Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Оценка 4.7

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Оценка 4.7
Исследовательские работы +4
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.06.2018
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
курсач.docx
Содержание: Введение Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних 1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление 1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних 1.3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами  девиантного поведения Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних 2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних 2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности  несовершеннолетних в РФ Заключение Литература Введение Российская Федерация – это социальное государство. Его политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под  государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – это будущее  государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего  общества. Это относится к России, где реально принцип приоритета прав и свобод  человека и гражданина не воплощается, и большинство норм права приобретают  декларативный характер. Рост безнадзорности и беспризорности неразрывно связан с социально­экономическим  кризисом 90­х гг. прошлого века. Данные статистики, уголовная хроника и обыденная  жизнь наглядно свидетельствуют, что безнадзорность и беспризорность имеют социальные  причины и детерминанты профилактики. Актуальность темы исследования  обусловливается следующими факторами:   Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из  наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины,  способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, –  социально­экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада  жизни и нравственно­ценностных ориентаций населения, ослабление  воспитательных возможностей семьи и школы.  Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в  области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное  решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания  детей, оставшихся без попечения родителей.  В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа беспризорных все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс­бизнес, используются в съемках порно­ фильмов. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с  использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить  существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию.  Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный  характер, нарушают духовно­нравственные нормы общества. Отсюда, цель работы: оценить масштаб явления детской безнадзорности и  беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить  характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации. Задачи исследования:  Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических  исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности  несовершеннолетних;  Оценка социально­экономических причин, оказывающих наиболее существенное  влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;  Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской  безнадзорности и беспризорности;  Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.  Анализ основных проблем в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности  несовершеннолетних; Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении отражена актуальность темы работы, цель, задачи исследования. В первой главе беспризорность несовершеннолетних рассмотрена как социальное явление:  раскрыты соотношение беспризорности со смежными понятиями, причины и негативные  явления детской беспризорности и безнадзорности. Вторая глава посвящена профилактике и проблемам нормативного регулирования  профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ. В заключении приведены основные выводы по исследуемой проблеме. В библиографии указаны статьи из журналов и газет, результаты социологических  исследований, тематические обзоры, посвященные проблеме беспризорности и  безнадзорности несовершеннолетних. Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних 1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:  семантика и соотношение со смежными понятиями Проблема беспризорных детей с особой остротой возникала в различные периоды  российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом,  эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин  беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада  жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за  выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды.  У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом  воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики  беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после  голода и эпидемий 1930­х гг., в годы Великой Отечественной войны. Целью работы с беспризорными несовершеннолетними было включение брошенных детей в  нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или  посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы  перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены,  однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.1 По данным социологических служб, сейчас в России детей­беспризорников на порядок  больше, чем их было во время и после гражданской войны. И, несмотря на определенные  (судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и  образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций,  коммерческих фирм и частных лиц, – число детей­бомжей не снижается, а растет. По  оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей­ сирот­ 530 тысяч, детей­инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака,  650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся  бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями­алкоголиками, не учатся и фактически  предоставлены самим себе. 1 Характеризуя масштаб проблемы, ее причины и следствия, необходимо обратить внимание  на различие в понятиях«беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети –  это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному  закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль  вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию,  обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо  должностных лиц. 2 Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей характеризуется  высоким стажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст  безнадзорников – от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети не только попали на  социальное дно, но и по­своему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях.  Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми  психологическими и физическими расстройствами и болезнями. Сложилось общественное  мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства таких  детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня  находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не  реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей,  родителей, слабости кадрового и материально­технического обеспечения специальных  учреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления, высокой степенью  физической и психической правотравмированности безнадзорных и беспризорных детей.1 Отношение к безнадзорным и беспризорным детям во многом совпадает с отношением к  неизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). В  общественном мнении, психологии власти начинают возобладать мотивы: если  безнадзорность и беспризорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее не только  нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически и морально детей  социального дна. Ослабляется традиционная для России и россиян милосердная доминанта понимания жизненной связи потерянных детей с потерянным обществом. 1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних Явление беспризорности несовершеннолетних получило широкую известность в России еще в начале прошлого века. До этого забота со стороны общества и государства была  направлена, преимущественно, на категорию детей­сирот. В настоящее время проблема  беспризорности несовершеннолетних является одной из актуальных, так как сейчас  уровень распространенности данного явления в обществе достиг показателей гражданской  и Великой Отечественной войн ХХ века. Точных данных о численности беспризорников  нет. По оценкам государственных структур и независимых экспертов, их число в России  составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних (по данным  переписи 2002 г.), что составляет от 2,9% до 14,7%. Если в ХХ веке высокие показатели  детской беспризорности можно было «оправдать» объективными причинами: разрухой,  голодом, гибелью родственников детей и т.д., то в настоящее время при провозглашенном  благополучии общества и стабильности развития государства наличие детей, живущих на  улице, не поддается логическому объяснению. 1  По данным социологических исследований, среди доминирующих причин детской  беспризорности выделяются наиболее острые: бегство из неблагополучных семей – 76 %;  бедственное материальное положение семей – 74 %; уход из семьи в связи с семейно­ бытовыми конфликтами – 68 %; алкоголизм в семье – 67 %; плохое отношение к детям в  приютах – 60 %; наличие психических заболеваний у членов семьи – 61 %. 2 1. Неблагополучие в семье – основная причина ненормального детского поведения,  когда подростки предпочитают жить вне дома, ночевать в грязных подвалах, на  чердаках, на вокзалах. К началу 90­х неблагополучных семей стало больше. И  основная причина – это ухудшение общей социально ­ экономической обстановки в  стране. Волна сокращения рабочих мест и, как результат, падение уровня  благосостояния, не могли не отразиться на микроклимате семьи. Во многих  регионах России безработные женщины, имеющие детей, составляли более 40% от  общего числа безработных. На рынке труда поисками работы были заняты порядка  60 тыс. матерей­одиночек. Находясь у черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах,  не видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В  отношениях с детьми у родителей в таких семьях все большее распространение получает  грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. Возросло  количество родителей (опекунов, попечителей), поставленных на учет в органах  внутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних. Психологическая неготовность многих «старых русских» жить по рыночным  правилам. В связи с этим, участившиеся разводы. В настоящее время в России треть  браков распадается. Причем, в отличие от конца 80­х годов, наше время характеризуется  разводами в семьях, где супруги прожили пять и более лет и имеют одного ­ двоих детей.1 2. В последнее десятилетие резко ослабла профилактическая, воспитательная роль  школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого  ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в  образовательных учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях  несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально  числясь в образовательном учреждении. 3. Доступность спиртных напитков, особенно по сравнению с дефицитом других  товаров. Расширение рынка сбыта наркотиков. 4. Ликвидация детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций,  кружков и т.д. 5. Разрушение системы социального контроля, постоянные изменения в социальном  законодательстве. В начале 90­х годов стало гораздо проще лишить женщину  родительских прав, при том, что оформить усыновление, опеку или попечительство  над ребенком – в несколько раз сложнее.2 6. Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных  путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не  проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Почему? Причин несколько. ­ Невозможность ребенка адаптироваться к интернатской жизни. ­ Недостаточность и задержки финансирования системы интернатных учреждений. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей,  еще 27 тысяч живут в 150 школах­интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде  бы как­то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ­ интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального  ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Под более­менее регулярное  государственное внимание попадают только три статьи бюджета: коммунальные услуги,  зарплата сотрудникам и питание детей, которое к тому же резко ухудшилось. Сокращается строительство детских учреждений, обострился вопрос обеспечения детей­сирот одеждой,  обувью, постельными и школьно­письменными принадлежностями. Массовый характер  имеют случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средств администрациями детских домов. 1 ­ Уходы детей часто вызваны побоями и жестоким обращением, в том числе со  стороны педагогических работников.  Не секрет, что и в советские времена интернатские дети были «пехотой любого фронта».  После перестройки усилилась тенденция использовать «казенных» детей как бесплатную  рабочую силу. Девочки, живущие в интернатах, нередко подвергались сексуальному  насилию, как со стороны воспитателей, так и со стороны «заказчиков». Прообразом первых российских контор «по вызову» стали именно детские дома и интернаты. Многие сиротские учреждения не подавали сведения об «исчезнувших», убежавших  воспитанниках. В прессе были упоминания и о случаях, когда администрация детских  домов и интернатов оформляла убежавших детей как заболевших и помещенных в  больницы, в том числе и в психиатрические, или вообще как… умерших. Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к  жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем  устройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40% выпускников  детских домов и школ­интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами,  40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% более  или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни. 1 3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными  видами девиантного поведения По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается более двух  миллионов беспризорников. У кого­то из этих детей нет родителей. У других родители  потеряли жилье, и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей­ алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Причины детской  бездомности могут быть разными, но результат общий – дети вынуждены месяцами и  годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая  образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее  законам. По данным двухлетней давности, в России действовала 41 тысяча групп малолетних  преступников (это в два раза больше, чем скаутских организаций). 2  В психолого­педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются  понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок»,  «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение». В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как  система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным  нормам. В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм  данного общества. Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения: 1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности. 2. Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах. 3. Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках,  совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных  действиях. 4. Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах,  мелкой спекуляции, вымогательстве. 5. Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося  поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального  характера, направленных обычно на лиц противоположного пола. 6. Злоупотребление алкоголем. 7. Употребление наркотических и токсических веществ. 8. Уходы из дома, бродяжничество. 9. Азартные игры.1 Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения, ряд исследователей  выделяют и социально­педагогические факторы: недостаточное взаимодействие семьи и школы;   формальное исполнение учебно­воспитательной работы, недостатки в её       организации; отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся; слабое вовлечение учеников в творческую и социально­значимую деятельность,  нежелание администрации школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий  и ответственности школьному самоуправлению; запущенность и принижение значимости внешкольной и внеклассной работы; неумение, а часто и нежелание учителей работать с «трудными детьми»,  осуществлять их социальную реабилитацию и ресоциализацию; слабое или одностороннее взаимодействие школьных специалистов с органами и  ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних. 1 Результаты проводимых социологических опросов свидетельствуют, что среди негативных  социальных явлений, связанных с детской безнадзорностью наиболее остро выделяются:  наркомания – 67 %; преступность – 61 %; проституция – 54 %. Ведущая роль в становлении и «жизнеустройстве» безнадзорных и беспризорных  несовершеннолетних зачастую переходит к асоциальным, криминальным субкультурам. Все это оказывает существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних,  которые продолжают оставаться наиболее криминально активной категорией населения. В  2005 году количество детей, доставленных в органы внутренних дел, составило 1,175 млн.  человек (в 1993 году ­ 656,3 тыс. человек). 2 Духовно­нравственный и социально­экономический ущерб, наносимый обществу  злоупотреблением наркотиками, придает особую актуальность изучению  распространенности наркотиков и других психоактивных веществ среди беспризорных и  безнадзорных детей. Распространенность употребления наркотиков и психоактивных веществ среди  беспризорных и безнадзорных детей характеризуется рядом тенденций: расширением  спектра потребляемых наркотиков; ростом числа несовершеннолетних младших  возрастных групп среди наркоманов, числа наркоманов, впервые обратившихся за  лечением; распространением вирусоносителей СПИДа среди наркоманов. Озабоченность  употреблением наркотиков среди детей и молодежи актуализируется угрозами и вызовам  общественному здоровью, антиобщественным поведением и преступностью. Дети, особенно из числа беспризорных, все более активно вовлекаются в занятие  проституцией, секс­бизнес, используются в съемках порно­фильмов.1 Совершенно очевидно, что беспризорники – это дети, отданные «демократическим  обществом» на «попечение» уголовному миру. Они – распространители и потребители  наркотиков, носители социально опасных заболеваний, будущие активисты преступных  сообществ. У них формируется стойкое отвращение к нормам цивилизованного  общежития, презрение к учебе и производительному труду, к людям, не имеющим  богатства, не «крутым». Они ценят грубую силу, коварство и жестокость, анархическую  свободу и деньги. Современные нищие ­ это государство в государстве. У них свой  устав, свои правила, нормы и законы. Можно быть уверенным, что ни один  беспризорный ребенок сегодня не останется все внимания асоциальной «системы».  Власть не смогла справиться ­ ей нашлась замена. 2 Президент Российского фонда образования профессор С. Комков сообщил, что в 2005 году предполагается снизить ассигнования на борьбу с детской безнадзорностью на 1,7 млн.  рублей. На взгляд С.Комкова, «милиция сегодня не заинтересована в сокращении числа  беспризорных детей, поскольку на них вешается масса нераскрытых преступлений». Между тем, если проблему не решить в ближайшие два­три года, количество бездомных и  безнадзорных детей в России может стать критическим. «Огромная неуправляемая,  деклассированная, криминализированная масса людей способна смести любой  государственный строй», – отметил С.Комков.1  Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних 2.1.Профилактика беспризорности несовершеннолетних В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних  федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации  осуществляются следующие меры: Разрабатываются нормативные акты, регулирующие деятельность комиссий по делам  несовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленные на  усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за  невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.1 В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом: ­ оказание социально­психологической и педагогической помощи несовершеннолетним,  имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении; ­ выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также  не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу,  принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования; ­ выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в  обучении и воспитании детей; ­ обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков,  клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; ­ осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие  законопослушного поведения несовершеннолетних.1 Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института  детского правопользования и правоприменения.2 Обеспечивается организация работы по подготовке проектов федеральных законов «О  внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части  усиления уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части создания  ювенальных судов)». МВД России обеспечивает координацию деятельности органов внутренних дел по  оперативному выявлению на вокзалах, улицах и других общественных местах  беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних,  находящихся в социально опасном положении, установлению личности, обеспечению  перевозки в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений по  месту выявления и по месту постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц и преступных группировок, вовлекающих несовершеннолетних в  совершение преступлений или совершающих в отношении несовершеннолетних другие  противоправные деяния. Минтруд России создает дополнительные места для приема и размещения беспризорных  детей, оказанию помощи в организации и оборудовании вновь создающихся в субъектах  Российской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том  числе осуществляющих прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного  проживания. Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию органов управления  образованием по оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в  образовательные учреждения (в том числе детские дома, школы­интернаты,  образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и  медико­социальной помощи и др.), по выявлению и учету необучающихся  несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства. Минздрав России обеспечивает координацию деятельности органов управления  здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных  детей с острыми заболеваниями, в том числе инфекционными, находящихся в состоянии  одурманивания психоактивными веществами по медицинским показаниям, с психическими  и наркологическими заболеваниями.1 Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в  значительной мере порожденной общественными условиями, предполагает принятие мер  специальной профилактики. ­ Необходимо повысить роль и статус семьи как социального института, укрепить в  общественном сознании представление о семье как ценности, для чего необходимо  развернуть широкую информационно­просветительскую кампанию; создавать и внедрять  системы подготовки молодежи к ответственному родительству; ­ усилить ориентацию всех социальных систем (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности; ­ эффективность действий органов власти по профилактике детской беспризорности и  безнадзорности находится в прямой зависимости от результатов реализации социальной  политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании  условий для воспитания и развития детей, в укреплении инфраструктуры образования,  здравоохранения, культуры, обеспечении их доступности для всех детей и семей. В основу действующей системы профилактической и реабилитационной работы по  преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность  административно­карательного подхода к детям, социализация которых оказалась  деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального  права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его  прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи. Несмотря на некоторые положительные результаты активизации деятельности органов и  учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы массовой  детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким  спектром причин и проявлений. 2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по  профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлено  Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. 1 В соответствии с законодательством субъектами системы профилактики безнадзорности и  правонарушений являются комиссии по делам несовершеннолетних и их прав, различные  органы управления (образования, социальной защиты, опеки и попечительства по делам  молодежи, здравоохранения, занятости, внутренних дел) и создаваемые ими учреждения.  Основными координирующими органами являются комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав. В Российской Федерации активно развивается сеть учреждений для несовершеннолетних,  нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее время действуют 793 специальных  учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 187  стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики  безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В  2001 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную  реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних. В  системе образования профилактику социально­педагогической дезадаптации  осуществляют более 550 центров психолого­педагогической и медико­социальной помощи  детям, 50 специальных учебно­воспитательных учреждений закрытого типа, 14  специальных учебно­воспитательных учреждений открытого типа. В системе органов  внутренних дел действует 94 центров временной изоляции несовершеннолетних  правонарушителей.1 Введение в действие нового Федерального закона создало дополнительные возможности  для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности,  дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного  решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более  тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики  безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он  существенно сократил возможности и ответственность органов и учреждений внутренних  дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные обеспечить на всех  уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, пока не могут в полной мере реализовать эту функцию, поскольку не  обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На  местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется  на общественных началах.Отсутствие на федеральном уровне современного правового  обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей  правовой базы в субъектах Российской Федерации. Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением  органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами  временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел  профилактических функций в отношении беспризорных и безнадзорных детей,  расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не  имеющим места жительства. Заключение Нестабильность жизни в стране и в мире в целом наносит удар по обществу, семье, а в  конечном итоге — по ребенку. Периодически возникающий интерес к проблемам семьи и  детства обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением  численности несовершеннолетних в общей совокупности численности населения России и  рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности  происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального  контроля и самоконтроль. Следствием этого становятся разрушение семейно­брачных отношений, преступность  несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без  попечения родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую  тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и  создание достойных условий для его существования и развития. Растущая из года в год безнадзорность детей – следствие социальных и экономических  потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов,  подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей.  К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не  остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие  российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы  обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе  образовательные учреждения  на протяжении последнего десятилетия с катастрофической  быстротой теряли свою воспитательную функцию. Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг,  также требует  затрат со стороны семьи.  Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается в нашем понимании с такими  негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как  правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция. Состояние и динамика детской безнадзорности и бродяжничества в РФ можно  охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне  уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и  общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к  данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со  стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные  кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской  безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома  безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной  проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех  общественных институтов. Литература: 1. Белов Н.А. Дети­бомжи: как это началось//Правда.­ 2005.­ №6 2. Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков  правонарушителей. ­ М.: Медицина, 1992 3. Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1. Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.­2005.­ №7 2. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  1920­е годы//Нескучный Сад.­ 2003.­ №1 безнадзорности//МК.­ 2004.­ №3 3. Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская  правда.­ 2005.­ №8 4. Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.­ 2005.­ №9 5. Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских  приютах//Аргументы и факты.­ 2004.­ №4 6. Закон РФ №120­ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15 7. Закон РФ №103­ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14 8. Тематический обзор материалов на сервере news. 9. Тематический обзор материалов на сервере Полит. 1 Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920­е годы//Нескучный  Сад.­ 2003.­ №1 1 Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.­2005.­ №7 2 Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних», 1999, ст.14, 15 1 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  безнадзорности//МК.­ 2004.­ №3 1 Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.­  2005.­ №8 2 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  безнадзорности//МК.­ 2004.­ №3 1 Белов Н.А. Дети­бомжи: как это началось//Правда.­ 2005.­ №6 2 Белов Н.А. Дети­бомжи: как это началось//Правда.­ 2005.­ №6 1 Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских  приютах//Аргументы и факты.­ 2004.­ №4 1 Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.­ 2005.­ №9 2 Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.­2005.­ №7 1 Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. ­ М.: Медицина,  1992 1 Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. ­ М.: Медицина,  1992 2 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  безнадзорности//МК.­ 2004.­ №3 1 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  безнадзорности//МК.­ 2004. №3 2 Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.­ 2005.­ №9 1 Тематический обзор материалов на сервере Полит. 1 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  безнадзорности//МК.­ 2004. №3 1 Закон РФ №120­ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15 2 Закон РФ №103­ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14 1 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской  безнадзорности//МК.­ 2004. №3 1 Закон РФ №120­ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15 1 Тематический обзор материалов на сервере news.

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Скачать файл