ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА (ПОЛИМЕРЫ) И ИХ СВОЙСТВА

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 04.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу органической химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Иконка файла материала п.р. 10.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а  № 10 ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ  ВЕЩЕСТВА (ПОЛИМЕРЫ) И ИХ СВОЙСТВА Цель работы: исследовать свойства пластмасс, каучука и волокон. Т е о р е т и ч е с к о е  о б о с н о в а н и е. Полимеры  –   это   высокомолекулярные   органические   вещества, полученные   в   результате   реакций   полимеризации   и   поликонденсации. Структура   макромолекул   и   их   качественный   состав   влияют   на   свойства полимеров. Например, взаимодействие между молекулами полимеров очень сильное,   так   как   они   притягиваются   друг   к   другу   огромным   количеством звеньев. Поэтому полимеры – механически прочные вещества. При нагревании связи   между   молекулами   ослабевают,   и   молекулы   могут   перемещаться относительно друг друга – вот почему полимеры при несильном нагревании вязкие. При высокой температуре эти связи рвутся – наступает разложение полимера.   Все   активные   группы   атомов   в   молекулах   полимеров задействованы   в   результате   полимеризации,   поэтому   обычно высокомолекулярные   вещества   химически   стойки   к   действию   щелочей   и кислот. О п ы т  1. Свойства пластмасс. 1) Отношение к органическим растворителям.  Поместите в 6 пробирок кусочки   полистирола,   полиметилметакрилата, полиэтилена, фенопласта и аминопласта. В каждую пробирку прилейте по 1– 2 мл   бензола   или   другого   органического   растворителя   и   оставьте   образцы пластмасс   стоять   в   течение   30 минут.   По   истечении   указанного   времени проверьте состояние образцов и сделайте вывод о растворимости пластмасс.   поливинилхлорида, 2) Отношение к кислотам и щелочам. Поместите в 6 пробирок кусочки этих же пластмасс и прилейте по 1–2 мл концентрированной серной кислоты. Содержимое пробирок осторожно встряхните. Через несколько минут слейте кислоту и промойте кусочки пластмасс водой. Как влияет серная кислота на пластмассы?   Какие   пластмассы   более   стойки,   а   какие –   менее   стойки   к концентрированной серной кислоте? Опыт повторите с другими образцами пластмасс,   заменив   серную   кислоту   10%ным   раствором   едкого   натра. Сделайте вывод об отношении пластмасс к щелочам. 3) Отношение   к   нагреванию.   На   нагреваемую   асбестированную   сетку тигельными   щипцами   поместите   тонкие   кусочки   полистирола, поливинилхлорида,   полиметилметакрилата,   полиэтилена,   фенопласта   иаминопласта.   Какие   образцы   быстрее   размягчатся,   а   какие   более термостойки? Результаты опытов запишите в таблицу: Отношение к органическим растворителям Действие H2SO4 Действие 10%ного NaOH Отношение к нагреванию Пластмасса Полистирол Поливинилхлорид Полиметилметакрилат Полиэтилен Фенопласт Аминопласт О п ы т  2. Свойства каучука и резины. 1) Растворимость  каучука и резины в органических растворителях. В две   пробирки   налейте   по   2–3   мл   бензина   или   бензола.   В   одну   пробирку поместите полоски резины, а в другую – каучука. Оставьте постоять резину и каучук в растворителе на полтора часа. Отметьте растворимость каучука и набухание резины в бензоле. 2) Непредельный характер каучука. Налейте в пробирку 3%ный раствор брома   в   бензине.   Размешайте   содержимое   пробирки   стеклянной   палочкой. Объясните, почему обесцвечивается раствор? О п ы т  3. Свойства волокон. Получите   у   преподавателя   образцы   волокон:   шерсти,   хлопка,   вискозы, капрона, лавсана, нитрона, хлорина. Определите свойства каждого волокна по следующему плану: 1) Поместите   образец   волокна   в   пробирку   и   прибавьте   1–2 мл концентрированной азотной кислоты. Наблюдайте, что происходит. 2) Поместите волокно в другую пробирку и прибавьте 1–2 мл 10%­ного раствора едкого натра. Что происходит? 3) В   третьей   пробирке   к   волокну   прилейте   1–2 мл   органического растворителя и взболтайте. Что происходит? 4) Что   происходит   при   нагревании   волокна?   Каков   запах   продуктов горения? Отметьте характер пепла. Результаты опытов запишите в таблицу: Волокно Отношение к органическим растворителям Действие концентриро­ ванной HNO3 Действие 10%ного NaOH Отношение к нагреваниюШерсть Хлопок Вискоза Капрон Лавсан Нитрон Хлорин Сделайте общие   в ы в о д ы  о химической и термохимической стойкости полимеров. По   окончании   опытов   убрать   рабочее   место   и   приступить   к оформлению работы. Волокно Отношение к органическим растворителям Действие концентриро­ ванной HNO3 Действие 10%ного NaOH Отношение к нагреванию Шерсть Хлопок Вискоза Капрон Лавсан Нитрон Хлорин Сделайте общие   в ы в о д ы  о химической и термохимической стойкости полимеров. По окончании опытов убрать рабочее место и приступить к оформлению  работы.

Посмотрите также