«Смысловое чтение на уроках. Приемы работы с текстом»
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Перед учителем стоит очень важная задача – привить интерес учащимся к чтению, научить их читать.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Основные задачи: формирование у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства;
• развитие воображения ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного;
• преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру;
• чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы детей
В своей работе я использую методы, которые обеспечивают:
• активное участие самого ученика в поисковой учебно-познавательной деятельности, организованной на основе внутренней мотивации;
• организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;
• обеспечение диалогического общения между учителем и учениками, между учащимися в процессе добывания знаний.
Без чтения нет учения, поэтому пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, обучаюшиеся учатся самостоятельно добывать и использовать новые знания. В процессе обучения смысловому чтению формируются умения:
• понимать текст;
• анализировать;
• сравнивать;
• видоизменять;
• генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Выделяю следующие виды чтения:
• просмотровое;
• ознакомительное;
• изучающее; рефлексивное.
Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное чтение – самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения
Этапы формированию умений и навыков смыслового чтения.
Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).
Обязательно определяю, понятен ли детям смысл отдельных слов. Уточняю это во время |
|
прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения |
|
незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. Такие слова можно |
|
подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо значение |
|
объясняется учителем. |
|
Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создаю установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. На первых этапах работы с текстом прерываю чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. Затем эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём. Работа с ключевыми словами.
В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Я должна помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут. Интересна работа с ключевыми словами в таком виде: Учитель или ученик читаем рассказ, повесть или чтолибо другое. Далее спрашиваю детей, какие главные слова они могли бы выделить, и записывает их на доске, а дети — в тетради. После этого предлагается воспроизвести прочитанный текст, используя данные ключевые слова. Записываем такие слова и по ходу чтения.
Работа со словами-образами.
Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у детей более ярким, полным, объемным.
Работа с многозначными словами.
Работа с фразеологизмами.
1. Заменить в предложении выделенные слова фразеологизмами..
2. Определить, какой фразеологизм подойдет к этому тексту.
Развитие читательского воображения.
Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Тренируемся «включать» воображение на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов увеличиваем, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.
Методические приемы, которые помогают активизировать воображение читателя.
Эффективным является словесное и графическое рисование, особенно на материале |
|
тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к |
|
лирическим стихам, текстам, либо с обилием пейзажных зарисовок. |
Огромную роль |
играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.
Использую в работе такой прием, как инсценирование или драматизация, как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе дети не раз перечитывают текст, обращают внимание на детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев.
Всегда обращаю внимание обучающихся на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера. Для развития творческого воображения использую такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения
Провожу викторину – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.
Прием логическая цепочка - восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
Приём «Кластер».
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
Считаю, что осознанность чтения помогает формировать следующих умений:
• выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
• пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
• отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
• определять эмоциональный характер текста;
• выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
• опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
• определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
• осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
• формулировать тему небольшого текста;
• работать с названием текста: выбирать наиболее точный заголовок из всех предложенных, самостоятельно озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
• выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.