муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 122»
Выступление педагога-психолога
«Готовность ребёнка к школе»
Подготовил: педагог-психолог:
Федорова С.З.
г. Оренбург 2025г
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению;
Оборудование: презентация, буклеты, выставка пособий, для рефлексии рюкзачки (синий и красный), карандаши для теста.
СЛАЙД 3
Вступительное слово: здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на родительском собрании. Сегодняшнее собрание посвящено проблеме перехода детей из детского сада в школу.
Психолог: все мы хотим, чтобы наш ребёнок был готов к школьному обучению, но у каждого из вас свои критерии, по которым вы определяете готовность к школе.
Вспоминаются слова одного детского психолога Вагнера Леонида Абрамовича. Он говорил:
«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Слайд4 «Компоненты готовности к школе».
В комплексном понятии готовности ребенка к школе выделяют три основных компонента:
q Физическая готовность;
q Психологическая готовность;
q Педагогическая готовность
Слайд 5
Психолог действительно уметь читать, писать – это важно и это является критериями педагогической готовности к школе. Но существует ещё и другие виды готовности к школе и про них не стоит забывать.
«Компоненты психологической готовности к школе».
n мотивационная готовность;
n социально-личностная готовность.
n интеллектуальная готовность;
n эмоционально-волевая готовность;
СЛАЙД № 6
Мотивационная готовность к школе, это желание ребенка идти в школу. В психологии различают разную мотивацию готовности ребенка к школе:
· игровой, основан на том, что там много ребятишек и будет с кем поиграть.
· Познавательный(учебный), ребенок хочет узнать что-то новое и интересное.
· социальный - ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место.
Дети которые испытывают желание пойти в школу и готовы принять внутреннюю позицию школьника, как правило становятся прекрасными учениками.
В детском саду педагоги, конечно много говорим о школе, читаем сказки о школе, проигрываем различные ситуации, которые могут возникнуть в школе.
Основная работа по формированию мотивации - прежде всего работа дома.
Дети по своей природе любознательны и при благоприятных условиях развития приобретают познавательный интерес.
Часто негативное отношение к школе формируется на основании опыта старшего брата или сестры. Пойдешь в школу, будешь получать 2, заберем телефон, не будешь гулять. Но ведь у каждого школьника жизнь складывается по-своему. Пусть ребенок сам сложит свое мнение о школе. Пусть ваш ребенок знает об этом и верит, что при его старании и вашей поддержке у него все получиться.
Слайд № 7
Психолог: Следующим компонентом психологической готовности является социально-личностная готовность. Социально-личностная готовность характеризуется:
· Принятием новой социальной роли (роль школьника ) Ребенок понимает, что его ждут изменение в жизни.У него будут новые обязанности, новые правила, новый
Как помочь дошкольнику?
1. Самостоятельность.
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
2. Коллектив.
Если ребёнок редко ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
В возрасте 6-7 лет ребенка также происходит изменение самооценки в сторону большей реалистичности. До этого она бала завышенной (мой рисунок самый красивый, я- самый умный) Дети с типично дошкольной самооценкой могут без труда учиться хорошо, но испытывать сложности во взаимоотношениях со сверстниками.
Социально – личностная готовность предполагает способность ребенка включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
Слайд № 8
Психолог: ещё одним компонентом психологической готовности к школе является интеллектуальная готовность.
Для успешного усвоения знаний ребенку необходимо достичь определенного уровня в развитии мыслительной сферы.
Интеллектуальная готовность включает:
· Способность обобщать;
· Сравнивать предметы окружающей действительности;
· Классифицировать по существенному признаку;
· Устанавливать причинно-следственные связи;
· Делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
· Предполагает развитие познавательных процессов (внимания, памяти, воображения);
СЛАЙД 9
Память один из самых важных факторов успешного обучения.
Различают следующие виды памяти
· По времени удержания (кратковременная, долговременная, оперативаная)
· По материалу-механическая (слуховая, зрительная, двигательная). Для детей 6-7 лет наиболее актуальной является развитие механическая памяти -это слуховая и зрительная Посмотрел услышал и запомнил- потом уже осмыслил.
СЛАЙД 10 память
Что должен уметь ребенок к 6 годам
В какие игры можно поиграть дома. «Посмотри и запомни», «Послушай и повтори» и «Расскажи по памяти содержание сюжетной картинки»
СЛАЙД 11 память
К 6-7 годам ребенок умеет:
§ запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки;
§ пересказывать близко к тексту сказки или рассказы;
§ рассказывать о событиях своей жизни;
Уважаемые родители предлагаю поиграть в игру
«Снежный ком» направленная на развитие памяти и внимания.
СЛАЙД 12
Внимание, является важным, факторов успешного обучения.
Внимание- это способность человека концентрировать сознание на каких-либо предметах и явлениях.
Непроизвольное- когда что-то привлекло нас своей яркостью, громким неожиданным звуком, внимание привлечено по мимо нашего намерения.
Произвольное внимание- в 6-7 лет, нервная система ребенка созревает на столько, что процесс возбуждения и торможения начинают уравновешиваться. Ребенок начинает управлять своим поведением.
СЛАЙД 13 (внимание)
К 6-7 годам ребенок умеет
В среднем 6-летние дети способны активно и продуктивно заниматься одним делом 20-25 минут, поэтому каждые 20-25 минут меняют вид деятельности ребенка (делают зарядку для пальчиков, разминку и т.д.)
Игра «Камень-солнышко», «капитан», «2 +1»
Важным фоктором управления внимания в этом возрасте является интерес- все яркое, необычное, новое, увлекательное способны на долго приковать внимание ребенка.
· Выполнять задание, не отвлекаясь около 20-25 минут;
· Находить 5-6 отличий между предметами;
· Удерживать в поле зрения 8-10 предметов;
· Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
· Копировать в точности узор или движение;
· Уметь находить одинаковые предметы;
СЛАЙД 14 внимание
лабиринты,
соедини по цифрам
раскрась элементы определенным цветом
СЛАЙД 15 Мышление
К 6-7 годам ребенок умеет:
· выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;
(Что было сначала, что было потом) Вот такое задание будет во время психологической диагностики в конце года.
СЛАЙД16 мышление
· Находить предметы в группах не подходящий к общим признакам; «игра 4 лишний»
· Классифицировать предметы в группы по определенным признакам (деревья, овощи, фрукты, мебель, насекомые, города и т.д..)
СЛАЙД17 мышление
· Выстраивать логический ряд из фигур;
· Решать простые логические задачи, загадки;
Не обязательно брать книгу с загадками, можно придумать свои загадки-задачки. В коробке находятся зайцы. А из коробки, выглядывают например 4 уха. Сколько зайцев в коробке? Пускай ребенок думает. Задача про бананы.
СЛАЙ 18 восприятие
Еще одним фактором показателей готовности к
школе является -восприятие.
· Восприятие времени-(различают времена года; части суток; дни недели, месяца, часы) различает течение времени раньше –позже; старше- младше; быстро- долго; часто-редко; вчера, сегодня. завтра);
· восприятие пространства (выше- ниже; ближе-дальше; далеко-близко, здесь, там, глубокий -мелкий);
· Восприятие форм-узнает сложные формы и символы;
· Восприятие величины -толщина-ширина, высота, длина;
· Восприятие движений- воспринимать движения других людей, контролировать свои движения, координировать движения тела по образцу или команде;
Левой рукой коснись правого уха.
правой рукой коснись левого локтя.
СЛАЙД 19
Зрительно-моторная координация
Готовим руку к письму:
§ Раскрашиваем
§ Штрихуем
§ Обводим
§ Играем в мозаики
§ Пишем графические диктанты
Раскраски, ножницы, пластелин ваши лучшие друзья.
СЛАЙД № 20
Психолог: также важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая предполагает наличие у ребенка:
· сформированность навыков и умений управлять своим поведением, эмоциями;
· сформированность навыков произвольной регуляции внимания;
· сформированность способности ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Все перечисленные компоненты психологической готовности очень важны для обучения ребёнка в школе.
Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями, также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Если вы можете контролировать свое эмоции, то и ребенок с может.
Я желаю вам, удачи, терпения. Любите детей, играйте с ними, общайтесь, занимайтесь спортом. И у вас все получиться.
«Готов ли ребенок к школе?»
(тест для родителей)
Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:
1)Хочет ли ваш ребенок идти в школу? |
|
2) Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться? |
|
3) Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)? |
|
4) Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется? |
|
5) Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений? |
|
6) Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? |
|
7) Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе? |
|
8) Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами? |
|
9) Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно? |
|
10)Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? |
|
11)Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры? |
|
12)Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? |
|
13)Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)? |
|
14)Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту? |
|
15)Знает ли ребенок названия диких и домашних животных? |
|
16)Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидор, морковь, лук)? |
|
17)Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.? |
|
18)Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? |
|
Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов
15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, дабы школьная готовность повысилась;
9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, чаще предлагайте задания для самостоятельной работы дома.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.