Предмет исследования:особенности формирования гражданской идентичности во внеклассной работе.
Объект исследования:
гражданская идентичность.
Гипотеза исследования:
внеклассная работа по экологическому воспитанию способствует формированию гражданской идентичности младших школьников.
Цель исследования: разработать и внедрить план мероприятий экологической направленности по формированию гражданской идентичности.
Задачи:
рассмотреть возможности экологического воспитания при формировании гражданской идентичности;
раскрыть сущность гражданской идентичности;
показать на конкретных примерах как экологическое воспитание влияет на формирование гражданской идентичности.
проанализировать психолого-педагогическую литературу, определить теоретическое значение понятия «гражданская идентичность»
Новизна и актуальность
Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, и является актуальным на сегодняшний день, и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
В новом ФГОС есть две большие идеи: Идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности.Английское слово «IDENTITY» от позднелатинского identicus – причастность.Быть причастным – значит быть частью чего-то большего, чем ты сам: частью семьи, друзей, школы, Родины.
Гражданская идентичность – это создание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.
Духовно-нравственное ценностно-смысловое
Историческое воспитание
Патриотическое воспитание
Политико-правовое
Трудовое воспитание
Экологическое воспитание
Основные задачи воспитания гражданской идентичности
Ценностно-ориентировочный
Когнитивный
Эмоционально-оценочный
Поведенческий
Структура гражданской идентичности(компоненты)
Экологическое воспитание
Это процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатывается определенная культура, формируются необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней.
Велико значение в экологическом воспитании гуманистических мотивов, развивающих чувство доброты и заботы о живом. Определенное значение имеют:
научно-познавательные мотивы (охрана редких растений, животных, памятников природы);
эстетические мотивы охраны природы, воспитывающие чувство красоты;
патриотические мотивы (природа и Родина неотделимы и через любовь к родной природе формируется любовь к Родине).
Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Обучение детей правилам общения с природой, познания ее;
Развитие потребностей в общении с природой;
Развивать умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее;
Участие детей в посильной для них деятельности по охране окружающей среды.
Цель экологического воспитания
Задачи экологического воспитания
Роль экологического воспитания в формировании гражданской идентичности
- природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему;
- взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностною позицию в отношении страны и ее природного достояния.
Задача экологического воспитания может быть определена как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.
Экологические знания:
знания объектов природы;
о взаимосвязях природных объектов и явлений;
о взаимосвязях человека и природы;
знания норм и правил поведения в природной среде
Экологические умения, навыки и привычки:
изучение окружающей среды;
соблюдение норм поведения в природе;
бережное отношение к животным и объектам природы
Показатели экологической воспитанности
Действенно-волевые показатели:
Трудолюбие;
Дисциплинированность и добросовестность;
Стремление к природоохранительному труду;
Активность и самостоятельность в работе по охране и приумножению природных богатств
Качества личности:
Интеллектуальные (любознательность, познавательный интерес);
Нравственные (гуманность, бережливость);
Эстетические: реакция на красоту природы, переживания от созерцания прекрасного, выражение в речи эмоционально-эстетической оценки восприятия природы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.