Выступление на конференции по профилактике употребления ПАВ. Андреев В.А.
Оценка 4.9

Выступление на конференции по профилактике употребления ПАВ. Андреев В.А.

Оценка 4.9
doc
04.04.2024
Выступление на конференции по профилактике употребления ПАВ. Андреев В.А.
Выступление на конференции по профилактике употребления ПАВ. Андреев В.А..doc

Система работы образовательных учреждений по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ.

 

Масштабность и глубина проблемы употребления психоактивных веществ требуют изобилия информации, чтобы истина о вреде алкоголя, курения, наркомании и токсикомании, факторов, способствующих их употреблению, дошло до каждого. Данные государственной статистики последних лет свидетельствуют о быстром увеличении числа потребителей ПАВ среди молодёжи. Борьба с ними — это задача не только государства в целом, но каждого отдельного гражданина, а особую роль в решении данной проблемы, несомненно, играет школа.     Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы.

Опыт показывает, что борьба с зависимостями может быть эффективной лишь на системной и долгосрочной основе. Естественно, нужен целый комплекс мер. С одной стороны - ограничительных, с другой стороны - разъяснительных, пропагандирующих здоровый образ жизни. Жизнь уже доказала, что только административными запретами проблему не решить.  Самое пристальное внимание должно уделяться профилактике зависимостей и пропаганде здорового образа жизни, в первую очередь, в подростковой среде, закладывая основы в начальной школе. Делать это необходимо на новом современном уровне с использованием всех возможностей системы образования и средств массовой информации, учитывая интересы и психологию молодых людей.

Школа как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики приобщения к психоактивным веществам, а также имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к его семье.

 Главная цель профилактической работы в школах заключается в формировании у детей ценности здорового образа жизни, сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья, изменения отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.

Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью.

Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, школа и досуг.

Во всех образовательных учреждениях города ведется большая работа по профилактике употребления психоактивных веществ. Ежегодно проводится опросы и анкетирование учащихся, целью которых является выявление детей, употребляющих ПАВ (курящих, употребляющих алкоголь и наркотические вещества)

 На несовершеннолетних, поставленных на профилактический учет за употребление психоактивных веществ, в образовательных учреждениях разрабатываются программы индивидуальной профилактической работы.

Обязательно привлекаются к подобной работе узкие специалисты: психологи, врачи - наркологи, неврологи, психиатры.  Используются такие формы работы, как    система индивидуальных профилактических бесед, коррекционные занятия, тренинги.

Непосредственная помощь оказывается родителям обучающихся: социально-правовая помощь и поддержка, поиск путей выхода из сложившейся ситуации, в первую очередь, активизируя и используя ресурсы самой семьи. К данной работе привлекаются специалисты «Городского психологического оздоровительно-образовательного центра города Десногорска», которые систематически проводят занятия для родителей, индивидуальные и групповые консультации, в результате которых выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты по всем направлениям деятельности.

         В общеобразовательных учреждениях города Десногорска созданы и ежемесячно обновляются территориальные банки данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении. Параллельно классными руководителями, специалистами социально – психолого – педагогических служб образовательных учреждений ведётся систематическая работа по раннему выявлению возможного неблагополучия детей. В сотрудничестве с отделами полиции УМВД России по г. Десногорску, комплексными центрами социального обслуживания населения систематически проводятся рейды по выявлению несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В результате тесного сотрудничества с медицинскими учреждениями (врачами - наркологами, психотерапевтами, педиатрами и др.) в школах проводятся лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации.

Традиционными стали мероприятия, проводимые образовательными учреждениями в летний период:

- работа лагерей с дневным пребыванием для детей в возрасте от 7 до 17 лет, - занятость обучающихся в школьных трудовых бригадах;

- ежегодное оздоровление обучающихся, находящихся в социально опасном положении, на базе детских оздоровительных лагерей.

Образовательные учреждения уделяют пристальное внимание организации внеурочной занятости обучающихся данной категории: происходит вовлечение несовершеннолетних в социально-значимые виды деятельности (волонтёрское направление, спортивные соревнования, социально – педагогические проекты), происходит создание условий для приобретения позитивного социального опыта.

Но все-таки хотелось более подробно рассказать о той деятельности, которая ведется непосредственно в нашем образовательном учреждении. В системе профилактической работы нашей школы можно выделить два направления:

·        меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь      школы,

·        и меры специальной профилактики учащихся, состоящих на различных видах учета и   нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

          О специальной профилактике сегодня уже много говорили. И подростки, состоящие на учете, находятся под наблюдением многих специалистов – и социального педагога школы, и врачей-наркологов, и психиатров, и инспекторов ОДН и т.д.

          Мне бы хотелось поделиться опытом, как строится работа в школе по общей профилактике. Ведь невозможно выделить профилактику употребления наркотиков и психо-активных веществ и не говорить сегодня о профилактике правонарушений, так как все это взаимосвязано. И зачастую одно является следствием другого.

   И все-таки приоритетной для нас является позитивная профилактика, целью которой является воспитание личностно развитого человека, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Учить навыкам позитивной профилактики можно на любом уроке, классном часе и внеклассных занятиях. Это и есть основа успешности обучения.

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. Грамотно организованный досуг ребят –это школа поддержки одобрения и ободрения ребенка, а тем более слабого, «трудного», так как победа ребенка в досуговом деле – это здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализоваться. Сегодня как никогда детям нужен досуг. С этой целью большое значение уделяется  развитию сети дополнительного образования.

          На сегодняшний момент на базе школы действует 23 кружка и спортивных секции: 16 – для учащихся начальной школы и 7 – для учащихся средней и старшей школы.  Это спортивные секции футбола, волейбола, баскетбола, каратэ, оздоровительной аэробики, хоккея, ансамбль бального танца, ансамбль эстрадного танца, студия художественного слова, вокальная студия, ИЗОстудия, студия ДПИ, клуб КВН-щиков, и многие другие.  Так что у наших детей есть возможность выбрать себе занятие по интересам.

Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через разнообразные по форме воспитательные мероприятия: классные часы, ролевые игры, беседа-диалог, диспуты, круглый стол, дискуссии, игры и тренинги.

               Огромная  роль отводится  проведению массовых мероприятий  с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», спортивные соревнования «Папа, мама,  я – спортивная семья», спортивно-оздоровительные праздники, легкоатлетические кроссы, соревнования «Школа безопасности» и «Безопасное колесо», День защиты детей, смотры строя и песни, встречи с известными спортсменами города Десногорска,  участие в антинаркотической акции, участие в акции «Школа против курения». конкурсы плакатов и рисунков  «Я за здоровый образ жизни», конкурс  буклетов на антинаркотическую  тему «Я выбираю жизнь!», выступление агитбригады « В здоровом теле – здоровый дух!»и др. Любое мероприятие, проводимое в школе, должно быть ярким, красочным и запоминающимся. Только тогда оно достигнет своей цели, и профилактической, и воспитательной.

Для того, чтобы работа по профилактике употребления ПАВ была более эффективной, мы привлекаем к ней медицинских работников, специалистов городского наркологического диспансера, психологических служб города. Регулярно проводятся беседы и лекции по данной тематике в различных возрастных группах. В нашей школе нет психолога, поэтому сотрудничество с врачами-наркологами и психологами для нас очень важно, так как проблема профилактики употребления наркотиков и ПАВ достаточна специфична, и не всегда классный руководитель обладает достаточной информацией и компетентностью в данном вопросе. 

          В прошлом году учащиеся нашей школы приняли участие в акции с экспресс-тестированием «Свобода выбора» с привлечением наркологов БУЗ ОО «Наркологический диспансер».

Здоровый образ жизни, который прививается учащимся в школе, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Проводятся родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ: «Как поговорить с ребенком о наркотиках», «Курение и дети», «О курительных смесях и цифровых наркотиках». На заседаниях общешкольного родительского комитета рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Понимая важность данной проблемы, в школе налажена методическая работа с педагогическим составом. Это обучающие семинары по вопросам профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних, выступления на педсоветах, на совещаниях при директоре школы, круглые столы.

 И, конечно же, самым эффективным, значимым и наглядным результатом деятельности школы по профилактике стали социальные проекты:

·        Консультант по телефону

·        Детское адвокатское бюро

·        «Убежище» для подростков

Основной проект, который включает в себя все остальные социальные проекты, называется «Убежище». Он реализуется волонтерами школы вместе с социальным педагогом.

             Определив проблемы, существующие в подростковой среде, выяснив, что подростку бывает необычайно трудно поделиться со взрослыми своими настоящими проблемами, приоткрыть свой внутренний мир, волонтеры школы обратились к своим сверстникам со следующим обращением:

 

Внимание! Всем! Всем! Всем! (Особенно тем, кому сейчас трудно)

КАЖДОМУ ИЗ НАС НУЖНО ТАКОЕ МЕСТО, ГДЕ

·        ТЕБЯ ПОЙМУТ

·        ТЕБЕ ПОМОГУТ

·        ТЕБЕ БУДЕТ СПОКОЙНО И ХОРОШО В ТРУДНУЮ МИНУТУ!

 

ТАКОЕ МЕСТО ПОЯВИЛОСЬ В НАШЕЙ ШКОЛЕ.

ЭТО ТВОЕ «УБЕЖИЩЕ»

·        ЕСЛИ ТЕБЕ СЕГОДНЯ ПЛОХО;

·        ЕСЛИ ТЕБЕ НЕКУДА ПОЙТИ;

·        ЕСЛИ ТЫ НУЖДАЕШЬСЯ В СОВЕТЕ –

 

ПРИХОДИ В «УБЕЖИЩЕ»

 

ТЫ МОЖЕШЬ НАДЕЯТЬСЯ НА ПОМОЩЬ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, А ГЛАВНОЕ – НА ПОНИМАНИЕ ТВОИХ ТОВАРИЩЕЙ.

 

          В школе был выделен кабинет, который ребята сами оформили.

В своем «Убежище» они организовали Детское адвокатское бюро, которое помогает учащимся школы разрешать спорные ситуации, возникающие в учебном процессе или каких-то жизненных ситуациях, а также защищает права подростков.

           В «Убежище» волонтеры оказывают консультационную помощь по правовым вопросам, связанным с употреблением ПАВ. Один раз в месяц работает консультант по телефону, когда в течение двух часов подростки могут получить ответы на любые интересующие их вопросы по телефону.

          Кроме работы в ограниченном пространстве «Убежища» наши волонтеры организуют различные акции для учащихся разных возрастных групп, для родителей, а также для жителей микрорайона.

          Одним из наиболее эффективных результатов деятельности волонтеров можно назвать выступление агитбригады «Мы – за здоровый образ жизни»

 

Свое выступление хочу закончить строчками, написанными ученицей нашей школы, волонтером и основателем нашего «Убежища» для агитбригады «Я выбираю – жизнь!»

 

Наше будущее – это мы!

И каждый хочет, чтобы будущее было светлым.

В состав характера привычки включены.

И в каждом борется полезное со вредным.

 

Привычки наши – спутницы по жизни,

И отвыкать от них и тяжело, и долго…

Главное – к хорошим привыкать,

А у детей всегда соблазнов много!

 

Надо каждому в себе оставить лишь хорошее,

И это все и каждый понимать должны.

Мы вместе можем сделать очень многое

Потому что будущее — это мы!

 

 

 

 


Система работы образовательных учреждений по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ

Система работы образовательных учреждений по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ

Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью

Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью

В общеобразовательных учреждениях города

В общеобразовательных учреждениях города

О специальной профилактике сегодня уже много говорили

О специальной профилактике сегодня уже много говорили

На сегодняшний момент на базе школы действует 23 кружка и спортивных секции: 16 – для учащихся начальной школы и 7 – для учащихся средней и…

На сегодняшний момент на базе школы действует 23 кружка и спортивных секции: 16 – для учащихся начальной школы и 7 – для учащихся средней и…

ПАВ достаточна специфична, и не всегда классный руководитель обладает достаточной информацией и компетентностью в данном вопросе

ПАВ достаточна специфична, и не всегда классный руководитель обладает достаточной информацией и компетентностью в данном вопросе

Определив проблемы, существующие в подростковой среде, выяснив, что подростку бывает необычайно трудно поделиться со взрослыми своими настоящими проблемами, приоткрыть свой внутренний мир, волонтеры школы обратились…

Определив проблемы, существующие в подростковой среде, выяснив, что подростку бывает необычайно трудно поделиться со взрослыми своими настоящими проблемами, приоткрыть свой внутренний мир, волонтеры школы обратились…

Свое выступление хочу закончить строчками, написанными ученицей нашей школы, волонтером и основателем нашего «Убежища» для агитбригады «Я выбираю – жизнь!»

Свое выступление хочу закончить строчками, написанными ученицей нашей школы, волонтером и основателем нашего «Убежища» для агитбригады «Я выбираю – жизнь!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2024