ФЗ «О социальной  защите инвалидов в Российской Федерации». В данном нормативном акте  раскрываются понятия о социальной защите и социальной поддержке  инвалидов. Трудовые гарантии  Согласно ст. 262 Трудового Кодекса РФ одному из родителей (опекуну,  попечителю) для ухода за детьми­инвалидами по его письменному заявлению  предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в  месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо  разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого  дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.  Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации. Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их  письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без  сохранения заработной платы.  Позиция судов относительно предоставления дополнительных дней отпуска  выражается в том, что работодатель обязан предоставить дополнительные  выходные дни по письменному заявлению работника, являющегося опекуном  ребенка­инвалида. Даже в случае несоблюдения работником процедуры оформления документов на предоставление дополнительных выходных дней не является основанием  для увольнения за прогул. Использование работником выходных дней может  быть признано самовольным лишь в том случае, когда предоставление  дополнительного выходного дня является правом работодателя. Родители могут разделить между собой  дополнительные дни отпуска. Так  как суммирование выходных дней за два и более месяцев не допускается, то  заявление следует подавать по месту работы ежемесячно, к нему прилагается  (один раз в год) справка органа социальной защиты об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в детском доме или интернате, а также  справка с места работы другого родителя о том, что на момент обращения  дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце  им не использованы. Оплата каждого дополнительного выходного дня  производится в размере среднего дневного заработка. Организация при этом  не несет никаких убытков: оплата производится за счет взносов в Фонд  социального страхования. Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми­инвалидами (выдержки из  Постановления  Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048): 1)  Одному из родителей (опекуну, попечителю) предоставляются по его  заявлению 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в календарном  месяце, оформляемых приказом (распоряжением)  работодателя. Форма заявления утверждена приказом Министерства труда и  социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1055н   ФОРМА                                                                                                                ___________________________________________________ (должность руководителя организации, полное наименование организации  (обособленного подразделения), фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации, индивидуального предпринимателя)                                                                                               от  ____________________________________________________ (должность работника, наименование структурного подразделения  организации (обособленного подразделения), фамилия, имя, отчество (при  наличии) работника) Заявление о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю)  дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми­ инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской  Федерации прошу предоставить мне дополнительные оплачиваемые выходные  дни для ухода за ребенком­инвалидом    (дата (даты) предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней) в  количестве   календарных  дней.   (общее число календарных дней, необходимых  работнику  для ухода за ребенком­инвалидом)   Сообщаю, что  (сведения, сообщаемые работником о втором родителе ребенка­инвалида, в  связи с которыми справка с места работы другого родителя (опекуна,  попечителя) не требуется) Документы (копии документов), предусмотренные законодательством  Российской Федерации для предоставления дополнительных оплачиваемых  выходных дней для ухода за  детьми­инвалидами,  на   листах  прилагаю. Достоверность представленных мною сведений подтверждаю. (дата написания заявления)   2)        Периодичность подачи заявления (ежемесячно, один раз в квартал,  один раз в год, по мере обращения или др.) определяется родителем  (опекуном, попечителем) по согласованию с работодателем в зависимости от  необходимости использования дополнительных оплачиваемых выходных дней. (подпись) 3) Для предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней  родитель (опекун, попечитель) представляет следующие:  Документы либо их копии, прилагаемые к заявлению: а)однократно предоставляется справка (копия) , подтверждающая факт  установления инвалидности, выданная бюро (главным бюро, Федеральным  бюро) медико­социальной экспертизы; б) документы, подтверждающие место жительства (пребывания или  фактического проживания) ребенка­инвалида; в) однократно предоставляется  копия свидетельства о рождении  (усыновлении) ребенка либо копия документа, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком­инвалидом; г) оригинал справки с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично,  либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том,  что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявления о  предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных  оплачиваемых выходных дней, в случае смерти одного из родителей такая  справка не требуется. 4) Предоставление работодателю справки, подтверждающей факт  установления инвалидности ребенка, осуществляется в соответствии со  сроками установления инвалидности (один раз, один раз в год, один раз в 2  года, один раз в 5 лет).   5) Если одним из родителей (опекуном, попечителем) дополнительные  оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично,  другому родителю (опекуну, попечителю) в этом же календарном месяце  предоставляются оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.  6) Дополнительные оплачиваемые выходные дни не предоставляются  родителю (опекуну, попечителю) в период его очередного ежегодного  оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. При этом у другого  родителя (опекуна, попечителя) сохраняется право на 4 дополнительных  оплачиваемых выходных дня. 7) При наличии в семье более одного ребенка­инвалида количество  предоставляемых в календарном месяце дополнительных  оплачиваемых выходных дней не увеличивается.  8) Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не  использованные в календарном месяце родителем (опекуном, попечителем) в  связи с его временной нетрудоспособностью, предоставляются ему в этом же  календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности  в указанном календарном месяце и предъявления листка  нетрудоспособности). 9)  Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в  календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся. 10)  Оплата каждого дополнительного оплачиваемого выходного дня  производится в размере среднего заработка родителя (опекуна, попечителя). 11)  Родитель (опекун, попечитель) обязан извещать работодателя о  наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение  дополнительных оплачиваемых выходных дней.    Исключение:  если один из родителей (опекунов, попечителей) не состоит в трудовых  отношениях либо является индивидуальным предпринимателем, адвокатом,  нотариусом, занимающимся частной практикой, или иным лицом,  занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации  порядке частной практикой, членом зарегистрированных в установленном  порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, родитель  (опекун, попечитель), состоящий в трудовых отношениях, представляет  работодателю документы (их копии), подтверждающие указанные факты, при  каждом обращении с заявлением. Если имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя (опекуна, попечителя), признания его безвестно отсутствующим, лишения  (ограничения) родительских прав, лишения свободы, пребывания его в  служебной командировке свыше одного календарного месяца или других  обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель (опекун,  попечитель) не может осуществлять уход за ребенком­инвалидом, а также  если один из родителей (опекунов, попечителей) уклоняется от воспитания  ребенка­инвалида, справка с места работы не представляется. Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в  приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и  медицинские организации, а также ограничение иных прав и законных  интересов ВИЧ­инфицированных на основании наличия у них ВИЧ­инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов  семей ВИЧ­инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим  Федеральным законом (ст. 17 ФЗ № 38­ФЗ) Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого  помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем  инвалидов и семей, имеющих детей­инвалидов Органами государственной власти субъектов Российской Федерации  (министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской  области)  предоставляются меры социальной поддержки инвалидов в части  оплаты жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем  инвалидов и семей, имеющих детей­инвалидов, нуждающихся в улучшении  жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. С 1 июля 2015 года вступили в силу изменения в федеральный закон от  24.11.1995  № 181­ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской  Федерации» в части установления стоимости предельной стоимости  предоставляемых жилищно­коммунальных услуг на 1 квадратный метр  для  инвалидов в качестве меры социальной поддержки (Постановление  Правительства РФ от 22.06.2015 № 610 «О федеральных стандартах оплаты  жилого помещения и коммунальных услуг на 2015 ­ 2017 годы»). Семьям, имеющим детей­инвалидов, учитываются рекомендации  индивидуальной программы реабилитации инвалида (индивидуальная  программа реабилитации разрабатывается специалистами учреждения,  проводившими медико­социальную экспертизу ­ так теперь называется ВТЭК  ­ в течение месяца после признания лица инвалидом и после утверждения  руководителем учреждения направляется в орган социальной защиты  населения), состояние его здоровья, а также другие обстоятельства  (приближение к лечебно­профилактическому учреждению, месту жительства  родных, близких и т.п.). Занимаемое семьей, имеющей ребенка­инвалида,  жилое помещение может быть заменено на другое равноценное помещение в  соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида  (переселение с верхних этажей на нижние, приближение к месту жительства  родных, близких и т.п.). Семьям, имеющим детей­инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50  процентов оплаты жилья в домах государственного, муниципального и  общественного фонда, оплаты коммунальных услуг (независимо от  принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального  отопления, ­ стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм,  установленных для продажи населению в рамках реализации норм  федерального закона«О социальной защите инвалидов в Российской  Федерации (более подробную информацию могут предоставить органы  социальной защиты в соответствующем районе). Необходимо отметить, что законодательно определено, кому и при каких  обстоятельствах запрещено отказывать в приеме на работу, а именно: 1. Женщинам ­ по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей   (ч. 3 ст. 64 ТК РФ). 2. Работникам, письменно приглашенным в порядке перевода от другого  работодателя, ­ в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места  работы (ч. 4 ст. 64 ТК РФ). 3. Лицам, избранным на должность (абз. 2 ч. 2 ст. 16, ст. 17 ТК РФ). 4. Лицам, избранным по конкурсу на замещение соответствующей должности  (абз. 3 ч. 2 ст. 16, ст. 18, ч. 1, 2 ст. 332 ТК РФ). 5. Лицам, в пользу которых вынесено судебное решение, обязывающее  работодателя заключить трудовой договор (абз. 6 ч. 2 ст. 16ТК РФ). 6. Инвалидам, направленным на трудоустройство в счет квоты рабочих мест  (абз. 5 ч. 2 ст. 16 ТК РФ, п. п. 1, 2 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032­1). 7. ВИЧ­инфицированным гражданам, если отказ мотивирован их  заболеванием (ст. 17 Федерального закона от 30.03.1995 № 38­ФЗ).   Дополнительная жилая площадь и улучшение жилищных условий            Родители ВИЧ­положительных детей имеют право  на дополнительную  жилую площадь, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и если  ВИЧ­положительный — несовершеннолетний в возрасте до 18 лет проживает  с ними. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г.  № 817 утвержден исчерпывающий  перечень заболеваний, дающих право перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на  дополнительную жилую площадь: 1. Активные формы туберкулеза всех органов и систем. 2.Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного  наблюдения. 3. Трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненная  нефростома, строма мочевого пузыря, не корригируемое хирургически  недержание мочи, противоестественный анис, пороки развития лица и черепа  с нарушением функций дыхания, жевания, глотания. 4. Множественные поражения кожи с обильным отделяемым. 5. Проказа. 6. ВИЧ­инфекция у детей. 7. Отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно­двигательной  системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением  функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел­ колясок. 8. Органические заболевания центральной нервной системы со стойким  нарушением функции нижних конечностей, требующие применения  инвалидных кресел­колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов. 9. Состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга. 10. Тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной  недостаточностью II ­ III степени. Основанием для предоставления льгот является справка, подтверждающая  факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной  службы медико­социальной экспертизы. 2.2. Опыт социальной защиты ВИЧ­инфицированных лиц Признавая, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека  (ВИЧ инфекция), приобретает массовое распространение во всем мире,  остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу,  вызывает тяжелые социально­экономические и демографические последствия  для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной,  государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,  вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения, а  также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ инфекции, Государственная Дума  Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий  Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской  Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека  (ВИЧ инфекции)» от 30 марта 1996 года, в котором помимо общих положений об этом заболевании содержится положения о медицинской помощи ВИЧ  инфицированным, социальной защите ВИЧ инфицированных и членов их  семей, несовершеннолетних ВИЧ инфицированных, социальной защите лиц,  подвергающихся риску заражения при выполнении своих служебных  обязанностей. Среди услуг, связанных с ВИЧ / СПИДом, описываемы в данном законе и  ожидаемые от социального работника, наиболее распространенными  являются: социально­психологическая помощь, направленная на снижение  психологических последствий заражения СПИДом, и следующих за этим  социальной изоляцией, стигматизации, дискриминации, которые чаще всего  выражаются в депрессии, страхе, беспокойстве; помощь в поиске и получении социальных услуг, связанных с обеспечением  жильем, уходом за больными, заботой о детях; помощь в решении проблем, связанных с постоянно возрастающим объемом  необходимых медицинских услуг; помощь в осознании заболевшим своих основных гражданских прав и их  защите, прежде всего в связи со статусом ВИЧ инфицированного. Кроме того, социальная работа с больными ВИЧ и СПИДом имеет ряд  специфических и зачастую трудновыполнимых задач. Развитие системы  социальных услуг для больных СПИДом требует решения вопроса о  социальном тренинге и защите (включая меры психологической защиты)  самих социальных работников. Распространенные в обществе мифы и  стереотипы по поводу СПИДа присущи и многим социальным работникам, в результате чего у них возникает страх, нежелание работать с больными  СПИДом и членами их семьи. Поэтому, прежде всего, требуется  образовательная подготовка самих социальных работников по клиническим и  практическим вопросам, связанным со СПИДом. Для поддержания и  сохранения психологического здоровья социальных работников необходимо  создание социальных групп поддержки во всех социальных организациях,  обслуживающих ВИЧ инфицированных и больных СПИДом, которые должны  помочь социальному работнику справиться с собственным страхом  преодолеть собственные предрассудки по поводу СПИДа, психологически  подготовить социального работника к возможности смерти клиента. Среди других трудностей, связанных с социальной работой с ВИЧ  инфицированными, множество морально­этических. Большинство клиентов  данной категории принадлежат к социальным группам, демонстрирующим не  одобряемое в обществе поведение (наркоманы, проститутки,  гомосексуалисты), отсюда возможный конфликт между социальными  нормами и ценностями, которых придерживается социальный работник, и  поведение клиента и, как следствие, отказ работать с данной группой  клиентов. По той же причине возможны препятствия в получении  необходимого обслуживания в ряде других организаций. Для предотвращения подобных ситуаций требуется особый ценностно­ориентированный тренинг  социального работника. Россия этим законом сделала первый шаг на пути  государственно­правового регулирования борьбы с распространением  ВИЧ/СПИД. Нет государственной идеологии, нет целостной, научно­ обоснованной и экономически выверенной концепции. Без названных  атрибутов нормативно­правовая база и подзаконные акты не могут быть  приведены в соответствие с вновь принятым Федеральным законом.  Отсутствие национального органа, координирующего деятельность как  государства, так и общественности и науки, отечественной и зарубежной, не  позволит создать полноценного механизма реализации принятого Закона.  Указанные недостатки в национальной политике по решению проблем  ВИЧ/СПИД усугубляются отсутствием четкого разделения компетенции в  органах власти и управления. До сих пор не разграничена компетенция  Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России в этой области. В настоящее время в России социальная работа с ВИЧ инфицированными и  больными СПИДом и их семьями находится преимущественно в руках  негосударственных организаций, число которых продолжается увеличиваться. Государственные административные структуры, к сожалению, не уделяют  достаточного внимания этому вопросу. И, думается, причины не только  экономические, но и социальные. В России более 60% случаев заражения СПИДом происходит среди наркоманов, гомосексуалистов, проституток, то  есть социальных групп, которые всегда находились вне государственной  социальной поддержки. Но деятельность негосударственного сектора в сфере, связанной со СПИДом,  сталкивается с рядом серьезных проблем: чрезвычайно ограниченные финансовые возможности; недостаток людских ресурсов и часто отсутствие необходимого образования  и опыта у сотрудников; неопределенность правового регулирования деятельности негосударственных  организаций в социальной сфере (в частности, до сих пор не решен вопрос о  лицензировании деятельности социального работника). Деятельность данных организаций можно только приветствовать, но они не в  состоянии удовлетворить социальные потребности как ВИЧ инфицированных  и больных СПИДом, так и людей, подверженных риску заражения СПИДом.  Учитывая, что эти потребности в ближайшее время будут возрастать,  становится очевидна необходимость развития государственной системы  социального обслуживания, связанного с ВИЧ / СПИДом, которая должна  охватывать функционирующие на местном или региональном уровне  государственно­административные органы, осуществляющие комплексное  руководство в этой области и обладающие правом законодательной  инициативы. Каждая социальная служба устанавливает свою политику и правила  получения срочной неотложной помощи во внерабочие часы агентства. Но при этом всегда соблюдаются два основных принципа: любому клиенту должна быть доступна срочная социальная или медицинская  помощь в любое время суток; социальный работник имеет право на частную жизнь, поэтому его домашний  телефон и адрес, по общему правилу, не сообщается клиенту и членам его  семьи. Однако в обязанности социального работника входит довести до сведения  своего клиента установленные процедуры получения помощи в чрезвычайной  ситуации в любое время суток. Одним из непреложных правил деятельности любой организации,  обслуживающей ВИЧ инфицированных людей, является правило строгой  конфиденциальности в отношении информации о клиенте. Агентство разрабатывает правила хранения такой информации, обычно в виде файлов, и  соответствующие меры безопасности. В октябре­декабре 2001 г. в городском СПИД центре были проведены  глубинные интервью с ВИЧ инфицированными. Практически все респонденты  в том или ином виде жаловались на отсутствие необходимого  медикаментозного лечения. Многие из опрашиваемых уверенно оперировали  цифрами, согласно которым из нескольких тысяч ВИЧ инфицированных  Санкт­Петербурга только 100­200 человек получают лечение. Проблема  обеспечения необходимыми медикаментами ВИЧ инфицированных имеет  социальную окраску. Общество заинтересовано в длительном поддержании нормальной  жизнедеятельности этой группы населения, учитывая трудоспособный возраст большинства пациентов. Кроме того, отсутствие лечения вызывает у людей  агрессию («мы даем подписку о нераспространении и все, а нам взамен ничего не дают»), которая часто находит выход в социально опасном поведении  (вступлении в беспорядочные половые связи, употребление наркотиков,  правонарушения и т. п.). Очевидно, что обеспечение современного  медикаментозной терапии должно стать, наряду с профилактикой, одной из  приоритетных задач в области СПИДа. Это требует и изменения политики  финансирования, и создания нормативной базы по закреплению смешанного  бюджетного финансирования, особенно, в эпидемиологически  неблагополучных регионах, к которым относится и Санкт­Петербург. Кроме  того, административные структуры должны играть более активную роль в  привлечения фармацевтических компаний для удовлетворения потребности  ВИЧ инфицированных в лекарственных препаратах. Одна из наиболее важных социальных проблем связана с обеспечением  постоянной психологической поддержки ВИЧ инфицированным и больным  СПИДом. Психологи и социальные работники должны работать с клиентами  уже на стадии тестирования на ВИЧ. Сегодня консультации при прохождении  теста обычно даются врачами и носят формальный характер, что вполне  объяснимо временными ограничениями. В то же время сам тест и результаты  анализа о наличии ВИЧ инфекции для большинства людей являются  сильнейшими стрессовыми событиями, вызывающими шоковую реакцию. За  шоком следует депрессия, страхи, что кто­то узнает о диагнозе, чувство  безысходности, постоянная тревога и мысли о скорой, внешнее и внутреннее  одиночество, суицидальные намерения. Большинство ВИЧ инфицированных  не в состоянии самостоятельно справиться с возникшими у них  психологическими проблемами и психическими отклонениями. Они не могут адекватно оценивать сложившуюся обстановку, найти подходящую им  социально приемлемую модель поведения. Достаточно часто это приводит к  негативным поведенческим изменениям. Среди других распространенных социально­психологических проблем  трудности общения с окружающими, в том числе с близкими. Многие ВИЧ  инфицированные отказываются сообщать о своем статусе даже постоянным  партнерам и членам семьи, поскольку: боятся быть отторгнутыми близкими людьми; уверены, что не смогут получить поддержку и какую­либо помощь от них; не хотят создавать дополнительные трудности и приносить страдания  близким родственникам; полагают, что чем меньше людей знает, тем лучше для них. Многие сожалеют о том, что сделали анализ на СПИД и сами узнали свой  статус; считают, что предпочтительней было бы жить, не зная свой диагноз. Все эти данные говорят о необходимости постоянного профессионального  сопровождения и регулярного консультирования клиентов с ВИЧ/СПИД и  членов их семей. Думается, что основную роль в этих службах должны играть  социальные работники, прошедшие специальный тренинг по работе с ВИЧ  инфицированными и владеющие методами вмешательства в кризисную  ситуацию. Работа с данной группой клиентов должна включать и социальную  терапию, направленную на создание возможности самореализации для людей,  живущих с ВИЧ/СПИДом, в том числе и путем вовлечения их в организацию  помощи другим в качество волонтеров, помощников социальных работников  (конечно, после прохождения необходимого тренинга). В этой области успешно практикуется индивидуальное консультирование,  направленное на предотвращение проблем психологического характера.  Отсутствие таких консультаций или их недостаточная эффективность может  привести хроническому стрессу вплоть до психологических расстройств и до  самоубийства. Необходимо это все время иметь в виду, поскольку «позор» этой болезни  порождает непреодолимый страх быть изгнанным и отторгнутым. Если у человека найдены антитела к ВИЧ или симптомы СПИДа, первое  время он, скорее всего, будет находиться в шоковом депрессивном состоянии, ощущая безнадежность, острую тревогу и свою социальную ущербность.  Социальный работник должен обеспечить, чтобы в эти тревожные дни его пациент получал моральную поддержку. Ясно, что человек, у которого  обнаружены антитела к ВИЧ, воспринимает это как прямую угрозу своей  жизни, и его естественная психологическая реакция настолько сильна, что  если не уделить ему достаточно внимания, то последствия ­ и практические, и эмоциональные ­ могут быть весьма серьезными. Положение особенно  усугубляется в том случае, когда не гарантируется строгого соблюдения  врачебной тайны и возможности дальнейшего получения консультации. Проблемы, которые затрагиваются в ходе консультации, часто обнаруживают  сходство с проблемами раковых больных. Услышав, что их жизнь под угрозой, вирусоносители переживают острый душевный кризис, плюс еще и фактор  социального осуждения. Для того, чтобы помощь пациенту была  эффективной, необходимо выждать некоторое время, и дать пациенту  справиться с шоком. Этот период сопровождается плачем и истерическими  выкриками, поэтому его можно назвать «эмоциональным проветриванием».  Потом социальному работнику­консультанту следует заверить пациента в  полной конфиденциальности их разговора и направить его в русло решения  практических задач: кого поставить в известность; что при этом сказать; как вести себя с близкими людьми; как получить доступ к медицинской и стоматологической помощи; как решить свои финансовые, юридические и сексуальные проблемы. Если же у пациента есть признаки сопутствующих заболеваний, темой  консультации становиться также выбор схемы лечения и возможное  прогнозирование. Здесь важно избежать соблазна и не отвечать ничего  определенного на вопрос об ожидаемой продолжительности жизни, так как  ответ может повергнуть больного в хроническую депрессию и подорвать его  мотивацию и готовность к контакту. Вот некоторые аспекты психологического консультирования: ШОК: от диагноза к вероятности смерти; от утраты надежд на благоприятные результаты обследования. ТРЕВОГА И СТРАХ: перед определенностью прогноза и хода болезни; перед обезображиванием и инвалидностью; перед процедурой лечения; перед изоляцией, одиночеством, социальной и сексуальной отторгнутостью; перед возможностью заразить другого; перед трудностями для любимого человека и его возможной болезнью; перед утратой умственных, физических, социальных и правовых  возможностей. ДЕПРЕССИЯ: из­за неизбежной физической деградации; из­за отсутствия эффективных средств лечения; из­за вируса, который теперь распоряжается твоей судьбой; из­за накладываемых болезнью ограничений; из­за угрызений совести и самобичеванию по поводу собственной  неосторожности. ГНЕВ И ДОСАДА: из­за невозможности побороть вирус; из­за вынужденных ограничений в образе жизни; из­за собственной потерянности и неопределенности в будущем. ЧУВСТВО ВИНЫ: из­за «плохого поведения», повлекшее за собой «наказание»; из­за возможного участия в распространении инфекции; из­за принадлежности к гомосексуалистам или наркоманам. НАВЯЗЧИВЫЕ ИДЕИ: безжалостное выискивание в своем теле все новых и новых признаков болезни; помешательство на своем здоровье и собственной диете; зацикливание на теме угасания и смерти, стремлении избежать новой  инфекции. Имея дело с такими больными, важно в первые же дни протянуть нить,  связывающую его с окружающим миром, то есть дать телефоны клиники, служб социального обеспечения и обществ. Кроме того, следует также по  возможности удостовериться в том, что он не будет предоставлен самому  себе в то время, когда наиболее вероятны случаи суицидных порывов и  неадекватных реакций. Далее, надо удержать его от попыток немедленно  рассказать о результатах обследования и о диагнозе тем, кто не знает о его  визите в клинику. Их реакция (особенно реакция шефа) совершенно не  предсказуема и может привести к негативным последствиям. Когда пациент (­ ка) немного успокоиться, нужно договориться о повторной встрече в  ближайшие 5 дней, возможно и присутствие супруги, любовницы (супруга,  любовника), родителей или родственников. В ходе последующей консультации надо сконцентрироваться уже на других  темах: безопасный секс; профилактика распространения инфекции дома, на работе и на отдыхе; укрепление здоровью (разумное питание и потребления напитков, правильный  режим сна и т. д.); повторить совет о том, кому и что следует рассказать. Приглашать сексуального партнера можно только с согласия самого пациента, но в принципе это очень важно и по медицинским причинам: можно обсудить в доступной для обоих форме проблему коррекции  сексуального поведения; можно разъяснить правила гигиены (например, что делать после контакта с  жидкостями организма в домашних условиях); можно устранить неверные представления о путях передачи вируса; можно объяснить и пациенту, и его партнеру, что такие состояния, как  тревожность, депрессия и навязчивые идеи, представляют собой реакции на  результаты обследований или на диагноз и в будущем могут быть устранены; сексуальный партнер может быть использован в качестве помощника для  эффективного контроля и воздействием на состояние пациента. Нередко сексуальный партнер и члены семьи, узнав о диагнозе, испытывают  более острый и более длительный стресс, чем сам пациент. Чтобы справиться  с этим состоянием, они нуждаются в постоянной поддержке. В частности,  следует употребить особое внимание их страху заразиться самим и новую характеру семейных взаимоотношений, иначе совместная жизнь может  разладиться, что еще больше усугубит страдание больного. Часто для достижения нужного результата достаточно 2­3­х консультаций; их число определяется главным образом физическим состоянием больного и его  психологической реакцией на факт заражения. В последней беседе крайне  важно деликатно выявить любые признаки повышенной ранимости ­ как  психологического, так и психиатрического свойства. Поэтому социальный работник в данной сфере должен без сомнений обладать  следующим: необходимы запасом сведений о ВИЧ и о клинических проявлениях инфекции и быть в курсе новейших разработок в быстро меняющейся области  диагностирования и лечения СПИДа; иметь достаточно представлений об образе жизни всех групп больных и уметь  тактично обсуждать с ними их сексуальные и бытовые проблемы; хорошо знать обо всех службах поддержки, предназначенных для лиц,  зараженных ВИЧ или больных СПИДом, и обладать способностью  эффективного, тактичного и благожелательного констатирования с широким  кругом лиц, различных по профессии и образу жизни; уметь распознавать наиболее распространенные психосоциальные и  клинические осложнения, связанные с заражением СПИДом: тревожность; депрессивность; навязчивые идеи; неврологические расстройства и склонность к самоубийству. В тех случаях, когда консультант не в состоянии сам справиться с этими  проблемами, он должен знать, к кому направить своего пациента. Для социального работника­консультанта часто важны не столько  формальная квалификация или принадлежность к определенной профессии,  сколько широкий кругозор, практические навыки и заинтересованность в деле. А так как в повседневной жизни нужда в консультировании возникает столь  часто, в обозримом будущем требования к доступности и грамотности такого  рода помощи будут все более строгими. Эта деятельность, уже практикуемая некоторыми из негосударственных  организаций, вполне себя оправдывает. Новые социальные роли, предлагаемые пациентам, наполняют их жизнь социально значимой деятельностью, что само  по себя обладает значительным терапевтическим эффектом и создает новые  ресурсы помощи другим людям с ВИЧ позитивным статусом. Безусловно,  следует поддерживать развитие различных форм самопомощи, в том числе и  групповой терапии, где группы должны продуманно формироваться с учетом  демографических, социальных различий. Однако формирование и  функционирование таких групп должно проходить под руководством и при  прямом участии социальных работников или психологов, поскольку  существует реальная опасность распространения рискованной модели  поведения (как, например, употребление наркотиков) среди членов группы. Обозначенные выше проблемы далеко не исчерпывают перечень проблем,  связанных с социально­психологической помощью ВИЧ инфицированным.  Социальный работник всегда должен курировать назначенного ему  организацией клиента­ВИЧ инфицированного или больного СПИДом,  содействовать ему в получении социальных услуг (обеспечение жильем,  заботой о детях, уходом за больными), а также помогать в решении проблем,  связанных с обеспечением медицинской помощи, и соблюдении его  гражданских прав. Важной проблемой в данной области остается вопрос об увеличении  бюджетного финансирование для лечения и профилактики ВИЧ/СПИДа, для  этого требуется новый менеджмент этой сферы деятельности, направленный  на привлечение негосударственных источников финансирования, на  эффективную координацию усилий работающих с ВИЧ инфицированными  государственных и негосударственных организаций, на расширение комплекса оказываемых услуг с привлечением психологов и социальных работников, на  развитие новых форм самопомощи и самореализации людей с ВИЧ  позитивным статусом. Заключение В настоящее время, вслед за признанием эпидемии СПИДа в России, тема  СПИДа стала публично обсуждаться. И хотя сегодня ни у кого не вызывает  сомнений, что СПИД ­ проблема не только медицинская, но и социальная,  социальным проблемам СПИДа по­прежнему уделяется недостаточно  внимания. А некоторые из них требуют безотлагательного решения. ВИЧ  инфицированный ­ это не только пациент медицинского учреждения, но и  потенциальный клиент социальных служб, причем с каждым ВИЧ  инфицированным, как правило, связано несколько человек, прежде всего  родственников, также нуждающихся в социально­психологической помощи.  Другими словами, необходимо создание действенной системы социального  обслуживания данной категории населения. В настоящее время действует более десятка различных организаций,  занимающихся в той или иной степени оказанием социальной и  психологической помощи ВИЧ инфицированным и членам их семей.  Значительная часть из них относится к негосударственному сектору. Среди  основных видов деятельности данных организаций с ВИЧ инфицированными и больными СПИДом ­ психологическая помощь, телефоны доверия,  проведения тренингов и семинаров как для специалистов, так и для ВИЧ  инфицированных, но лишь некоторые из них занимаются социальной  реабилитацией ВИЧ инфицированных, организацией групп самопомощи. Проблемы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться в ходе  осуществления своей деятельности организациям, работающим в области  СПИДа, достаточно сходны. Недостаточное финансирования и отсутствие  эффективной законодательной базы. Одно из лидирующих мест среди  основных проблем занимает и недостаток квалифицированных специалистов  по социальным вопросам. Люди, зараженные вирусом иммунодефицита или уже заболевшие СПИДом,  большую часть жизни проводят вне больницы. Госпитализация необходима  только в разгар острых клинических проявлений. К сожалению, в России не  всегда можно было бы выписать больного для домашнего долечивания, так  как зачастую ни врачи, ни служащие социальных служб не в состоянии  обеспечить больному должную помощь и уход на дому. Поскольку, однако,  число заболевших растет, социальным службам придется учиться этому. Зарубежный опыт более прогрессивен в решении проблем в данной области. В  частности в США организована единая крупная система центров для оказания социально­медицинской помощи ВИЧ инфицированным и больным СПИДом.  Финансирование подобных центров осуществляется в основном из  федеративного бюджета и бюджета штата. Все организации строго  контролируются государством. Забота о людях, зараженных ВИЧ или заболевшими СПИДом, ­ не такое уж  трудное дело, надо лишь руководиться здравым смыслом.

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Скачать файл