Выступление "Формирование культуры речевого общения младших школьников"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русский язык
Взрослым
21.06.2017
Основные задачи обучения родному языку в школе состоят в том, чтобы обеспечить формирование коммуникативной компетенции, предполагающей овладение различными видами речевой деятельности. Для решения задачи формирования культуры речевого общения в статье представлена система работы: различные игры и упражнения, метод театральной педагогики, факультативный курс "Речь и культура общения".
Формирование культуры речевого общения младших школьников.doc
Тема: «Формирование культуры речевого общения младших
школьников» (из опыта)
Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить в не
связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами,
сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми является
общение.
Исследования учёных свидетельствуют о том, что многие конфликты,
разногласия между людьми возникают изза отсутствия культуры общения.
Проблема общения, проблема взаимодействия людей, на мой взгляд,
приобретает всё большую актуальность. В последнее время эта проблема стала
особенно острой, что связано с заметным снижением языковой культуры населения, с
тенденциями отказа от следования общепринятым нормам морали.
Основные задачи обучения родному языку в школе состоят в том, чтобы
обеспечить формирование коммуникативной компетенции, предполагающей
овладение различными видами речевой деятельности. Поэтому основополагающая
задача учителя – учить эффективному общению, овладению в должной мере родным
языком как средством общения. Выпускник школы должен уметь общаться, уметь
слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и свою речь, умел
словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.
Для решения задачи формирования культуры речевого общения я выстроила
определённую систему работы по данной проблеме.
I.
Упражнения и игры для формирования навыков общения:
игра «Волшебные сундучки»,
игра «Новоселье»,
игра «Цветиксемицветик».
II. Упражнения на развитие внимания, эмоционального контакта:
игра «Робот»,
игра «Шеренга»,
игра «Выбор».
III. Упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений:
«Знакомство»,
«Фраза по кругу»,
«Цвета эмоций»,
«Всеобщее внимание»,
«Зеркало»,
«Рассмешить партнёра»,
«Взгляд».
IV. Методы театральной педагогики. Упражнения:
«Эстафета»,
«Глаза в глаза»,
«Волшебная палочка».
V. Упражнения, способствующие развитию культуры речи: работа над ударением,
работа над произношением,
работа над развитием эмоциональной, выразительной речи,
работа над значением слов и выражений,
работа над грамматическими нормами,
работа над словосочетанием и предложением
VI. Факультативный курс «Речь и культура общения». Мною составлено
календарнотематическое планирование факультатива для 3 и 4 классов. Основная
задача курса – дать учащимся знания в сфере культурного поведения и общения. На
занятиях факультатива я знакомила учащихся с элементарными речеведческими
понятиями, использовала задания, развивающие в детях критическое восприятие
речи, чувство уместности высказывания. Специальные задания помогали воспитывать
внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением
к человеку, т.е. с воспитанием вежливости. Использовались задачи проблемного
характера, игровые приёмы, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики
становились активными участниками определённой речевой ситуации. В данном
случае развивается творческое воображение, литературные способности, артистизм.
Дети писали сказки, стихи, придумывали загадки, скороговорки, считалки, ставили
сценки.
VII. Воспитательная и внеклассная работа: предметные недели по русскому
языку, классные часы (разработана тематика для 14 классов).
Проведение предметных недель помогает учащимся получать дополнительные знания
о русском языке, развивает устную и письменную речь, творческие способности,
формирует коммуникативные навыки, культуру речи, сплачивает коллектив.
Классные часы помогают формировать классный коллектив, прививают навыки
культурного поведения, коммуникативные навыки, учат ребят дружить, вежливо
общаться друг с другом, учат находить пути преодоления негативных качеств
личности.
Проводимые мной упражнения и игры, занятия позволили повысить
эффективность обучения, облегчить перенос выработанных коммуникативных
умений в реальные жизненные ситуации, повысить уровень произвольности у
младших школьников в процессе регулирования своих эмоций, сформировать
личностные качества, необходимые для успешного общения и творчества, развить не
только коммуникативные, но и общеучебные умения и навыки, повысить общую
культуру учащихся, формирующую важные установки нравственного характера.
Выступление "Формирование культуры речевого общения младших школьников"
Выступление "Формирование культуры речевого общения младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.