Особенности общения подростков с интеллектуальной недостаточностью
Выступление на методическом объединении воспитателей
При социализации обучающихся с нарушениями интеллекта трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, склонность к социальному иждивенчеству.
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к возможности реализовать себя и свои способности в жизни и занять свое место в обществе. Следовательно, общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Так, уже начиная с самого раннего возраста, у детей с интеллектуальной недостаточностью можно заметить значительное снижение эмоционального отклика на общение взрослого.
У них не возникает речевой активности, не складываются и довербальные виды общения с окружающими, не развивается предметная деятельность.
Установлено, что личностные и деловые отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерны неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Обучающимся с интеллектуальной недостаточностью сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива.
Особенности психического и речевого развития затрудняют общение подростков с интеллектуальной недостаточностью не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера.
Подросток переходит к тем видам деятельности, которые требуют меньшей дисциплины и где мнение сверстников является определяющим. Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание, ведущим видом деятельности - эмоционально-личностное общение во всех сферах человеческой деятельности.
Подростковый возраст, является именно тем возрастным этапом, в ходе которого закладывается основа межличностных отношений. Именно эта основа на протяжении всей жизни будут определять поведения человека в отношении окружающих его людей.
Отношения между подростками с нарушением интеллекта менее устойчивы, менее реалистично осознание ими своих отношений с одноклассниками, им присуща низкая удовлетворенность общением.
В ходе изучения самооценки подростков с интеллектуальной недостаточностью было установлено, что они ставят себя обычно на первое место, на второе - своего товарища и на третье - взрослого человека. Это объясняется тем, что они лучше понимают друг друга, так как между ними возможно коллективное общение, между тем как осмыслить интеллектуальную жизнь взрослого человека они не могут. Вот почему в глазах таких детей их товарищ более умный, чем воспитатель. В результате проведения коррекционно-воспитательной работы у них появляется определенная оценка окружающих: считая себя обычно более умными по сравнению с товарищем, интеллектуальные возможности педагога они оценивают выше собственных.
Подросткам с интеллектуальной недостаточностью трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы, т.к. бедный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе адаптации, формируются отрицательные черты характера.
При анализе результатов обследования общения обучающихся c интеллектуальной недостаточностью в группе сверстников характер общения в группе был распределен по трем уровням:
1. Высокий уровень - доброжелательные, позитивные отношения, высокая доступность, готовность сотрудничать;
2. Средний уровень - безразличные отношения, неконтактность, аутоизоляция.
3. Низкий уровень - негативные отношения, выраженные эгоистические проявления, агрессивность.
У большинства лиц (57%) отношения со сверстниками носит позитивный характер. Однако 26% лиц проявляли негативизм, агрессивность, враждебность. 17% лиц к общению в группе относились безразлично. В группе8 класса первая и вторая позиции, на мой взгляд, меняются местами
Значительная часть обследованных обладает низким уровнем развития коммуникативных навыков. Эти подростки не способны к адекватному восприятию вербальной и невербальной информации, их поведение часто агрессивно либо отличается безразличием к происходящему вокруг. Одна четверть (26%) молодых людей в группе испытывают трудности в общении со сверстниками, что может выражаться в их агрессивности, неконтактности, безразличии к остальным участникам общения.
Агрессия по отношению к одноклассникам у подростков встречается довольно часто и от этого страдают сами агрессоры и те, кто попадают под нею. Необходимо наблюдать за детьми с агрессивным поведением т.к. в силу неумения контактировать с такими детьми приводит к конфликту.
Межличностные отношения играют наиважнейшую роль в развитии и становлении личности подростка. Разнообразные конфликты, неурядицы оказывают влияние на состояние подростка и тяжело им переживаются. Отношения со сверстниками, дружба являются основой интересов подростка. И именно на эту деятельность направленно всё его внимание.
Также произведено исследование по развитию, коммуникативных качеств и особенности подросткового коллектива детей, как нормально развивающихся, так и детей с интеллектуальными нарушениями.
В ходе работы стало ясно, что подростки с нормальным развитием и подростки с нарушениями, по этапам формирования имеют сходства, но отличаются по скорости их преодоления. И потому их интересы и стремления имеют сходства. Они так же переживают и чувствуют резонанс коллектива.
К работе по формированию межличностных отношений необходимо относится со всей серьезностью. Деятельность педагога, направленная на формирование коммуникативных качеств должна занимать достаточно времени. И эта работа не может быть законченной, она постоянно требует внимания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что становление межличностных отношений у подростков с интеллектуальной недостаточностью отличается своеобразием, в структуре которого определяющее место занимают новообразования, характеризующие подростковый возраст (неустойчивость и стихийность детских объединений, низкий уровень благополучия взаимоотношений в них; наличие нескольких групп мотивов, лежащих в основе объединений, среди которых на первое место выходит интерес к совместной деятельности и т.п.). При отсутствии специально организованных коррекционно-педагогических воздействий, направленных на преодоление имеющихся недостатков личностного развития и формирование межличностных отношений, общий прогноз дальнейшего вхождения подростков с недостаточностью интеллекта в систему «человек-общество» на разных ее уровнях оказывается неблагополучным.
Упражнения для развития коммуникативных навыков
Упражнение № 1 «Говорим и показываем» Способ выполнения:Предлагаем детям выполнить следующие действия (после каждого действия озвучить, его название): встать, попрыгать, сесть. Затем показать и озвучить действия по словесной инструкции: ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.
Упражнение № 2 «Кто, где живет» Цель: формировать умение слушать и понимать обращенную речь. Оборудование: интерактивная доска (интерактивное задание) Способ выполнения: практический.
Упражнение № 3 «Вопрос-ответ»Цель: развивать умение давать полный ответ на вопрос с опорой на наглядный материал. Оборудование: мяч, наглядные картинки, доска. Способ выполнения:Учитель вывешивает на доску изображение, задает вопрос и кидает мяч ребенку. Например: Учитель:– Что моет девочка? Ребенок:– Девочка моет посуду. Примечание: даем ребенку время на обдумывание ответа на вопрос.
Упражнение № 4 «Что купила мама?» Цель: развивать умение давать полный ответ на вопрос. Оборудование: наглядные картинки с изображением предметов, мешочек. Способ выполнения: Подносим мешочек, наполненный картинками, предлагаем ребенку закрытыми глазами достать одну картинку, ребенок смотрит что изображено, затем отвечает на вопрос «Что купила мама?». Например: учащийся достает изображение машины и говорит: - Мама купила машину.
Упражнение №5 «Зоопарк» Цель: формировать навык развернутой речи с опорой на сюжетные картинки и вспомогательные вопросы. Оборудование: интерактивная доска (интерактивное задание) Способ выполнения: практический.: Учитель: - Что вы видите на картинке? Учитель: – Кто пришел в зоопарк? Учитель: – Кого видели в зоопарке? Учитель: – Кто из животных понравился больше всего? Примечание:даем время на обдумывание ответа. Следим за полнотой и развернутостью ответов.
Упражнение № 6 «Цирк» Цель: формировать умение при ответе на вопрос выделять интонацией то слово, которое несет основную смысловую нагрузк Способ применения: На доске записывается предложение. Учитель задает вопросы, интонационно выделяя то, на что следует в ответе сделать смысловую нагрузку. Затем учащиеся отвечают на вопросы. Например: Дети завтра пойдут в цирк.
Учитель:- КТО пойдет в цирк? Ребенок:- ДЕТИ завтра пойдут в цирк. Учитель:- КОГДА дети пойдут в цирк? Ребенок:- Дети ЗАВТРА пойдут в цирк. Примечание:следим за правильным интонационным ударением в ответе, даем время на обдумывание ответа.
Упражнение № 7 «Скажем вместе» Цель: формировать умение слушать и повторять вместе с учителем различные чистоговорки; развивать у детей неторопливый темп, правильную артикуляцию и дикцию, соблюдать паузы, интонационно выделять нужные слова. Способ применения:Учитель зачитывает чистоговорку учащимся, а затем дети повторяют ее вместе с учителем. Например: Была у Алёнки болонка, Была у болонки Алёнка. Алёнка гуляла с болонкой Болонка гуляла с Алёнкой. Кукушка кукушонку Купила капюшон.Надел кукушонок капюшон В капюшоне кукушонок смешон
Упражнение № 8 «Зеркало» Цель: формировать умение слушать и повторять самостоятельно; развивать у детей неторопливый темп речи, правильную артикуляцию и дикцию, соблюдать паузы, интонационно выделять нужные слова. Оборудование: школьные принадлежности. Способ применения: Учитель выкладывает на парту различные школьные принадлежности (ручка, карандаш, пенал, рюкзак, тетрадка и т.д.). Учитель берет один предмет и произносит предложение, это предложение повторяет учащийся, затем этот ученик берет другой предмет и тоже произносит предложение, его повторяет уже следующий первоклассник. Игра продолжается по цепочке. Например: Учитель: (берет ручку) - У меня в руках ручка. Первый ребенок: - У меня в руках ручка, (потом берет пенал) - У меня в руках пенал. Второй ребенок: – У меня в руках пенал, (потом берет тетрадь) - У меня в руках тетрадь.
Упражнение № 9 «Зимушка-зима» Цель: формировать у детей плавную, четкую и выразительную речь. Способ применения: Учитель делит учащихся на ряды, затем зачитывает стихотворение, дети слушают, потом повторяют данное стихотворение сначала один ряд хором, потом другой. Например: Зимушка-зима. По дороге по прямой Шла зима с морозами, Шла зима к себе домой – Снег стелила розовый. За зимою две метели Снег тот веяли, мели, Снег взвивали, как хотели, И кидали хрустали. Примечание: Следим за плавностью, четкостью и выразительностью речи каждого ребенка.
Упражнение № 10 «Бабочка»Цель: развивать моторику первоклассников.Способ применения: Учитель без участия первоклассников зачитывает стихотворение и на каждую строчку указывает действие, затем вместе с учащимися повторяет каждую строчку, при этом выполняя определенные действия. Например:Бабочка Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Список литературы
1. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. Издательство: Речь. Год: 2008
2. Бодалев А.А. В мире подростка.1982
3. Мэш Эрик, Вольф Дэвид. Детская патопсихология. 2007.
4. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.
5. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2005.
6. Виноградова А.Д., Липецкая Е.И. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка.1985.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.