Выступление на методическом объединении "Внедрение регионального компонента программы "Луганский характер" в урочную деятельность учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната"

  • docx
  • 14.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                   ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

« СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ( КОРРЕКЦИОННАЯ)

 ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»

 

 

 

Внедрение регионального компонента программы "Луганский характер" в урочную деятельность учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Гайворонская М.М.

 

 

2025г

Программа стартовала с 1 сентября 2024 года во всех школах региона на базе «Движения первых». Очень важно, что он включает в систему воспитания региональный компонент. Ребята будут изучать уникальный опыт выдающихся земляков – Владимира Даля, Тараса Рыбаса, Михаила Матусовского, Алексея Стаханова, героев «Молодой гвардии» и других. И на их примерах учиться главным чертам луганского характера – честности, командному духу, патриотизму, взаимовыручке, взаимопониманию, трудолюбию, стойкости и мужеству.

Это системная ежедневная работа, которая учит ребят чувствовать ответственность перед старшими и перед своими товарищами. Это касается школьников разного возраста. И самых маленьких – «сентябрят», которые так называться в честь дня воссоединения новых регионов с Россией 30 сентября.

Новая программа поможет воспитать в сегодняшних школьниках настоящий луганский характер, «честных, надежных и уверенных в себе людей, которые любят труд и всегда готовы прийти на помощь другим». Теперь о людях, про которых можно твердо сказать, что у них был луганский характер, будут рассказывать на уроках в школе. Дети смогут узнать об их жизни и заслугах перед родиной. Теперь о людях, про которых можно твердо сказать, что у них был луганский характер, будут рассказывать на уроках в школе. Дети смогут узнать об их жизни и заслугах перед родиной. Теперь о людях, про которых можно твердо сказать, что у них был луганский характер, будут рассказывать на уроках в школе. Дети смогут узнать об их жизни и заслугах перед родиной.

Организация работы по внедрению регионального компонента в учебную работу направлена на развитие личности учащихся, их творческий поиск, организацию совместной работы учащихся. Внедрение регионального компонента возможно практически в любой учебной дисциплине.

Главной задачей педагога является организация  индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся, результатом которой является приобретение новых знаний об истории и культуре родного края, умение работать с разными источниками информации, создание самостоятельных исследований, проектов.

1.Внедрение национально-регионального компонента на предмете «Мир природы и человека»

Использование содержания национально-регионального компонента на уроках «Мир природы и человека» в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Среди наиболее эффективных способов реализации национально-регионального компонента в начальной школе является экскурсия по улицам города, к архитектурным памятникам, дети лучше узнают историю основания улиц, памятные места той местности, где проживают. Такие занятия строятся на сопричастности детей к новым знаниям, основным средством при этом служит наглядность. 

На экскурсии в школьном музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми

хозяйственными особенностями народа, формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется их кругозор.

 Стало традицией проводить экскурсии в парк на одно и тоже место в разные времена года. Такие экскурсии в природу дают возможность увидеть и понять характерные особенности каждого времени года своего края. При изучении темы «Растения и животные» детям предлагается знакомство с растениями и животными местности, где они проживают.

2. Национально-региональный компонент на уроках математики

На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки  и контроля, а также на комбинированных уроках. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

Работа по составлению задач и примеров упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.

Хорошо проводить математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из сведений о крае, городе, селе.

3.Использование национально-регионального компонента на предметах филологического цикла

Использование краеведческих материалов на уроках русского языка и литературы даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования. На уроках литературного чтения нужно изучать пословицы, поговорки, приметы о своём крае, можно оформить книжки – самоделки о народных песнях, частушках и других видах устного народного творчества нашего края.

Для работы на уроках русского языка подбираются не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру родного края, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и народный фольклор , языковые особенности произведений местных поэтов и писателей.

Привитию любви к родному краю способствуют такие формы работы как составление и написание предложений, мини сочинений, изложений с творческими заданиями на тему «Мой край», «Мои родители», «Улицы моего города» и др.;

Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

4.Внедрение национально-регионального компонента на предмете изо

На уроках изобразительного искусства можно предлагать нарисовать дорогое сердцу место из окрестностей, выучить стихотворение поэтов-земляков о своем крае к этому уроку. Образы родной природы показывать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа родных просторов и творчества художников. По теме «Рисуем животных» предложить нарисовать животных края, вспомнить и назвать их. При составлении узора использовать национальный орнамент. Можно также предложить на выбор нарисовать пейзаж, представляющий после прочтения отрывков произведений писателей-земляков.

Средства обучения, которые окажут учителям реальную помощь в повышении эффективности изучения материала на уроках.

Достаточно ли учебника и слова учителя для максимального эффективного усвоения учебного материала? Для эффективного обучения младших школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры). Исходя из цели и типа урока, умело сочетая средства обучения, учитель способен эффективно развивать и формировать краеведческие представления у младших школьников.

Представляя краеведческий материал, мы часто упоминаем географические понятия – названия городов, посёлков, рек родного края. Чтобы эти сведения имели конкретное значение, способствовали формированию правильных представлений о территории края, уже в начальной школе можно и нужно знакомить учащихся с географической или исторической картой. Они должны быть красочными, с крупными условными обозначениями и шрифтом, содержащими основные сведения, затрагиваемые при изучении темы. Очень хорошо в начальной школе использовать при работе с картой аппликации, когда плоские изображения (стрелки, фигуры, условные обозначения) могут перемещаться по карте (с помощью магнита, липучки и др.) Это позволяет как бы «оживить» карту, «разыграть» на ней события и т.д. Использование фигур-аппликаций способствует установлению логических взаимосвязей, лучшему запоминанию «сухой» информации.

Важную роль в обучении всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей края демонстрационного формата.

Коллекции предметов материальной культуры позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или используют. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, они дают общее и конкретное представление об объектах материальной культуры.

В настоящее время школы оборудованы компьютерными классами, мультимедийной техникой и появилась возможность использовать эту современную технику на уроке. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, представляет возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика.

Сейчас важно начать и успешно разрабатывать электронный вариант учебного материала по краеведению, оснащать серией презентаций к урокам. Мною выполнены презентации на темы: «Животные нашего края», «Растения нашего края», «Птицы нашего края», «Предметы быта северных народов», «Рыбы нашего края»  и другие, которые помогают повысить интерес к урокам, наглядно увидеть иллюстрации в слайдах

В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребёнка микромира. Поэтому нужно создавать условия для формирования нравственных чувств, этики, поведения через изучение родного края.