Выступление из опыта работы по теме:
«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»
МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п.Дергачи»
Тема : Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
Сопровождение детей с ОВЗ – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Это организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с различными патологиями, и направлена на их реабилитацию, адаптацию и развитие личности в целом.
Ключевыми направлениями в моей работе как психолога ДОУ, с ребенком с ОВЗ являются : 1.диагностическая работа 2.коррекционная и развивающая работа; 3.профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Так как наш детский сад посещает ребенок с ОВЗ, имеющий диагноз врожденная анамалия развития кисти руки справа. Мною был разработан индивидуальный план работы по социальной адаптации данного ребенка .
Система индивидуального плана строиться с учетом принципа единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Все психокоррекционные воздействия направлены на позитивные изменения в познавательной, эмоциональной и поведенческой сфере личности дошкольника, способствовать развитию нового мироощущения.
Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют повышенный уровень тревожности. Поэтому основная цель моей работы направлена на : 1.Снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения. 2.Устранение искажений в психическом развитии ребенка, перестройке неблагоприятно сложившихся образований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения. 3.Оказание комплексной психологической -педагогической и социальной помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья для последующей интеграцией их в общество.
Задачи
1.Воспитание положительного эмоционального отношения к взрослым, сверстникам, самому себе.
2.Формирование позитивной «Я-концепции», адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
3.Нейтрализация
негативных личностных проявлений: неорганизованности, агрессивности, конфликтности,
обидчивости и др.;
4.Развитие способности к оптимальному взаимодействию с окружающим миром.
5. Развитие и обогащение новых форм общения со сверстниками.
Методические приемы которые я использую в коррекционно- развивающей работе с детьми:
1.Словесные и подвижные игры.
2.Беседы, направленные на развитие самосознания ребенка.
3.Проигрывание проблемных ситуаций.
4.Рисование.
5.Релаксация.
6.Сказкотерапия
Приветствие
1.Приветствие "Подари подарок другу« Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.
2. Приветствие "Что тебе нравится в соседе". Цель: Создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.
3. Приветствие "Что тебя привлекает в соседе" Цель: условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации
4.Приветствие "Передай чувство» Цель: Создание условий для снижения тревожности.
Беседы направленные на развитие самосознания ребенка
1. Беседа: «Будь смелым» Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.
2. Беседа: «Верь в себя» Цель:
Создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.
3.Беседа: « Как вы справляетесь с трудностями » Цель: Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации
Игры на снятие мышечных зажимов
1. Игра «Винт» Цель: снятие мышечных зажимов 2. Игра «Игра в Снежки» 3. Игра » Петрушка прыгает» 4.Игра «Конкурс лентяев»
Сказкотерапия или сказочное лечение души Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования Применяя в обучении сказку можно скорректировать проявление негативного поведения ребенка.
Цель:
1.Снятие эмоционального напряжения.
2. Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
3.Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.
4.Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя
Релаксация
Релаксация – специальный метод, направлен на снятие
мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности,
связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.
1.Релаксация: «На
поляне»
Цель
: Создание условий для снижения уровня тревожности,раслабления, развития
способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.
2.Релаксация
"Воздушный
шарик"
Цель:
Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.
Коррекционно – развивающей работу с ребенком с ОВЗ я провожу совместно с воспитателями этой группы и специалистами ДОУ. Таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя полноправным участником общего дела и был так же успешный, как и его сверстники. Как вы уже видели мы подбираем такие формы работы, которые позволяют преодолевать ребенку социальную исключенность и способствуют реабилитации и полноценной интеграции его в общество.
Именно в коррекционной работе мы используем интегрированное обучение. А именно: полной интеграции, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, персонал группы, которую посещает ребенок;( Ребенок находится в группе детей , участвует в режимных моментах , в совместной и самостоятельной деятельности )
- временной интеграции, в рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником становится ребенок;
- частичной интеграции, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.
С целью обеспечения системы развивающего обучения, с ребенком –иинвалидом посещающий наше ДОУ коррекционная работа осуществляется параллельно развивающей, так как этот ребенок в интеллектуальном развитии не только не отстает от сверстников, но и опережает многих. Это позволяет нам раскрыть его потенциальные возможности. Данного ребенка мы планируем наравне со сверстниками привлекать к участию в различных конкурсах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в ДОУ, включим в поисковую и исследовательскую деятельность. Для ребенка с ОВЗ игра имеет огромное значение, поскольку в ней он может лучше реализовать себя: в сюжетно- ролевых играх Егор охотно берет на себя разные роли, умеет договариваться с детьми, с удовольствием играет в настольные, дидактические игры. Сейчас много говорят о толерантности, любви к ближнему. В условиях нашей группы это не пустые слова. Дети охотно помогают Егору преодолеть трудности.
Индивидуальную работу включающею в себя (беседы, сказкотерапия, игры на снятия мышечного напряжения и различного рода психологическую помощь данному ребенку планирую в утренние часы во время приема детей.
Подгрупповые и работу со всей группой планирую вместе с воспитателями данной группы в режимные моменты. Это релаксация, различного рода приветствия, словесные игры, рисование.
Условия эффективности коррекционно-развивающей работы
Для того чтобы коррекционно – развивающая работа была эффективной необходимы условия.
Прежде
всего :
1.Создание атмосферы искренности, доверия, тепла,
тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий
в группе. 2.Главная
установка — на успех у ребенка.
3.Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и
способностям
ребенка.
4.Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным
вкладом каждого ребенка в группу.
5.Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
6.Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить
свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие
люди.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.