Выступление педагога-психолога Готовность ребенка к школе

  • docx
  • 02.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление педагога-психолога Готовность ребенка к школе.docx

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 122»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление педагога-психолога

«Готовность ребёнка к школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: педагог-психолог:

 Федорова С.З.

 

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург  2025г

 

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению;

Оборудование: презентация, буклеты, выставка пособий, для рефлексии  рюкзачки (синий и красный), карандаши для теста.

СЛАЙД 3

Вступительное слово: здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на родительском собрании. Сегодняшнее собрание посвящено проблеме перехода детей из детского сада в школу.

Психолог: все мы хотим, чтобы наш ребёнок был готов к школьному обучению, но у каждого из вас свои критерии, по которым вы определяете готовность к школе.

Вспоминаются слова одного детского психолога Вагнера Леонида  Абрамовича. Он говорил:

«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

 

Слайд4 «Компоненты готовности к школе».

В комплексном понятии готовности ребенка к школе выделяют три основных компонента:

q Физическая готовность;

q Психологическая готовность;

q Педагогическая готовность

 

Слайд 5

Психолог действительно уметь читать, писать – это важно и это является критериями педагогической готовности к школе. Но существует ещё и другие виды готовности к школе и про них не стоит забывать.

«Компоненты психологической готовности к школе».

n  мотивационная готовность;

n  социально-личностная готовность.

n  интеллектуальная готовность;

n  эмоционально-волевая готовность;

 

СЛАЙД № 6

Мотивационная готовность к школе, это желание ребенка  идти в школу. В психологии различают разную мотивацию  готовности ребенка к школе:

·        игровой, основан на том, что там много ребятишек и будет с кем поиграть.

·        Познавательный(учебный), ребенок хочет узнать что-то новое и интересное.

·        социальный - ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место.

 

Дети которые испытывают желание пойти в школу и готовы принять внутреннюю позицию школьника, как правило становятся прекрасными учениками.

В детском саду педагоги,  конечно много говорим о школе, читаем сказки  о школе, проигрываем различные ситуации, которые могут возникнуть в школе.

Основная работа по формированию мотивации - прежде всего работа дома.

Дети по своей природе любознательны и при благоприятных условиях развития приобретают познавательный интерес.

Часто негативное отношение к школе формируется на основании опыта  старшего брата  или сестры. Пойдешь в школу, будешь получать 2, заберем телефон, не будешь гулять. Но ведь у каждого школьника жизнь складывается по-своему. Пусть ребенок сам сложит свое мнение о школе. Пусть ваш ребенок знает об этом и верит, что при его старании и вашей поддержке у него все получиться.

 

Слайд № 7

Психолог: Следующим компонентом психологической готовности является социально-личностная готовность. Социально-личностная готовность характеризуется:

·        Принятием новой социальной роли (роль школьника ) Ребенок понимает, что его ждут изменение в жизни.У него будут новые обязанности, новые правила, новый

Как помочь дошкольнику?

1.   Самостоятельность.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

2. Коллектив.

Если ребёнок редко ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.

В  возрасте  6-7 лет ребенка также происходит  изменение самооценки в сторону большей реалистичности. До этого она бала  завышенной (мой рисунок самый красивый, я- самый умный) Дети  с  типично дошкольной самооценкой могут без труда учиться хорошо, но испытывать сложности  во взаимоотношениях со сверстниками.

Социально – личностная готовность  предполагает способность  ребенка включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

Слайд № 8

Психолог: ещё одним компонентом психологической готовности к школе является интеллектуальная готовность.

Для успешного усвоения знаний ребенку необходимо достичь определенного уровня в развитии мыслительной сферы.

Интеллектуальная готовность включает:

·        Способность обобщать;

·         Сравнивать предметы окружающей действительности;

·         Классифицировать по существенному признаку;

·         Устанавливать причинно-следственные связи;

·         Делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

·        Предполагает развитие познавательных процессов (внимания, памяти, воображения);

СЛАЙД 9

Память один из самых важных факторов успешного обучения.

Различают следующие виды памяти

·   По времени удержания (кратковременная, долговременная, оперативаная)

·   По материалу-механическая (слуховая, зрительная, двигательная). Для детей 6-7 лет наиболее актуальной является  развитие механическая памяти -это слуховая и зрительная  Посмотрел  услышал и запомнил- потом уже осмыслил.

СЛАЙД 10 память

Что должен уметь ребенок к 6 годам

В какие игры можно поиграть дома. «Посмотри и запомни», «Послушай и повтори» и «Расскажи по памяти   содержание сюжетной картинки»

СЛАЙД 11 память

К 6-7  годам ребенок умеет:

§    запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки;

 

§   пересказывать близко к тексту сказки или рассказы;

§   рассказывать о событиях своей жизни;

    Уважаемые родители предлагаю поиграть в игру              

  «Снежный ком» направленная на развитие памяти и внимания.

СЛАЙД 12

Внимание, является важным, факторов успешного обучения.

                 Внимание- это способность человека концентрировать сознание на каких-либо предметах и явлениях.

                 Непроизвольное- когда что-то привлекло нас своей яркостью, громким неожиданным звуком, внимание привлечено по мимо нашего намерения.

                 Произвольное  внимание- в 6-7 лет, нервная система ребенка созревает на столько, что процесс возбуждения и торможения начинают уравновешиваться.  Ребенок начинает управлять своим поведением.

      СЛАЙД 13 (внимание)

      К 6-7 годам ребенок умеет

                 В среднем 6-летние дети способны активно и продуктивно заниматься одним делом 20-25 минут, поэтому каждые 20-25 минут меняют вид деятельности ребенка (делают зарядку для пальчиков, разминку и т.д.)

                 Игра «Камень-солнышко», «капитан», «2 +1»

Важным фоктором управления внимания в этом возрасте является интерес- все яркое, необычное, новое, увлекательное способны на долго приковать внимание ребенка.

·        Выполнять задание, не отвлекаясь около 20-25 минут;

·        Находить 5-6 отличий между предметами;

·        Удерживать в поле зрения 8-10 предметов;

·        Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

·        Копировать в точности узор или движение;

·        Уметь находить одинаковые предметы;

 

 

 СЛАЙД  14  внимание

      лабиринты,

      соедини по цифрам

      раскрась элементы определенным цветом

СЛАЙД 15 Мышление

К 6-7  годам ребенок умеет:

·        выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;

   (Что было сначала, что было потом) Вот такое задание будет во время психологической диагностики в конце года.

СЛАЙД16 мышление

·        Находить предметы в группах не подходящий к общим признакам;  «игра 4 лишний»

·          Классифицировать предметы в группы по определенным признакам (деревья, овощи, фрукты, мебель, насекомые, города и т.д..)

 

СЛАЙД17 мышление

·        Выстраивать логический ряд из фигур;

·        Решать простые логические задачи, загадки;

Не обязательно  брать книгу с загадками, можно придумать  свои загадки-задачки. В коробке  находятся зайцы. А из коробки,  выглядывают например 4 уха. Сколько зайцев в коробке? Пускай ребенок думает. Задача про бананы.

СЛАЙ 18 восприятие

Еще одним фактором показателей готовности к

школе   является -восприятие.

·        Восприятие времени-(различают времена года; части  суток; дни недели, месяца, часы) различает  течение времени раньше –позже; старше- младше; быстро- долго; часто-редко; вчера, сегодня. завтра);

·        восприятие пространства (выше- ниже; ближе-дальше; далеко-близко, здесь, там, глубокий -мелкий);

·        Восприятие форм-узнает сложные формы и символы;

 

·        Восприятие величины -толщина-ширина, высота, длина;

·        Восприятие движений- воспринимать движения других людей, контролировать свои движения, координировать движения тела по образцу или команде;

Левой рукой коснись правого уха.

правой рукой коснись   левого локтя.

СЛАЙД 19

Зрительно-моторная координация

     Готовим руку к письму:

§ Раскрашиваем

§ Штрихуем

§ Обводим

§ Играем в мозаики

§ Пишем графические диктанты

Раскраски, ножницы, пластелин  ваши лучшие друзья.

СЛАЙД № 20

Психолог: также важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая предполагает наличие у ребенка:

·        сформированность навыков и умений управлять своим поведением, эмоциями;

·        сформированность навыков произвольной регуляции внимания;

·        сформированность способности ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Все перечисленные компоненты психологической готовности очень важны для обучения ребёнка в школе.

 

 

Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями, также играет большую роль в формировании  этого вида готовности к школе. Если вы можете контролировать свое эмоции, то  и ребенок с может.

Я желаю вам, удачи, терпения. Любите  детей, играйте с ними, общайтесь, занимайтесь спортом. И у вас все получиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Готов ли ребенок к школе?»

(тест для родителей)

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

1)Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

 

2) Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

 

3) Может     ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в

течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

 

4) Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

 

5) Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и

составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

 

6) Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

 

7) Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

 

8) Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

 

9) Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

 

10)Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

 

11)Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

 

12)Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

 

13)Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

 

14)Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

 

15)Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

 

16)Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидор, морковь, лук)?

 

17)Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

 

18)Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

 

 

Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов

 

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

 

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, дабы школьная готовность повысилась;

 

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, чаще предлагайте задания для самостоятельной работы дома.