Ивакина Ольга Валерьевна
учитель математики и информатики МБОУ «Лицей №4»
Конкурс «Учитель года - 2015»
Достижение метапредметных результатов обучения средствами открытых задач на уроках математики и во внеурочной деятельности
Основа опыта:
основы ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер);
основы НФТМ-ТРИЗ (М. М. Зиновкина);
понятие открытой задачи (А. А. Гин);
системы творческих заданий (П. М. Горев, В. В. Утёмов);
приемы обучения поиску новых идей и самостоятельного составления заданий (М. Ю. Шуба);
понятие интеллектуального и творческого потенциала человека (С. С. Бакулевская);
методика «Креатив-боя» (А. Ф. Кавтрев).
Открытые задачи на блоке мотивации
Тема «Простые и составные числа» (5-6 класс)
Открытые задачи во внеурочной деятельности
«Креатив-бой» отличается от других интеллектуальных игр тем, что участникам предлагаются открытые задачи.
Задача. Однажды смотритель за змеями в зоопарке рассказал нам, что яд бывает только у взрослой особи. Возраст змеи можно узнать, измерив её длину. Помогите смотрителю придумать такой способ измерения длины змеи, чтобы не подвергать себя лишней опасности.
Открытые задачи: мнение учеников
… «Такие задачи решать интереснее, потому что вариантов решения много» …
… «Эти задачи не похожи на задачи из учебников» …
… «Мне нравятся открытые задачи, решений много,
я пытаюсь найти лучшее» …
… «Эти задачи раскрывают в нас потенциал» …
… «Готовят к жизни» …
Разные функции открытых и закрытых задач
С помощью закрытых задач отрабатываются умения и навыки
С помощью открытых учатся применять знания в жизни
Успехи учеников: развитие креативности
Основное отличие этой олимпиады от других заключается в следующем:
Открытые задачи на содержательном блоке
Тема «Аксиомы стереометрии» (10 класс)
Библиографический список
Гин А. А., Кавтрев А. Ф. «Креатив-бой»: как его провести. – М.: Вита-пресс, 2012. – 32 с.
Горев П. М., Рычкова О. В. Открытые задачи как стимульный материал развивающего эффекта креативного урока математики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 32–40.
Горев П. М., Утёмов В. В. Оценивание метапредметных результатов освоения программ общего образования на основе коэффициента интеллектуальности // Концепт. – 2014. – № 4 (апрель). – ART 14079. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14079.htm.
Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века. Теория и практика. – М.: МГИУ, 2008. – 306 с.
Концепция развития математического образования в Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/3894.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2012 г.). – URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm.
Метапредметный подход в обучении школьников / Авт.-сост. С. В. Галян. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 64 с.
Примеры открытых изобретательских задач. – URL: http://www.trizland.ru.
Теория опыта: закрытые и открытые задачи
Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две машины со скоростями 60 км/ч и 80км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2часа?
Открытые задачи на блоке мотивации
Приёмы:
Открытые задачи на содержательном блоке
Приёмы:
Противоречия, решаемые открытыми задачами
Элементы задачи | Виды открытости задач |
Цель | «нечеткая задача», «задачи, формулируемые по ходу решения» |
Условие | задачи с лишним или неполным условием, задачи с неверными данными, «неправильные названия» |
Способ решения | «творческая задача» в случае, если способ решения неизвестен и нужно его изобрести |
Ответ | открытость задачи в узком смысле |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.