Выступление на Методическом объединении учителей по ИЗО "Персонализация одаренности через различные формы работы на уроках изобразительного искусства"

  • doc
  • 27.07.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОДАРЕННОСТЬ детей по ИЗО.doc

Персонализация одаренности через различные формы работы на уроках изобразительного искусства

 

«Помогите ребенку реализовать свои способности, и он откроет вам целый мир»

 

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом. Поэтому задача  и работа с одаренными детьми сегодня актуальна.

 

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких  результатов в одном или нескольких видах деятельности.

 

 

Особенности работы с одаренными детьми в школе. Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одарённым?

 Одарённый ребёнок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в каком-либо виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

 

Я остановлюсь на художественной одаренности.

Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

Для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, и потом, практически со всех, сходит на нет.

Поэтому, важно так организовать воспитательную и образовательную работу, чтобы насытить  одарённых детей разнообразием личностного самовыражения. Это такие формы в изобразительной деятельности, как:

·                                 факультативы по предмету;

·                                 участие в конкурсах всех уровней, фестивалях и выставках;

·                                 исследовательские работы;

·                                 олимпиады;

·                                 научно-практические конференции;

·                                 интеллектуальный марафон;

·                                 индивидуальные маршруты с одаренными.

 

Остановимся подробнее на некоторых формах, которые я применяю:

  1. Выставки рисунков тематические и персональные в картинной галерее (коридор 3 этажа).

 Учащиеся выставляют свои работы на определенную тему для выставки или все свои работы на суд зрителям (персональная)

2.      Конкурсы, фестивали различных уровней

 

Конкурсы

2021-2022гг

2022-2023гг

2023-2024гг

1

Региональный этап Международного конкурса детского творчества «Красота божьего мира»

1 место – 1 чел

 

1 место – 1чел

2

Всероссийский героико-патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда спасения»

Участие – 2 чел

 

Участие – 3 чел

3

III областной конкурс детского творчества, посвященный народному искусству и культурному наследию Нижегородского края

2 место – 1 чел

 

 

4

Муниципальный этап областного конкурса детского и юношеского изобразительного искусства «Я рисую мир»

1 место- 1 чел

2 место- 1 чел

1 место -2 чел

2 место -2 чел

 3 место – 2 чел

1 место – 1 чел

2 место – 2 чел

3 место – 3 чел

5

Муниципальный этап регионального конкурса детского рисунка «Пейзажи родного края»

2 место – 1 чел

 

 

6

Муниципальный этап III областного конкурса детского творчества, посвященного народному искусству и культурному наследию Нижегородского края

1 место – 1чел

2 место – 2 чел

 

 

7

Городской конкурс детского рисунка среди обучающихся 5-9 кл «Какой должна стать территория Водонапорной башни в 2023г»

1 место – 1 чел

 

 

8

Городской конкурс рисунков на противопожарную тематику, посвященному Дню пожарной охраны России

1 место – 1 чел

 

 

9

Городской конкурс рисунков «Внимание, дорога!»

Участие

1 место – 1 чел

2 место – 1 чел

 

10

Городской конкурс «Мы желаем жить в мире без пожаров»

 

1 место -2 чел

2 место – 1 чел

 

11

Городской творческий конкурс «Размышления у Вечного огня»

 

Участие

 

12

Муниципальный этап областного фестиваля детского и юношеского творчества «Грани таланта»

 

 

2 место – 1 чел

13

Городской творческий конкурс «Гайдар. Время. Мы», посвященный 120-летию со дня рождения А.Гайдара

 

 

2 место – 4 чел

 

3.      Неделя предметов гуманитарного цикла и физической культуры

В гимназии в течение года проводится 3 предметные недели: иностранных языков (октябрь – ноябрь), физико – математических и естественных наук (декабрь), и неделя предметов гуманитарного цикла и физической культуры (январь – февраль). На протяжении недели учителя русского языка и литературы, истории, Изо, музыки и физической культуры проводят различные мероприятия в разных формах для учащихся 5-11 классов.

            Я остановлюсь на формах внеурочной деятельности в предметной области «Искусство».

Интерактивная форма обучения: онлайн викторины.  Во время перемен на большом экране учащимся 5-11 классов задаются вопросы, относящиеся к разным гуманитарным наукам, в том числе вопросы, относящиеся к истории музыки и ИЗО. Свои ответы в течение дня дети должны сдать учителю.

Мастер-классы по изобразительному искусству во время перемен. Проводят сами дети, 2-3 человека. «Мастера» показывают, учащиеся повторяют. Таким образом, происходит процесс усваивания какого-либо интересного приема или техники рисования.

Тематические конкурсы рисунков на определенную тему (Работы  к произведениям писателей, по согласованию с учителями русского языка).

4.     Исследовательские работы

В гимназии каждый учащийся с 1 по 9 класс принимает участие в исследовательской и проектной деятельности. Одаренные дети по направлению «Искусство» с удовольствием берут работы по изобразительному искусству. Темы выбираются обычно самостоятельно. Защита работ проходит в классе на уроках. Учащиеся 5-7 классов с лучшими работами выступают на исследовательском форуме «Первые шаги в науке».

Предлагаем вашему вниманию выступление Костиной Дианы, 5б кл, призера форума с ее исследовательской работой «Оригинальные техники рисования» (с мастер-классом).

5.     Проектная деятельность

При выполнении исследовательского проекта, учащиеся создают продукт своего исследования. Работы учащихся 8-10 классов обладают большей научной ориентированностью, поэтому они принимают участие в «Научно-практической конференции учащихся  гимназии». Примером проектов могут быть :

- Альбом рисунков русских народных промыслов,

- Старинная вышивка русских орнаментов,

- Дизайн народного костюма,

-  Фотоэкскурсия архитектурных стилей г. Арзамаса,

- Макет крестьянской избы,

- Макет Воскресенского собора г.Арзамаса как экспонат этнографического музея гимназии.

Предлагаем вашему вниманию выступление Касаткина Матвея, 8б кл на эту тему. 

 

Все эти формы и виды работы способствуют выявлению одаренности, ее развитию.