Выступление "Развитие ИКТ компетентности младших школьников"
Оценка 4.7

Выступление "Развитие ИКТ компетентности младших школьников"

Оценка 4.7
Лекции
docx
преподавание
09.01.2022
Выступление "Развитие ИКТ компетентности  младших школьников"
В данном материале представлены особенности развития ИКТ компетентности младших школьников
Развитие ИКТ компетентности младших школьников.docx

         Развитие ИКТ компетентности

младших школьников

        

Анискина Валентина Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ  «Ярцевская средняя школа №1»

                                                              Ярцевского района Смоленскойобласти

 

 

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с  ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них  ИКТ компетентности.

ИКТ компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Одним из основных положений нового Федерального образовательного  стандарта  является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, которая ставит задачу использовать в работе начальной школы материально-техническое и информационное оснащение.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной,  организуемую во внеурочное время,  для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. 

Особое место в процессе организации внеурочной деятельности занимает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому применение информационных технологий делают учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.

В своей педагогической деятельности я пользуюсь различными средствами ИКТ:

– использование тематических презентаций (презентации к предметным неделям, классным часам и праздничным мероприятиям);

– использование готовых программных продуктов, в том числе электронно-образовательных ресурсов (ЭОР);

– использование ресурсов сети Интернет (презентации, дидактический материал, анимационные игры и др.).

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Использование ИКТ во внеурочной деятельности возможно в разных направлениях: внеклассные мероприятия (КВНы, конкурсы, викторины, экскурсии, праздничные мероприятия), кружковая работа, исследовательская и проектная деятельность, творческие задания и т.д.          

Провести внеклассные мероприятия на различные темы, соревнования, классные часы учитель может, используя мультимедийные презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятий.

При помощи использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер можно зафиксировать любое мероприятие в классе, обработать его и собрать фотокопилку и видеокопилку. А также с помощью программы создания презентаций MS POWER POINT можно оформить альбом класса, где размещаются фотографии с различных мероприятий, их увлечений и интересах.

При помощи документ-камеры можно продемонстрировать всему классу изучаемый матероиал. Такая возможность демонстрации поддерживает интерес и внимание учащихся к школьному предмету. Считаю, что основным преимуществом этого инструмента является работа в режиме реального времени. Сотрудничая в парах, группах, учащиеся находят различные пути решения возникающих задач, а затем презентуют свой вариант всему классу.

     Хочется отметить, что использование ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе  - это реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, коммуникативные способности, творчество и критическое мышление.

     Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИКТ во внеурочное время  - это повышение интереса, усиление мотивации, развитие творческих способностей младших школьников, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации внеурочной работы в новых условиях. А цель учителя начальных классов - сделать внеурочную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной.

 

Литература:

1.                  В. Кинелев, П. Коммерс, Б. Коцик. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2005.

2.                  Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

3.                  Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006.

 


 

Развитие ИКТ компетентности младших школьников

Развитие ИКТ компетентности младших школьников

Особое место в процессе организации внеурочной деятельности занимает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Особое место в процессе организации внеурочной деятельности занимает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Сотрудничая в парах, группах, учащиеся находят различные пути решения возникающих задач, а затем презентуют свой вариант всему классу

Сотрудничая в парах, группах, учащиеся находят различные пути решения возникающих задач, а затем презентуют свой вариант всему классу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2022