Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальной школы "Метод проектов как аспект поддержки процесса развития детей в системе личностно-ориентированного обучения" (из опыта работы)
Оценка 4.7

Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальной школы "Метод проектов как аспект поддержки процесса развития детей в системе личностно-ориентированного обучения" (из опыта работы)

Оценка 4.7
docx
02.01.2021
Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальной школы "Метод проектов как аспект поддержки процесса развития детей в системе личностно-ориентированного обучения" (из опыта работы)
Метод проектов как педагогическая технология МО.docx

 

 

 

 

 Выступление  на районном  методическом  объединении

учителей начальных классов

на тему :

"МЕТОД  ПРОЕКТОВ  КАК  АСПЕКТ 
ПОДДЕРЖКИ  ПРОЦЕССА  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ
 В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ" 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            ВИНОГРАДОВА  И.Н.,

                                             учитель – методист

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

                                                                                                                                                                                                       Метод проектов возник в 1920-х гг. в США. В России группа педагогов под руководством С.Т.Шацкого стала использовать этот метод на практике.

Технология проектирования, позволяет развивать творческие способности детей.

В ее основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.

По определению В.Ротенберга, поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности.

Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция и в будущем.

Технология проектирования требует

Ø  терпения

Ø    любви к ребенку

Ø    веры в его возможности

  Все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.

Условное ступенчатое восхождение ребенка к осознанию себя, по мнению  Н.Е.Щурковой, выглядит так:

-         свободно выражаю свое «Я»

-         вступаю в диалог с другим «Я»

-         предвижу последствия своих действий

-         произвожу свободный выбор

-         оцениваю результат

-         планирую новый.

Технология проектирования   является уникальным средством

§  обеспечения сотрудничества

§  сотворчества детей и взрослых 

§  способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию

§  Проектирование – это процесс создания проекта.

§   Проектирование -  комплексная деятельность.

§  Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяет обстоятельства, изменяет самого себя

 

Основные требования к использованию

метода проектов

1.    Наличие значимой в творческом, исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.    Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.    Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.

4.    Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

5.    Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

      определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного обсуждения метода «мозговой атаки», «круглого стола»)

      выдвижение гипотез решения поставленных задач

      обсуждение методов исследования (анализ информации, фактов, статистические методы, экспериментальные, наблюдения и т.д.)

      обсуждение вариантов оформления конечных результатов (презентация, ролевая игра, видеоклип, доклад и пр.)

       сбор, систематизация и анализ полученных данных

      подведение итогов, оформление результатов, их презентация

выводы, выдвижение новых проблем исследован.

 

Темы проектов могут быть самыми разнообразными. Главное их условие : интерес детей, что обеспечивает мотивацию  к успешному обучению.    

 

Типы проектов

         По доминирующему методу:

v Исследовательские

v информационные

v  творческие

v  игровые

v  приключенческие

v   практико-ориентированные

         По характеру содержания:

v включают ребенка и его семью;

v ребенка и природу;

v ребенка и рукотворный мир;

v ребенка, общество и его культурные ценности

         По характеру содержания:

v включают ребенка и его семью;

v ребенка и природу;

v ребенка и рукотворный мир;

v ребенка, общество и его культурные ценности

         По количеству участников:

ü индивидуальный

ü  парный

ü групповой

ü фронтальный

         По продолжительности:

ü краткосрочный

ü средней продолжительности

ü долгосрочный

 

Исследовательские проекты      

Требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

 

Информационные проекты  

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить  наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат(доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация

 

Творческие проекты

Не имеют четкой структуры( она необходима только при оформлении результатов)

Разнообразны:

         по преобладающему мотиву

         по доминирующему виду творчества

         по форме представления результата

     Игровые (приключенческие)  проекты)

         Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием.

         Степень творчества высокая, но доминирует ролево-игровая.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

         Игровые проекты строятся по принципу развивающейся интриги. Активность детей не ослабевает в процессе всей работы.

 

Практико-ориентированные  проекты  

Четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников.

 Требует хорошо продуманной структуры и организации  работы на отдельных этапах.

       

Монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, в монопроектах не обходится порой без применения знаний и из других областей для решения проблемы.

 

Межпредметные проекты

Как правило выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, общешкольные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, согласованной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания.

 

Поэтапное развитие проектной деятельности

Первый этап

Алгоритм действий

1-й шаг – интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы.

2-й шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивация.

3-й шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана

4-ый шаг – совместное движение взрослых и детей к результату.

5-ый шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата

 

Второй этап

1-й шаг – выделение(взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг – совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг- планирование деятельности детьми  при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта

4-й шаг- выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых

5-й шаг – обсуждение результата, хода работы. действий каждого, выяснение  причин успехов и неудач.

6-й шаг – совместно с детьми определение перспектив проектирования

 

Третий этап

Алгоритм действий

1-й шаг – выделение проблемы(детьми,либо взрослыми),отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг- совместное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата

3-й шаг- планирование деятельности детьми(при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.

 

Механизм проектирования

                                                                     

         Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт, основной руководитель проекта и последующей деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

 

          Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед сверстниками и взрослыми. Ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказаться

 и обосновать свою точку зрения.

 

         Необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы.

В группе собирается информация на различных носителях.

Дети пользуются библиотекой школы.

Используются видеофильмы, учебные фильмы, получают навыки работы с компьютером.

Выход за пределы учреждения(музеи и др.культурные центры)

 

         Совместная деятельность участников образовательного процесса происходит в различных сочетаниях: воспитатель - дети; ребенок-ребенок; дети-родители.

Возможны совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная формы деятельности.

 

         Контроль со стороны взрослых уступает место оценке результатов работы. Дети постоянно информированы о промежуточных результатах, совместно с воспитателем или самостоятельно корректируют и регулируют выполнение работы, проекта в целом.

 


 

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему :

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему :

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

Технология проектирования является уникальным средством § обеспечения сотрудничества § сотворчества детей и взрослых § способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию §

Технология проектирования является уникальным средством § обеспечения сотрудничества § сотворчества детей и взрослых § способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию §

Темы проектов могут быть самыми разнообразными

Темы проектов могут быть самыми разнообразными

Исследовательские проекты

Исследовательские проекты

Четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников

Четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников

Третий этап Алгоритм действий 1-й шаг – выделение проблемы(детьми,либо взрослыми),отвечающей потребностям детей или обеих сторон

Третий этап Алгоритм действий 1-й шаг – выделение проблемы(детьми,либо взрослыми),отвечающей потребностям детей или обеих сторон

Необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы

Необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2021