Районный семинар
МКОУ Кондинская СОШ
28.02.2013 г.
ЗДРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В условиях введения ФГОС перед школой встала важная цель - помочь сегодняшним школьникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Научить их не выживать, а становиться самими собой: раскрывать свои способности, реализовывать свой потенциал, занимать достойное место в обществе. По результатам анкетирования родителей, проводимых в рамках Всероссийской родительской Интернет-конференции в 2010 году, выделено два наиболее важных требования к школе: высокий уровень качества образования и сохранение здоровья ребенка.
А значит здоровьесбережение в современной школе должно быть качественной характеристикой педагогической технологии. При этом здоровьесбережение не может по определению выступать основной и единственной целью образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Для создания конкурентно способной школы, соответствующей требованиям социума важно не только осознание ответственности за состояние здоровья детей, но и отбор и овладение здоровьесберегающими образовательными технологиями - «как учить, чтобы не навредить».
В рамках Всероссийского съезда «Здоровое поколение - Здоровая Россия», прошедшего в ноябре 2008 года были сформулированы принципы здоровьесберегающей школы, которые остаются актуальными до настоящего времени:
1. Принцип не нанесения вреда.
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.
3. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья)
4. Принцип непрерывности и преемственности.
5. Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся.
6. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
7. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии.
В современной педагогике под здоровьесберегающими понимают образовательные технологии дающие возможность обучать и воспитывать учащихся здоровыми и успешными. А значит, «оздоровление» понимается не только как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития психофизиологических возможностей детей, где индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Бесспорно важными являются активно обсуждаемые «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся - недостаток двигательной активности учащихся; неправильное питание учащихся; несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса; недостаточное финансирование школы. Однако сегодня хочется сделать основной акцент на преодолении «педагогических» факторов. А преодоление их возможно только при усовершенствовании программ и технологий; использовании индивидуального подхода к учащимся; внедрении разнообразных образовательных технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни.
Секрет технологичности состоит в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.
Рассмотрим базовые образовательные технологии с точки зрения их здоровьесберегающего ресурса, потенциала – обеспечение сохранения, укрепления здоровья учащихся и развития их личности (на слайде):
1. технология личностно-деятельностного обучения (ЛДО),
2. технология проблемно-диалогического урока (ПДУ),
3. технология оценки образовательных достижений (ТООД),
4. технология использования игровых методов обучения,
5. технология обучения в сотрудничестве,
6. технология творческих мастерских,
7. технология разноуровневого обучения,
8. технология продуктивного чтения (ТПЧ),
9. проектная технология,
10. исследовательская деятельность.
Все эти технологии опираются на личностно - ориентированные принципы:
ü принцип адаптивности,
ü принцип развития,
ü принцип комфортности.
культурно - ориентированные принципы:
ü принцип картины мира,
ü принцип целостности содержания образования,
ü принцип систематичности,
ü принцип смыслового отношения к миру,
ü принцип ориентировочной функции знаний,
ü принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
деятельностно - ориентированные принципы:
ü принцип обучения деятельности,
ü принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации,
ü принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащихся (зона ближайшего развития),
ü принцип опоры на процессы спонтанного развития,
ü принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
То, что образовательные технологии построены на принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих работу с учащимся в зоне его ближайшего развития, позволяет создать благоприятную среду для ребенка. Создание ситуации успешности - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.
В рамках реализации программы «Здоровая школа», реализуемой с 2008 по 2013 год педагогами МКОУ Кондинская СОШ, успешно используется здоровьесберегающий потенциал образовательных технологий. Часть учителей знакомится с новыми образовательными технологиями, повышая своё педагогическое мастерство (21%), многие активно внедряют разные технологии в учебный процесс (96%), а некоторые могут поделиться опытом применения педагогических технологий, представляя их здоровьесберегающий аспект (53%).
Образовательные технологии |
Кол-во педагогов знакомятся в практической реализацией ОТ |
Кол-во педагогов внедряют ОТ в учебный процесс |
Кол-во педагогов могут поделится опытом |
Технология личностно-деятельностного метода |
6 |
13 |
11 |
Технология проблемно-диалогического обучения |
4 |
6 |
6 |
Технология сотрудничества |
6 |
8 |
8 |
Технология творческих мастерских |
6 |
3 |
1 |
Технология проектного обучения |
4 |
11 |
10 |
Технология эвристического обучения |
5 |
1 |
- |
Технология критического мышления |
7 |
6 |
4 |
Технология оценки учебных достижений |
7 |
5 |
3 |
Технология исследовательской деятельности |
4 |
14 |
11 |
При переходе от знаниевого подхода к деятельностному, учителя нашей школы столкнулись с проблемой: как внедряя образовательную технологию, сохранить здоровье ребёнка. Но проблема решается и, в настоящее время, реализуя технологии личностно-деятельностного и проблемно-диалогического обучения, проектной и исследовательской и др. образовательных технологий, педагоги МКОУ Кондинская СОШ, применяя системно-деятельностный подход, обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса, а сами школьники помогают им в решении этой общей задачи.
Так концепция здоровьесберегающего обучения может быть представлена следующей логической цепочкой. Использование здоровьесберегающего потенциала через образовательные технологии направлено на цель - обеспечение психического и физического здоровья учащихся.
Опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через средства - учет особенностей учащихся; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к результатам - предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений, снижению заболеваемости.
Зависит от ресурсов - личного примера педагога; применения специальных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.
На следующем слайде показана роль отдельных образовательных технологий в обеспечении здоровьесбережения. Но здоровьесберегающий потенциал содержит любая образовательная технология, его только нужно грамотно раскрыть и реализовать.
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов. Спектр социально-значимых качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные. Важно подчеркнуть, что личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств.
Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Ее цель – оказание психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Следовательно, применение данной технологии позволяет осуществлять, прежде всего, учет особенностей аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу.
Технология проблемно-диалогического обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения, дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, т.е. превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Данная технология создает условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, разнообразия учебной деятельности, благоприятного психологического фона, а также позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.
Таким образом, любую педагогическую технологию здоровьесберегающей делает личностно-ориентированное обучение, поэтому здоровьесберегающая образовательная технология представляется в виде системы, состоящей из используемой педагогической технологии, педагогических мер по снижению неблагоприятного воздействия на школьника учебной нагрузки и работы по воспитанию культуры здоровья. Все выше изложенное позволило дать определение здововьесберегающему потенциалу образовательных технологий. Здоровьесберегающий потенциал образовательных технологий – это тот ресурс, те возможности, те условия реализации образовательных технологий, которые позволяют обеспечить здоровьесберегающее образование и, тем самым, одновременно выполнить два наиболее важных требования к школе: дать высокий уровень качества образования и сохранить здоровье учащихся.
О результатах здоровьесберегающей деятельности педагогов говорят результаты мониторинга здоровья детей, проводимого ежегодно (слайды).
В сохранении и укреплении здоровья учащихся важную роль играет совместная деятельность всех структурных подразделений школы. Внеурочная деятельность координируется программами, разработанными педагогами дополнительного образования, воспитателями групп продлённого дня, учителями физической культуры. И сейчас я передаю слово одному из руководителей коррекционно-развивающей программы телесно-ориентированного подхода «ТОП» Ямовой Ирине Александровне.
Благодарю за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.