Качковская Людмила Анатольевна,
старший
методист,
МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 56 «Северяночка,
ХМАО-Югра
Выстраивание модели наставничества в ДОУ
Когда новоиспеченный педагог впервые переступает порог детского сада, оставив за собой академические стены университета или колледжа, он сталкивается с реальностью профессиональной жизни, наполненной непривычными вызовами. В его арсенале – обширные теоретические знания и стремление воплотить их в жизнь, однако неизведанный мир практической педагогики таит в себе множество неожиданностей. В
этот переломный момент крайне важна поддержка и руководство от более опытного наставника, который поможет молодому специалисту не только адаптироваться к новой роли, но и принять решение о своем будущем в этой профессии.
Реализация наставничества в детском образовательном учреждении (ДОУ) является ключевым аспектом поддержки профессионального роста молодых специалистов и обмена опытом между коллегами. Ментор играет важную роль в преодолении различных препятствий, с которыми индивидуум не может справиться самостоятельно. Такое явление, когда педагогу не удаётся самому преодолеть препятствия, получило название «образовательный дефицит», центральной чертой которого является отсутствие у человека самостоятельности.
В числе внешних препятствий могут быть нехватка ресурсов для осуществления личных проектов или недостаток организационной поддержки и других важных элементов. Однако как только новоиспеченный воспитатель заполнит пробелы в своих внутренних образовательных потребностях, он сможет самостоятельно преодолевать и внешние трудности.
После обучения под руководством опытного наставника начинающий специалист:
· научится без труда организовывать и проводить образовательные занятия в любых условиях, включая родительские собрания;
· сможет установить продуктивное общение с коллегами, родителями и детьми, основанное на взаимопонимании и сотрудничестве;
· получит возможность участвовать в мероприятиях на разных уровнях;
· сможет совершенствовать свои профессиональные качества и навыки;
· через два года после начала практики будет иметь право претендовать на получение первой квалификационной категории, подтверждающей его соответствие занимаемой должности.
Работа наставника в ДОУ заключается в том, чтобы подопечный научился самостоятельно действовать, решать возникающие проблемы, преодолевать препятствия, управлять процессами своего развития, обучения, адаптации и карьерного продвижения.
Формы наставничества в ДОУ
Модель наставничества в ДОУ представлена в разнообразных форматах, включая персональное обучение, работу с группами, коллективные сессии, взаимное обучение и интерактивное обучение через интернет
· при персональном подходе наставник тщательно занимается каждым подопечным, уделяя внимание его уникальным профессиональным навыкам и личным характеристикам;
· в рамках групповой методики наставник или целая команда руководителей занимается несколькими сопровождаемыми, объединенными общими профессиональными потребностями, способствуя их совместному развитию и обучению;
· организация коллективного наставничества подразумевает ведение работы с большой группой подопечных, каждый из которых сталкивается со своими уникальными профессиональными недостатками;
· система взаимной поддержки реализуется через обмен опытом между подопечными, страдающими от различных профессиональных проблем;
· в условиях современности активно развивается и онлайн-поддержка, предоставляющая помощь на расстоянии с применением всевозможных интернет-технологий, включая социальные сети, Skype, YouTube и прочие.
Процесс назначения наставников для молодых специалистов инициируется руководителем ДОУ через специальный приказ. Документ, который фиксирует выбор наставника, должен быть выпущен в течение двух недель после того, как новый сотрудник приступил к своим обязанностям.
Ответственность за координацию деятельности наставников лежит на плечах заместителя руководителя по воспитательно-методической работе (ВМР). При выборе наставника особое внимание уделяется его профессиональным и личным качествам, среди которых:
· высокая квалификация;
· умение эффективно общаться и адаптироваться в различных ситуациях;
· успешный опыт в области воспитания и методики обучения;
· стабильность в достижении результатов;
· обширный жизненный опыт;
· желание и способность делиться своими знаниями и навыками;
· не менее пяти лет работы в сфере образования.
В ДОУ роль наставника начинающему специалисту отводится с учетом обоюдного желания обеих сторон и получает официальное утверждение от руководства после обсуждения на педагогическом совете.
Если возникает необходимость в смене наставника, например, из-за его увольнения, перехода на другую должность, дисциплинарных проблем или психологической несовместимости с подопечным, решение принимает директор и отражает его в соответствующем приказе о наставничестве в ДОУ.
Эффективность наставничества в ДОУ оценивается через достижения молодых подопечных, в том числе их участие в конкурсах и проектах, а также способность решать поставленные задачи в ходе обучения, что проверяется на различных этапах контроля.
Разберем, в чем состоят задачи наставника, а в чем – молодого специалиста.
1. Наставник обязан овладевать знаниями о законодательных и нормативных документах, касающихся сферы образования, а также прав, предоставляемых педагогам в их профессиональной среде.
2. В его функции входит анализ профессиональных и личных качеств новых сотрудников, включая их отношение к учебному процессу, коллективу, воспитанникам, их родителям, а также увлечения и социальную активность.
3. Он подготавливает новичков к началу их трудовой деятельности, проводит инструктаж и обучение, следит за их самостоятельной работой, оценивая, корректируя её.
4. Совместно с новыми специалистами разрабатывает планы их профессионального развития, назначает задачи с конкретными сроками и контролирует их выполнение, оказывая поддержку по мере необходимости.
5. Предоставляет персонализированную помощь в освоении педагогической профессии, включая методики проведения занятий, а также помогает выявлять и исправлять ошибки.
6. Стимулирует развитие положительных личных и профессиональных качеств у начинающих специалистов, включая участие в жизни коллектива и расширение их культурного и профессионального кругозора.
7. Активно участвует в диалоге о педагогической и общественной деятельности
новых сотрудников, предлагая меры поощрения или коррекции в зависимости от обстоятельств.
8. В завершение периода адаптации составляет отчет по наставничеству в ДОУ, а конкретнее – отчет о профессиональном развитии и адаптации новых специалистов, предлагая рекомендации для их дальнейшего профессионального пути.
1. Осваивать законодательную базу Российской Федерации, касающуюся его профессиональной сферы, изучать структуру и специфику работы организации, а также требования к занимаемой должности.
2. Следовать разработанному плану профессионального роста, соблюдая установленные сроки.
3. Постоянно работать над совершенствованием своих профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного выполнения текущих задач.
4. Обучаться у наставника, перенимая передовые методы работы, строить эффективные взаимоотношения для успешного обмена опытом.
5. Повышать свой образовательный и культурный уровень, что способствует личностному росту и расширению профессиональных горизонтов.
6. Регулярно отчитываться о своей деятельности перед наставником, демонстрируя результаты работы и получая обратную связь для дальнейшего развития.
Теперь давайте разберемся в механизме работы системы наставничества в ДОУ в целом.
Основой программы наставничества в ДОУ является выявление образовательных дефицитов. Для этого применяются различные методики:
· самоанализ и оценка собственных профессиональных достижений через анкеты, карты для самооценки и выявления сложностей;
· диагностики, включающие опросы, беседы, наблюдения и анализ документов и результатов работы;
· экспертный анализ с помощью тестирования, профессиональных задач и кейсов;
· мониторинг деятельности через наблюдения, посещения и диагностические задачи, использующие оценочные инструменты;
· использование автоматизированных систем для определения пробелов в различных компетенциях также играет важную роль в этом процессе.
Менторы создают программу обучения для начинающих педагогов, следуя специально разработанному плану наставничества в ДОУ. Этот план включает различные мероприятия, направленные на то, чтобы помочь новичкам адаптироваться к новой рабочей среде, стать частью коллектива и развить практические профессиональные умения.
В программе обучения предусмотрены следующие ключевые аспекты:
1. Формулирование целей и задач. Определение конкретных целей и задач для каждого начинающего учителя, исходя из его текущих трудностей и потребностей. Например, если новичок испытывает сложности с установлением первоначального контакта с учениками, ментору предстоит помочь ему преодолеть этот барьер.
2. Проведение адаптационных мероприятий. Введение включает знакомство с подшефным педагогом и представление ему годового плана образовательного учреждения, выявление личных и профессиональных качеств, а также поддержку в выборе направления для самообразования.
3. Обучение работе с документацией. Поскольку новички часто сталкиваются с трудностями в ведении документации, в план включается разработка навыков эффективного документооборота и оценки результативности образовательного процесса.
4. Обмен опытом и методиками. На промежуточном этапе менторства особое внимание уделяется формированию у начинающих педагогов собственного набора методов и приемов работы, а также их применению через участие в мастер-классах, семинарах и практикумах.
5. Контроль и оценка работы. На заключительном этапе менторство направлено на контроль выполнения рекомендаций и исправление ошибок в работе.
6. В план включаются мероприятия для оценки эффективности работы
учителя, такие, как анализ его уроков и документации.
8. Начальный этап оценки образовательных пробелов подопечного играет
ключевую роль в разработке эффективного образовательного плана наставничества в ДОУ, выборе наилучших подходов для взаимодействия с начинающим педагогом и формировании его программы.
В процессе применяются разнообразные стратегии, включая:
· взаимное планирование учебных мероприятий с наставником, поддержку в подготовке плана организованных учебных занятий;
· предложение методической литературы, ознакомление с учебными ресурсами группы и образовательного учреждения;
· наблюдение за занятиями начинающего педагога с последующим анализом, приглашение его наблюдать за уроками наставника, включая открытые уроки с обсуждением;
· содействие в подготовке материалов для родительских консультаций;
· поддержку в самообразовании и подготовке к совещаниям педагогов;
· организацию обсуждений и групповой рефлексии для оценки и анализа полученного опыта;
· создание специальных условий для расширения опыта и стимулирования развития через различные активности, включая игры и коммуникативные задания.
Инновационные методы, такие как творческие группы, профессиональные
конкурсы, дискуссионные платформы типа круглого стола, мозгового штурма, мастер-классы и деловые игры демонстрируют высокую эффективность в дополнение к традиционным методам ведения работы.
Наставничество в ДОУ в процессе профессионального развития включает в
себя эволюцию от начального уровня, когда человек даже не осознает своих пробелов в знаниях, до момента, когда навыки становятся настолько интуитивно понятными, что их применение происходит автоматически.
Этот путь начинается с состояния, когда подопечный не замечает своих
недостатков в определенной области, например, когда он не осведомлен о своем незнании конкретных технологий из-за отсутствия с ними предыдущего контакта.
Затем наступает момент осознания собственных пробелов, когда человек
понимает, что ему чего-то не хватает для выполнения новых задач.
Далее следует этап активного обучения и совершенствования, в ходе
которого молодой специалист приобретает необходимые знания и умения, достигая тем самым уровня сознательной компетентности. Это время, когда он может не только эффективно применять новые навыки, но и делиться своими знаниями с другими, становясь наставником.
Финальная стадия – это когда навыки и знания становятся столь
естественными и автоматическими, что их применение не требует осознанного усилия. В этот момент задача наставника заключается в помощи педагогу в осознании и систематизации его глубоких, подсознательных знаний для дальнейшего их совершенствования и передачи опыта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.