Выступление на семинаре – практикуме для учителей
начальных классов
«Упражнения для формирования читательских навыков младших школьников»
Подготовила и выступила
учитель начальных классов
МОУ ОДО
«Луганская школа – детский
сад»
Гнатюк Наталья
Владимировна
— Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
— Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
На каждом уроке
чтения необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы она была
направлена на достижение цели:
научить детей читать художественную литературу
— подготовить к систематическому изучению ее в средней школе
— вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
— научить детей читать художественную литературу
— подготовить к систематическому изучению ее в средней школе
— вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
Достижение данной
цели предполагает решение следующих задач:
-формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста
на базе интереса к чтению;
— -приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;
— -развитие устной и письменной речи;
— -развитие творческих способностей детей;
— -введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Сформированный навык чтения включает в себя два компонента:
— - технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);
— - понимание текста (извлечение из него смысла, содержания).
В соответствии с компонентами навыка чтения выделяются следующие группы упражнений:
1) упражнения, направленные на формирование правильности чтения;
2) упражнения, развивающие скорость чтения;
3) упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст.
Первая группа упражнений направлена на совершенствование правильности чтения. Задания, включённые в эту группу, предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, несложные по содержанию и структуре.
1) Чтение строчек наоборот по словам.
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.
2) «Заколдованное слово».
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые – и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Вторая группа
упражнений развивает у учащихся скорость чтения.
Динамическое чтение – это чтение глазами. Поэтому начинать работу нужно с
развития зрительной памяти, внимания, поля зрения. Этому способствует
упражнение "Фотоглаз". За короткое время ученик должен воспринять
слово, несколько слов, предложение, "сфотографировать" столбик слов и
ответить на вопрос. Можно предлагать задания: "Найди лишнее слово",
"Раздели слова на две группы".
Упражнения на развитие зоркости.
1. Какая буква, слог, слово лишние?
1) а, у, р, о, ы;
2) ма, ра, ла, ны, са;
3) река, речка, ручей, ручка, ручеек.
2. Что общего в словах и чем они различаются?
мел - мель, мал -мял, мыл -мил.
3. Работа с предложением.
После приобретения учащимися навыка быстрого «схватывания» одного-двух слов можно перейти к такого рода прочтению трех и более сложных слов. Подобные упражнения нужно проводить с предложениями, записывая их сначала так:
Лара
сама
мыла
раму.
Потом записывать таким образом: Лара сама мыла раму. В послебукварный период предложение можно разделить на синтагмы и записать стихотворным набором:
Дал агроном черенки
И научил.
Как их в землю вкопать.
Как поливать.
Как с крапивой бороться.
Данная группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.
С целью совершенствования произношения я провожу работу над дикцией и постановкой дыхания.
Дикция - основа четкости, понятийности речи. Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2-3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
Вот некоторые упражнения.
1. Дыхательные упражнения
* Вдох через нос, выдох через рот.
* Вдох – задержка дыхания – выдох.
* Вдох - выдох порциями.
* Вдох – задуваем свечку.
* Вдох – задуваем 1000 свечей.
* Вдох – считаем: у ежа ежата 1,2,3,4……(на сколько хватит дыхания); у ужа ужата
1,2,3,4….
* Вдох – чтение гласных как одно слово на одном дыхании
АОУЭЫЯЕЕЮИ
- с ударением на букву Э (А, Ю и т.д.);
- с любым согласным звуком;
* Вдох – чтение согласных как одно слово на одном дыхании
ПРМНРЩЖВМСЗРКЧБР
- с любой буквой гласных;
- с ударением на заданный слог.
* Самолеты взлетают: у - у - у - у.
Машины едут ж-ж-ж.
Лошадки поскакали цок-цок-цок.
Рядом ползет змея ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло з-з-з.
* Летела муха около уха: ж-ж-ж
Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, а мы его хлоп
И поймали (кулачок)
З-з-з пу сть летит.
2. Отработка артикуляции на отдельных звуках – гласных и согласных -проговариваем, пропеваем.
а) подряд и выборочно
И Э О А У Ы
Б) в различных сочетаниях
И-Э, И-А, И-О, И-У, А-У, У-Ы
Все звуки произносятся четко, громко, соблюдается правильная артикуляция.
3. Упражнения в чтении букв парами:
Э-Е, А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И
Чтение слов с ними:
Э-Е эхо, поэт, орехи, ветер
А-Я аист, армия, яма
О-Ё нос, нѐс, мороз, замѐрз
4. Сравнение на слух произношения нескольких пар слов:
мал-мял, слѐзы-слово, луна-люди.
- Есть ли различие в первом слоге каждой пары слов.
5. Упражнения в чтении согласных парами.
Ошибки в произношении согласных, их смешение приводит к таким же ошибкам и при чтении. Произнося согласные в паре, учащиеся легче осознают различие в действии речевого аппарата и быстро исправляют дефекты произношения: С-Ш, Ш-Щ, З-С, С-Ц, Ж-Ш, Ж-З, З-Ц.
6. Упражнения в чтении нескольких согласных и гласных.
Все разнообразные сочетания С+С+Г, которые написаны на доске, должны быть прочитаны и произнесены слитно, чѐтко:
РБА-РБО, СТОР-СТРЕ, ТКА-ТКЮ, ДЛИ-ДЛЕ
7. Произношение чистоговорок
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчика шары.
Ро-ро-ро- у нас новое ведро.
1. Чтение шепотом в медленно:
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у нас в руках шары.
Ру-ру-ру - бью рукою по шару.
Да-да-да - из трубы бежит вода.
До-до-до - на дереве гнездо.
Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.
Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.
Та-та-та - в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту - наводим сами красоту.
Ты-ты-ты - нами политы цветы.
Ят-ят-ят - парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют — очень любим мы уют.
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Лу-лу-лу - стол стоит в углу.
Ул-ул-ул - у нас сломался стул.
Оль-оль-оль - мы купили соль.
2. Чтение тихо и умеренно:
арка – арца
арта – арда
арла – арба
арфа – арва
3. Чтение громко и уверенно:
Моль – соль – толь – боль
Почка – почва – почта
Дверь – зверь – червь
4. Игры на звукоподражание:
На птичьем дворе
Наша уточка с утра... Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда... Га, га, га!
Наши курочки в окно...Ко, ко, ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет..-Ку-ка-ре-ку!
5. Скороговорки на проговаривание согласных звуков:
Коси, коса, пока роса.
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. И др.
Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления,
весело, грустно и др.
6. Произнесение скороговорок
Скороговорки можно произносить группами, парами, весело, бодро спрашивая и радостно, удивлённо отвечая. Соединить скороговорку с игрой, с движением полезно для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма, создания у детей радостного настроения. Можно переставлять логические ударения.
Возможно, при проговаривании делать акцент на определённом звуке. Во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь.
Упражнения для работы со скороговоркой
1. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл скороговорки?
2. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
3. Читайте скороговорку, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.
4. Читаем скороговорку с посылом воздуха в определённую точку
5. Читаем скороговорку от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово.
6. Соревнование с помощью секундомера.
7. Все скороговорки можно разыгрывать: представить игровую ситуацию, включить элемент соревнования.
Скороговорки
1) Быстро Егорка говорит скороговорку.
2) Хороша в ведре водица! Приходите к нам напиться.
3) Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула.
4) Проворонила ворона воронёнка.
5) Пришёл Прокоп – кипел укроп.
Ушёл Прокоп – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
так и без Прокопа кипел укроп.
6) Возле горки на пригорке жили 33 Егорки. Раз – Егорка, два – Егорка и т.д.
7) По бревну бобры бредут.
8) Расскажите про покупки. Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
9) Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов
Била бурю.
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов
Била бой.
10) В огороде огорошены –
Растерял горох горошины.
Огород не огорожен –
Не разыщите горошин.
11) Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки – туки – туки – тук!
Туки – туки – туки – тук!
И посту-кивают, и похрю-кивают:
Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!
Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!
12) Добры бобры до бобрят.
13) Бабуся – мамина мама,
Бабуся – папина мама,
Дедуся – мамин папа,
Дедуся – папин папа.
14) Водовоз вёз воду из водопровода.
15) Все покупки у прилавка упакованы в кульки.
16) Ах, ты, эхо, эхо, эхо!
Говорить с тобой – потеха.
17) Болтунья болтала, болтала да заболталась.
18) Дятел дуб долбил, да не додолбил.
19) Летели лебеди с лебедятами.
20) Купила бабуся бусы Марусе.
21) До города дорога в гору, от города – с горы.
22) На иве галка, на берегу – галька.
23) У ёлки иголки колки.
24) Сеня вёз воз сена.
25) Хорош пирожок – внутри творожок.
26) Купи кипу пик.
27) Пилип к липе прилип, к липе прилип Пилип.
28) Не руби дрова на траве двора.
29) Ткал ткач ткань.
30) Поклюйте, куры, крупки возле ступки!
31) В барабаны барабанили, барабанили и понабарабанились.
32) В доме у Димы дым. Раздуваем Димин дым.
33) Волк-волчок овцу уволок. Овца волку - вилы в бок.
34) Пёк подле копны картошку Прокоп.
35) Кричал Архип, охрип Архип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
36) Ловко поле полонили – перепёлок половили.
37) Влас у нас, Палас у вас.
38) Шесть мышат в камыше шуршат.
39) На возу лоза, у воза коза.
40) У Сени и Сани в сетях сом с усами.
41) Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
42) Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
43) У Кондрата куртка коротковата.
44) Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
45) Три сороки-тараторки тараторили на горке.
46) Около кола колокола и на колах колокола.
47) Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.
48) Дал Макар Роману карамель, а Роман Макару – карандаш.
49) Еле-еле Елизар едет-едет на базар.
А с базара, а с базара не догонишь Елизара.
50) Варвара рвала боярышник у рва.
51) Сильный Василий несёт корзину со сливами.
52) Алла на аллее в алом платье алеет.
53) Яков Якову наговорил всякого про яков.
54) Панкрат и Кондрат раскрашивают квадрат.
55) Крышу крашу красной гуашью.
56) Уж и жаба шли на пляж,
Жук нёс жабе саквояж.
57) Орнитолог Петров
Перекормил перловкою перепелов.
58) За межою жнец и жница
Жали ржицу и пшеницу.
59) Было жарко. Жук жужжал.
Жеребёнок рыжий ржал.
60) Там в низине бузина.
Под бузиною Зина.
А у Зины бузины целая корзина!
Так корзина тяжела с бузиной у Зины,
Что не вылезет никак Зина из низины!
61) Петрушка подружке петрушки принёс.
Подружка Петрушки наморщила нос:
Никак не ждала от Петрушки
Подружка подобной петрушки.
62) Добыл бобов бобыль.
63) Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
64) Шакал шагал, шакал скакал.
65) На меду медовик, а мне не до медовика.
66) Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
67) Сидел тетерев на дереве,
а тетёрка с тетеревятами на ветке.
68) У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
69) Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку,
про Ларину жену.
70) Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
71) Полили ли лилию? Видели ли Лидию?
Полили лилию, видели Лидию.
72) У Сени и Сани в сетях сом с усами.
73) У осы не усы, не усищи, а усики.
74) Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
75) Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
76) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
77) Жутко жуку жить на суку.
78) Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
79) Шестнадцать шли мышей и шесть несли грошей. А мыши, что поплоше, шумливо
шарят гроши.
80) Свиристель свиристит свирелью.
81) Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
82) Сачок зацепился за сучок.
83) Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
84) На горе Арарат рвала Варвара виноград.
85) Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины.
86) Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
мыло Мила уронила.
87) Во мраке раки шумят в драке.
88) Не по траве, а около катилось «О» и охало.
«О» охало, «О» окало… не по траве, а около…
89) У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи.
90) Маланья болтунья молоко болтала,
выбалтывала, да не выболтала.
91) Наш Полкан из Байкала лакал.
Полкан лакал, но не мелел Байкал.
92) Тщетно тщится щука ущемить леща.
93) Потолки белил бы Билли, если бы белила были.
94) Рома смотрит на ворону: ворона ходит по перрону.
95) Бабушка Любочке вышивает бабочек на юбочке.
96) Петр Петрович Петров везёт в метро ведро осетров.
97) Трубачи в трубы трубят в клубе.
98) Шёл Егорка по пригорку
И учил скороговорку.
Он учил скороговорку
Про Егорку и про горку.
99) За жужелицей уж бежал,
А жук от ужаса дрожал.
100) Оля болтала об Алле, а Алла – о бале.
101) Марфа – артистка, Марта – арфистка.
102) Зерно кукурузы на грузовики грузим
103) Села оса на ось колеса.
104) У тетёрки потеря – тетерев тетеревят потерял! Тараторит тетёрка тетереву про
потерю: - Ты, тетерев, растяпа! Ты, тетерев, тетеря!
105) Мимо гуся пробегусь, я того гуся боюсь!
106) Дождик рощу полощет,
А роща на дождик ропщет
107) Едет Римма мимо Рима.
Видит Римма в Риме мима.
108)Казак верёвку связал,
К вязу козла привязал.
109) Петух – пастух пасёт пеструх!
110) Деревня за бором, как за забором!
Задание:
Пример: будем маршировать, произнося текст четко выговаривая звук Р:
Бей в барабан, бей в барабан!
Громче бей в барабан! Тра-та-та!
(дети имитируют игру на барабане)
8. Четкое чтение абзаца, строфы.
9. Чтение в темпе скороговорки
Предложение читается сначала медленно, затем темп убыстряется. Слова
необходимо произносить четко и понятно.
10. Упражнение в литературном произношении слов.
ЩА-ЩЕ ручища-тараканище
ОГО-ЕГО синего-каждого
Эта работа проводится в разных возрастных группах.
Старшие получают план работы, на котором получают задания и порядок их выполнения. Они сами показывают образец их выполнения.
Необходима систематическая тренировка речевого аппарата, выработке
хорошей дикции и грамотного литературного произношения.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.
Выработка правильности чтения, воспитание внимания к зрительному образу слова, совершенствование способа и темпа чтения вслух и про себя.
1. Читай плавно.
Наиболее трудные слова из произведения до начала чтения текста прочитываются в медленном темпе, а потом в темпе разговорной речи.
2. Кто самый внимательный.
Этот вид упражнения развивает зоркость, внимание к слову и вызывает
большую активность детей. Материалы для этих предложений служат слова, подбираемые учителем из текста. Для молчаливого показа используются слова, предъявляемые детям как попарно, так и последовательно, в зависимости от степени овладения навыком. Особенность этих слов такова, что они различны и по значению, и по буквенному составу не всего слова, а только его части. Дети быстро прочитывая слова, должны отметить эту разницу в видимых словах.
В упражнение включаются следующие пары слов.
а) слова, написание которых отличается одной-двумя буквами:
косы-козы, друг-враг, ветер-вечер, следы-следи;
б) чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:
вслух-глух, слух;
город-голод, горох, грохот;
вьют-вьюн, вьюга, бьют;
в) слова с твердым и мягким согласным:
ест-есть;
галка-галька;
полка-полька.
г) чтение разных слов с одинаковой приставкой:
развел-развесил,
прогибать-пробегают, (для слабочитающих)
д) чтение слов с одинаковыми окончаниями:
салазках-сказках, колючий-случай, соседи-медведи, чистота-частота, снежинка-смешинка, папка-палка
Лучше слова выбирать из читаемых произведений и печатать (а не писать) на доске.
е) чтение слов с общим корнем, но по-разному оканчивающихся.
ВОДА, ВОДНЫЙ, чистила зубы – чистое платье
БЕЛЬЕ, БЕЛЫЙ, у крутого берега – морского дна.
РОДИНА, РОДНОЙ.
3. Восстанови слова (возможен подбор слов, соответствующие теме урока)
ЦВ_Т_К Л_НД_Ш Б_Р_З_ К_Р_Г_Ч
4. Лесенки слов
ЕЛ Б_
МЕЛ Б_ _
ОБЕД Б_ _ _
ВЕСЕЛ Б_ _ _ _
5. Слова в слове
Сколько слов можно составить их букв любого слова, например,
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
6. Превращение слов
М
З
Л АЙКА
Ш
7. Анаграммы
АЧТПО (почта)
АИДРО (радио)
ФАГРЕЛТЕ (телеграф) и т. д.
8. Чтение трудных слов
ра – тра – стра - страна
во – тво – ство – детство
ра – тра – стра – страница
9. «Бегущая строка»
Карточки с хорошо читаемым текстом. 1 класс – из 1 – 2 слога, 2 класс – 3-4 слогов, 3 класс – 2-3 слова, 4 класс – предложение, состоящее из 4-5 слов или несколько предложений.
Сначала – 3-5 слов, а потом их количество увеличивается. Этот прием – как одна из форм словарной работы. Сначала карточки показываются на счет 1-2-3, потом 1-2, и, наконец, на счет «раз». При выполнении следует учитывать особенности слабочитающих детей и быстро.
10. Закончить предложение, фразу, пословицу, поговорку или
фразеологизм.
11. Восстановление всевозможных слов
12. Угадай
По первому слогу угадать слово, предложение с пропуском слогов, слов.
13. Занимательные упражнения.
Эти упражнения развивают внимание к звуковой и смысловой стороне слова.
Почему появились ошибки?
Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.
14. Чтение с заданиями.
- посчитать сколько раз встречается заданная орфограмма;
- определенная буква (Ц, О, М)
- определенное слово;
- подчеркнуть букву, слог ( на, ан и т.д.)
- посчитать сколько встречается односложных слов, двусложных (2 слога)слов;
- найти самое длинное, короткое слово.
Упражнения, формирующие и развивающие осознанность чтения.
1. Чтение текста с пропущенными словами.
Листочками закрывается по одному слову в предложении. Дети должны
догадаться при чтении и назвать его.
2. Игра в прятки.
Учитель начинает читать начало или окончание предложения, а дети должны найти данное предложение.
3. Мнимое слово.
В ходе чтения неправильно произносится слово, дети прерывают чтение, произносят и читают слово правильно.
4. Фотоглаз
Считывание слов с доски по одному. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное слово могло и отсутствовать.
5. Финиш
Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос, описание, мысли (сформулируйте теми же словами, что и в тексте или другими.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
Развитие поля и способа чтения. Его необходимо выполнять в оптимальном
темпе с тем, чтобы «поле» чтения постоянно увеличивалось.
1. Упражнения начинаются с предъявления очень простых слов:
ус, крот, друг, вдруг, хруст;
а) чтение односложных слов: уж, глаз, брат, съезд, взять;
б) чтение двусложных и трехсложных слов: зима, доктор, валенки, поле, спинка, деревья;
в) чтение однокоренных слов.
Эти группы слов можно включать в урок только лишь после того, как поле чтения
детей будет не менее 5-7 букв: бег-бегать-бегство; море-моряк-морской.
г) чтение слов синонимов с ограничением времени восприятия:
ключ-родник;
воин-солдат-боец;
зябнуть-стынуть-мерзнуть.
д) чтение употребительных словосочетаний с предлогом и без предлога, с тем, чтобы в текстах они узнавались сразу: дед да баба, весна-красна, заяц беляк, жили-были.
2. Пирамидка
Чтение: столбца из 2-3 слов, 2-3 слова в строчке и строчки, 3 слова в столбике и в строчке, добавить предложение (пословице или устойчивое выражение) – для 3 класса, до 8 слов в столбце, предложение и небольшой абзац – для 4 класса.
Установка: читаешь слово, сразу смотри на следующее за ним,
Постарайся понять прочитанное слово.
Используй разный темп чтения: медленно, в нормальном темпе, быстро.
Другие виды работ при чтении для увеличения скорости чтения
1. Многократное чтение
За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.
2. Выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую.
3. Буксир
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учащихся (от 80-160 слов), дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановке на каком-либо слове. Дети должны одновременно остановиться и указать последнее слово, которое может быть прочитано неправильно, близким по значению или грамматической форме.
4. Чтение под стук.
5. Чтение с отрывом взгляда (по сигналу посмотреть на точку или какой-лидо предмет, а затем читать далее)
6. «Горочка». Чтение каждой строки медленно – быстро – медленно.
7. Чтение по диагонали. Чтение отдельных слов, словосочетаний по диагонали.
8. «Серединка. Чтение текста, закрытого линейкой посередине.
9. Громко – тихо.
10. «Дежурная буква» – психологический настрой на начало урока и составление словосочетаний с предложенными прилагательными.
11. Работа по таблицам скорочтения.
12. «Тихо!»- прикладывают палец, что позволяет предупредить активное
проговаривание, мешающее быстроте молчаливого чтения.
13. «Эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово.
Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово, ему легче его узнать.
На более позднем этапе обучения чтению сильный и слабый меняются ролями.
Цель: сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе.
14. Чтение «канон»: один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона).
Цель; держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их работу.
15. "Чтение-спринт"
Учащиеся на максимальной для них скорости, читают про себя текст, после прочтения отвечают на вопросы, сформированные перед чтением учителем. Читают незнакомый текст.
Памятка.
1. Плотно сожми губы и зубы.
2. Читай только глазами.
3. Читай как можно быстрей.
4. Ответь на вопросы по тексту.
16. «Жужжащее чтение». Ученик читает про себя, одновременно жужжит, как пчела (квакает, как лягушка, чирикает, как воробей и др.)
Игры для активизации словарного запаса превращение одного слова в другое путем замены в нем только одной буквы:
а) марка — маска — каска — качка — кочка — почка — почта;
б) лес — лев — лов — лоб — боб — бор.
Задания на
развитие мышления, внимания, восприятия.
При
проведении упражнений, развивающих скорость чтения, необходимо обращать
внимание не только на темп чтения, но и на смысловую сторону предлагаемых
текстов. Большое значение имеет стимуляция к быстрому чтению, а также показ
образца чтения.
1.Сколько спряталось слов?
Волчишкоткрытоященокночь
2.Поставь слоги на место.
РА КО БЛИК
РЕ МО
РО МАТ СЫ
3. Найди слова, в которых спрятался слог КРА:краска кран
искра крапива
красота украл
красный краб
4. Расшифруй
слова:
МАшиКАн
ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор
5. Прочитай слова справа налево. Из какой сказки данные персонажи? Кого здесь не хватает?
ьдевдем цяаз клов асил комерет
Третья
группа упражнений направлена на формирование умений сознательного чтения, то
есть на понимание структуры и содержания текста.
Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено
для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и
предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.
1. Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж- ...
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли -...
Шкаф, варежки, фуфайка, пальто - ...
2. Раздели слова на группы.
а)заяц б)корова в) апельсин
горох шкаф автобус
ежик стул абрикос
медведь коза яблоки
капуста диван автомобиль
волк овца трамвай
огурец стол
3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержани¬ем, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную ра¬боту на уроке, учить работать с текстом.
Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
На рек__, в завод_,
раскрылись бел лилии и жёлт__кувшинки. Буйно цветёт над вод__водян__кашка.
Дик__ут__вывела из осоки своих ут__, учит их пла___и ловить мо___. Летят над
вод__бел__и син__стре___, и гудит над цветущей кашкой деловит__пче__.
Поиск в тексте смысловых несуразностей.
Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.
Задание: Прочитай
текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.
В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень
любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила
погулять – подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на
крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца
выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе
было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а
на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы
вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка
испугалась и убежала в дым.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
Для формирования навыков выразительной речи в своей работе я использую следующие приёмы:
· Чтение слова с разными оттенками интонации.
· Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
· Упражнения для развития голоса. ( «Громко - тихо»)
· Чтение небольших стихов.
· Прочитай, предавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
· Чтение по ролям, в лицах.
· Конкурс на лучшего чтеца.
· Прочитай предложение или часть текста с интонацией, соответствующей той мимике, которую тебе покажут.
В своей презентации «Упражнения для формирования читательских навыков младших школьников» я представляю вашему вниманию упражнения, которые часто использую на уроках литературного чтения
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Слайд 5
Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это
предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 11
Слайд 13
Чтение с решеткой.
«Решётка» представляет собой комплект четырёхугольников, вырезанных из плотной бумаги размером 16Χ10 см. В каждом четырёхугольнике вырезаны окошки размером 6Χ10 см. Решётки различаются шириной перегородки. Так, в одной решётке все перегородки между окошками
равняются 4 мм. В другой – ширина перегородки 5 мм и 6мм. Решётка накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз.
При наложении решётки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста(буквы, буквосочетания, слова).
Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решётку на 2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса. Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 мин. непрерывно и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут.
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Нужно сделать уроки чтения интересными, увлекательными:
подбирать разнообразные упражнения, развивающие оперативную память,
устойчивость внимания, расширяющие поле зрения, активизирующие мыслительную деятельность;
использовать разные виды чтения - вслух, жужжащее чтение, про себя с подавлением артикуляции, чтение «по кочкам», «на буксире», в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
В конце каждого урока чтения необходимо оставлять 3-4 минуты для самозамера скорости чтения: ребята в течение одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневник.
Важно помнить, что быстро читают те ученики, которые читают много. Использовать в течение каждого урока 5 минут для чтения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.