Персонализация одаренности через различные формы работы на уроках изобразительного искусства
«Помогите ребенку реализовать свои способности, и он откроет вам целый мир»
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом. Поэтому задача и работа с одаренными детьми сегодня актуальна.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Особенности работы с одаренными детьми в школе. Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одарённым?
Одарённый ребёнок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в каком-либо виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Я остановлюсь на художественной одаренности.
Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
Для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, и потом, практически со всех, сходит на нет.
Поэтому, важно так организовать воспитательную и образовательную работу, чтобы насытить одарённых детей разнообразием личностного самовыражения. Это такие формы в изобразительной деятельности, как:
· факультативы по предмету;
· участие в конкурсах всех уровней, фестивалях и выставках;
· исследовательские работы;
· олимпиады;
· научно-практические конференции;
· интеллектуальный марафон;
· индивидуальные маршруты с одаренными.
Остановимся подробнее на некоторых формах, которые я применяю:
Учащиеся выставляют свои работы на определенную тему для выставки или все свои работы на суд зрителям (персональная)
2. Конкурсы, фестивали различных уровней
№ |
Конкурсы |
2021-2022гг |
2022-2023гг |
2023-2024гг |
1 |
Региональный этап Международного конкурса детского творчества «Красота божьего мира» |
1 место – 1 чел |
|
1 место – 1чел |
2 |
Всероссийский героико-патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда спасения» |
Участие – 2 чел |
|
Участие – 3 чел |
3 |
III областной конкурс детского творчества, посвященный народному искусству и культурному наследию Нижегородского края |
2 место – 1 чел |
|
|
4 |
Муниципальный этап областного конкурса детского и юношеского изобразительного искусства «Я рисую мир» |
1 место- 1 чел 2 место- 1 чел |
1 место -2 чел 2 место -2 чел 3 место – 2 чел |
1 место – 1 чел 2 место – 2 чел 3 место – 3 чел |
5 |
Муниципальный этап регионального конкурса детского рисунка «Пейзажи родного края» |
2 место – 1 чел |
|
|
6 |
Муниципальный этап III областного конкурса детского творчества, посвященного народному искусству и культурному наследию Нижегородского края |
1 место – 1чел 2 место – 2 чел |
|
|
7 |
Городской конкурс детского рисунка среди обучающихся 5-9 кл «Какой должна стать территория Водонапорной башни в 2023г» |
1 место – 1 чел |
|
|
8 |
Городской конкурс рисунков на противопожарную тематику, посвященному Дню пожарной охраны России |
1 место – 1 чел |
|
|
9 |
Городской конкурс рисунков «Внимание, дорога!» |
Участие |
1 место – 1 чел 2 место – 1 чел |
|
10 |
Городской конкурс «Мы желаем жить в мире без пожаров» |
|
1 место -2 чел 2 место – 1 чел |
|
11 |
Городской творческий конкурс «Размышления у Вечного огня» |
|
Участие |
|
12 |
Муниципальный этап областного фестиваля детского и юношеского творчества «Грани таланта» |
|
|
2 место – 1 чел |
13 |
Городской творческий конкурс «Гайдар. Время. Мы», посвященный 120-летию со дня рождения А.Гайдара |
|
|
2 место – 4 чел |
3. Неделя предметов гуманитарного цикла и физической культуры
В гимназии в течение года проводится 3 предметные недели: иностранных языков (октябрь – ноябрь), физико – математических и естественных наук (декабрь), и неделя предметов гуманитарного цикла и физической культуры (январь – февраль). На протяжении недели учителя русского языка и литературы, истории, Изо, музыки и физической культуры проводят различные мероприятия в разных формах для учащихся 5-11 классов.
Я остановлюсь на формах внеурочной деятельности в предметной области «Искусство».
Интерактивная форма обучения: онлайн викторины. Во время перемен на большом экране учащимся 5-11 классов задаются вопросы, относящиеся к разным гуманитарным наукам, в том числе вопросы, относящиеся к истории музыки и ИЗО. Свои ответы в течение дня дети должны сдать учителю.
Мастер-классы по изобразительному искусству во время перемен. Проводят сами дети, 2-3 человека. «Мастера» показывают, учащиеся повторяют. Таким образом, происходит процесс усваивания какого-либо интересного приема или техники рисования.
Тематические конкурсы рисунков на определенную тему (Работы к произведениям писателей, по согласованию с учителями русского языка).
4. Исследовательские работы
В гимназии каждый учащийся с 1 по 9 класс принимает участие в исследовательской и проектной деятельности. Одаренные дети по направлению «Искусство» с удовольствием берут работы по изобразительному искусству. Темы выбираются обычно самостоятельно. Защита работ проходит в классе на уроках. Учащиеся 5-7 классов с лучшими работами выступают на исследовательском форуме «Первые шаги в науке».
Предлагаем вашему вниманию выступление Костиной Дианы, 5б кл, призера форума с ее исследовательской работой «Оригинальные техники рисования» (с мастер-классом).
5. Проектная деятельность
При выполнении исследовательского проекта, учащиеся создают продукт своего исследования. Работы учащихся 8-10 классов обладают большей научной ориентированностью, поэтому они принимают участие в «Научно-практической конференции учащихся гимназии». Примером проектов могут быть :
- Альбом рисунков русских народных промыслов,
- Старинная вышивка русских орнаментов,
- Дизайн народного костюма,
- Фотоэкскурсия архитектурных стилей г. Арзамаса,
- Макет крестьянской избы,
- Макет Воскресенского собора г.Арзамаса как экспонат этнографического музея гимназии.
Предлагаем вашему вниманию выступление Касаткина Матвея, 8б кл на эту тему.
Все эти формы и виды работы способствуют выявлению одаренности, ее развитию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.