Вышивка. Закладка (отделка строчкой прямого стежка).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: 1. Ознакомить с приёмами выполнения строчки прямого стежка и её вариантов. Расчёт линии строчки на канве. 2. Совершенствовать умения безопасно работать швейной иглой, правильно хранить её. 3. Закреплять ранее изученные и осваиваемые умения. 4. Развивать наблюдательность, внимательность, усидчивость, умение работать с опорой на рисунки (в учебнике). 5. Развивать умение осуществлять перенос – видеть знакомое в незнакомом (на примере прямой строчки и её вариантов). Справка для учителя. Закрепление нитки на ткани осуществляется двумя способами: без узелка и с помощью узелка. Безузелковый способ используется при вышивании, узелковый – при шитье. Безузелковый способ закрепления нитки выполняется следующим образом: нитка закрепляется на изнаночной стороне ткани путем двукратного прокалывания в одно место; при этом игла захватывает две-три нитки ткани, оставляя при первом проколе короткий кончик от нитки, который придерживается пальцем во время второго прокола. Строчка прямого стежка (можно – прямая строчка) – одна из пяти основных ручных строчек по ГОСТ. У непрофессионалов она известна как «вперёд иголку». Ученикам следует называть ее согласно ГОСТ. Выполняется в направлении справа налево. При освоении приёма её выполнения следует сразу показать, как выполнять стежок, и научить детей не оставлять во время шитья иглу на изнаночной стороне ткани, а после двух проколов сразу выводить на лицевую сторону. Перевивы – виды строчек, в основе которых лежит строчка прямого стежка. Выполняются в два приёма: сначала прокладывается прямая строчка (стежки нужно делать мелкие), затем делается перевив.
Иконка файла материала Tehnologiya_31__32__33_nedelya+.doc
Технология. Урок 31, 32, 33.  Тема: Вышивка. Закладка (отделка строчкой прямого стежка).  (Учебник, с. 61, 62.) Задачи:  1. Ознакомить с приёмами выполнения строчки прямого стежка и её вариантов. Расчёт линии строчки на канве. 2. Совершенствовать умения безопасно работать  швейной иглой, правильно хранить её.   3. Закреплять ранее изученные и осваиваемые умения. 4. Развивать наблюдательность, внимательность, усидчивость, умение работать с опорой на рисунки (в учебнике).    5. Развивать умение осуществлять перенос – видеть знакомое в незнакомом (на примере прямой строчки и её вариантов). Справка для учителя.  Закрепление нитки  на ткани осуществляется двумя способами: без узелка и с помощью узелка. Безузелковый способ используется при вышивании, узелковый – при шитье. Безузелковый способ  закрепления нитки выполняется следующим образом: нитка закрепляется на изнаночной стороне ткани путем двукратного прокалывания в одно место; при этом игла захватывает две­три нитки ткани, оставляя при первом проколе короткий кончик от нитки, который придерживается пальцем во время второго прокола. Строчка   прямого   стежка  (можно   –   прямая   строчка)  –   одна   из   пяти   основных  ручных   строчек   по   ГОСТ.   У непрофессионалов она известна как «вперёд иголку». Ученикам следует называть ее согласно ГОСТ.  Выполняется в направлении справа налево. При освоении приёма её выполнения следует сразу показать, как выполнять стежок, и научить детей не оставлять во время шитья иглу на изнаночной стороне ткани, а после двух проколов сразу выводить на лицевую сторону. 1Перевивы  –   виды   строчек,   в   основе   которых   лежит   строчка   прямого   стежка.   Выполняются   в   два   приёма:   сначала прокладывается прямая строчка (стежки нужно делать мелкие), затем делается перевив. Оборудование:  а)   для   учителя   –   образцы   изделий,   украшенные   прямой   строчкой   (салфетки,   закладки,   вышивки,   изделия   швейного производства, полотно для показа приёма выполнения строчек, большая игла и разные по размеру иглы, различные нитки, толстые нитки (пряжа), пяльцы;  б) для учащихся – нитки, ткань (канва или лён), материал для упражнений (1/2 листа клетчатой бумаги, флизелин или  плотный полиэтилен с размеченными точками), иглы с широкими ушками. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и  ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) I. Актуализация  знаний. Вступительная беседа. 1 Учитель   демонстрирует   образцы   изделий,  украшенных   вышивками,  в том числе прямой строчкой и прямой строчкой с перевивами. – Что это за изделия? (Салфетки, закладки.) – Из какого материала они изготовлены?  –   Почему   для   этих   изделий   взяли   ткань,   а   не   другой   материал, например бумагу? – А можно делать вышивки на других материалах?  Тюль, сетка, полиэтилен – продемонстрировать. – Чем украшена ткань? (Вышивкой.) – Как называют людей, умеющих красиво вышивать? – Для чего используют вышивку? – Что кроме ткани нужно мастерице для выполнения вышивки?  Познавательные УУД: 1) формируем умение  извлекать информацию из  схем, иллюстраций; 2) формируем умение  выявлять сущность и  особенности объектов; 3) формируем умение на  основе анализа объектов  делать выводы. 2Нитки, игла, пяльцы демонстрируются. – Откройте с. 61 учебника. Скажите, что мы будем сегодня делать на уроке? 1 II. Применение  знаний.  Практическая  работа. 1. – Что вы знаете о нитках?  Дети на основе своего жизненного опыта рассказывают о нитках, их назначении.   Учитель   дополняет   и   обобщает   знания   детей, демонстрирует несколько видов различных по цвету и толщине ниток, пряжу.    3   3   1   3 – Что вы знаете об иголках?  Дети кратко рассказывают о назначении иголок, их разновидностях в зависимости   от   назначения,   называют   правила   безопасной   работы   с иглой, демонстрируют свои игольницы. – Кто уже немного умеет шить? – Как отмерить нитку нужной длины?  Дети   высказывают   свои   варианты   ответов,   обсуждают,   чем   удобна короткая нитка, чем неудобна, какие преимущества у длинной нитки, Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать  и понимать других; 2) формируем умение строить  речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами; 3) формируем умение  оформлять свои мысли в  устной форме. Регулятивные УУД: 3какие недостатки, делают вывод о том, что нитку надо брать средних размеров. 2. На демонстрационном полотне учитель показывает: –   как   получить   прямую   строчку,   акцентируя   внимание   учащихся   на каждом своём действии; –   закрепление   нитки   безузелковым   способом   на   изнаночной   стороне ткани; – на какой стороне ткани должен остаться кончик закреплённого конца нитки; – с какой стороны нужно вводить иглу; – в каком направлении выполняется строчка; – что игла должна войти в ткань и сразу же, не задерживаясь, выйти из ткани в нужной точке (все точки прокола на демонстрационном полотне обязательно должны быть обозначены).  Удобны ассоциации, например: уточка ныряет и выныривает. 3. После показа учитель вызывает к доске ученика, который пробует повторить   все   операции   прошива   прямой   строчки,   комментируя   с помощью учителя каждое действие. 4. Подготовка рабочих мест.  5. Практическая работа. Дети   берут   приготовленный   учителем   материал   (канву,   лист   писчей бумаги в клетку, сетку) для упражнений с размеченными точками и выполняют прямые строчки, опираясь на образец на доске и рисунки в учебнике (с. 61).  Учитель   при   необходимости   помогает   детям   (по   группам   и индивидуально). После окончания работы обсуждается качество выполненных строчек. 1) формируем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) формируем умение  оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей; 3) формируем умение  прогнозировать предстоящую  работу (составлять план); 4) формируем умение  осуществлять познавательную  и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем мотивации к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. 4Вопросы к ученику по алгоритму самооценки: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок­отметку в дневнике?  Почему? – Отметь в дневнике. ТОУУ Целесообразно на этом этапе закончить первый урок. 6. Знакомство с перевивом «цепочка». 1   2   2   1 1) Работа в тетради (с. 26–27; задание № 4, с. 28). –   Какие   правила   техники   безопасности   нужно   соблюдать   на   уроках работы с иголкой и ножницами? 2) Через наблюдение образцов строчки с перевивом (с. 61 учебника) с опорой на свой опыт учащиеся выясняют, что в строчке с перевивом им знакомо (основа – прямая строчка) и что новое (перевив). Учитель демонстрирует приём выполнения перевивов.  Далее проводится пробное упражнение. На   основе   одной   из   пробных   прямых   строчек   учащиеся   выполняют перевив.  Примечание. Дети вполне смогут справиться самостоятельно хотя бы с   самым   простым   перевивом,   если   у   них   будет   возможность рассмотреть образцы, подержать их в руках. 7. Закладка. (Работа на 3­м уроке.) 5Работа в учебнике. 1   3   1 – Посмотрите в учебник на с. 62.  – Какие изделия мы там видим? – Из каких деталей они изготовлены? – Подготовь рабочее место, как показано в учебнике. Работа в тетради.  1   3 1) – Откройте с. 28. Рассмотрите ещё раз образцы вышивки задания  № 4 и ответьте на вопрос задания № 5: как с помощью шва «вперёд иголку» можно сделать такие вышивки.  2) – Теперь давайте рассмотрим план работы на сегодня.  – Рассмотрите рисунок и прочитайте порядок выполнения закладки. Дети читают план и рассматривают картинки. Лучше, если дети будут иметь возможность выбрать вариант изделия из двух или трёх, чтобы иметь возможность сравнить результаты. Примечание. Можно оформить изделие несколькими рядами строчек. – Напомните, какие правила безопасности нужно выполнять на уроках работы с тканью. 3) Самостоятельное выполнение работы. 4)   Оценка   работы:    склеивания, самостоятельность.   Сравнение   полученных   результатов   изготовления салфеток и закладок. 5) Обобщение. – Что нового узнали и чему научились на уроке? –   Какие   ещё   изделия   вы   сами   сможете   сделать,   используя   приёмы, которым мы сегодня научились?    1   4 – Как будете выполнять эту работу? – Какие знания применяли сегодня на уроке? оценка   качества   строчек, IΙΙ. Итог урока. 6– Какие универсальные учебные действия развивали?  Обозначаем   их   на   доске   цветными   кружками,   как   и   на   других предметах. – Для чего нужен был сегодняшний урок? – Что у вас сегодня получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке? ТООУ Духовно­нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе  речевые; 2) гражданско­патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. Результаты деятельности и достижения учащихся по  Планиру­ емые результаты Критерии оценки деятельности учащихся  технологии обработки ткани Учащиеся, наиболее отличившиеся  Учащиеся, имеющие наибольшие затруднения  7а) б) в) а) б) в) а) б) в) а) б) Организация  рабочего  места и  порядок на  нём: а) правильное б) с недостат­ ками в) неправиль­ ное Качество  выполнения  работы: а) высокое б) с недостат­ ками в) очень  низкое Творческие решения: а) повторение  композиции б) изменение  композиции в) добавление  деталей в  композицию  Умение  наблюдать,  сравнивать,  устанавли­ вать  аналогии: а) умеет б) требуется  помощь е ы н т е м д е р П е ы н т е д е р п а т е М а) б) в) а) б) в) а) б) в) а) б) 8Работа с  информацие й (учебник,  рабочая  тетрадь): а) свободно б) с затрудне­ ниями в) не умеет Мотвация: а)  высокая б) низкая а) б) в) а) б) н т с о н ч и Л е ы а) б) в) а) б)   Что достигнуто?  Над чем следует подумать? ______________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ 9