Выступление "Верботональный метод как коррекционная здоровьесберегающая технология
Оценка 4.8

Выступление "Верботональный метод как коррекционная здоровьесберегающая технология

Оценка 4.8
docx
02.09.2020
Выступление "Верботональный метод как коррекционная здоровьесберегающая технология
ВЕРБОТОНАЛЬНЫЙ МЕТОД КАК КОРРЕКЦИОННАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.docx

ВЕРБОТОНАЛЬНЫЙ МЕТОД КАК КОРРЕКЦИОННАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

 

     В настоящее время назрела необходимость использования воспитателями коррекционных методов, поскольку с каждым годом значительно увеличивается количество детей с проблемами речевого и психического развития

Так что же такое «верботональный метод»?

Этот метод реабилитации лиц с серьёзными проблема­ми и коммуникации ещё в 1950 году предложил академик II. Губерина, и был создан специально для детей с нарушением слуха. Мы рассмотрим его с точки зрения применения в работе  с детьми с ОВЗ.

В настоящее время верботональная система изучается и применяется во всем мире для реабилитации дефектов речи и голоса, развитии и усвоении языка у детей, живущих в неблагоприятной социально-культурной и учебно воспитательной среде (педагогически запущенные, мигранты из другой речевой среды), при изучении иностранного языка.

При работе с детьми с ограниченными возможностями необходимо задействовать одновременно несколько анализаторов. Что с успехом практикуется в верботональном методе.

Элементы верботональной системы:

1.     Вибротактильная фаза

2.     Аудиовизуальный курс

3.     Фонетическая ритмика

4.     Музыкальная стимуляция

5.     Пиктографическая ритмика

 

Рассмотрим элементы данного метода, которые взаимосвязаны между собой, но в то же время самоценен каждый по себе.

Вибротактильная фаза

Первая фаза – вибротактильная. Это специальный метод для детей с нарушением слуха. В нем используется специальная аппаратура. Ребенок ощущает звук  всем телом. Еще в 1929 году американскими учеными был проведен эксперемент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Данное положение стало широко использоваться в верботональном методе. Мать носит грудного ребенка на руках, прижимает его и ласково сним разговаривает, ребенку приятно, он чувствует вибрацию голосовых органов матери, ощущает звук ее голоса всем телом.

Как же мы можем в обычной работе использовать этот метод. Самый простой и доступный вибратор это пианино или динамик. Дети с нарушением слуха прикладывают руку к поверхности и «слышат» звучание телом. Так  можно поиграть с детьми, имеющими другие нарушения в развитии. Для этого необходимо закрыть уши (беруши или наушники)  и по вибрации пианино они должны будут отгадать какая музыка звучит (марш, вальс, грустная или веселая). Происходит развитие внимания, воображения, проприоцептивных ощущений. Поверьте любой гиперактивный ребенок успокоится и будет сосредоточен.

Музыкальная стимуляция.

 Следующая методика – музыкальная стимуляция. Хотя она тесно связана с музыкой, но здесь работа не идет над развитие музыкального слуха, цель ее – развитие речи. Почему через музыку? Это обосновано тем, что мозговыми структурами лучше воспринимается пение и ритм – это одни из самых древних выражения чувств и мыслей, намного примитивнее и старше самого языка.

Наверное наши предки до возникновения языка общались перестукиванием и вокализацией. Поэтому где-то в наших древних мозговых структурах эта связь поколений сохранилась. Вы знаете, какое удовольствие доставляет младенцам игры с погремушками, как долго они могут стучать палочкой по кровати – а это и есть ритмические упражнения.

 

В музыкальной стимуляции носителями ритма и интонации являются считалки. В своей работе мы можем использовать считалки. Для чего? Для развития речевого дыхания (на одном выдохе произносится достаточно длинные фразы), развитие речи, правильного произношения, просодической стороны речи. 

Аудивизуальный курс. Аудивизуально то есть звук и картинка.

Принципы АВК.

1.     Язык, как и человеческий мозг, функционирует в структурах, которые формируются в процессе коммуникации.

2.     Основным принципом функционирования мозга является выбор оптимальных факторов языковой структуры.

3.     Разговорная речь является основой родного языка. Мы используем устную речь, когда хотим что-то выразить. Говорящий одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Важно, что аудиовизуальная информация отражается на воспроизведении по мере восприятия речи. Если восприятие меняется, то и речь будет меняться.

4.     Речевая ситуация является основной формой, через которую передается язык. Речевая ситуация дает возможность обучаться языку непосредственно, без изучения грамматических правил. Учащиеся сначала воспринимают готовые языковые структуры, которые усваиваются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения языка. Роль речевой ситуации особо важна на начальных этапах обучения, когда вербальные возможности детей с недостатками слуха небольшие. Все речевые ситуации, используемые АВК должны быть жизненными, такими, с какими дети сталкиваются в жизни.

5.     Диалогическая форма речи – ежедневная форма коммуникации, поэтому весь курс АВК построен в форме диалога.

6.     Аудиовизуально, другими словами – звук и картинка. Основной языковой формой АВК является картинка, которая сопровождается звуком (речью педагога). Язык и речь воспринимаются с помощью слуха, зрения, движения. Роль картинки постепенно меняется. Вначале она необходима, а в конце изучения курса убирается, когда языковое выражение становится достаточным и полным выражением действительности.

 

     Многие люди ведут себя сковано, не могут начать или поддержать беседу. А ведь диалог  это основной вид речи. АВК помогает раскрепоститься, вести себя более уверено в незнакомой ситуации, т.к. обыгрывания речевых ситуаций откладываются и ребенку затем легче вступать в диалог.

Методика проведения АВК:

1.                Демонстрация и запоминание.
2.                Работа над пониманием содержания.
3.                Повторение.
4.                Драматизация.
5.                Активизация – перенос в другую ситуацию.

 

Начинаем работу с коротких диалогов. В облачках написан текст, наши дети с младшего возраста владеют глобальным чтением.

1. Демонстрация и запоминание

1) Демонстрация картинок молча.

2) педагог показывает картинку, а затем озвучивает её и так рассказывает всю тему. Можно повторить ещё раз слухозрительно.

3) Рассказывают дети, если затрудняются, то обращаются за помощью к другим детям. Здесь можно работать над произношением. Дети должны повторять, пока не усвоят. Как помощь можно давать отдельные слова на слух, можно  поиграть в игру: «Что пропало?»

2. Работа над пониманием содержания.

Задаются вопросы по содержанию. Нужно убедиться, что дети поняли.

3. Повторение.

Игры, работа на слух.

4.Драматизация.

Картинки перед детьми, идёт драматизация. Один ученик во всех ролях.

5. Активизация, перенос в другую ситуацию

Картинок совсем нет.

     В своей работе мы можем использовать? Конечно, вот такие диалогические картинки, которые динамичны, понятны для детей и более значимы для жизни

 

Пиктографическая ритмика

Пиктограмма – целостный рисунок чувства, полученный в процессе игры, движения.

      Пиктографическая ритмика была разработана профессором Цен­тра «СУВАГ» МладеномЛовричем. В ней отражены все основные положения верботонального мето­да. Произношение (микромоторика) на­прямую связано с макромоторикой, умением владеть своим телом (на­прягаться и расслабляться), кине­стетическими ощущениями, зри­тельным и тактильным восприяти­ем. Всё это широко используется в пиктографической ритмике.

     Пиктографская ритмика имеет физиологическую основу (рисуются пикты на основе психомоторных возможностей ребенка.

      Пиктографская ритмика помогает активизировать речевую часть мозга, отвечающую за произношение, подготавливает тело к письму, развивает творчество детей, дети самостоятельно создают структуры на фонетическом уровне.

      Дети дошкольного возраста с помощью пиктографической ритмики усваивают фонетику, морфологию, синтаксис.

      Фонетика отражение характеристики звука, дифференциация звуков.

Пикты используются для усвоения грамматических форм – составление предложений.

     Любое слово, действие можно изобразить графически, все зависит от творчества педагога и детей. Пикты передают не предмет, а смысл.

    Фонетическая ритмика

       Фонетическая ритмика –  технология, содержащая систему двигательных упражнений, в которых движения корпуса, рук, ног сочетаются с произнесением речевого материала: звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз.

     Именно фонетическая ритмика позволяет влиять (корригировать, как говорят логопеды) на психическое и речевое развитие детей.

      В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. В основе методического приёма фонетической ритмики лежит правило, исходящее из взглядов природосообразности: устная речь «физиологична», она состоит не только из звуков, но и включает в себя мимику и движения. Таким образом, произносительная деятельность – это деятельность всего организма.

       Mакродвижения (большие движения) важны для ребёнка, который не слышит, так как макромоторика стимулирует микромоторику и из крупных, менее дифференцированных движений, постепенно возникают мелкие и более тонкие движения речевого органа. Все слышали, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи. Хорошая речь может быть сформирована только при хорошей моторике всего тела.

      Фонетическая ритмика сочетает в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой, и использует механизм их функционального единства. Используются природные способности детей: эмоциональность (дети легко подражают эмоциям взрослым, друг другу и даже животным), потребность в двигательной активности.

      Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально–положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонаций.

«Стимуляция движением» состоит из двух взаимосвязан­ных разделов:

Первый раздел «Гармония тела» предусматривает сенсо-психомоторное развитие, что подразумевает овладение навыками телесного напряжения и координации макро- и микро­моторики. Это способствует развитию речи в её акустическом и лингвистическом компонентах.

Второй раздел «Слушание, речь, язык» предусматрива­ет особое внимание голосу (фонации), артикуляции и речи, что полезно для понимания и правильного структурирования языка (морфология и грамматика).

 

     Таким образом, основные задачи деятельности с использование фонетической ритмики это:

1. соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

2. способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной;

3. развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

·        менять высоту, силу голоса в различном темпе.

·          нормализовать речевое дыхание;

·        производить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;

·        воспроизводить звуки в заданном темпе;

·        воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;

·        учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.

·        Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

     Фонетическая ритмика схожа с физ. минуткой. Но в ритмике главная задача это развитие речи и просодической ее стороны.

     Каждый рассмотренный прием мы можем использовать в своей работе как часть занятия, в индивидуальной работе. Если это будет проводится в системе, то результаты не заставят себя ждать. Во всех элементах верботональной системы присутствует движение а это естественное состояние ребенка, но в то же время требуется сосредоточенность, умение прислушиваться к своему телу, эмоциям.

     Таким образом, упражнения на основе верботонального метода  в условиях введения ФГОС могут быть введены в практику ДОУ, как коррекционная здоровьесберегающая технология.

 

Литература

1.      Андреева Л.В. Сурдопедагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.

2.      Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. «Фонетическая ритмика в школе и детском саду» - М. «Учебная литература», 1997.

3.      Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. М., 2008.

4.      Носкова Л.П. Иетодика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.

5.      Пелымская Т.В., ШматкоН.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003

6.      Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботанального метода. – М.: Парадигма, 2010.


 

7.     

ВЕРБОТОНАЛЬНЫЙ МЕТОД КАК КОРРЕКЦИОННАЯ

ВЕРБОТОНАЛЬНЫЙ МЕТОД КАК КОРРЕКЦИОННАЯ

Происходит развитие внимания, воображения, проприоцептивных ощущений

Происходит развитие внимания, воображения, проприоцептивных ощущений

Аудиовизуально, другими словами – звук и картинка

Аудиовизуально, другими словами – звук и картинка

В своей работе мы можем использовать?

В своей работе мы можем использовать?

M акродвижения (большие движения) важны для ребёнка, который не слышит, так как макромоторика стимулирует микромоторику и из крупных, менее дифференцированных движений, постепенно возникают мелкие и…

M акродвижения (большие движения) важны для ребёнка, который не слышит, так как макромоторика стимулирует микромоторику и из крупных, менее дифференцированных движений, постепенно возникают мелкие и…

Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2020