Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Содержание:
Введение
Глава 1. Общая характеристика беспризорности
несовершеннолетних
1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление
1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних
1.3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами
девиантного поведения
Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних
2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности
несовершеннолетних в РФ
Заключение
Литература
Введение
Российская Федерация – это социальное государство. Его политика направлена на создание
условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под
государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – это будущее
государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего
общества. Это относится к России, где реально принцип приоритета прав и свобод
человека и гражданина не воплощается, и большинство норм права приобретают
декларативный характер.
Рост безнадзорности и беспризорности неразрывно связан с социальноэкономическим
кризисом 90х гг. прошлого века. Данные статистики, уголовная хроника и обыденная
жизнь наглядно свидетельствуют, что безнадзорность и беспризорность имеют социальные
причины и детерминанты профилактики. Актуальность темы исследования
обусловливается следующими факторами:
Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из
наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины,
способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, –
социальноэкономическая трансформация общества, изменения привычного уклада
жизни и нравственноценностных ориентаций населения, ослабление
воспитательных возможностей семьи и школы.
Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в
области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное
решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания
детей, оставшихся без попечения родителей.
В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа беспризорных все более активно
вовлекаются в занятие проституцией, сексбизнес, используются в съемках порно
фильмов. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с
использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить
существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию.
Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный
характер, нарушают духовнонравственные нормы общества.
Отсюда, цель работы: оценить масштаб явления детской безнадзорности и
беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить
характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.
Задачи исследования: Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических
исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности
несовершеннолетних;
Оценка социальноэкономических причин, оказывающих наиболее существенное
влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;
Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской
безнадзорности и беспризорности;
Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
Анализ основных проблем в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении отражена актуальность темы работы, цель, задачи исследования.
В первой главе беспризорность несовершеннолетних рассмотрена как социальное явление:
раскрыты соотношение беспризорности со смежными понятиями, причины и негативные
явления детской беспризорности и безнадзорности.
Вторая глава посвящена профилактике и проблемам нормативного регулирования
профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ.
В заключении приведены основные выводы по исследуемой проблеме.
В библиографии указаны статьи из журналов и газет, результаты социологических
исследований, тематические обзоры, посвященные проблеме беспризорности и
безнадзорности несовершеннолетних.
Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних
1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:
семантика и соотношение со смежными понятиями
Проблема беспризорных детей с особой остротой возникала в различные периоды
российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом,
эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин
беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада
жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за
выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды.
У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом
воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики
беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после
голода и эпидемий 1930х гг., в годы Великой Отечественной войны.
Целью работы с беспризорными несовершеннолетними было включение брошенных детей в
нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или
посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы
перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены,
однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.1
По данным социологических служб, сейчас в России детейбеспризорников на порядок
больше, чем их было во время и после гражданской войны. И, несмотря на определенные
(судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и
образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций,
коммерческих фирм и частных лиц, – число детейбомжей не снижается, а растет. По
оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей
сирот 530 тысяч, детейинвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака,
650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся
бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителямиалкоголиками, не учатся и фактически
предоставлены самим себе. 1
Характеризуя масштаб проблемы, ее причины и следствия, необходимо обратить внимание
на различие в понятиях«беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети –
это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети
составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному
закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию,
обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо
должностных лиц. 2
Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей характеризуется
высоким стажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст
безнадзорников – от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети не только попали на
социальное дно, но и посвоему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях.
Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми
психологическими и физическими расстройствами и болезнями. Сложилось общественное
мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства таких
детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня
находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не
реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей,
родителей, слабости кадрового и материальнотехнического обеспечения специальных
учреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления, высокой степенью
физической и психической правотравмированности безнадзорных и беспризорных детей.1
Отношение к безнадзорным и беспризорным детям во многом совпадает с отношением к
неизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). В
общественном мнении, психологии власти начинают возобладать мотивы: если
безнадзорность и беспризорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее не только
нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически и морально детей
социального дна. Ослабляется традиционная для России и россиян милосердная доминанта
понимания жизненной связи потерянных детей с потерянным обществом.
1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних
Явление беспризорности несовершеннолетних получило широкую известность в России еще
в начале прошлого века. До этого забота со стороны общества и государства была
направлена, преимущественно, на категорию детейсирот. В настоящее время проблема
беспризорности несовершеннолетних является одной из актуальных, так как сейчас
уровень распространенности данного явления в обществе достиг показателей гражданской
и Великой Отечественной войн ХХ века. Точных данных о численности беспризорников
нет. По оценкам государственных структур и независимых экспертов, их число в России
составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних (по данным
переписи 2002 г.), что составляет от 2,9% до 14,7%. Если в ХХ веке высокие показатели
детской беспризорности можно было «оправдать» объективными причинами: разрухой,
голодом, гибелью родственников детей и т.д., то в настоящее время при провозглашенном
благополучии общества и стабильности развития государства наличие детей, живущих на
улице, не поддается логическому объяснению. 1
По данным социологических исследований, среди доминирующих причин детской
беспризорности выделяются наиболее острые: бегство из неблагополучных семей – 76 %;
бедственное материальное положение семей – 74 %; уход из семьи в связи с семейно
бытовыми конфликтами – 68 %; алкоголизм в семье – 67 %; плохое отношение к детям в
приютах – 60 %; наличие психических заболеваний у членов семьи – 61 %. 2 1. Неблагополучие в семье – основная причина ненормального детского поведения,
когда подростки предпочитают жить вне дома, ночевать в грязных подвалах, на
чердаках, на вокзалах. К началу 90х неблагополучных семей стало больше. И
основная причина – это ухудшение общей социально экономической обстановки в
стране. Волна сокращения рабочих мест и, как результат, падение уровня
благосостояния, не могли не отразиться на микроклимате семьи. Во многих
регионах России безработные женщины, имеющие детей, составляли более 40% от
общего числа безработных. На рынке труда поисками работы были заняты порядка
60 тыс. матерейодиночек.
Находясь у черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах,
не видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В
отношениях с детьми у родителей в таких семьях все большее распространение получает
грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. Возросло
количество родителей (опекунов, попечителей), поставленных на учет в органах
внутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по
воспитанию несовершеннолетних.
Психологическая неготовность многих «старых русских» жить по рыночным
правилам. В связи с этим, участившиеся разводы. В настоящее время в России треть
браков распадается. Причем, в отличие от конца 80х годов, наше время характеризуется
разводами в семьях, где супруги прожили пять и более лет и имеют одного двоих детей.1
2. В последнее десятилетие резко ослабла профилактическая, воспитательная роль
школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого
ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в
образовательных учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях
несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально
числясь в образовательном учреждении.
3. Доступность спиртных напитков, особенно по сравнению с дефицитом других
товаров. Расширение рынка сбыта наркотиков.
4. Ликвидация детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций,
кружков и т.д.
5. Разрушение системы социального контроля, постоянные изменения в социальном
законодательстве. В начале 90х годов стало гораздо проще лишить женщину
родительских прав, при том, что оформить усыновление, опеку или попечительство
над ребенком – в несколько раз сложнее.2
6. Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных
путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не
проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Почему? Причин несколько.
Невозможность ребенка адаптироваться к интернатской жизни.
Недостаточность и задержки финансирования системы интернатных учреждений. В
государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей,
еще 27 тысяч живут в 150 школахинтернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде
бы както устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ
интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального
ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Под болееменее регулярное
государственное внимание попадают только три статьи бюджета: коммунальные услуги,
зарплата сотрудникам и питание детей, которое к тому же резко ухудшилось. Сокращается
строительство детских учреждений, обострился вопрос обеспечения детейсирот одеждой,
обувью, постельными и школьнописьменными принадлежностями. Массовый характер
имеют случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средств администрациями
детских домов. 1 Уходы детей часто вызваны побоями и жестоким обращением, в том числе со
стороны педагогических работников.
Не секрет, что и в советские времена интернатские дети были «пехотой любого фронта».
После перестройки усилилась тенденция использовать «казенных» детей как бесплатную
рабочую силу. Девочки, живущие в интернатах, нередко подвергались сексуальному
насилию, как со стороны воспитателей, так и со стороны «заказчиков». Прообразом первых
российских контор «по вызову» стали именно детские дома и интернаты.
Многие сиротские учреждения не подавали сведения об «исчезнувших», убежавших
воспитанниках. В прессе были упоминания и о случаях, когда администрация детских
домов и интернатов оформляла убежавших детей как заболевших и помещенных в
больницы, в том числе и в психиатрические, или вообще как… умерших.
Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к
жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем
устройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40% выпускников
детских домов и школинтернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами,
40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% более
или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни. 1
3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными
видами девиантного поведения
По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается более двух
миллионов беспризорников. У когото из этих детей нет родителей. У других родители
потеряли жилье, и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей
алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Причины детской
бездомности могут быть разными, но результат общий – дети вынуждены месяцами и
годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая
образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее
законам.
По данным двухлетней давности, в России действовала 41 тысяча групп малолетних
преступников (это в два раза больше, чем скаутских организаций). 2
В психологопедагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и
подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются
понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок»,
«девиантное поведение», «отклоняющееся поведение».
В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как
система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным
нормам.
В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм
данного общества. Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:
1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности.
2. Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.
3. Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках,
совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных
действиях.
4. Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах,
мелкой спекуляции, вымогательстве.
5. Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося
поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального
характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.
6. Злоупотребление алкоголем.
7. Употребление наркотических и токсических веществ. 8. Уходы из дома, бродяжничество.
9. Азартные игры.1
Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения, ряд исследователей
выделяют и социальнопедагогические факторы:
недостаточное взаимодействие семьи и школы;
формальное исполнение учебновоспитательной работы, недостатки в её
организации;
отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;
слабое вовлечение учеников в творческую и социальнозначимую деятельность,
нежелание администрации школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий
и ответственности школьному самоуправлению;
запущенность и принижение значимости внешкольной и внеклассной работы;
неумение, а часто и нежелание учителей работать с «трудными детьми»,
осуществлять их социальную реабилитацию и ресоциализацию;
слабое или одностороннее взаимодействие школьных специалистов с органами и
ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. 1
Результаты проводимых социологических опросов свидетельствуют, что среди негативных
социальных явлений, связанных с детской безнадзорностью наиболее остро выделяются:
наркомания – 67 %; преступность – 61 %; проституция – 54 %.
Ведущая роль в становлении и «жизнеустройстве» безнадзорных и беспризорных
несовершеннолетних зачастую переходит к асоциальным, криминальным субкультурам. Все
это оказывает существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних,
которые продолжают оставаться наиболее криминально активной категорией населения. В
2005 году количество детей, доставленных в органы внутренних дел, составило 1,175 млн.
человек (в 1993 году 656,3 тыс. человек). 2
Духовнонравственный и социальноэкономический ущерб, наносимый обществу
злоупотреблением наркотиками, придает особую актуальность изучению
распространенности наркотиков и других психоактивных веществ среди беспризорных и
безнадзорных детей.
Распространенность употребления наркотиков и психоактивных веществ среди
беспризорных и безнадзорных детей характеризуется рядом тенденций: расширением
спектра потребляемых наркотиков; ростом числа несовершеннолетних младших
возрастных групп среди наркоманов, числа наркоманов, впервые обратившихся за
лечением; распространением вирусоносителей СПИДа среди наркоманов. Озабоченность
употреблением наркотиков среди детей и молодежи актуализируется угрозами и вызовам
общественному здоровью, антиобщественным поведением и преступностью.
Дети, особенно из числа беспризорных, все более активно вовлекаются в занятие
проституцией, сексбизнес, используются в съемках порнофильмов.1
Совершенно очевидно, что беспризорники – это дети, отданные «демократическим
обществом» на «попечение» уголовному миру. Они – распространители и потребители
наркотиков, носители социально опасных заболеваний, будущие активисты преступных
сообществ. У них формируется стойкое отвращение к нормам цивилизованного
общежития, презрение к учебе и производительному труду, к людям, не имеющим
богатства, не «крутым». Они ценят грубую силу, коварство и жестокость, анархическую
свободу и деньги. Современные нищие это государство в государстве. У них свой
устав, свои правила, нормы и законы. Можно быть уверенным, что ни один
беспризорный ребенок сегодня не останется все внимания асоциальной «системы».
Власть не смогла справиться ей нашлась замена. 2 Президент Российского фонда образования профессор С. Комков сообщил, что в 2005 году
предполагается снизить ассигнования на борьбу с детской безнадзорностью на 1,7 млн.
рублей. На взгляд С.Комкова, «милиция сегодня не заинтересована в сокращении числа
беспризорных детей, поскольку на них вешается масса нераскрытых преступлений».
Между тем, если проблему не решить в ближайшие дватри года, количество бездомных и
безнадзорных детей в России может стать критическим. «Огромная неуправляемая,
деклассированная, криминализированная масса людей способна смести любой
государственный строй», – отметил С.Комков.1
Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних
2.1.Профилактика беспризорности несовершеннолетних
В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних
федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации
осуществляются следующие меры:
Разрабатываются нормативные акты, регулирующие деятельность комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленные на
усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за
невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.1
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного
учреждения определены следующим образом:
оказание социальнопсихологической и педагогической помощи несовершеннолетним,
имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также
не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу,
принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в
обучении и воспитании детей;
обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков,
клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие
законопослушного поведения несовершеннолетних.1
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института
детского правопользования и правоприменения.2
Обеспечивается организация работы по подготовке проектов федеральных законов «О
внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части
усиления уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и
эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный
конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части создания
ювенальных судов)».
МВД России обеспечивает координацию деятельности органов внутренних дел по
оперативному выявлению на вокзалах, улицах и других общественных местах
беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении, установлению личности, обеспечению
перевозки в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений по
месту выявления и по месту постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работа
по выявлению лиц и преступных группировок, вовлекающих несовершеннолетних в
совершение преступлений или совершающих в отношении несовершеннолетних другие
противоправные деяния. Минтруд России создает дополнительные места для приема и размещения беспризорных
детей, оказанию помощи в организации и оборудовании вновь создающихся в субъектах
Российской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том
числе осуществляющих прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного
проживания.
Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию органов управления
образованием по оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в
образовательные учреждения (в том числе детские дома, школыинтернаты,
образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической и
медикосоциальной помощи и др.), по выявлению и учету необучающихся
несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательные учреждения,
организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства.
Минздрав России обеспечивает координацию деятельности органов управления
здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных
детей с острыми заболеваниями, в том числе инфекционными, находящихся в состоянии
одурманивания психоактивными веществами по медицинским показаниям, с психическими
и наркологическими заболеваниями.1
Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в
значительной мере порожденной общественными условиями, предполагает принятие мер
специальной профилактики.
Необходимо повысить роль и статус семьи как социального института, укрепить в
общественном сознании представление о семье как ценности, для чего необходимо
развернуть широкую информационнопросветительскую кампанию; создавать и внедрять
системы подготовки молодежи к ответственному родительству;
усилить ориентацию всех социальных систем (здравоохранения, образования, социального
обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности;
эффективность действий органов власти по профилактике детской беспризорности и
безнадзорности находится в прямой зависимости от результатов реализации социальной
политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании
условий для воспитания и развития детей, в укреплении инфраструктуры образования,
здравоохранения, культуры, обеспечении их доступности для всех детей и семей.
В основу действующей системы профилактической и реабилитационной работы по
преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность
административнокарательного подхода к детям, социализация которых оказалась
деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального
права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его
прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.
Несмотря на некоторые положительные результаты активизации деятельности органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать,
что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы массовой
детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким
спектром причин и проявлений.
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики
беспризорности несовершеннолетних в РФ
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлено
Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. 1 В соответствии с законодательством субъектами системы профилактики безнадзорности и
правонарушений являются комиссии по делам несовершеннолетних и их прав, различные
органы управления (образования, социальной защиты, опеки и попечительства по делам
молодежи, здравоохранения, занятости, внутренних дел) и создаваемые ими учреждения.
Основными координирующими органами являются комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
В Российской Федерации активно развивается сеть учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее время действуют 793 специальных
учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 187
стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики
безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В
2001 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную
реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних. В
системе образования профилактику социальнопедагогической дезадаптации
осуществляют более 550 центров психологопедагогической и медикосоциальной помощи
детям, 50 специальных учебновоспитательных учреждений закрытого типа, 14
специальных учебновоспитательных учреждений открытого типа. В системе органов
внутренних дел действует 94 центров временной изоляции несовершеннолетних
правонарушителей.1
Введение в действие нового Федерального закона создало дополнительные возможности
для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности,
дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного
решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более
тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики
безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он
существенно сократил возможности и ответственность органов и учреждений внутренних
дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные обеспечить на всех
уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, пока не могут в полной мере реализовать эту функцию, поскольку не
обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На
местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется
на общественных началах.Отсутствие на федеральном уровне современного правового
обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей
правовой базы в субъектах Российской Федерации.
Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением
органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами
временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел
профилактических функций в отношении беспризорных и безнадзорных детей,
расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не
имеющим места жительства.
Заключение
Нестабильность жизни в стране и в мире в целом наносит удар по обществу, семье, а в
конечном итоге — по ребенку. Периодически возникающий интерес к проблемам семьи и
детства обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением
численности несовершеннолетних в общей совокупности численности населения России и
рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности
происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального
контроля и самоконтроль. Следствием этого становятся разрушение семейнобрачных отношений, преступность
несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без
попечения родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую
тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и
создание достойных условий для его существования и развития.
Растущая из года в год безнадзорность детей – следствие социальных и экономических
потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов,
подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей.
К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не
остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие
российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы
обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе
образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической
быстротой теряли свою воспитательную функцию.
Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг, также требует
затрат со стороны семьи.
Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается в нашем понимании с такими
негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как
правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.
Состояние и динамика детской безнадзорности и бродяжничества в РФ можно
охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне
уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и
общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к
данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со
стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные
кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской
безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома
безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной
проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех
общественных институтов.
Литература:
1. Белов Н.А. Детибомжи: как это началось//Правда. 2005. №6
2. Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков
правонарушителей. М.: Медицина, 1992
3. Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в
1. Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.2005. №7
2. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской
1920е годы//Нескучный Сад. 2003. №1
безнадзорности//МК. 2004. №3
3. Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская
правда. 2005. №8
4. Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК. 2005. №9
5. Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских
приютах//Аргументы и факты. 2004. №4
6. Закон РФ №120ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15
7. Закон РФ №103ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14
8. Тематический обзор материалов на сервере news.
9. Тематический обзор материалов на сервере Полит. 1 Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920е годы//Нескучный
Сад. 2003. №1
1 Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.2005. №7
2 Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», 1999, ст.14, 15
1 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской
безнадзорности//МК. 2004. №3
1 Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.
2005. №8
2 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской
безнадзорности//МК. 2004. №3
1 Белов Н.А. Детибомжи: как это началось//Правда. 2005. №6
2 Белов Н.А. Детибомжи: как это началось//Правда. 2005. №6
1 Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских
приютах//Аргументы и факты. 2004. №4
1 Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК. 2005. №9
2 Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.2005. №7
1 Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. М.: Медицина,
1992
1 Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. М.: Медицина,
1992
2 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской
безнадзорности//МК. 2004. №3
1 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской
безнадзорности//МК. 2004. №3
2 Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК. 2005. №9
1
Тематический обзор материалов на сервере Полит.
1 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской
безнадзорности//МК. 2004. №3
1 Закон РФ №120ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15
2 Закон РФ №103ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14
1 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской
безнадзорности//МК. 2004. №3
1 Закон РФ №120ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15
1 Тематический обзор материалов на сервере news.
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.