Выступление по программе "Азбука общения"
Оценка 4.7

Выступление по программе "Азбука общения"

Оценка 4.7
docx
10.04.2022
Выступление по программе "Азбука общения"
выступление по программе.docx

 

Возраст 7ми-8ми лет является переломным моментом в жизни ребенка. С поступлением в школу основной  деятельностью  его становится учение. По данным ряда исследователей, до 60% учащихся начальных классов испытывают трудности коммуникативного характера, т.к. школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть…

       Порой,  при поступлении в первый класс, дети умеют считать, знают буквы алфавита, но не готовы ни психологически, ни  эмоционально. Поэтому в первый год обучения в школе  у ребенка возникают трудности в понимании самого себя, своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и педагогами. К числу наиболее актуальных проблем относится  противоречие между, с одной стороны, постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, детский коллектив к личности ребенка - его вниманию, памяти, мышлению, и, с другой стороны, уровнем психологического  развития, его коммуникативным навыкам.

Я задумалась: как помочь маленькому человеку? Можно ли создать условия для формирования коммуникативных навыков на начальном этапе обучения ребенка?

Учитывая свой педагогический опыт, имея квалификацию «учитель начальных классов», разработала  дополнительную общеобразовательную программу для детей 7-8 лет «Азбука общения». Направленность программы  по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной и досуговой,  по форме организации — групповой (в одной группе занимается 12-15 обучающихся).

           Программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:

·        Федерального  закона  «Об образовании», (слайд 2)

·        Приказов Минитсерства образования и науки,

·        санитарных требований.

На этапе проектирования столкнулась с тем, что не обнаружила готовых общеобразовательных программ социально-педагогической направленности, способствующих развитию коммуникативных навыков младших школьников.   Заинтересовала авторская 33 – часовая программа Васильевой «В школу с улыбкой», основной целью которой является создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Её я взяла за основу. Отдельные темы заимствовала из программы «Вместе играем, учимся, переживаем» педагога-психолога Юлии  Здоровой (она тоже рассчитана на 33

 часа)  и  из методического пособия «Психопрофилактические сказки для школьной адаптации» автора М.Панфиловой. В целом же содержание программы разработано мной самостоятельно, отсюда статус программы -  модифицированная; рассчитана на 1 учебный год, учебно-тематический план содержит 144 часа. (слайд 3)

         Актуальность моей программы заключается в том, что она помогает ребенку адаптироваться к коллективу (группе),  школе,  социуму в целом. Занятия по программе параллельно с первыми шагами  обучения в школе помогают формироваться той системе отношений ребенка с миром и самим собой, находить те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, возможности личностной  самореализации.  Говоря об адаптации, исхожу из того, что это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. 

 

 Основную цель общеобразовательной программы «Азбука общения» определила так: развитие коммуникативных компетенций первоклассников. (слайд 4)

 Отсюда и задачи, которые решаю в течение учебного года…

Основное содержание программы разработано с учётом (слайд 5) принципов обучения и воспитания  и направлено на формирование навыков общения, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми  в различных жизненных ситуациях. (слайд6)

Для ребёнка младшего школьного возраста доступным, легко воспринимаемым источником получения новых знаний остаётся игра. Поэтому педагогическая целесообразность программы заключается в использовании  игры  как основного средства воспитания и развития ребёнка. Играя, дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни. (слайд 7 Макар.)

       Через игру – любимую деятельность детей -  помогаю ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью.  Игры обеспечивают мотивацию познания себя, товарищей, окружающего мира; учат четко формулировать свои мысли.

  Дети, пришедшие в моё объединение, в начале учебного года  не знакомы со мной, друг с другом. Поэтому на первых 4ёх занятиях я использую игры  на знакомство, сплочение и взаимодействие.(слайд9)

Одним  из вариантов таких игр  является игра «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...». Дети передают мяч одному из игроков. Ребёнок  ловит его, называет свое имя,  бросает мяч другому, произнося слова. Затем усложняю игру, по условию дети должны сказать ещё  своё хобби и хобби соседа; вариантов может быть много Дети  с удовольствием включаются в подобные игры. Лучше запоминают имена, узнают больше друг о друге.

Использую  "Игру в слова" На каждую букву имени  дети придумывают прилагательное.
ТИМУР
Т - талантливый
И - интеллигентный
М - мудрый
У - умелый
Р – радостный

"Игра в слова" способствует развитию коммуникативных качеств и воображения воспитанников, развивает речь.

          Игры на «сплочение» помогают детям развивать чувство принадлежности к группе, напр., «Клубок ниток». Воспитанники рассаживаются по кругу, называют своё имя, говорят об интересах, любимой игрушке и т.д…  При этом передают друг другу клубок, наматывая нить на палец. Когда все дети рассказали о себе, нить спускается.  Бывает, что она запутывается, тогда говорю воспитанникам, что все они в объединении уже настолько тесно связаны между собой,  сдружились.

        Провожу подвижные игры, напр., многим известная игра  «Отгадай, чей голосок». Эта  игра  не только содействуют сплочению коллектива, она ещё развивает  слуховую память.

       Помимо игр,  моя программа  содержит  такие формы работы как: (слайд 9) тренинговые упражнения, беседы, праздники, экскурсии, турниры, викторины,  направленные на развитие познавательной, эмоциональной сферы ребенка. Занятия построены таким образом, что вне зависимости от темы занятия происходит развитие различных видов универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных и т.д.

            Считаю, что тренинг- это отличная возможность познакомить воспитанников друг с другом. Дети учатся слушать;  сопереживать;  адекватно оценивать себя и других; принимать мнение другого … и  -  получать удовольствие и радость от общения.

 

       Напр., упражнение «Будем добрее». (слайд10) , где  дети учатся слушать и понимать другого, сопереживать, оказывать помощь тем, кто находится в трудной ситуации.

       Сообщаю детям, что сегодня мы отправимся в сказочное путешествие. Прошу назвать героев, которые наиболее часто встречаются в сказках. Воспитанники перечисляют: Иван-царевич, Марья- царевна, Кощей Бессмертный. Ребята делают вывод о том, что во всех сказках добро борется со злом. И не всегда эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти серьезные испытания, прежде, чем добро восторжествует.

Или такой пример:

Просматриваем и обсуждаем отрывок из  мультфильма «Гадкий утенок» Спрашиваю:- Понравился мультфильм? О чем он? Как относились обитатели птичьего двора к нашему герою? Почему? (Дети отвечают: Обитатели птичьего двора  дразнили, обзывали утёнка, потому что он не был похож на них)

Дети делают  вывод,  о том, что необязательно быть похожим на других, все разные, нельзя обижать кого-то только потому, что он не такой, как все).

 

Рисунки «Волшебная сила добра».

 Всем известно, что 7летние  дети любят рисовать, поэтому практически на каждом занятии предоставляю такую возможность.

         Прошу подумать детей  о том, как помочь Гадкому утёнку. (Дети говорят, что можно нарисовать ему друга, ведь у него нет друзей, сделать ему подарок) Делаю выставку рисунков детей.

Задаю вопрос ребятам: -Как вы думаете, изменится  настроение утёнка от тех добрых слов и подарков, которые вы ему сделали? (да, он станет радостным, ему не будет одиноко). Говорю: Вот вы и навели порядок  в сказочной стране: добро победило зло и нам можно возвращаться обратно. (слайд 11)

 

         Способствует  адаптации воспитанников упражнение «Похожи – не похожи». Прошу детей объединяться в группы по разным признакам.

          -у кого голубые  (карие,…) глаза

- кто родился летом, зимой

- у кого есть брат (сестра),

- кто умеет танцевать,

- у кого есть друг в классе?

Дети делают вывод о том, что  в чём-то они похожи, а чем-то отличаются, но различия не должны мешать дружить. Мы беседуем о том, что в нашем городе   живут люди разной национальности, и это не мешает дружить народам, населяющих  его.

   

Многие  занятия  начинаются  с ритуала приветствия и заканчивается ритуалом прощания.

      В качестве ритуала приветствия использую упражнение «Доброе утро!»

Ребёнок, у которого в руках микрофон, говорит всем «Доброе утро!», рассказывает  о том, какое у него сегодня настроение, событиях дня, передаёт микрофон соседу.

          Ритуалом прощания служит  тренинг «Спасибо за прекрасный день». Его можно использовать не только на занятиях по моей программе, но также может применять в своей практике любой педагог  на любом занятии .

         Дети встают в круг. Один из воспитанников становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, держась за руки. Затем подходят третий, четвертый. Таким образом, группа в центре круга увеличивается. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается и ритуал завершается  троекратным пожатием рук. 

      С целью развития  саморефлексии и воображения провожу упражнение- тест "Несуществующее животное»

   Даю воспитанникам задание— нарисовать живое существо, которого еще никто никогда не встречал в природе.      (слайд 12)

       Дети на подсознательном уровне рисуют себя, свои отношения с людьми, страхи и проблемы. Идентификация ребенка с рисунком помогает узнать мне о его душевном состоянии, самооценке, темпераменте и адаптации к социуму. (слайд15)

 

        Тренинг "Путешествие в будущее" предоставляет  детям возможность задуматься о   будущем, попытаться сконструировать его. В конце тренинга вместе делаем вывод о том, что  будущее начинается в настоящем.

      Таким образом, тренинги способствует сплочению детей, развитию творческих способностей, расширению кругозора, развитию речи, мышления, памяти.

 

Чтобы отследить результаты работы по общеобразовательной программе, сопоставляю начальный уровень обучающихся  и конечный  результат.

 Для этого в течение года организую  текущий, промежуточный и итоговый контроль, при этом использую различные методы:  наблюдение, опрос, тестирование, диагностика.

         Одна из методик называется «Школа зверей», организую ее в начале и в конце  года . Сообщаю воспитанникам: Сейчас мы с вами совершим путешествие в сказочный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на  лесной поляне, где находится «Школа зверей». Посмотрите какие звери учатся в  ней? Кто педагог? А каким животным вы видите себя?

       Затем дети открывают глаза и рисуют то, что видели. (слайд13)

Предлагаю детям поставить букву «Я» рядом с тем животным, которым могли бы быть они. (слайд 14)

По положению рисунка на листе, контурам фигур, изображению учебной деятельности и др. показателям  диагностирую, насколько способны к взаимодействию друг с другом, со взрослыми.

 

Основными итогами реализации программы считаю: (слайд 15)

создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе;

 создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения;

повышение познавательной активности и интереса участников;

выработка положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в  коммуникативной деятельности,

ускорение процесса адаптации к школе.

Дети

·         знают основными нормы и правила общения;

·         владеют некоторыми способами релаксации и саморегуляции;

·         знают и применяют основные правила культурного поведения, ЗОЖ.

·         овладевают  выразительными речевыми и  неречевыми средствами общения;

  • умеют взаимодействовать со сверстниками, учитывать интересы других;

·         применяют  при решении творческих задач ассоциативное и образное мышление.

 

По итогам прошлого учебного года результаты обучения по программе «Азбука общения» были следующие:

Среди 15 воспитанников, пришедших в объединение, в группе были дети как с заниженной, так и с завышенной самооценкой. Сразу определилась  тройка лидеров - Диля, Лиана и Ваня. Сформировались явные подгруппы детей. Первая  - дети, которые всегда  были активны на занятиях, обсуждали, решали поставленные задачи. Вторая (их было 5) – дети, которые стеснялись отвечать, не контактировали с одногруппниками. Период  адаптации  у них проходил трудно: дети не проявляли инициативу, отвечали только тогда, когда  им задавала  вопрос, сами  не отвечали на них, даже если  знали ответ. Примерно через 3 месяца занятий  я отметила, что трое из них - Савелий,  Дарина и Ангелина  заметно раскрепостились, стали  активнее, и уже  не боялись включаться в игру или беседу.

На начало года иногда отмечались вспышки агрессии среди детей, возникало непонимание; трое обучающихся  проявляли повышенную возбудимость. 57 %  обучающихся, пришедших в объединение, были способны к работе коллективе. Со временем дети стали более терпимы друг к другу, научились помогать друг другу, общаться.        

На конец учебного года вгруппе наблюдалось меньше агрессии, неприятия и отторжения.  89 % воспитанников умели взаимодействовать. В процессе обучения по программе  наладились дружеские отношения внутри детского коллектива,  отношения мальчиков и девочек  стали  более   ровными и доверительными. Появилась ответственность за свои и коллективные решения (что подтвердилось  по результатам тестирования поведенческих качеств, метода незакон­ченного пред­ложения, а также в ходе наблюдений).

 Дети усвоили необходимость учитывать интересы других. Кроме того, (и это отмечают учителя школы), у всех детей повысилась познавательная активность.

           Безусловно, к общеобразовательной программе мною самостоятельно разработан    УМК. (слайд 16) В него входят 72 плана-конспекта занятий (все они в электронном виде). 23 из них сопровождаются презентациями, созданными мной самостоятельно, в основном, в программе «Power Point». Это «Интеллектуальная игра "Хочу всё знать!",   «Эмоции человека», «Новогодние традиции», игра "Красный, жёлтый, зелёный", «В гостях у сказки» и др.  Много раздаточного наглядного материала.

       Мною собрана коллекция видео- и мультфильмов для детей, поскольку часто использую фрагменты из них в процессе проведения занятий: например, в ходе изучения темы "Дружная семья" включаю мультфильм "Цветы дружбы"; при изучении темы "Опасности, которые нас подстерегают" -  мультфильм "Уроки осторожности от тётушки Совы". Эпизоды из новогодних мультфильмов необходимы мне при изучении темы "Новогодние игры и традиции". Всего – более  десятка мультфильмов.

       Часто использую детские песни, напр., когда играем  в аналог  телевизионной игры «Угадай мелодию», различные музыкальные фрагменты для оформления игр, использую музыку для расслабления - «Шум моря», «Пение птиц» и др.

     Дидактический материал к программе ежегодно пополняется, редактируется, разрабатывается новый, впрочем, как подлежит корректировке и сама общеобразовательная программа, поскольку не бывает одинаковых детей, следовательно, корректируются темы занятий, варьируется количество часов.

         В целом программа «Азбука общения» способствует развитию личности маленького человека, обеспечивает ему комфортные эмоциональные условия,  мотивирует к познанию и творчеству, помогает адаптироваться в непростом и таком огромном мире.


 

Возраст 7ми-8ми лет является переломным моментом в жизни ребенка

Возраст 7ми-8ми лет является переломным моментом в жизни ребенка

Отдельные темы заимствовала из программы «Вместе играем, учимся, переживаем» педагога-психолога

Отдельные темы заимствовала из программы «Вместе играем, учимся, переживаем» педагога-психолога

Дети, пришедшие в моё объединение, в начале учебного года не знакомы со мной, друг с другом

Дети, пришедшие в моё объединение, в начале учебного года не знакомы со мной, друг с другом

Считаю, что тренинг- это отличная возможность познакомить воспитанников друг с другом

Считаю, что тренинг- это отличная возможность познакомить воспитанников друг с другом

Говорю: Вот вы и навели порядок в сказочной стране: добро победило зло и нам можно возвращаться обратно

Говорю: Вот вы и навели порядок в сказочной стране: добро победило зло и нам можно возвращаться обратно

Дети на подсознательном уровне рисуют себя, свои отношения с людьми, страхи и проблемы

Дети на подсознательном уровне рисуют себя, свои отношения с людьми, страхи и проблемы

Дети · знают основными нормы и правила общения; · владеют некоторыми способами релаксации и саморегуляции; · знают и применяют основные правила культурного поведения,

Дети · знают основными нормы и правила общения; · владеют некоторыми способами релаксации и саморегуляции; · знают и применяют основные правила культурного поведения,

Дети усвоили необходимость учитывать интересы других

Дети усвоили необходимость учитывать интересы других
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2022