ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников
Оценка 4.9

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература
Взрослым
17.05.2019
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников
Публикация является частью публикации:
Дипломная работа Плещаковой.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГУ ЛНР «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛНР» Отдел методики преподавания  учебных дисциплин Виды читательской деятельности школьников ВЫПУСКНАЯ РАБОТА  Плещаковой Любови Михайловны, слушателя курсов повышения  квалификации учителей русского языка и  литературы, учителя Луганской специализированной  школы I­IIIступеней № 53 ЛУГАНСК 2016 Содержание  Приложе ние   Введение Глава 1. Теоретические основы понятия "читательская  деятельность" 1 Сущность понятия «читательская деятельность» в свете  литературного образования школьников  1.2 Виды и приёмы чтения 1.3 Изучение читательской деятельности в педагогической  науке 1.4 Отражение специфической деятельности читателя в  классификации Николая Ивановича Кудряшова Глава 2. Опыт работы по формированию и развитию  читательской деятельности на уроках литературы 2.1.Формирование читательской самостоятельности 2.2.  Традиция  семейного чтения  как вид  читательской  деятельности 2.3 Специфические приемы компьютерного сопровождения в процессе организации читательской деятельности Заключение Библиографический список 3 6 6 7 10 16 20 20 24 29                                                                             2 34 36 38 Введение Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что наша стремительная жизнь диктует нам необходимость формирования творчески активной личности, обладающей   способностью   эффективно   и   нестандартно   решать   жизненные проблемы.   Наиболее   явным   на   сегодняшний   день   является   требование   к возможности человека мобильно переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро и успешно овладевать новыми знаниями, умениями, способами  Человеку   ищущему,   любознательному   легко   справиться   с действий. противоречиями в жизни и в обществе.  На   современном   этапе   ученик   из   объекта   воздействия   становится субъектом действия, это педагогическая аксиома наших дней. Формирование научного мировоззрения, познавательной и социальной активности школьников, самостоятельности   учащихся   в   обучении,   творческого   потенциала   личности является   важнейшими   задачами   современного   образования.   Особое   место   в структуре   формирования   личности   занимает   такой   вид   познавательной   и информационной   деятельности,   как   чтение.   Именно  оно,   в   первую   очередь, формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческого индивида в целом, поэтому возникает потребность в совершенствовании читательской деятельности учащихся, которая формируется на уроках литературы.   К   сожалению,   в   наше   время   значение   литературы   упало.   Учителя­ словесники остро столкнулись с проблемой читательского кризиса. Учащиеся не читают. Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках   школьной   программы,   если   и   читаются   учениками,   то   с   большой неохотой или в кратком изложении. 3 Школьное   литературное   образование   нуждается   в   новых   технологиях   и инновационных методиках, способствующих не только обновлению содержания образования, но и повышению его качества. Одним из наиболее эффективных путей   является   применение   информационно­коммуникационных   технологий. «Информационная   технология   обучения   –   это   педагогическая   технология, применяющая   специальные   способы,   программные   и   технические   средства (кино, аудио­и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети») для работы с информацией»[14;с.43]. Отвечая   нуждам   современной   педагогики,   информационно­ коммуникационные   технологии   расширяют   методический   спектр   проведения уроков   литературы.   Применение   компьютерного   сопровождения   уроков позволяет   сделать   их   привлекательными   для   школьников   и   по­настоящему современными, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения, создает условия для максимально возможного всестороннего развития личности обучаемого. Дидактически обоснованное использование компьютерного сопровождения на   уроках   литературы   способствует   активизации   читательской   деятельности подростков. «В условиях резкого ослабления авторитета литературы в мире в целом   визуальные   искусства   выходят   на   первый   план»[4,с.25­26],  и компьютерное   сопровождение   уроков   литературы   позволяет   органично   и активно ввести визуальное в процесс изучения художественных произведений. Однако   в   компьютеризации   обучения,   в   применении   информационных технологий   обучения   еще   много   нерешенных   дидактических   проблем,   в частности речь может идти о методике ввода компьютерного сопровождения основных этапов читательской деятельности. Цель   выпускной   квалификационной   работы:  применение   различных приемов и методов для формирования и развития разных видов читательской деятельности. Задачи: 1. изучить   дидактическую   и   методическую   литературу   по   данной проблеме; 2. 3. 4. познакомиться с моделью типологии читательской деятельности; изучить основные этапы и виды читательской деятельности; адаптировать   традиционные   методы   и  приемы   к   использованию   в сфере компьютерных технологий  для формирования и развития читательской деятельности. Структура   выпускной   квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение. Глава 1. Теоретические основы понятия "читательская деятельность" 1.1   Сущность   понятия   «читательская   деятельность»   в   свете литературного образования школьников Понятие читательская деятельность относительно новое, определение его дано   в   трудах   психологов,   педагогов,   учителей­методистов,   и   понятие «читательская деятельность» не тождественно понятию «чтение». А.А. Гречихин в своей книге «Социология и психология чтения» [3,с.267] утверждает, что в настоящее время существует несколько научных концепций читательской деятельности, но нет пока общезначимой ее теории. Все   предложенные   ранее   варианты,   по   мнению   автора,   отражали преимущественно   частные   аспекты   читательской   деятельности.   Он   посчитал необходимым решить вопрос о создании типологической модели читательской деятельности. Автором   предложена   собственная   модель   типологии   читательской деятельности, представленная ниже. Читательская деятельность I. Формирование круга  чтения II. Чтение как творческий  процесс III. Методы и формы  воспроизведения результатов  чтения 1. Цели и потребности  (интересы и мотивы) 2. Информационный  поиск  (библиографический,  документальный,  фактографический) 3. Отбор и  систематизация 1. Выборочное, или  чтение­просмотр. 2. Быстрое, или  динамическое, чтение. 3. Углубленное, с  фиксацией результатов  чтения. 1. Маргиналии. 2. Конспектирование 3. Составление  библиографических  пособий. 4. Дневник (журнал  чтения). ЧИТАТЕЛЬ Как поясняет автор, из трех основных структурных блоков модели только центральный отражает непосредственно чтение.  Функция других заключается в том, чтобы обеспечить, с одной стороны, целенаправленность   процесса   чтения   путем   удовлетворения   потребности   в получении   необходимых   документальных   источников   информации   –   левый блок,   а   с   другой   стороны   его   эффективность   путем   использования разнообразных форм и методов фиксации результатов чтения – правый блок [3,с.268­269].     1.2 Виды и приёмы чтения Умение читать и понимать прочитанное является  базой формирования коммуникативной   компетентности.   Чтению   как   виду   речевой   деятельности присущи определённые функции: познавательная (чтобы знать), регулятивная (чтобы   уметь), (чтобы   эмоционально наслаждаться).   «Под   коммуникативной   задачей   в   данном   случае   следует   ценностно­ориентационная   понимать  установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, с какой целью будет использована извлечённая из текста информация. Так как в процессе   чтения   могут   решаться   различные   коммуникативные   задачи,   то реализуются разные виды чтения. Как   правило,   выделяются   три   вида   чтения:   просмотровое, ознакомительное и изучающее»[5,с.28].                                                                Виды и приемы чтения Просмотровое чтение самое общее  представление о  Ознакомительное чтение Цель извлечение  основной  Изучающее чтение    проникновение в смысл при  помощи анализа текста содержании и  смысле   текста информации Конечный результат решение: достаточно  информации или текст нужно перечитывать и анализировать Приемы ­  чтение текста  по абзацам,  фиксирование  внимания на  существительных, первом и  последнем  предложении  каждого абзаца; ­   выделение   по ходу чтения   значимой информации; ­   расстановка   по ходу чтения   условных графических знаков,   принятых самим   читающим (например,   ?   ­ непонятно,   надо вернуться;   !   – интересно,   важно и т.д.) решение: читать  или не читать  текст ­ анализ  заголовка,  прогнозирование  темы; ­ анализ  подзаголовков,  просмотр  рисунков, схем,  подписей к ним  (если таковые  имеются)  шрифтовых и  графических  выделений, ­ знакомство со  структурой  текста; ­ просмотр  первого и  последнего  абзацев текста; ­ знакомство с  оглавлением  (если оно есть) ­ чтение    аннотации (если  она есть)     Понимание всех уровней текста ­ выделение смысловых частей  текста; ­ прогнозирование содержания или  смысла  последующих частей текста при  опоре на прочитанное; ­ выделение ключевых слов,   ­ замена смысловых частей их  свернутыми вариантами,  эквивалентами,   ­ выявление  деталей текста,  подтекстовой информации; ­  определение принадлежности  текста к или иному  функциональному стилю, ­ составление вопросов  проблемного характера во время и  после чтения текста, ­ выписки основных суждений; ­ составление плана и граф­схемы,  которая выявляет  структуру  текста и взаимосвязь отдельных его  частей, ­ переработка: создание вторичных  текстов на основеданного; ­ читательские комментарии к  тексту Разные типы текстов требуют и разных способов чтения, и в связи с этим встаёт   проблема   выработки   у   читателя   адекватной   данному   виду   текста стратегии чтения.  Если ставится задача получить самое общее представление о содержании текста,   то   требуется   просмотровое   чтение.   Если   необходимо   выделить   в тексте   часть,   которая   связана   с   решением   коммуникативной   задачи,   то используется ознакомительное чтение.  Если же требуется максимально полное и точное понимание информации в тексте, то применяется изучающее чтение. В теории речевой деятельности описаны и другие виды чтения: поисковое, выборочное, медленное, быстрое. «Необходимо учить школьников не чтению вообще, а разным видам чтения: ознакомительному, изучающему, просмотровому… Очевидно, что каждый из названных видов чтения обеспечивается определёнными приёмами, которыми необходимо   овладеть,   чтобы   процесс   чтения   был   адекватным коммуникативной установке, стоящей перед читающим» [6,с.41].  Методика   обучения   приёмам   изучающего   и   ознакомительного   чтения разработана в статьях Н.Ипполитовой, опубликованных в журнале «Русский язык   в   школе».   «Совершенствование   навыков   чтения     как   одного   из важнейших   видов   речевой   деятельности   человека   будет   способствовать формированию у школьников таких общеучебных и жизненно важных умений, как умение работать с книгой, самостоятельно получать знания в процессе обучения, ориентироваться в текстах при чтении во внеурочное время, при подготовке к сообщениям, докладам и так далее» [6, с.47]. 1.3 Изучение читательской деятельности в педагогической науке М.И.Оморокова,   занимающаяся   проблемой   совершенствования   чтения младших   школьников,   читательскую деятельность«как   коммуникативную   речевую   познавательную   деятельность,   предлагает   рассматривать направленную   на   восприятие,   осмысление,   воссоздание   и   воспроизведение читаемого» [9,с.12]. В   педагогической   науке   большой   вклад   в   изучение   читательской деятельности внесла профессор Н.Н. Светловская.   Ею разработана «Теория формирования типа правильной читательской деятельности». Н.Н. Светловской введена система основных понятий: «тип правильной читательской   деятельности», «квалифицированный читатель»).   «читательская   самостоятельность», Тип правильной читательской деятельности по Н.Н. Светловской – это «трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)»[11,с.70­ 71]. Читательская   деятельность   –   самостоятельный   и   самоценный   вид интеллектуально­эмоциональной   деятельности,   который   имеет   сложную структуру.   Она   состоит   из   трех   основных   этапов:   «предчтение»,   процесс чтения и «послечтение». Овладение   типом   правильной   читательской   деятельности   способствует формированию квалифицированного читателя, что является, по мнению   Н.Н. Светловской, главной учебной целью обучения чтению. «Квалифицированный читатель» с точки зрения Н.Н. Светловской – «это ребенок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, т.е.   умеет   видеть   в   любой   книге   собеседника,   различать   собеседников   и выбирать из их числа нужного для себя и делать это с наименьшей тратой времени и сил»[11,с.26]. Н.Н.   Светловской   выявлено,   что,   читательская   самостоятельность характеризуется наличием у ребенка мотивов, побуждающих его обращаться к книгам,   и   системы   знаний,   умений,   навыков,   дающих   ему   возможность   с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои запросы в соответствии с общественной или личной необходимостью[11,с.24­27]. Именно читательская самостоятельность является залогом устойчивого спонтанного интереса всех учащихся (а не только детей, способных к изучению литературы) к миру книг и постоянному чтению книг по собственному выбору, а также объективной оценки   детьми   своих   читательских   возможностей   и   своей   читательской подготовки[12,с.70]. Опираясь на мнение О.В. Сосновской [13,с. 38­39], мы можем сказать, что   что особенность   читательской   деятельности   заключается   в   том, проникновение   в   предметный,   содержательный   мир,   стоящий   за   текстом, происходит   с   помощью   общепсихологических   и   психолингвистических механизмов   читательской   деятельности. «квалификация   читательской   деятельности»,   Поэтому   значимо   понятие   отражающая   уровень сформированности психологического механизма осуществления читательской деятельности   в   сочетании   с   филологическими   и   культурологическими составляющими. В   процессе   читательской   деятельности   читатель   вступает   в опосредованное (через текст) общение с другим субъектом, создавшим текст. Содержание   многих   подструктур   личности   читателя   влияет   на   характер восприятия   содержания   текста.   Особенно   это   касается   читательской направленности,   понимаемой   как   система   отношений,   определяющая избирательность   и   активность   личности   в   ее   читательском   поведении, общении,   деятельности.   По   характеру   и   особенностям   содержания читательской   направленности   можно   судить   о   читательском   сознании личности.   Содержание   читательской   направленности,   по   мнению   А.В. Бородиной, влияет и на все фазы читательской деятельности: мотивационно­ потребностную,   процессуально­результативную,   результативно­оценочную, рефлексивно­прикладную [2,с.14­16]. Читатель (субъект, индивидуум и личность) развивается в читательской деятельности,   в   диалогическом   взаимодействии   с   другими   субъектами   в определенном социуме непосредственно и опосредованно. Формирование   подготовленного,   «квалифицированного»,   «грамотного», «культурного»,   «творческого»,   «талантливого»,   эстетически   образованного читателя, умеющего ориентироваться в безбрежном море родной и зарубежной литературы,  понимать  и эстетически   оценивать   литературные  произведения разных   времен   и   народов   –   важная   задача   уроков   литературы.   Но   чтобы успешно  решать  ее,  необходимо  знать,  что  входит  в  понятие  читательской культуры,   каковы   ее   основные   составляющие,   а   затем   осознанно   и целенаправленно, от класса к классу вести работу по формированию читателя посредством формирования читательской деятельности. В   работах   методистов   читательская   культура   рассматривается   как совокупность   интереса   к   книге,   широкого   знакомства   с   литературой, специальных   знаний   о   книге   и   способах   работы   с   ней,   умений,   навыков   и привычек, помогающих читать книгу с максимальной пользой. В.Г.Маранцман, подводя   понятие   культуры   чтения   под   более   широкое   и   общее   понятие культуры, считает необходимыми качествами читателя активность и точность эмоциональной   реакции,   глубину   осмысления   художественного   текста, конкретизацию   литературных   образов   в   читательском   воображении, способность   эстетически   оценить   форму   произведения,   видеть   за художественным миром его автора» [8,с.27]. Своеобразную   трактовку   понятия   дает   И.С.   Збарский,   рассматривая читательскую культуру как «совокупность знаний, умений и чувств» и потому выделяющий   в   ней   три   взаимодействующих   компонента,   уровня,   которые характеризуются следующим образом: 1. Уровень читательского сознания, литературной эрудиции включает в себя запас фактических знаний «золотого фонда» литературы (практическое знакомство с художественными произведениями), приобретение необходимого круга   знаний   по   теории   и   истории   литературы,   освоение   логики   анализа произведений в их родовой и жанровой специфике. 2. Уровень читательских чувств, оценочных ориентаций включает в себя первичный показатель: способность к восприятию конкретных произведений ­ и последующие основные показатели: эстетический вкус, т.е. способность к оценке произведений искусства на основе осознанных критериев, и наличие литературно­эстетических идеалов личности. 3.   Уровень   читательского   поведения   указывает   на   наличие   и   степень развитости   читательской   культуры   в   практической   деятельности   человека (выбор   литературы,   работа   с   ней,   пропаганда   книги   и   т.д.),   на   степень приобщения   к   творческой   деятельности,   на   уровень   овладения   переносом знаний, умений и навыков в сферу самостоятельного чтения» [8,с.30]. Проблеме   формирования   общих   и   специальных   литературных   умений   об   этом   много   писали всегда   придавалось   большое   значение, Г.В.Анджапаридзе,   Н.Я.Мещерякова,   Л.Я.Гришина.   Однако   чаще   всего подразумеваются лишь умения, связанные с анализом, оценкой литературного произведения или каких­то его компонентов. Но понятие читательской деятельности (а именно деятельность является основой как для формирования, так и для реализации умений) значительно шире. Сюда, кроме перечисленного, входит восприятие автора произведения, его   идеи,   сопереживание   героям   и   событиям,   «сдвиги»,   происходящие   в интеллектуальной, нравственной, эстетической сфере личности под влиянием книги. Таким   образом,   даже   из   такого   краткого   обзора   мнений,   касающихся читательской   деятельности,   видно,   что   компоненты   ее   у   разных   авторов различны.   Это,   на   наш   взгляд,   обусловлено,   во­первых,   наличием определенного, собственного угла зрения исследователей, во­вторых, обилием конкретных видов читательской деятельности в процессе общения человека с художественным произведением. Для   практической   работы   учителя   необходимо   для   начала   выделить этапы читательской деятельности, которые так или иначе прослеживаются у всех   исследователей,   а   затем   соотнести   частные   виды   читательской деятельности с этими этапами. Можно выделить следующие этапы: 1. мотивационный   (А.А.   Гречихин   –   интересы   и   мотивы,   Н.   Н. Светловская – «предчтение», А.В. Бородина – мотивационно­потребностный, В.Г. Маранцман – подготовка первичного восприятия и др.); 2. восприятия   текста   (А.А.   Гречихин   –   чтение­просмотр,   быстрое, углубленное, М.И. Оморокова – познавательная деятельность, направленная на   восприятие;   Н.   Н.   Светловская   –   процесс   чтения,   А.В.   Бородина   – процессуально­результативный,   В.Г.   Маранцман   –   первичное   восприятие   и др.); 3. аналитический   (А.А.   Гречихин   –   фиксация   результатов   чтения, М.И.   Оморокова   –   осмысление,   Н.   Н.   Светловская   –   «послечтение»,   А.В. Бородина – результативно­оценочный, В.Г. Маранцман – углубленный анализ, анализирующее наблюдение); 4. воспроизведения   (А.А.   Гречихин   –   воспроизведение   результатов чтения,  М.И.  Оморокова  –  воссоздание  и  воспроизведение   читаемого,  А.В. Бородина – рефлексивно­прикладной, В.Г. Маранцман – интерпретационный). Этап мотивации – волевая, эмоциональная и интеллектуальная готовность к восприятию текста, к его образной конкретизации – стимулируется учителем различными методическими приемами, как традиционными, так и приемами компьютерного   сопровождения.   Причем   мотивируется   и   готовность восприятия   всего   текста   в   целом   (вступительные   уроки),   и   готовность восприятия текста под углом темы урока (этап мотивации урока). Этап   восприятия   текста   –   самостоятельный   этап   общения   ученика   с художественным   произведением   при   первичном   чтении   –   первичное восприятие,   которое   на   этапе   аналитической   читательской   деятельности переходит во «вторичное», т.е. откорректированное, адекватное. На   этапе   анализа,   направляемого   учителем   на   уроках   углубленного изучения   художественного   произведения,   стимулируемого   различными методическими   приемами,   ученик   «вглядывается»   в   текст,   постигает   и глубину   его   идейного   содержания,   и   художественную   форму,   и   его эстетическую значимость как для литературного процесса, так и для себя. Этап воспроизведения – это и возврат к целостности восприятия на новом уровне,   и   осмысление   авторской   позиции,   и   личностная   рефлексия,   и собственная   интерпретация   художественного   текста   в   творческих   работах различного   рода.   Данные   виды   читательской   деятельности   –   прерогатива заключительных   уроков   изучения   художественных   произведений   на   уроках литературы. 1.4.Отражение   специфической   деятельности   читателя   в классификации Николая Ивановича Кудряшева Для   любой   научной   теории,   для   описания   ее   сущности   необходима   целостно   охватывающих   тот   объект система   научных   понятий, действительности, который отражает данная концепция. Термин   «методика   обучения»   фигурирует   и   для   обозначения   свода правил,   указаний,   относящихся   к   практике   преподавания   того   или   иного учебного предмета, и для обозначения педагогической науки, исследующей обучение данному предмету в его соотношений с общими закономерностями обучения. «Методика   обучения   –   это   целостная   система   проектирования организации процесса обучения, основанная на определенной дидактической теории,   и   совокупность   методических   рекомендаций,   эффективность применения   которых   во   многом   зависит   от   мастерства   и   творчества учителя»[1,с.312]. Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения, где цель (учебная,   образовательная)   –   то,   к   чему   стремится   обучение,   будущее,   на которое   направлены   его   усилия.   Метод   включает   в   себя   определенную последовательность   приемов.   Иными   словами,   прием   –   это   органическая деталь метода. Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности, свои закономерности,   требует   своих   особых   методов   и   организационных   форм обучения. Существует   несколько   классификаций   методов   обучения   литературе (например,   В.В.   Голубкова,   В.А.   Никольского,   М.Г.   Качурина,   В.Г. Маранцмана и др.). Остановимся подробнее на классификации методов обучения литературе, созданной Н.И. Кудряшевым [7,с.92], так как именно на эту классификацию в общем мы опираемся в нашей работе. Н.И.   Кудряшов   обусловливает   систему   методов   обучения   логикой познавательной   деятельности   учащихся   при   направляющем   руководстве учителя. При этом Н.И. Кудряшев с особым вниманием относится к одному из дидактических   решений   проблемы   методов,   раскрытому   в   трудах   М.Н. Скаткина   и   И.Я.   Лернера.   И.Я.   Лернер   обосновывает   следующие   методы, обусловливающие   характер   обучающей   деятельности   учителя   и   учебной или деятельности объяснительно­иллюстративный,   учащихся:     информационно­рецептивный;   метод   проблемного изложения;   эвристический,   или   частично­поисковый;   исследовательский.   К   репродуктивный; этому следует прибавить, что ученые­дидакты М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер дают следующее определение метода обучения и его признаков: «...система последовательных   взаимосвязанных   действий   учителя   и   учащихся, обеспечивающих   усвоение   содержания   образования.   Метод   обучения характеризуется   тремя   признаками:   обозначает   цель   обучения,   способ усвоения, характер взаимодействия способов обучения» [10,с.566]. В системе методов Н. И. Кудряшева назван метод творческого чтения. Целью   его   является   активизация   художественного   восприятия   и   в   начале изучения   произведения,   Методические   приемы, обеспечивающие   реализацию   метода   творческого   чтения:   выразительное   и   после   анализа. чтение,   комментированное   чтение,   беседа,   творческие   задания   по   личным впечатлениям,   постановка   на   уроке   учебной   проблемы.   Виды   учебной деятельности школьников: чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, создание отзывов, рассматривание иллюстраций. В целом речь идет о первой ступени в логике познания литературы. Со   следующей   ступенью   в   логике   познавательной   читательской деятельности связан эвристический метод. Более углубленный анализ текста неизбежно   связывается   с   изучением   элементов   науки   о   литературе. Расширяется   содержание   изучаемого   материала,   идет   поиск   разрешения проблем. Данный метод чаще всего осуществляется в эвристической беседе. Приемы:   построение   логически   четкой   системы   вопросов,   что   поможет осуществить самостоятельное добывание знаний, построение системы заданий по   тексту,   постановка   проблем.   Виды   деятельности:   подбор   материала   из художественного произведения, пересказ с элементами анализа текста, анализ эпизода,   анализ   образа­персонажа,   составление   плана   к   выступлению,   к сочинению, постановка проблемы. Исследовательский   метод   заключается   в   развитии   умения самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы: постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий. Исследовательский метод имеет много общего с эвристическим. Виды деятельности: самостоятельный анализ части и целого художественного произведения, сопоставление, оценка спектакля или кинофильма. При репродуктивном методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде,   но   не   догматически.   Развитию   мысли   учащихся   способствует проблемное изложение материала. Важно не само по себе репродуцирование готового   материала,   но   и   обобщение,   суммирование   знаний.   Виды деятельности:   запись   плана   или   конспекта   лекции   учителя,   работа   по учебнику, подготовка доклада по готовым материалам. Следует   отметить,   что   система   классификации   методов   обучения литературе,   созданная   Н.И.   Кудряшевым,   ориентирована   на   взаимосвязь методов в реальном педагогическом процессе, в рамках конкретного урока. Кроме   того,   творческий   учитель   ориентируется   на   достижения   всех ученых­методистов   и   использует   в   своей   практической   деятельности интересные   и   эффективные   приемы   работы,   предложенные   тем   или   иным методистом. Вывод:   Литература   –   единственный   предмет   в   школьной   программе, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый класс. Чтение как вид познавательной   и  информационной     деятельности   занимает   особое  место   в структуре   формирования   личности.   Оно   формирует   мыслительную деятельность,   является   основой   развития,   обучения   и   воспитания подготовленного, человеческого Формирование   индивида.     «квалифицированного», «талантливого»,   «творческого»,   умеющего   «грамотного»,   «культурного»,   эстетически   образованного   читателя, ориентироваться   в   безбрежном   море   родной   и   зарубежной   литературы, понимать и эстетически оценивать литературные произведения разных времен и народов – важная задача уроков литературы. Понятие   читательская   деятельность   относительно   новое.  Читательская деятельность   –   самостоятельный   и   самоценный   вид   интеллектуально­ эмоциональной деятельности, который имеет сложную структуру. В   данной   главе   предложена     модель   типологии   читательской деятельности,   дан   обзор   мнений,   касающихся   читательской   деятельности, современных педагогов: А.А. Гречихина, М.И.Омороковой, Н.Н. Светловской, О.В. Сосновской, И.С. Збарского,В.Г. Маранцмана,Н.И. Кудряшева. Таким   образом,   даже   из   такого   краткого   обзора   мнений,   касающихся читательской   деятельности,   видно,   что   компоненты   ее   у   разных   авторов различны.   Это,   на   наш   взгляд,   обусловлено,   во­первых,   наличием определенного, собственного угла зрения исследователей, во­вторых, обилием конкретных видов читательской деятельности в процессе общения человека с художественным произведением. Глава 2. Опыт работы по формированию и развитию читательской деятельности на уроках литературы. 2.1.Формирование читательской самостоятельности Главная   цель   школьного   обучения   ­   формирование   личности   ученика. Литература как учебный предмет имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально­ экономической   ситуации   в   стране   современному   обществу   нужен   человек, умеющий   добывать   самостоятельно   новые   знания   и   применять   их   в разнообразной деятельности Никому любовь к книге не давалась с рождения. Трудно представить себе ребенка, пришедшего в школу, овладевшего навыками чтения , полюбившего  книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь навсегда и бесповоротно, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему  из  года  в  год  снижается интерес  детей к  чтению, к классической детской литературе, к поэзии? Можно много причин назвать такого спада, например: 1. усиление   влияния   средств   массовой   информации­   чтение   книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером; 2. резкое   изменение   общественной   жизни   таким   образом,  что   число неблагополучных   семьей,   где   родители   мало   заинтересованы   воспитанием ребёнка; 3. изменение   позиции   взрослого   к   совместной   читательской деятельности   с   детьми,   поступившими   в   первый   класс   (резко   сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное   общение   с   разнообразными   книгами   в   первые   годы   обучения. Характерны высказывания  мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой, читай сам.”); 4. отсутствие   системы   целенаправленного   формирования читательской деятельности школьников. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы   должно   быть   уделено   как   в   начальной   школе,   так   в   среднем   и старшем звене, планомерно вызывая у учеников интерес к чтению. На своих уроках стараюсь применять разные способы и методы, которые вызывают   интерес   учеников   к   чтению   и   формируют   читательскую деятельность учеников. Начинаю   с   обычного­  с развития   читательских   и   речевых   умений. Объясняю,  что   книгу   не   надо  «проглатывать»,  ее   надо   плавно   и   медленно прочитывать.   Дети,   работая   дома   над   произведением   ,учатся   находить интересное и, на их взгляд, главное, делая закладки, выписывая материал в тетрадь…Когда   ребенок   понимает,   о   чем   он   читает,   а   задача   учителя аккуратно подсказать, направить и скоординировать процесс прочтения, то и интерес   в   продолжении   чтения,   узнать   ,что   же   будет   дальше   с   героями   , рождается даже у мало читающих детей. При   работе   над   произведением   (   например,   "Капитанская   дочка", Александра Сергеевича Пушкина) дети были поделены на группы, в группах даны   конкретные   задания   по   образам   героев   произведения,   по   пейзажным зарисовкам  и т.д. Подобный прием интересен тем, что ребенок волей не волей  прочитывает   все   произведение,   т.к.   материал,   необходимый   для   ответа, собирается из всего произведения, читает внимательно, чтобы не пропустить что ­то по своему заданию,  включается поисковый режим работы ученика, а работа в группе вырабатывает еще и ответственность перед членами группы, действуя по принципу: «Я же не могу подвести своих ребят». Чтобы   чтение   было   интересным,   много   работаем   над   лексикой   и смысловыми группами слов, обогащая читательский опыт ребёнка, помогая  ему стать самостоятельным читателем, пополняя свой словарный запас, делая высказывание в письменной и устной форме красивым и запоминающимся.  На уроках по лирическим произведениям часто применяю ассоциативный метод. Что бы лучше представить внутренние переживания лирического героя, пейзажи и эмоции, прошу детей во время чтения стихотворений  закрывать глаза   и   представлять   все   происходящее.   С   большим   интересом,   наперебой ребята рассказывают о том, что же им представилось в момент прочтения стихотворения!   А   результат­   ребята   заинтересованы   в   самостоятельном прочтении стихотворений, а на следующий урок с одноклассниками делятся впечатлениями   о   прочитанном.   Радует   то,   что   они   уже   не   выбирают стихотворения поменьше, а выбирают стихотворения, которые вызвали у них особое   внимание   и   интерес!   Часто   приносят   рисунки   к   произведениям, изображая то, что не хватило выразить словами!        В   наше   время   у   каждого   учителя   свой   особый   метод   приобщения учеников к чтению, я применяю работу с текстом до чтения. Дети читают фамилию   автора,   заглавие   произведения,   рассматривают   иллюстрацию, которая   предшествует   тексту,   затем   высказывают   свои   предположения   о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».        Работа   с   текстом   во   время   чтения:   после   того,   как   текст   будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания , я называю это   «медленным » чтением следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.   Что такое диалог с автором? С точки зрения методики преподавания – это   приём   работы   с   текстом   во   время   его   чтения.   С   точки   зрения сформировавшегося   читателя   –   это   естественная   беседа   с   автором   через текст. Чтобы   диалог   был   содержательным   и   полноценным,   читателю необходимо   по   ходу   чтения   совершать   разнообразную   работу:   находить   в тексте   прямые   и   скрытые   авторские   вопросы,   задавать   свои   вопросы, обдумывать   предположения   о   дальнейшем   содержании   текста,   проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.  Ребята   с   большим   интересом   при   чтении   используют   разноцветные закладочки, цвет закладки у ребят имеет определенное значение, это развивает  внимательность, зрительную     память и, естественно, дети заинтересованы в своих ответах, им просто необходимо  поделиться с одноклассниками своими «добытыми» знаниями. Книги для чтения у ребят напоминают разноцветную радугу,   дети   непросто   прочитывают   произведение,   а   прорабатывают   его, продумывают   ответы   на   вопросы   по   заданиям,   с   интересом   отвечают подготовленные задания, чувствуется, что ребята не просто знают о чем текст, а умеют быстро найти доказательства, цитируя материал  прямо из книг.. Считаю,   что   в   организации   самостоятельной   деятельности   учеников важны  алгоритмы  и  блоковая  подача   материала, которые  предусматривают действия по определённому образцу для решения творческих и нестандартных задач. Творчество начинается тогда, когда ребёнок четко представляет, что ему делать и в какой последовательности, а потому легко может ставить и решать   иные   задачи.   При   выполнении   ряда   заданий   дети   получают возможность   выбора.   Это   настраивает   учащихся   на   осознанное   восприятие   уверенность   в   себе, материала,   формирует   самостоятельность, ответственность. Чтение –это необыкновенно творческий процесс, а творчество является одной из самых сильных мотиваций человека – потребности в самореализации.  Творческий человек создает то, что не оставляет равнодушным других людей, то, что их восхищает, радует, воодушевляет. Предлагаю   вашему   вниманию   творческие   работы   моих   учеников: см. Приложение 1 2.2. Традиция  семейного чтения  как вид  читательской деятельности Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного   и   домашнего,  состоит   в  том,  что   родители,  используя   книгу, начинают   по­настоящему   заниматься   духовным   развитием   своего   ребенка, формированием   его   нравственности.   Поэтому   семейные   чтения   —   это разговор   родителей   с   детьми   о   нравственности,   побудительным   стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.    Создать   условия   для   познавательной   деятельности   ребенка, стимулировать   ее,   направлять   его   размышления   —   вот   главная   задача родителей и учителей. Главная задача учителя состоит в том, чтобы в беседах с   родителями   убедить   их,   что   духовное   развитие   ребенка   невозможно   без постоянного общения с книгой, разнообразного книжного окружения и знания широкого   круга   книг   и   произведений,  а  это   выполнимо   лишь   при   условии совместных   со   взрослым   читательских   переживаний,   обсуждения прочитанного в разновозрастном коллективе, т.е. в семье.  Моими союзниками в   развитии   детей,   в   формировании     их   читательских   интересов   всегда выступают   родители.     Они   охотно   принимают   участие   во   внеклассных мероприятиях . Интерес   к   традиции   семейного   чтения   остается   неизменным   на протяжении последних десятилетий. Совместное чтение вслух в кругу семьи или дружеской компании – одна из традиций русской культурной семьи, часть общей   культурной   традиции.  Семейное   чтение   способствует   установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности, чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений: ­ совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует пополнению не только « жизненной копилки » знаний и впечатлений   человека,   но   и   затрагивает   подсознание,   а   значит,   оживляет родовую генетическую память кровных родственников; ­   совместное   чтение   побуждает   ребенка   задавать   вопросы,   искать пояснения   непонятных   слов   и   выражений,   а   значит   вступать   в   диалог   со взрослыми,   формулировать   вопрос,   стараться   вникнуть   в   суть   ответа,   что почти   всегда   способствует   знакомству   ребенка   с   народными   обычаями, традициями, семейными историями и др.; ­ семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта   старших   членов   семьи,   узнать   о   своих   близких   что­то   важное   и интересное; ­ после чтения слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи   и   на   этой   основе   заинтересоваться   собственным   семейным   древом, побудить   к   созданию   своей   родословной,   опираясь   на   опыт   старших представителей семейного рода; ­ чтение сказок позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они, как правило, не слышат ни в школе, ни в обыденном семейном общении, например,   что   такое   целомудрие,   добродетель,   благочестие,   бескорыстие, самопожертвование; ­   чтения   сказок   у   младших   членов   семьи   появляется   предмет   для разговора,   желание   спросить   у   старших   о   значении   старинного   выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании произведения. У старших   членов   семьи   возникает   повод   для   пояснения,   дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом. Если учитель намерен возродить утерявшие в последние десятилетия традиции   семейного   чтения,   он   может   познакомить   родителей   своих воспитанников с основными рекомендациями: 1. при выборе взрослыми произведения для семейного чтения следует ориентироваться   на   собственный   интерес,   на   проблему   семьи   и   своего ребенка; 2. произведение   следует   читать   в   специально   отведенное   для   этого время; читать необходимо регулярно, тогда ребенок получит заряд внимания, доброты   и   родительской   любви,   который   будет   согревать   его   всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей; 3. читать   книгу   может   и   сам   ребенок,   и   кто–то   из   взрослых;   кто именно   это   будет   –   определите   сами,   исходя   из   понимания   смысла   этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться за советом ребенок в случае появления затруднений; 4. если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле  озадачило ребенка  и каких именно объяснений он от вас ждал; 5. если   у   ребенка   появились   вопросы,   не   спешите   сразу   на   них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию: возможно, вы услышите   рассуждения   ребенка,   важные   для   понимания   многого   в   его поведении и эмоциональном состоянии; 6. порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребенок «застрял» на чем–то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять; 7. если в ритуале семейного чтения принимают старшие члены семьи (дедушка   или   бабушка),   окажите   им   уважение   и   выслушайте   их   вместе   с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим мнением; 8. если ребенок попросил вас на завтра повторить ту же сказку или главу   из   книги   –   это   неслучайно,   выполните   его   просьбу   и   постарайтесь понять,   что   именно   заставляет   вашего   ребенка   еще   и   еще   раз   переживать события сказки, что его так глубоко затронуло?     Чтение сказки может произвести не ребенка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра – драматизация. Ребенок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев.     Игра – драматизация   позволяет семье и поиграть, и помастерить, и пообщаться с детьми.    Творчество – это способность, которая обычно развивается у детей под воздействием образца творческих находок и выдумок другого человека. Роли ребенок может распределить по своему усмотрению, приняв в свой спектакль всех членов семьи.     Роль   педагога   в   организации   работы   в   семье   может   заключаться   в следующем: 1. фиксирование того, что рассказывают родители о своих детях, и их высказывания по существу содержания произведения; 2. запись впечатлений детей о произведении, разыгрывание сценок; 3. фиксирование ситуаций связанных с содержанием произведения, в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказке; 4. проведение с учениками занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты произведения. Приемы работы могут быть разнообразными: ­обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом или образами героев произведения; ­   создание   рисунков   по   мотивам   произведения   или   коллективных   и индивидуальных   поделок   из   природного   материала,   в   которых   могут   быть проявлены свободные ассоциации; ­   активная   работа   с   текстом   по   выявлению   причинно   –   следственных связей: почему герой поступил так; как можно было бы поступить и т.д.; ­   проигрывание   эпизодов   сказки,   что   поможет   сыграть   эмоции персонажей и понять их; ­ проигрывание вариантов решения ситуаций, т.е. использование сказки как притчи – нравоучения.     Таким   образом,   семья   –   важный   элемент   системы   образования,   где системообразующей   основой   являются   традиции,   обычаи,   предания.   И семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному   опыту   наших   предков,   а   следовательно,   средство   духовно нравственного воспитания. 2.3   Специфические   приемы   компьютерного   сопровождения   в процессе организации читательской деятельности С   появлением   компьютерной   техники   возникла   и   проблема эффективности компьютеризации обучения. Поскольку компьютер создавался как средство управления техническими и другими системами, он почти сразу нашел   практическое   применение.   В   условиях   насыщения   образовательных учреждений   персональными   компьютерами,   разработки   и   применения компьютерных   технологий   обучения   необходимо   осмыслить   те   методы   и приемы,   которые   могут   отражать   теоретические   основы   компьютеризации обучения. Формы   организации   мультимедиа­технологий   просто   необъятны,   и   от учителя требуется не только знание собственного предмета и традиционных методик,   но   и   знание   компьютерной   техники,   и   высокое   педагогическое мастерство,   и   высокая   общекультурная   подготовка,   и   достаточно   высокий уровень творческого потенциала. При   наличии   данных   качеств   творческий   учитель   способен   перевести существующие   традиционные   методы   и   приемы   в   формат   компьютерных технологий.   Но   данная   работа   довольно­таки   трудоемка,   поэтому   для широкого   внедрения   компьютерной   поддержки   в   уроки   литературы необходимы разработки ученых­методистов в этом направлении. Ниже   приведены   возможные   варианты   адаптации   (модернизации) некоторых   традиционных   методов   и   приемов   в   формат   компьютерных технологий с целью применения их в качестве компьютерного сопровождения на уроках литературы. Компьютер,   конечно,   не   может   на   уроке   литературы   заменить   живое слово   учителя,   творческое   общение,   процесс   чтения   и   размышления   над прочитанным,   но   может   стать   хорошим   помощником   в   изучении литературного произведения. Компьютерное   сопровождение   основных   этапов   читательской деятельности может быть самым разнообразным, что связано с конкретными задачами, которые необходимо решить. Учитель   может   создавать   свой   вариант   компьютерного   сопровождения урока, взяв нужные ему фрагменты текстов, рисунков, видеозаписей из так называемой   библиотеки   электронных   наглядных   пособий   (Интернет­ материалы,   компьютерные   версии   «Библиотеки   Мошкова»,   «Подготовки   к ЕГЭ»,   «Большого   энциклопедического   словаря   Кирилла   и   Мефодия»   и других). Наряду   с   традиционными   приемами   изучения   литературного произведения, адаптированными к компьютерным технологиям, появляются и новые, специфические. Внедрение этих специфических приемов компьютерного сопровождения открывает принципиально новые возможности для организации читательской деятельностью   на   уроках   литературы,   способствует   введению   новизны   в учебный   процесс,   непроизвольному   запоминанию   материала,   повышает интерес   к   чтению   художественных   произведений,   активизирует   творческие устремления школьников. Новыми,   специфическими   приемами   компьютерного   сопровождения различных этапов читательской деятельности можно считать, как нам кажется, следующие:    1.   Мультимедийная   презентация.   Может   включать   богатый   материал: видеофрагменты, кинофрагменты, звуковое сопровождение, тексты, таблицы, иллюстрации; сопровождаться различными эффектами и т.п. Они создаются не только   учителем   для   конкретного   урока,   но   и   выступают   в   качестве самостоятельных   творческих   работ   учащихся.   Домашнее   задание   в   форме презентации   по   теме   урока  вызывает   определенный   интерес   у   школьников. Могут   применяться   на   всех   этапах   читательской   деятельности.   Прием универсален. Приложение 2. 2. Слайд­фильм, клип или видеорепортаж по определенной теме. Наиболее эффективны на мотивационных этапах.  Приложение 3. 3.   Издательская   деятельность:   создание   классной   или   школьной литературной газеты, журнала в электронном виде (работа с документами и иллюстрациями в разных программах:MicrosoftWord, Photoshop, PowerPoint, PageMaker). Применяется на этапе концептуального осмысления, рефлексии, а также выступает в качестве творческой деятельности учащихся. 4.   Создание   буклетов, MicrosoftOfficePublisher.   альбомов.   Создается   в   программе   Помогает   включиться   в   деятельность концептуального осмысления. Приложение 4. 5. Электронный тест. Может применяться при проверке знания текста, а также   домашнего   задания   –   этап   проверки   первичного   и   углубленного восприятия текста. Приложение 5. 6.   Создание   папок   с   различного   рода   материалами   в   процессе   изучения художественного произведения. Создаются коллективно или индивидуально. Материалы   используются   на   всех   этапах   изучения   художественного произведения. 7.   Компьютерный   дидактический   материал:   схемы,   таблицы,   кроссворды (создаются   при   помощи   графического   редактора   Paint,   MicrosoftWord, MicrosoftOfficeExcel).   Применяется   на   всех   этапах   читательской деятельности. 8.   Создание   учителем­предметником   электронного   пособия,   сайта,   Главные   компоненты: учебника. (способы взаимодействия   программы   и   ученика   –   вопросы,   тесты   и   т.п.),   графика   активный   интерфейс   (создание   зрительных   образов   абстрактных   объектов),   звуковые   эффекты (например,   для   поощрения   правильных   ответов,   могут   быть   включены   или выключены   пользователем),   гипертекст,   видеоэффекты.   Предназначен   для самостоятельной   деятельности   учащихся   в   процессе   изучения художественного произведения. Важно, чтобы предлагаемые приемы применялись на уроках литературы уместно,   преследовали   определенную   цель,   стимулирующую   читательскую деятельность учащихся. Вывод.  Формирование читательской  деятельности – очень трудоемкий и многогранный процесс, который  содержит в себе различные педагогические приемы и методы. В данной главе представлен  опыт работы по формированию и развитию  читательской  деятельности   на  уроках  литературы.  Важный  вид читательской деятельности – семейное чтение. Одним из факторов, влияющих на формирование читательской деятельности, является семья, которая имеет огромное значение для поступательного развития общества. Вместе с тем, не все родители обладают знаниями и умениями в области воспитания детей и, тем   более,   не   могут   грамотно   организовать   домашнее   чтение,   чтобы   оно вызвало   интерес,   стремление   у   детей   узнать   что­то   новое.   Поэтому необходимо   наладить   взаимосвязь   и   взаимодействие   школы   с   семьей   при условиях оптимально организованной работы образовательного учреждения в области   педагогического   просвещения   родителей.   Важно,   чтобы   влияние семьи   и   школы   было   наиболее   действенно,   системно   целенаправленно   и педагогически   целесообразно.   Нами   предложены   рекомендации   для родителей, раскрыта роль учителя в организации семейного чтения. Одна из важнейших задач уроков литературы ­ воспитание читательской самостоятельности   учащихся.   Читательская   самостоятельность   ­   это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться в мир книг, и системы знаний, умений, навыков, дающих   возможность   с   наименьшей   затратой   сил   и   времени   реализовывать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью. Необходимо научить ребенка видеть в книге собеседника, приучить мысли к тому, что  собеседника  для  себя  можно  и нужно  выбирать.  Нужно  научить детей слышать своего собеседника; запоминать то, что и о чем он говорит; осознавать,   почему   он   так   говорит;   постараться   почувствовать,   каких переживаний он ждёт, оценивать не только его, но и себя. Такими качествами читатель сможет обладать только в том случае, если у него сформирован тип правильной читательской деятельности. Нами   рассмотрены   специфические   приемы     компьютерного сопровождения   в   процессе   организации   читательской   деятельности. Компьютерное   сопровождение   основных   этапов   читательской   деятельности может   быть   самым   разнообразным,   что   связано   с   конкретными   задачами, которые   необходимо   решить.   Внедрение   этих   специфических   приемов компьютерного сопровождения открывает принципиально новые возможности для   организации   читательской   деятельностью   на   уроках   литературы, способствует   введению   новизны   в   учебный   процесс,   непроизвольному запоминанию   материала,   повышает   интерес   к   чтению   художественных произведений, активизирует творческие устремления школьников.  Заключение На   современном   этапе   ученик   из   объекта   воздействия   становится субъектом действия, это педагогическая аксиома наших дней. Формирование научного   мировоззрения,   познавательной   и   социальной   активности школьников,   самостоятельности   учащихся   в   обучении,   творческого потенциала   личности   является   важнейшими   задачами   современного образования.   Особое   место   в   структуре   формирования   личности   занимает такой   вид   познавательной   и   информационной   деятельности,   как   чтение. Именно   оно,   в   первую   очередь,   формирует   мыслительную   деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческого индивида в целом,   поэтому   возникает   потребность   в   совершенствовании   читательской деятельности учащихся. Однако следует отметить, что чтение и читательская деятельность – понятия не тождественные. В данной работе  мы рассмотрели применение   различных   приемов   и   методов   для   формирования   и   развития разных   видов   читательской   деятельности,   изучили   дидактическую   и методическую литературу по данной проблеме,  познакомились с различными видами   читательской   деятельности,   изучили   основные   этапы   и   виды читательской деятельности Воспитание   квалифицированного   читателя,   который,   читая   книги, смотрится,   как   в   зеркало,   в   другого   человека,   и   таким   путём   осознаёт действительную   ценность   других   людей   и   себя   самого,   вырабатывает стремление запомнить прочитанное, пережить чувства героев художественных произведений,   проанализировать   их   способы   поведения   и   поступки.   Он преобразует, перерабатывает знания, накопленные человечеством в книгах, за счёт этого развивает и обогащает свою речь и предваряет приобретённые из книг   знания   в   свой   жизненный   опыт.     Следует   подчеркнуть   перспективу развития   данной   проблемы   в   образовательной   практике,   а   также   нами предложены   собственные   практические   рекомендации   по   формированию   и развитию   разных   видов   читательской   деятельности.   Большое   значение   в процессе формирования читательской деятельности играют информационно­ коммуникационные   технологии.   Современные   дети     требуют   от   учителя поисков   и   новых   подходов   по   привлечению   их   в   учебную   деятельность. Информационная   технология   обучения   создаёт   условия   для   активизации познавательной   деятельности   учащихся,   а   значит,   у   ребят   возникает необходимость   в   самообразовании   и   саморазвитии.   Особое   значение   мы уделили   очень   важным,   на   наш   взгляд,   таким   видам   читательской деятельности, как самостоятельность чтения и семейное чтение, рассмотрели специфические   приемы   компьютерного   сопровождения   различных   этапов читательской   деятельности.   Считаем,   что   данная   работа   будет   полезной   и ценной   учителям   русского   языка   и   литературы,   содержит     советы   для практической работы. Список использованной литературы 1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого  саморазвития. / В.И. Андреев – 2­е изд. – Казань: Центр инновационных  технологий, 2000. – 608 с.   2. Бородина А.В. Читательское развитие личности: теоретико­ методологические аспекты. Дис…д­ра наук по специальности  «Библиотековедение, книговедение, библиографоведение».СПб, 2007г.  3.   Гречихин А.А. Социология и психология чтения / А.А. Гречихин –  СПб., 2007 – 312 с.  4.  Гутов А.О словесном и визуальном в обучении / А.Гутов //  Литература в школе. – 2007. №9.­  С. 25­26  5.      Ипполитова Н.А. Виды чтения на уроках русского языка. – Русский  язык в школе, 1987, №2, ­ С. 28 6.      Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе.  – М., 1992, ­ С.47 7.      Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках  литературы / Н.И. Кудряшев – М., 1981 ­183с. 8. Методика преподавания литературы: учебник для пед.вузов / Под  ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – в 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение,  ВЛАДОС, 1994 – 288 с.  9.  Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников:  Метод. пособ. для учителя. / М.И. Оморокова – 2­е изд., испр. и доп. – М. –  2001. ­ 46 с. 10.    Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. В.  В. Давыдов. – М., 1993. ­ 1160с. 11. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: книга для  учителя / Н. Н. Светловская. – 2­е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1991.­  206 с.   12.  Светловская, Н. Н. Обучение чтению / Н. Н. Светловская // Нач.  школа. – 2000. – № 2. ­С.70. 13.  Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской  деятельности: учебник для высш.учеб.заведений / О.В. Сосновская, Academia,  2008. – 112 с.   14. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические  технологии / В.А. Трайнев. – М.: Дашков и К. 2007. ­ 122 с.   15. Федеральный компонент государственного стандарта общего  образования (русский язык, литература). – М., 2004. ­ 23 с. Приложение 1 МОЯ МОСКВА  Моя Москва! Люблю тебя, как сын Отечества, которого не стало, Но жаловаться вроде не пристало, Ведь я такой на свете не один! По улочкам и площадям твоим бродил, Когда еще трех лет не миновало. До этого со мной такого не бывало! Я в восхищении уже тогда тобою был! К истории извечной прикоснусь, Как прядь седую матери поправлю. Язык великий и могучий русский славлю, И этого нисколько не стыжусь!                                  Серебренников Сергей,    11­А      .                     Сочинение                      Мой Чехов Мечтатель светлый, Человеколюб. Он верил в свой народ, в свою Россию, И им он посвятил священный труд: Всю жизнь свою, всю душу, мудрость, силу… В людей он верил, потому пытался Нам жизнь ту серую от корня показать. Он над бескрылостью и низостью смеялся, Что человек привык себя сам унижать. Смеялся он, а сердце разрывалось От боли, жалости, тоски, негодованья, Душа слезами правды обливалась, Все существо тянулось к ожиданью, Что вдруг откинет кто­то пелену Безвестности, бесправия и страха, Изменят люди старую судьбу, Хамелеонство, низость станут прахом. Что раб, который душу гложет, Который оклеймён тем «темным веком», Всю старость на лопатки две положит, Высоким, светлым станет Человеком! И Чехов говорит нам, что есть люди, Которые за счастье выступают, Мещанство старое  бесследно губят, Оковы низости с улыбкою срывают. И жаждут обновления судьбы И блеклого того существованья, На принципах движения, борьбы Зовут всех жить по своему призванью. И в тех прекрасных чеховских рассказах Навеки уходило далеко. Как близок нам писатель­реалист. Его проблема есть проблема века. В своих призваньях он кристально чист: «Не загубите, люди, Человека!» А так правдиво, красочно и тонко Он нам показывает низость бытия, Что человек, как будто собачонка. Всем лижет ноги, косточку моля. А в повести «Вишневый сад», в «Невесте» Средь хлама старого и зачерствевших нравов Есть обновления, призвания, протесты, Те люди новые: Борис, Надежда, Анна… Они, как будто Чехова душа, Которая стремится к свету ни гроша, Идет вперед к той цели жизни главной.                        Сергеева Анастасия,     11­А         Строка, оборванная пулей Памяти  погибшим поэтам Строка, оборванная пулей. Слова, горевшие в огне. Глаза, что в душу нам взглянули. Мечты о мире и тепле.                                                 Среди смертей, огня и крови,                                                 Внутри безжалостных атак,                                                Они могли заметить зори…                                                И море…И над ним – маяк... Ночуя в злых сырых окопах, В землянках или при луне Писали пламенные строки О той, второй, нашей войне.                                                      Перо им было автоматом, Слова, как будто взрыв гранат,                                                     И рифмами, словно прикладом,                                                     Фашистов гнали прочь, назад. Задумчивые взрослые мужчины С душой открытой всем ветрам, Вы в полный рост под шквалом  минным Завоевали детство нам!                                                      И строки, что не дописали                                                     За вас допишем, допоём.                                                      Вы за свободу умирали­                                                     А мы свободными живём! Строка, оборванная пулей. И память ,что средь нас живёт. А вы нам крылья развернули В счастливый и большой полёт!                             Серебренников Сергей,   11­А

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Виды читательской деятельности школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2019