Выступление на окружной конференции методического объединения учителей начальных классов по теме: "Роль дидактической игры в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников."
Оценка 4.7

Выступление на окружной конференции методического объединения учителей начальных классов по теме: "Роль дидактической игры в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников."

Оценка 4.7
doc
22.11.2021
Выступление на окружной конференции методического объединения учителей начальных классов по теме:  "Роль дидактической игры в развитии познавательных интересов и способностей младших  школьников."
выступление.doc

Роль дидактической игры в развитии познавательных интересов

и способностей    младших  школьников.

 

                                                      Ховрина Нина Петровна

                                                    учитель начальных классов

                                                      первой  квалификационной категории

                                                  ГБОУ СОШ №33 г.Сызрани

 

 

«Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

 В.А. Сухомлинский.

 

Как сделать каждый урок интересным, и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся.

Дидактика давно показала, что скука на уроках - злейший враг учения. Знания, не подкрепленные и не согретые положительными эмоциями, оставляют человека равнодушным, быстро улетучиваются.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Каждый ученик – это, прежде всего, ребенок, а игра - неотъемлемая часть жизни любого ребенка.

    Какое же место занимает в активизации учебного процесса использование игр?

Игры, которые используются в начальной школе, делятся на две большие группы - ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами). 

 

Дидактические игры - более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Они делятся на наглядные (игры с предметами), а также словесные, в которых предметы не используются. Среди дидактических выделяются сюжетные игры, например «Магазин», «Почта», где в рамках заданного сюжета дети не только решают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия.

Главное значение этих игр в следующем:

- значительно повышается познавательный интерес младших школьников;

-каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

-активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;

- развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

 

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Во время игры ученик - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него дидактическая игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. 

Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре участвуют все дети класса. Победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации.

 Дидактическая игра содержит три компонента:

1.дидактическую цель

2. игровое правило

3. игровое действие

Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.

Игровое правило - это условия игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.

Игровое действие представляет собой основную «канву» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.

 

Таким образом, дидактическая игра,

- во-первых, выполняет обучающую задачу, которая вводится как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей;

- во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила игры;

- в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.

Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету. В начальной школе могут быть и игры, в которых дети приобретают знания.

Главным условием для проведения любых игр с правилами является наличие у школьников представлений, необходимых для соблюдения правил игры. Поэтому дидактические игры целесообразно организовывать не в начале изучения темы, когда знания детей еще недостаточны, а в конце, когда требуется проверить, что усвоено хорошо, а что требует повторения.

 

   Каковы основные требования к играм?

1.Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватно реальной ситуации общения.

2.Игру    нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы младшие школьники  были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную игру.

3. Игра должна быть принята всей группой.

4.Она непременно должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывать у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя  ученик в  игре, тем инициативней он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах. В том, что он может исполнять разные роли.

5.Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли  использовать обрабатываемый  материал.

6.Учитель непременно сам верит в  игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.

 

В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.

В ходе игры учитель не исправляет  ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.

 Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться,
нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной
деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен
находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в
себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи, отвечать на вопросы. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно в коллективных, формируются и нравственные качества   личности.

        Надобность в игре возникает тогда, когда учитель ставит своей целью довести предлагаемый детям учебный материал до «более глубокого осознания того, что было дано с применением прямых при­емов, чтобы ребенок, запомнив материал, глубже его понял». Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они раз­вивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учеб­ного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.

 

Таким образом, использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока, и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя  однотипные упражнения. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности, умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа.  2003. № 11

2.   Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии, 1975, №2.

3.  Эльконин Д.Б. Психология игры: для психологов. – М: Педагогика, 1978.

4 .Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. - 2004.

5. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005.

6. Вайс В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе // Воспитание школьников. - 2005.

7. Вайндорф-Сысоева М.Е.,  Крившенко  Л.П.  Педагогика:  Краткий  курс лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

8. Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк., 2005, №1.                                                                                     

9. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителями, учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 57-62.

10. Далингер В.А., Самостоятельная деятельность учащихся - основа развивающего обучения. // Математика в школе, №6, 2004.

11. Демидова   С .И.,   Денищева   Л.О.   Самостоятельность   учащихся   при обучении математике. - М.: Просвещение, 2005

12. Дрозд В.Л., Урбан М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям // Начальная школа. - 2005. - № 5. - С.37.

13. Жарова А.В. Учить самостоятельности.-М.,2005.

14. Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками // Начальная школа плюс До и После. 2003. №8 – 80 с.

15. Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками // Начальная школа плюс  До и после, 2003. №8 - 80 с.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М: Педагогика, 2004 Щ. Степанова. О.А.Игровая школа мышления Москва ,2003

 


Роль дидактической игры в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников

Роль дидактической игры в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников

Игры, которые используются в начальной школе, делятся на две большие группы - ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами)

Игры, которые используются в начальной школе, делятся на две большие группы - ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами)

Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных…

Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных…

Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания,…

Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания,…

Учитель непременно сам верит в игру, в ее эффективность

Учитель непременно сам верит в игру, в ее эффективность

Таким образом, использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока, и в ней принимают активное участие все дети

Таким образом, использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока, и в ней принимают активное участие все дети

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абдульменова

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абдульменова

Дрозд В.Л., Урбан М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям //

Дрозд В.Л., Урбан М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2021