«Формирование читательской функциональной грамотности обучающихся в начальной школе через использование стратегий смыслового чтения»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.
Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место и является ключом к другим видам функциональной грамотности.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии личности.
Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства
Одним из путей развития читательской грамотности является смысловое чтение. Это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Смысловое чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.
К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников:
1. Предтекстовая стратегия
2. Текстовая
3. Послетекстовая
I. Предтекстовая стратегия - работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II. Текстовая стратегия - работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Виды анализа художественного произведения
• Анализ развития действия (вслед за героем)
• Анализ художественных образов
• Проблемный анализ
• Стилистический анализ
4. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
III. Послетекстовая стратегия - работа с
текстом после чтения
1.Концептуальная
(смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем.
Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы)
Упражнения и задания
1. Опровергнуть утверждение или согласиться с ним.
2. Доказать, что…
3. Охарактеризовать…
4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста.
5. Cоставить план текста, выделив его основные мысли.
6. Рассказать текст от лица его главного героя.
7. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.
8. Придумать, что могло бы случиться, если бы…
9. Придумать новый конец текста.
10. Подобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации. И точно передают содержание текста.
11. Написать собственный текст, взяв за основу ситуацию текста.
Таким образом, работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом образования и его формированию необходимо уделять должное внимание в школе. Работа с текстом должна проводится на разных предметных уроках образовательного процесса.
Как говорил великий советский педагог Василий Сухомлинский «Чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.