Выступление на семинаре "Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом"
Оценка 5

Выступление на семинаре "Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом"

Оценка 5
docx
08.11.2020
Выступление на семинаре "Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом"
выступление.docx

Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом.

 

     « Обучение грамоте» является первым этапом в системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. С обучения грамоте начинается учеба в школе, а это значит, что именно в процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно - деятельностного подхода — основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

         учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;

         учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;

         обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

       Эти положения стандарта нашли свое отражение в ориентации на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и деятельности:

         переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому;

         переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной.

   Период обучения грамоте — исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка.  При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться, тем самым открывая себе путь к дальнейшему об­разованию.

    Необходимо, чтобы желание, с которым перво­классник идёт в школу, постепенно не только не угасало, но и крепло. Поэтому одно из первых ус­ловий успешности учебной работы в данный пери­од — сделать уроки чтения и письма интересными для маленького ученика, воспитывающими у него желание учиться, приобретать всё новые и новые знания и умения, иначе говоря, способствующими становлению у него познавательного интереса.

Итак, цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

       Основные задачи периода обучения грамоте:

- научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;

- расширить кругозор детей;

- активизировать внутреннюю и внешнюю(устную и письменную)речь;

- развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;

- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму.

Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) – звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским.

      Основными методами на начальном этапе школьного обучения является объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Основное назначение объяснительно-иллюстративного метода состоит в передаче информации учащимся. При этом учитель сообщает информацию, а дети её воспринимают, осознают, фиксируют в памяти. Организация деятельности учащихся по воспроизведению усвоенной информации осуществляется репродуктивным методом дети получают типовые задания, при выполнении которых они действуют по образцу, с опорой на схему, демонстрируя полученные знания, умения. Систематическое воспроизведение известного материала, способов действия развивает память, речь, мышление.

        На начальном этапе  школьного обучения используется и частично поисковый метод. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, доведя  в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

     В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. Современный ребёнок не представляет себя без благ цивилизации, поэтому на уроках просто необходимо использование ИКТ , что помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным на каждом этапе обучения.

Курс обучения грамоте состоит из 3 периодов:

  1. Добукварный период.

Задачи до букварного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.

На данном этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы

В добукварный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Вывод. В результате необходимо отметить, что подготовка детей к обучению чтению проводится последовательно и системно, что позволяет добиваться поставленных целей и задач обучения на данном этапе.

  Необходимо формировать у детей умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. Нужно учить детей вступать в беседу, доказывать, дополнять, возражать. Иными словами – “разговорить” детей. Это очень важно в дальнейшем процессе обучения, и это – трудно.

  1. Основной (букварный) период.

Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного. На уроках букварного периода используются игровые приёмы. Это делает процесс эмоционально привлекательным. Во время игры у первоклассников формируется навык общения, взаимопомощи.

Технология здоровьесбережения предусматривает на каждом уроке контроль за сохранением правильной осанки детей, проведение двигательных физкультминуток, применение упражнений для снятия зрительного напряжения.

На уроках букварного периода применяется фронтальная (беседа, ответы на вопросы, составление предложений и т.д.), индивидуальная, работа в парах (по заданиям страниц «Букваря»), в группах.

По дидактическим целям уроки раздела относятся к комбинированным, включающим и изучение нового материала , и формирование умений и закрепление, и повторение.

Задачи основного периода:

· Изучение всех букв;

· Усвоение сочетаний букв;

· Практическое усвоение правил графики;

· Выработка плавного слогового чтения с переходом на целые слова;

· Развитие интереса к чтению и литературе;

· Развитие речи и мышления.   

    Основной период обучения грамоте включает сочетание традиционного линейного предъявления букв (последовательно, чаще по одной) с появившимся в современной методике парным их изучением, помогающим открывать детям особенности русской фонетики и графики. Сочетание этих двух способов позволяет сделать так, что большая часть букв проходит перед первоклассниками дважды. Такое двукратное представление букв полезно как для их запоминания, становления умения читать, так и для лучшего осознания фонетико-графической системы нашего языка. При определении последовательности предъявления букв учитывался и принцип их частотности, введённый в современную букваристику В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько.

       В основной период обучение письму не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним. Процесс обучения грамоте строится на методе решения задач, что способствует совершенствованию речевой деятельности учащихся, так как опирается на уже имеющийся навык разговорной речи. Система аналитико-синтетических упражнений, опирающихся на жизненный опыт самих учащихся, позволяет развивать мышление школьников, их фонематический слух и орфографическую зоркость,  Формирование фонетических умений и развитие фонематического слуха происходят с опорой на моделирование - модели слогов, элементы слов, предложений дети видят в азбуке и на доске, учатся составлять их в тетрадях, схематизировать самостоятельно.  Обучение некоторым нормам речевого поведения (слушать говорящего, смотреть на него, не перебивать, не мешать думать в тишине, не говорить слишком тихо (громко), правильно обращаться к учителю, к различным работникам школы, к сверстникам; Пользоваться различными формулами приветствия, прощания, благодарности) в период обучения грамоте продуктивно проводить, используя ролевые игры: «Кто так разговаривает?», «Как правильно задать вопрос?» (учителю, родителям, прохожему, продавцу, доктору, милиционеру и т. п.), «Вежливый посетитель» (в школе, в магазине, в библиотеке, в кинотеатре и т.п.), «Внимательный собеседник»

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

  1. Задачи после букварного периода
  1. развивать умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих;
  2. учить пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин;
  3. формировать сознательное, правильное, плавное слоговое чтение, с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой;
  4. развивать связную речь, повышать культуру речевого общения;
  5. совершенствовать звуковую, произносительную речь детей, устранять недочёты произношения;

Завершающий этап обучения грамоте связан с обеспечением психологического настроя первоклассников на использование сложившегося умения читать и писать. При чтении отрывков из детских произведений со страниц букваря или работе с детскими книгами первоначальный навык чтения постепенно укрепляется, полученные знания систематизируются. На этом этапе учитель может провести диагностику уровня сформированности умений по чтению и письму, сопоставляет результаты с требованиями Образовательной программы, осуществляет коррекционные действия.


 

Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом

Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение

Развитие речи и мышления.

Развитие речи и мышления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2020