Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу органической химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а № 10
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ
ВЕЩЕСТВА (ПОЛИМЕРЫ) И ИХ СВОЙСТВА
Цель работы: исследовать свойства пластмасс, каучука и волокон.
Т е о р е т и ч е с к о е о б о с н о в а н и е.
Полимеры – это высокомолекулярные органические вещества,
полученные в результате реакций полимеризации и поликонденсации.
Структура макромолекул и их качественный состав влияют на свойства
полимеров. Например, взаимодействие между молекулами полимеров очень
сильное, так как они притягиваются друг к другу огромным количеством
звеньев. Поэтому полимеры – механически прочные вещества. При нагревании
связи между молекулами ослабевают, и молекулы могут перемещаться
относительно друг друга – вот почему полимеры при несильном нагревании
вязкие. При высокой температуре эти связи рвутся – наступает разложение
полимера. Все активные группы атомов в молекулах полимеров
задействованы в результате полимеризации,
поэтому обычно
высокомолекулярные вещества химически стойки к действию щелочей и
кислот.
О п ы т 1. Свойства пластмасс.
1) Отношение к органическим растворителям. Поместите в 6 пробирок
кусочки полистирола,
полиметилметакрилата,
полиэтилена, фенопласта и аминопласта. В каждую пробирку прилейте по 1–
2 мл бензола или другого органического растворителя и оставьте образцы
пластмасс стоять в течение 30 минут. По истечении указанного времени
проверьте состояние образцов и сделайте вывод о растворимости пластмасс.
поливинилхлорида,
2) Отношение к кислотам и щелочам. Поместите в 6 пробирок кусочки
этих же пластмасс и прилейте по 1–2 мл концентрированной серной кислоты.
Содержимое пробирок осторожно встряхните. Через несколько минут слейте
кислоту и промойте кусочки пластмасс водой. Как влияет серная кислота на
пластмассы? Какие пластмассы более стойки, а какие – менее стойки к
концентрированной серной кислоте? Опыт повторите с другими образцами
пластмасс, заменив серную кислоту 10%ным раствором едкого натра.
Сделайте вывод об отношении пластмасс к щелочам.
3) Отношение к нагреванию. На нагреваемую асбестированную сетку
тигельными щипцами поместите тонкие кусочки полистирола,
поливинилхлорида, полиметилметакрилата, полиэтилена, фенопласта иаминопласта. Какие образцы быстрее размягчатся, а какие более
термостойки?
Результаты опытов запишите в таблицу:
Отношение к
органическим
растворителям
Действие
H2SO4
Действие
10%ного
NaOH
Отношение к
нагреванию
Пластмасса
Полистирол
Поливинилхлорид
Полиметилметакрилат
Полиэтилен
Фенопласт
Аминопласт
О п ы т 2. Свойства каучука и резины.
1) Растворимость каучука и резины в органических растворителях. В
две пробирки налейте по 2–3 мл бензина или бензола. В одну пробирку
поместите полоски резины, а в другую – каучука. Оставьте постоять резину и
каучук в растворителе на полтора часа. Отметьте растворимость каучука и
набухание резины в бензоле.
2) Непредельный характер каучука. Налейте в пробирку 3%ный раствор
брома в бензине. Размешайте содержимое пробирки стеклянной палочкой.
Объясните, почему обесцвечивается раствор?
О п ы т 3. Свойства волокон.
Получите у преподавателя образцы волокон: шерсти, хлопка, вискозы,
капрона, лавсана, нитрона, хлорина. Определите свойства каждого волокна по
следующему плану:
1) Поместите образец волокна в пробирку и прибавьте 1–2 мл
концентрированной азотной кислоты. Наблюдайте, что происходит.
2) Поместите волокно в другую пробирку и прибавьте 1–2 мл 10%ного
раствора едкого натра. Что происходит?
3) В третьей пробирке к волокну прилейте 1–2 мл органического
растворителя и взболтайте. Что происходит?
4) Что происходит при нагревании волокна? Каков запах продуктов
горения? Отметьте характер пепла.
Результаты опытов запишите в таблицу:
Волокно
Отношение к
органическим
растворителям
Действие
концентриро
ванной HNO3
Действие
10%ного
NaOH
Отношение
к
нагреваниюШерсть
Хлопок
Вискоза
Капрон
Лавсан
Нитрон
Хлорин
Сделайте общие в ы в о д ы о химической и термохимической стойкости
полимеров.
По окончании опытов убрать рабочее место и приступить к
оформлению работы.
Волокно
Отношение к
органическим
растворителям
Действие
концентриро
ванной
HNO3
Действие
10%ного
NaOH
Отношение
к
нагреванию
Шерсть
Хлопок
Вискоза
Капрон
Лавсан
Нитрон
Хлорин
Сделайте общие в ы в о д ы о химической и термохимической стойкости
полимеров.
По окончании опытов убрать рабочее место и приступить к оформлению
работы.