МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
« СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ( КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»
Внедрение регионального компонента программы "Луганский характер" в урочную деятельность учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната
Подготовила: Гайворонская М.М.
2025г
Программа стартовала с 1 сентября 2024 года во всех школах региона на базе «Движения первых». Очень важно, что он включает в систему воспитания региональный компонент. Ребята будут изучать уникальный опыт выдающихся земляков – Владимира Даля, Тараса Рыбаса, Михаила Матусовского, Алексея Стаханова, героев «Молодой гвардии» и других. И на их примерах учиться главным чертам луганского характера – честности, командному духу, патриотизму, взаимовыручке, взаимопониманию, трудолюбию, стойкости и мужеству.
Это системная ежедневная работа, которая учит ребят чувствовать ответственность перед старшими и перед своими товарищами. Это касается школьников разного возраста. И самых маленьких – «сентябрят», которые так называться в честь дня воссоединения новых регионов с Россией 30 сентября.
Новая программа поможет воспитать в сегодняшних школьниках настоящий луганский характер, «честных, надежных и уверенных в себе людей, которые любят труд и всегда готовы прийти на помощь другим». Теперь о людях, про которых можно твердо сказать, что у них был луганский характер, будут рассказывать на уроках в школе. Дети смогут узнать об их жизни и заслугах перед родиной. Теперь о людях, про которых можно твердо сказать, что у них был луганский характер, будут рассказывать на уроках в школе. Дети смогут узнать об их жизни и заслугах перед родиной. Теперь о людях, про которых можно твердо сказать, что у них был луганский характер, будут рассказывать на уроках в школе. Дети смогут узнать об их жизни и заслугах перед родиной.
Организация работы по внедрению регионального компонента в учебную работу направлена на развитие личности учащихся, их творческий поиск, организацию совместной работы учащихся. Внедрение регионального компонента возможно практически в любой учебной дисциплине.
Главной задачей педагога является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся, результатом которой является приобретение новых знаний об истории и культуре родного края, умение работать с разными источниками информации, создание самостоятельных исследований, проектов.
1.Внедрение национально-регионального компонента на предмете «Мир природы и человека»
Использование содержания национально-регионального компонента на уроках «Мир природы и человека» в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Среди наиболее эффективных способов реализации национально-регионального компонента в начальной школе является экскурсия по улицам города, к архитектурным памятникам, дети лучше узнают историю основания улиц, памятные места той местности, где проживают. Такие занятия строятся на сопричастности детей к новым знаниям, основным средством при этом служит наглядность.
На экскурсии в школьном музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми
хозяйственными особенностями народа, формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется их кругозор.
Стало традицией проводить экскурсии в парк на одно и тоже место в разные времена года. Такие экскурсии в природу дают возможность увидеть и понять характерные особенности каждого времени года своего края. При изучении темы «Растения и животные» детям предлагается знакомство с растениями и животными местности, где они проживают.
2. Национально-региональный компонент на уроках математики
На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.
Работа по составлению задач и примеров упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.
Хорошо проводить математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из сведений о крае, городе, селе.
3.Использование национально-регионального компонента на предметах филологического цикла
Использование краеведческих материалов на уроках русского языка и литературы даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования. На уроках литературного чтения нужно изучать пословицы, поговорки, приметы о своём крае, можно оформить книжки – самоделки о народных песнях, частушках и других видах устного народного творчества нашего края.
Для работы на уроках русского языка подбираются не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру родного края, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и народный фольклор , языковые особенности произведений местных поэтов и писателей.
Привитию любви к родному краю способствуют такие формы работы как составление и написание предложений, мини сочинений, изложений с творческими заданиями на тему «Мой край», «Мои родители», «Улицы моего города» и др.;
Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.
4.Внедрение национально-регионального компонента на предмете изо
На уроках изобразительного искусства можно предлагать нарисовать дорогое сердцу место из окрестностей, выучить стихотворение поэтов-земляков о своем крае к этому уроку. Образы родной природы показывать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа родных просторов и творчества художников. По теме «Рисуем животных» предложить нарисовать животных края, вспомнить и назвать их. При составлении узора использовать национальный орнамент. Можно также предложить на выбор нарисовать пейзаж, представляющий после прочтения отрывков произведений писателей-земляков.
Средства обучения, которые окажут учителям реальную помощь в повышении эффективности изучения материала на уроках.
Достаточно ли учебника и слова учителя для максимального эффективного усвоения учебного материала? Для эффективного обучения младших школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры). Исходя из цели и типа урока, умело сочетая средства обучения, учитель способен эффективно развивать и формировать краеведческие представления у младших школьников.
Представляя краеведческий материал, мы часто упоминаем географические понятия – названия городов, посёлков, рек родного края. Чтобы эти сведения имели конкретное значение, способствовали формированию правильных представлений о территории края, уже в начальной школе можно и нужно знакомить учащихся с географической или исторической картой. Они должны быть красочными, с крупными условными обозначениями и шрифтом, содержащими основные сведения, затрагиваемые при изучении темы. Очень хорошо в начальной школе использовать при работе с картой аппликации, когда плоские изображения (стрелки, фигуры, условные обозначения) могут перемещаться по карте (с помощью магнита, липучки и др.) Это позволяет как бы «оживить» карту, «разыграть» на ней события и т.д. Использование фигур-аппликаций способствует установлению логических взаимосвязей, лучшему запоминанию «сухой» информации.
Важную роль в обучении всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей края демонстрационного формата.
Коллекции предметов материальной культуры позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или используют. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, они дают общее и конкретное представление об объектах материальной культуры.
В настоящее время школы оборудованы компьютерными классами, мультимедийной техникой и появилась возможность использовать эту современную технику на уроке. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, представляет возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика.
Сейчас важно начать и успешно разрабатывать электронный вариант учебного материала по краеведению, оснащать серией презентаций к урокам. Мною выполнены презентации на темы: «Животные нашего края», «Растения нашего края», «Птицы нашего края», «Предметы быта северных народов», «Рыбы нашего края» и другие, которые помогают повысить интерес к урокам, наглядно увидеть иллюстрации в слайдах
В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребёнка микромира. Поэтому нужно создавать условия для формирования нравственных чувств, этики, поведения через изучение родного края.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.