Выступление "Достижение метапредметных результатов обучения средствами открытых задач"
Оценка 4.7

Выступление "Достижение метапредметных результатов обучения средствами открытых задач"

Оценка 4.7
pptx
23.04.2023
Выступление "Достижение метапредметных результатов обучения средствами открытых задач"
Достижение метапредметных результатов обучения средствами открытых задач на.pptx

Ивакина Ольга Валерьевна учитель математики и информатики

Ивакина Ольга Валерьевна учитель математики и информатики

Ивакина Ольга Валерьевна

учитель математики и информатики МБОУ «Лицей №4»

Конкурс «Учитель года - 2015»

Достижение метапредметных результатов обучения средствами открытых задач на уроках математики и во внеурочной деятельности

Достижение метапредметных результатов обучения средствами открытых задач на уроках математики и во внеурочной деятельности

Достижение метапредметных результатов обучения средствами открытых задач на уроках математики и во внеурочной деятельности

Условия возникновения опыта

Условия возникновения опыта

Условия возникновения опыта

Теория опыта: закрытые задачи открытые задачи

Теория опыта: закрытые задачи открытые задачи

Теория опыта:

закрытые задачи открытые задачи

Основа опыта: основы ТРИЗ ( Г.

Основа опыта: основы ТРИЗ ( Г.

Основа опыта:

основы ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер);

основы НФТМ-ТРИЗ (М. М. Зиновкина);

понятие открытой задачи (А. А. Гин);

системы творческих заданий (П. М. Горев, В. В. Утёмов);

приемы обучения поиску новых идей и самостоятельного составления заданий (М. Ю. Шуба);

понятие интеллектуального и творческого потенциала человека (С. С. Бакулевская);

методика «Креатив-боя» (А. Ф. Кавтрев).

Структура урока:

Структура урока:

Структура урока:

Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Р

П

К

Л

Формируются все УУД ученика

Открытые задачи на блоке мотивации

Открытые задачи на блоке мотивации

Открытые задачи на блоке мотивации

Тема «Простые и составные числа» (5-6 класс)

Среди чисел есть особый класс: 1, 3, 5, 7,… Самое большое из известных чисел этого класса состоит из 12 978 189 цифр. В 1859 г. немецкий математик Б. Риман предложил свой способ их поиска; математики подвергли проверке этот способ на полутора триллионах подобных чисел, но никто не может доказать, что и дальше проверка будет успешной. Тому, кто докажет гипотезу Римана институт Клэя выплатит 1 млн долларов. Что это за числа?

Открытые задачи во внеурочной деятельности «Креатив-бой» отличается от других интеллектуальных игр тем, что участникам предлагаются открытые задачи

Открытые задачи во внеурочной деятельности «Креатив-бой» отличается от других интеллектуальных игр тем, что участникам предлагаются открытые задачи

Открытые задачи во внеурочной деятельности

«Креатив-бой» отличается от других интеллектуальных игр тем, что участникам предлагаются открытые задачи.

Задача. Однажды смотритель за змеями в зоопарке рассказал нам, что яд бывает только у взрослой особи. Возраст змеи можно узнать, измерив её длину. Помогите смотрителю придумать такой способ измерения длины змеи, чтобы не подвергать себя лишней опасности.

Открытые задачи: мнение учеников … «Такие задачи решать интереснее, потому что вариантов решения много» … … «Эти задачи не похожи на задачи из учебников» …

Открытые задачи: мнение учеников … «Такие задачи решать интереснее, потому что вариантов решения много» … … «Эти задачи не похожи на задачи из учебников» …

Открытые задачи: мнение учеников

… «Такие задачи решать интереснее, потому что вариантов решения много» …

… «Эти задачи не похожи на задачи из учебников» …

… «Мне нравятся открытые задачи, решений много,
я пытаюсь найти лучшее» …

… «Эти задачи раскрывают в нас потенциал» …

… «Готовят к жизни» …

Разные функции открытых и закрытых задач

Разные функции открытых и закрытых задач

Разные функции открытых и закрытых задач

С помощью закрытых задач отрабатываются умения и навыки

С помощью открытых учатся применять знания в жизни

Успехи учеников: развитие креативности

Успехи учеников: развитие креативности

Успехи учеников: развитие креативности

Основное отличие этой олимпиады от других заключается в следующем:
задания олимпиады - это системы задач открытого типа, состоящие из шести заданий по естественнонаучному, гуманитарному и математическому направлениям; их решение может стать количественным показателем сформированности метапредметных достижений обучающегося.

Открытые задачи на содержательном блоке

Открытые задачи на содержательном блоке

Открытые задачи на содержательном блоке

Тема «Аксиомы стереометрии» (10 класс)

– Какой табурет устойчивее на не очень ровном полу – с тремя или с четырьмя ножками?

– Почему же, когда пол неровный, приходится что-то подкладывать под ножку именно «четырехногого» табурета, что бы он не шатался?






Тема «Теорема Пифагора» (8 класс)

Один рыбак купил себе новую удочку длиной 5 метров.
Домой ему приходится добираться автобусом. Автобус очень большой, но в нем запрещено перевозить предметы длиной более 4-х метров. Удочка не разбирается и не гнется. Как можно упаковать удочку, чтобы провезти ее в автобусе?

Библиографический список Гин А

Библиографический список Гин А

Библиографический список

Гин А. А., Кавтрев А. Ф. «Креатив-бой»: как его провести. – М.: Вита-пресс, 2012. – 32 с.
Горев П. М., Рычкова О. В. Открытые задачи как стимульный материал развивающего эффекта креативного урока математики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 32–40.
Горев П. М., Утёмов В. В. Оценивание метапредметных результатов освоения программ общего образования на основе коэффициента интеллектуальности // Концепт. – 2014. – № 4 (апрель). – ART 14079. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14079.htm.
Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века. Теория и практика. – М.: МГИУ, 2008. – 306 с.
Концепция развития математического образования в Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/3894.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2012 г.). – URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm.
Метапредметный подход в обучении школьников / Авт.-сост. С. В. Галян. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 64 с.
Примеры открытых изобретательских задач. – URL: http://www.trizland.ru.

Теория опыта: закрытые и открытые задачи

Теория опыта: закрытые и открытые задачи

Теория опыта: закрытые и открытые задачи

Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две машины со скоростями 60 км/ч и 80км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2часа?

Это задача закрытого типа – типичная задача из школьного учебника по математике
Две машины выехали из одного пункта со скоростями 60 км/ч и 80км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа? Какие варианты возможны?


Это задача открытого типа.

Открытые задачи на блоке мотивации

Открытые задачи на блоке мотивации

Открытые задачи на блоке мотивации

Приёмы:
- удивление ученика от возникшей проблемы (противоречие, которого не должно быть),
- «математические фокусы»,
- удивление от сообщенного факта,
- «нематематическое» начало урока.
- в начале урока показано применение материала, который еще только предстоит изучить.

Открытые задачи на содержательном блоке

Открытые задачи на содержательном блоке

Открытые задачи на содержательном блоке

Приёмы:
- задачи на использование контрпримера,
- отсутствие вопроса к  данным,
- использование в формулировке задачи лишних данных,
- задачи, для решения которых необходимо самостоятельно «добыть» числовые данные,
- смена размерности пространства для решения задачи,
- самостоятельное изобретение учениками «новых» способов решений, которых нет в учебнике.

Противоречия, решаемые открытыми задачами

Противоречия, решаемые открытыми задачами

Противоречия, решаемые открытыми задачами

Элементы задачи

Виды открытости задач

Цель

«нечеткая задача», «задачи, формулируемые по ходу решения»

Условие

задачи с лишним или неполным условием, задачи с неверными данными, «неправильные названия»

Способ решения

«творческая задача» в случае, если способ решения неизвестен и нужно его изобрести

Ответ

открытость задачи в узком смысле

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2023