Задачи:
1. Ознакомить с приёмами выполнения строчки прямого стежка и её вариантов. Расчёт линии строчки на канве.
2. Совершенствовать умения безопасно работать швейной иглой, правильно хранить её.
3. Закреплять ранее изученные и осваиваемые умения.
4. Развивать наблюдательность, внимательность, усидчивость, умение работать с опорой на рисунки (в учебнике).
5. Развивать умение осуществлять перенос – видеть знакомое в незнакомом (на примере прямой строчки и её вариантов).
Справка для учителя.
Закрепление нитки на ткани осуществляется двумя способами: без узелка и с помощью узелка. Безузелковый способ используется при вышивании, узелковый – при шитье.
Безузелковый способ закрепления нитки выполняется следующим образом: нитка закрепляется на изнаночной стороне ткани путем двукратного прокалывания в одно место; при этом игла захватывает две-три нитки ткани, оставляя при первом проколе короткий кончик от нитки, который придерживается пальцем во время второго прокола.
Строчка прямого стежка (можно – прямая строчка) – одна из пяти основных ручных строчек по ГОСТ. У непрофессионалов она известна как «вперёд иголку». Ученикам следует называть ее согласно ГОСТ. Выполняется в направлении справа налево. При освоении приёма её выполнения следует сразу показать, как выполнять стежок, и научить детей не оставлять во время шитья иглу на изнаночной стороне ткани, а после двух проколов сразу выводить на лицевую сторону.
Перевивы – виды строчек, в основе которых лежит строчка прямого стежка. Выполняются в два приёма: сначала прокладывается прямая строчка (стежки нужно делать мелкие), затем делается перевив.
Технология.
Урок 31, 32, 33.
Тема: Вышивка. Закладка (отделка строчкой прямого стежка).
(Учебник, с. 61, 62.)
Задачи:
1. Ознакомить с приёмами выполнения строчки прямого стежка и её вариантов. Расчёт линии строчки на канве.
2. Совершенствовать умения безопасно работать швейной иглой, правильно хранить её.
3. Закреплять ранее изученные и осваиваемые умения.
4. Развивать наблюдательность, внимательность, усидчивость, умение работать с опорой на рисунки (в учебнике).
5. Развивать умение осуществлять перенос – видеть знакомое в незнакомом (на примере прямой строчки и её вариантов).
Справка для учителя.
Закрепление нитки на ткани осуществляется двумя способами: без узелка и с помощью узелка. Безузелковый способ
используется при вышивании, узелковый – при шитье.
Безузелковый способ закрепления нитки выполняется следующим образом: нитка закрепляется на изнаночной стороне
ткани путем двукратного прокалывания в одно место; при этом игла захватывает дветри нитки ткани, оставляя при
первом проколе короткий кончик от нитки, который придерживается пальцем во время второго прокола.
Строчка прямого стежка (можно – прямая строчка) – одна из пяти основных ручных строчек по ГОСТ. У
непрофессионалов она известна как «вперёд иголку». Ученикам следует называть ее согласно ГОСТ. Выполняется в
направлении справа налево. При освоении приёма её выполнения следует сразу показать, как выполнять стежок, и научить
детей не оставлять во время шитья иглу на изнаночной стороне ткани, а после двух проколов сразу выводить на лицевую
сторону.
1Перевивы – виды строчек, в основе которых лежит строчка прямого стежка. Выполняются в два приёма: сначала
прокладывается прямая строчка (стежки нужно делать мелкие), затем делается перевив.
Оборудование:
а) для учителя – образцы изделий, украшенные прямой строчкой (салфетки, закладки, вышивки, изделия швейного
производства, полотно для показа приёма выполнения строчек, большая игла и разные по размеру иглы, различные нитки,
толстые нитки (пряжа), пяльцы;
б) для учащихся – нитки, ткань (канва или лён), материал для упражнений (1/2 листа клетчатой бумаги, флизелин или
плотный полиэтилен с размеченными точками), иглы с широкими ушками.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
I. Актуализация
знаний.
Вступительная беседа. 1
Учитель демонстрирует образцы изделий, украшенных вышивками, в
том числе прямой строчкой и прямой строчкой с перевивами.
– Что это за изделия? (Салфетки, закладки.)
– Из какого материала они изготовлены?
– Почему для этих изделий взяли ткань, а не другой материал,
например бумагу?
– А можно делать вышивки на других материалах?
Тюль, сетка, полиэтилен – продемонстрировать.
– Чем украшена ткань? (Вышивкой.)
– Как называют людей, умеющих красиво вышивать?
– Для чего используют вышивку?
– Что кроме ткани нужно мастерице для выполнения вышивки?
Познавательные УУД:
1) формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций;
2) формируем умение
выявлять сущность и
особенности объектов;
3) формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы.
2Нитки, игла, пяльцы демонстрируются.
– Откройте с. 61 учебника. Скажите, что мы будем сегодня делать на
уроке? 1
II. Применение
знаний.
Практическая
работа.
1. – Что вы знаете о нитках?
Дети на основе своего жизненного опыта рассказывают о нитках, их
назначении.
Учитель дополняет и обобщает знания детей,
демонстрирует несколько видов различных по цвету и толщине ниток,
пряжу. 3 3 1 3
– Что вы знаете об иголках?
Дети кратко рассказывают о назначении иголок, их разновидностях в
зависимости от назначения, называют правила безопасной работы с
иглой, демонстрируют свои игольницы.
– Кто уже немного умеет шить?
– Как отмерить нитку нужной длины?
Дети высказывают свои варианты ответов, обсуждают, чем удобна
короткая нитка, чем неудобна, какие преимущества у длинной нитки,
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать
и понимать других;
2) формируем умение строить
речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме.
Регулятивные УУД:
3какие недостатки, делают вывод о том, что нитку надо брать средних
размеров.
2. На демонстрационном полотне учитель показывает:
– как получить прямую строчку, акцентируя внимание учащихся на
каждом своём действии;
– закрепление нитки безузелковым способом на изнаночной стороне
ткани;
– на какой стороне ткани должен остаться кончик закреплённого конца
нитки;
– с какой стороны нужно вводить иглу;
– в каком направлении выполняется строчка;
– что игла должна войти в ткань и сразу же, не задерживаясь, выйти из
ткани в нужной точке (все точки прокола на демонстрационном полотне
обязательно должны быть обозначены).
Удобны ассоциации, например: уточка ныряет и выныривает.
3. После показа учитель вызывает к доске ученика, который пробует
повторить все операции прошива прямой строчки, комментируя с
помощью учителя каждое действие.
4. Подготовка рабочих мест.
5. Практическая работа.
Дети берут приготовленный учителем материал (канву, лист писчей
бумаги в клетку, сетку) для упражнений с размеченными точками и
выполняют прямые строчки, опираясь на образец на доске и рисунки в
учебнике (с. 61).
Учитель при необходимости помогает детям (по группам и
индивидуально).
После окончания работы обсуждается качество выполненных строчек.
1) формируем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) формируем умение
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей;
3) формируем умение
прогнозировать предстоящую
работу (составлять план);
4) формируем умение
осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем мотивации к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
4Вопросы к ученику по алгоритму самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Полностью или частично ты закрасишь свой кружокотметку в дневнике?
Почему?
– Отметь в дневнике.
ТОУУ
Целесообразно на этом этапе закончить первый урок.
6. Знакомство с перевивом «цепочка». 1 2 2 1
1) Работа в тетради (с. 26–27; задание № 4, с. 28).
– Какие правила техники безопасности нужно соблюдать на уроках
работы с иголкой и ножницами?
2) Через наблюдение образцов строчки с перевивом (с. 61 учебника) с
опорой на свой опыт учащиеся выясняют, что в строчке с перевивом им
знакомо (основа – прямая строчка) и что новое (перевив).
Учитель демонстрирует приём выполнения перевивов.
Далее проводится пробное упражнение.
На основе одной из пробных прямых строчек учащиеся выполняют
перевив.
Примечание. Дети вполне смогут справиться самостоятельно хотя бы
с самым простым перевивом, если у них будет возможность
рассмотреть образцы, подержать их в руках.
7. Закладка. (Работа на 3м уроке.)
5Работа в учебнике. 1 3 1
– Посмотрите в учебник на с. 62.
– Какие изделия мы там видим?
– Из каких деталей они изготовлены?
– Подготовь рабочее место, как показано в учебнике.
Работа в тетради. 1 3
1) – Откройте с. 28. Рассмотрите ещё раз образцы вышивки задания
№ 4 и ответьте на вопрос задания № 5: как с помощью шва «вперёд
иголку» можно сделать такие вышивки.
2) – Теперь давайте рассмотрим план работы на сегодня.
– Рассмотрите рисунок и прочитайте порядок выполнения закладки.
Дети читают план и рассматривают картинки.
Лучше, если дети будут иметь возможность выбрать вариант изделия из
двух или трёх, чтобы иметь возможность сравнить результаты.
Примечание. Можно оформить изделие несколькими рядами строчек.
– Напомните, какие правила безопасности нужно выполнять на уроках
работы с тканью.
3) Самостоятельное выполнение работы.
4) Оценка работы:
склеивания,
самостоятельность. Сравнение полученных результатов изготовления
салфеток и закладок.
5) Обобщение.
– Что нового узнали и чему научились на уроке?
– Какие ещё изделия вы сами сможете сделать, используя приёмы,
которым мы сегодня научились? 1 4
– Как будете выполнять эту работу?
– Какие знания применяли сегодня на уроке?
оценка качества строчек,
IΙΙ. Итог урока.
6– Какие универсальные учебные действия развивали?
Обозначаем их на доске цветными кружками, как и на других
предметах.
– Для чего нужен был сегодняшний урок?
– Что у вас сегодня получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?
ТООУ
Духовнонравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе
речевые;
2) гражданскопатриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
Результаты деятельности и достижения учащихся по
Планиру
емые
результаты
Критерии
оценки
деятельности
учащихся
технологии обработки ткани
Учащиеся, наиболее
отличившиеся
Учащиеся, имеющие
наибольшие
затруднения
7а)
б)
в)
а)
б)
в)
а)
б)
в)
а)
б)
Организация
рабочего
места и
порядок на
нём:
а) правильное
б) с недостат
ками
в) неправиль
ное
Качество
выполнения
работы:
а) высокое
б) с недостат
ками
в) очень
низкое
Творческие
решения:
а) повторение
композиции
б) изменение
композиции
в) добавление
деталей в
композицию
Умение
наблюдать,
сравнивать,
устанавли
вать
аналогии:
а) умеет
б) требуется
помощь
е
ы
н
т
е
м
д
е
р
П
е
ы
н
т
е
д
е
р
п
а
т
е
М
а)
б)
в)
а)
б)
в)
а)
б)
в)
а)
б)
8Работа с
информацие
й (учебник,
рабочая
тетрадь):
а) свободно
б) с затрудне
ниями
в) не умеет
Мотвация:
а) высокая
б) низкая
а)
б)
в)
а)
б)
н
т
с
о
н
ч
и
Л
е
ы
а)
б)
в)
а)
б)
Что достигнуто? Над чем следует подумать?
______________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
9