Выст упление на МО "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ".
Оценка 5

Выст упление на МО "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ".

Оценка 5
Педсоветы
docx
технология
Взрослым
22.01.2018
Выст упление на МО "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ".
В этом выступлении охарактеризованы особенности работы с детьми ограниченными возможностями здоровья. О том как можно эффективнее прививать трудовые навыки, какие задачи желательно преследовать в работе. Тем самым производиться социализация учащихся. Также в работе важно учитывать индивидуальные особенности, возможности каждого ребенка.выступление на МС
Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Агрызская школа­интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" «Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ». Подготовила  Учитель 1 категории Гильфанова Е.А. Выступление в рамках  августовской конференции 22 августа Агрыз 2017 год         Труд ­ важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.           На   протяжении   всей   истории   организации   педагогической   работы   с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопросы трудового воспитания и   обучения   этой   категории   учащихся   привлекали   внимание   теоретиков   и практиков олигофренопедагогики. Прежде всего рассматривалась роль труда как средства   развития   отдельных   личностных   качеств   и   формирования   навыков самообслуживания.   Особое   внимание   уделялось   и   уделяется   разработке дидактических положений об использовании труда в обучении и воспитании детей с ОВЗ как средства коррекции их психического и физического развития.           В ходе работы в детском коллективе трудовое обучение и воспитание детей   с   ОВЗ   обеспечивает   коррекционно­развивающее   влияние   на   учащихся, которое   способствует   формированию   положительных   личностных   качеств   и профессиональных умений.          Труд   как   целенаправленное   воздействие   на   личность   особенно   тесно связан   многочисленными   зависимостями   и   обусловленностями   с   другими воспитательными воздействиями, и если эти зависимости и обусловленности не реализуются, труд превращается в постылую обязанность. В   работе   по   трудовому   воспитанию   я   придерживаюсь   следующего направления: «Формирование   у   учащихся   навыков   ухода   за   цветковыми растениями,   привитие   творческих   и   эстетических   взглядов   с   последующим применением в самостоятельной жизни».           А также задачи: 1. Ознакомить  школьников с многообразием однолетних и многолетних  цветковых растений и древесно­кустарниковых пород. 2. Расширить кругозор знаний о биологическом строении растений и  применять правильные термины в описании. 3. Прививать знания  использования декоративных растений в оформлении  цветника. 4. Ознакомить со способами оформления цветника или сада. 5. Научить приемам выращивания растений, тем самым способствуя  социальной адаптации учащихся. 6. Планировать профориентационную работу согласно состоянию здоровья  детей, их интересов и возможностей.       Современная   жизнь   требует   от   школы   эффективного   решения   задач трудового   воспитания.   Труд   в   школе,   в   том   числе   и   познавательный,   должен представлять   собой   целенаправленную,   разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.   осмысленную, По   этой   причине   преподаваемый   предмет   необходимо   тесно   связать   с обыденными в какой­то степени этнокультурными особенностями нашего   региона и   края.   Так   как,   именно   через   связь   с   жизнью   развитие   учащихся   происходит качественнее.          Переосмысление   назначения   и   характера   школьного   труда   вызвает   к жизни   новые   нестандартные   подходы   к   решения   целей   и   задач   трудового воспитания детей с ОВЗ. Внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется   дифференциация   трудового   образования,   улучшается материальная база.               Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности­ способности к труду.          Формы и методы трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Включение   детей   в   труд   необходимо   осуществлять   с   учётом   физиологии детей,   особенностей   их   организма   и   психики,   их   интересов   и   способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда.   На   основе   возникающих   в   труде   отношений   формируются   личностные качества. В   результате   возникающих   отношений   воспитанников   к   самому   процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества   и   условии   развития   и   становления   личности.  Отношение   учащихся   к процессу   труда   имеет   большое   значение   для   формирования   у   них   таких личностных   качеств,   как   терпение,   старание,   внимательность,   справедливость, добросовестность,   трудолюбие,   организованность, дисциплинированность, самокритичность.   целеустремлённость,        Формами трудового воспитания являются:        ­ экскурсия;        ­ индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);        ­   коллективная  (общественно   полезный   и   производительный   труд   во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);       ­ групповая (мероприятия на тему труда)   Выбор  методов  проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия   зависит   от   учебных,   воспитательных   и   профориентационных   задач, содержания   и   характера   изучаемого   материала,   возрастных   особенностей учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности.  Каждый   из   методов   имеет   свою   специфику   и   область   применения. Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания. Объяснение.  Этот   метод   используется   для   сообщения   воспитанникам,   правил   поведения   и   последовательности   выполнения   различных например, трудовых приёмов и операций. Инструктаж   ­  применяется   для   сообщения   правил   техники   безопасности перед   практических   занятиями,   например,   с   лопатой,   граблями.   Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы. Профориентационная беседа ­ наиболее распространённый метод трудового воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна быть логически   связана   с   изучаемым   материалом.   Изучение   детьми   сведений   о профессиях   способствует   глубокому   осмыслению   учащимися   знаний   о   мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.      Наглядные   методы.      Во   школе­интернат   учебная   демонстрация обязательно сочетается со словесными методами. На уроках трудового обучения демонстрируются различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, часто применяются инструменты.            Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является внеклассная   совместная   деятельность  с   общественно­значимым   смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Так мы с учащимися   часто   участвуем   в   различных   конкурсах,   в   основном   творческого характера.   Учащиеся   часто   участвуют     сборе   фото   сюжетов   для   каких   –либо мероприятий. Дети с восторгом получают свои грамоты.         Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей   и   способностей.   Здесь   мы   часто   выявляем   ответственных, добросовестных детей.         Неделя труда, которая проходит ежегодно в нашей школе, значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и профориентации. Сюда включаются: выпуск стенгазет или плакатов, проведение конкурсов и викторин «Мастера и мастерицы»  «Знатоки труда», фото выставки; тематические классные часы; выставки поделок воспитанников.  Трудовое воспитание детей с ОВЗ на уроках цветоводства. Учащиеся с интересом наблюдают за плодами своего труда. Уже начиная с первых учебных дней ребята помогают в сборе семян цветковых растений, а затем с трепетом перебирают в зимний период и знакомятся с особенностями хранения семян. С наступлением весны учащиеся помогают в высадке рассады цветов, а затем и по уходу за цветником. Учащиеся  с восторгом наблюдают за их развитием. К началу нового учебного года раскидывается яркий благоуханный сад. Отрадно заметить,  что  многие   дети,  в  силу   своих   возможностей,  помогают   в  домашнем садоводстве. В последнее время, многие дети занимаются разведением комнатных растений, интересуются о правильном уходе того или иного цветка. Работая с детьми необходимо развивать также самостоятельность, для этого я даю такие задания, оформление сообщения, проект цветника, сбор гербария.  Дети учатся ставить цель, подбирать средства её достижения, оценивать последствия, принимать   решения,   взаимодействовать   со   сверстниками   и   взрослыми.   По предмету учащиеся учатся оформлять свою работу, оценивать конечный результат. Главная   развивающая   функция   труда   ­   это   переход   от   самооценки   к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки.   В   трудовой   деятельности   формируются   новые   виды   мышления. Вследствие   коллективного   труда   ребёнок   с   ОВЗ   получает   навыки   работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.                      Вывод:  В школе ­ интернат учащиеся 9­х классов ежегодно сдают выпускные квалификационные   экзамены   по   трудовому   обучению.   Следует   отметить,   что многие учащиеся выбираю предмет цветоводство. Мне, кажется, ­ это связано с тем, что именно данный предмет для детей наиболее доступный. Ведь основная масса населения в нашем районе  занимается тем   или иным садоводством  или огородничеством.       Я   считаю,   только   когда   методика   организации   воспитания через   практические   занятия   в   школе­интернат   будет   соответствовать  педагогическим   условиям,   тогда   и   трудовое   воспитание   в   целом   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   будет   наиболее   эффективным   и полноценным.                                                              Литература    1. Бгажнокова И.М. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью.6­9 классы.­ М.,Просвещ.­ 2006 2. Гладкая   В.В.   Социально­бытовая   подгодовка   воспитанников специальных   (коррекционных)   общеобразовательных   учреждений   VIII вида.­ М., изд. Энас.­ 2006 3. Жиднина   М.В.,   Кузьмина   Н.Н.   Ручной   труд   в   специальной (коррекционной) школе VIII вида.­ М., Просвещ.­ 2008 4. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.­ М.,Изд. Телевинф.­ 2006 5. Скворцова   В.О.   Социальное   воспитание   детей   с   отклонениями   в развитии.­ М., Изд.Владос.­ 2009 6. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ОВЗ в семье.­ М.: Аркти,  2007 1. Старобина   Е.М.  Профессиональная   подготовка   лиц   с  У.О.­   М.,   Изд. Энас.­ 2009 2. Ж. «Воспитание школьника» №4, 2005 3. Ж. «Воспитание школьника» №9, 2006 4. Ж. «Воспитание школьника» №2, 2008 5. Ж. «Школа и производство» №1, 1994

Выст упление на МО "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ".

Выст упление на МО "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ".

Выст упление на МО "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ".

Выст упление на МО "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ".

Выст упление на МО "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ".

Выст упление на МО "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ".

Выст упление на МО "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ".

Выст упление на МО "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ".

Выст упление на МО "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ".

Выст упление на МО "Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018